Вариант соотнесения произведений русской классической литературы с творениями современных авторов.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Система уроков внеклассного чтения, ориентированных на изучение учащимися произведений современной русской литературы и сопоставлении их с программными произведениями, обязательными для изучения в школе III ступени
- поможет ученику достаточно полно представить современную литературную ситуацию;
- совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения;
- воспитывать любовь к чтению;
- Способствовать развитию эстетического вкуса, умению «не тонуть» в бурном море современной литературы.
Предлагаю вам ознакомиться с одним из возможных вариантов системы уроков внеклассного чтения в школе III ступени. Конечно, выбор произведений для занятий вариативен. Он зависит от целей учителя, возможностей и профильности класса.
На уроках продуктивна интеграция с другими видами искусств: живописью, фотографией, музыкой, кинематографом. Наиболее эффективно используются следующие методы работы: объяснительно-иллюстративный, сравнительно-сопоставительный, исследовательский. Учащиеся с интересом подходят к творческим работам (рецензиям, эссе, стилистическим экспериментам).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вариант соотнесения произведений русской классической литературы с творениями современных авторов.
№ | Русская классика | Современная русская литература | Точки соприкосновения, схожесть проблематики |
1. | А.С. Пушкин. Лирика | Ю.Буйда. «Синдбад-мореход» Т.Толстая «Ночь» | Непреходящие нравственные ценности Поиск и обретение гармонии |
2. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» | В.С. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени» В.Ерофеев «Русские цветы зла» Ю. Мамлеев. Рассказы В.Пелевин «Generation П» | Нравственные поиски современника, Проблема героя времени. |
3. | Н.В. Гоголь «Петербургские повести» | М. Веллер «легенды Невского проспекта» Т. Толстая «Чужие сны» | Образ Петербурга |
4. | И.А. Гончаров «Обломов» | В.А. Солоухин «Смех за левым плечом» Т. Толстая «Река Оккервиль» | Размышления о путях и целях прогресса, национальные особенности уклада жизни. Любовь и мечта, любовь и быт |
5. | А.Н. Островский «Бесприданница» | Л.Н. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна» | Атмосфера лжи, корысти, торга как причина гибели героини |
6. | Н.А. Некрасов. Лирика | Гражданская поэзия современных поэтов (Ю.Шевчук, А. Васильев, Е. Летов, и др. по выбору учителя) |
7. | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» | В.Пьецух «Новая московская философия» Т. Толстая «Сонечка» | Преступление и наказание, добро и зло, религия Жертвенность и жестокость |
8. | И.С. Тургенев «Отцы и дети» | П. Санаев «Похороните меня за плинтусом» | Взаимоотношение поколений |
9. | М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», сказки | С. Довлатов «Заповедник» М.Веллер «Легенды Невского проспекта» В. Ерофеев «Оставьте мою душу в покое» | Культ личности, абсурдность бытия Сатира и ее объекты |
10. | Л.Н. Толстой «Война и мир» | С.Минаев «Духless» Т. Толстая «Самая любимая» Г. Владимов «Генерал и его армия» | Проблема поиска смысла жизни Женские образы Изображение человека на войне. |
11. | А.П. Чехов. Рассказы «Чайка» | В.С. Маканин «Человек свиты» Л. Петрушевская «Свой круг» Б. Акунин «Чайка» | Развитие тем «маленького человека» и внутреннего предательства «Футлярность» сознания Развитие открытого финала |
12. | А.И. Куприн «Олеся» | В. Астафьев «Людочка» | Женская судьба во враждебном мире, необходимость борьбы за справедливость |
13. | В. Маяковский. Лирика | Н. Искренко, А. Пурин, В. Эрль, С. Кекова, К. Кузминский | Поиск новых форм в выражении лирического «Я» героя |
14. | А. Фадеев «Разгром» | В. Пелевин «Хрустальный мир» | Потеря человеком ориентиров во время революции и гражданской войны |
15. | Е. Замятин «Мы» | В. Войнович «Москва 2042», Л. Петрушевская «Новые Робинзоны», В. Маканин «Лаз», Т. Толстая «Кысь», Ю. Даниэль «Говорит Москва» | Модель мира в антиутопии, трансформация жанра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль классической литературы в воспитании современного школьника"
На примере образа Онегина можно показать неизбежность одиночества эгоиста, человека, не умеющего или не желающего ничем поступиться ради других, не способного чувствовать себя счас...
Знакомство с народами Северного Кавказа через произведения русской классической литературы и источники географической информации
Интегрированный урок по географии и литературе...
Программа элективного курса по русской классической литературе «Евангельские мотивы в произведениях русских классиков" для учащихся общеобразовательных и воскресных школ
Программа создана на основе государственной программы базового среднего образования по литературе для школьников среднего и старшего возраста.Целью данной программы наряду с реализац...
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...
Проект «Формирование читательской культуры обучающихся-инофонов на основе произведений русской классической литературы XIX-XX вв»
Данный приект направлен на поддержку русского языка и литературы, развитие интереса к данным предметам у обучающихся-инофонов общеобразовательных учреждений, для их успешкой культурно-языковой адаптац...
Тема воспитания в произведениях русской классической литературы
В работе проводится исследование по теме воспитания поколений в разные эпохи на примере произведений литературы. Цель работы- рассказать о возможных проблемах воспитания детей и пути решен...
Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...