Рабочая программа по химии в 10 классе
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Землянухина Любовь Алексеевна

Рабочая программа учебного курса по химии в 10 классе на основе ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_ugl.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по химии для 10 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы среднего (полного) образования по химии (углубленный уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна , учебника  Химия 10 класс. Углубленный уровень. Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2014 г.

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, обучающиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. В средней (полной) школе обучающиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.

При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла — коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия и т. д.

Общая характеристика учебного предмета

Среднее (полное) образование — третья, заключительная ступень общего образования. Содержание среднего (полного) общего образования направлено на решение двух задач:

  1. завершение общеобразовательной подготовки в соответствии с Законом об образовании (в редакции 2007г.);
  2. реализация предпрофессионального общего образования, которое позволяет обеспечить преемственность общего и профессионального образования.

Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Главные цели среднего (полного) образования состоят в:

1) формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

1) формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Целями изучения химии в средней школе являются:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого  химические знания;

3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

        Особенности содержания обучения химии в средней школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

        Результаты освоения курса химии

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) в познавательной сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» являются:

  1. использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  2. использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  4. использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

        В области предметных результатов на профильном уровне предоставляет ученику

         1. В познавательной сфере:

  1. давать определения изученным понятиям ;
  2. описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
  3. классифицировать изученные объекты и явления;
  4. наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
  5. делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  6. структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  7. моделировать строение простейших молекул органических веществ;
  8. проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  9. характеризовать изученные теории;
  10. самостоятельно добывать новые химические знания, используя при этом доступные источники информации.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  1. прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере:

  1. самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  1. оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.

Требования к уровню подготовки обучающихся 10класса

(углубленный уровень)

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь,  электроотрицательность,  валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
  • классификацию и номенклатуру органических соединений;
  • природные источники углеводородов и способы их переработки;
  • вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
  • характеризовать: s- , p- и d-элементы, основные классы органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Место курса «Химия» в базисном учебном (образовательном) плане

Рабочая программа по химии для полного (среднего) образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном (образовательном) плане образовательных учреждений общего образования. На освоение химии отводится 102 ч (3 часа в неделю)

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ — 7;
  • практических работ — 10;
  • форма промежуточной аттестации – тестирование.

Содержание программы учебного курса

Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических веществ (14 часов).

Основные положения теории строения органических соединений. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, ординарные и кратные связи. Гомология, изомерия, функциональные группы в органических соединениях. Зависимость свойств веществ от химического строения. Классификация органических соединений. Основные направления развития теории химического строения.

Образование ординарных, двойных и тройных углерод-углеродных связей в свете представлений о гибридизации электронных облаков. Ионный и свободно-радикальный разрыв ковалентных связей.

Задачи. 1. Относительная плотность газов. 2. Вывод молекулярной формулы вещества по отн. плотности газа и массовым долям хим. эл.

Демонстрации. 1. Определение качественного состава органических веществ. 2. Шаростержневые модели метана, этана, пропана.

Тема 2. Предельные углеводороды (9 часов)

Гомологический ряд алканов: sp3-гибридизация; пространственное строение, физические свойства гомологов. Положение структурной теории об устойчивости углеродных цепей. Первоначальное представление о химическом строении как порядке соединения атомов в молекуле. Изомерия углеродного скелета. Номенклатура алканов. Получение алканов. Химические свойства алканов: горение, хлорирование, нитрование, термическое разложение, изомеризация. Первое правило В.В. Марковникова Галогенопроизводные алканов. Индукционный эффект. Свойства галогеналканов. Химическое строение как порядок связывания атомов в молекулах.

Строение молекул циклоалканов. Пространственная изомерия, номенклатура и получение циклоалканов. Химические свойства циклоалканов.

Применение циклоалканов.

Расчётные задачи. 3. Расчёты по химическим уравнениям с использованием понятия «объёмные отношения газов».

Демонстрации. 3. Определение относительной плотности метана по воздуху. 4. Определение качественного состава метана по продуктам горения. 5. Разложение метана в искровом разряде (в видеозаписи) 6. Взрыв смеси метана с воздухом (в видеозаписи). 7. Модели молекул алканов. 8. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочей, кислот.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул алканов. 2. Изготовление моделей молекул галогеналканов

Пр.раб.1 «Качественный анализ органических соединений»

Тема 3. Непредельные углеводороды (16 часов)

Гомологический ряд алкенов: sp2гибридизация; пространственное строение молекул, изомерия углеродного скелета и положения двойной связи, геометрическая изомерия. Алкены и цикло-алканы как изомеры. Номенклатура алкенов. Получение алкенов. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкенов: горение, присоединение водорода, галогенов, воды, галогеноводородов, окисление, полимеризация. Генетические связи между алканами и алкенами.

Применение алкенов.

Строение молекул алкадиенов: л-л-сопряжение. Номенклатура алкадиенов. Природный каучук, его строение и свойства. Гомологический ряд ацетилена. Тройная связь, 5р-гибридизация. Номенклатура алкинов. Физические свойства алкинов. Изомерия углеродного скелета и положения тройной связи. Алкины и алкадиены как изомеры.

Получение ацетилена. Химические свойства ацетилена: горение, присоединение водорода, галогенов, воды, галогеноводородов, полимеризация, окислительная поликонденсация. Кислотные свойства ацетилена. Применение алкинов. Генетические связи между алканами, алкенами и алкинами.

Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Классификация высокомолекулярных соединений. Линейная, разветвлённая и пространственная структура полимеров. Особенности полимерного состояния вещества. Аморфное и кристаллическое состояние полимеров. Зависимость свойств полимеров от их строения.

Способы получения полимеров.

Синтетические каучуки, их специфические свойства и применение. Стереорегулярные каучуки. Резина. Синтетические волокна. Полиэфирные, полиамидные, полиакрилонитрильные волокна: строение, свойства, применение.

Расчётные задачи. 4. Вывод молекулярной формулы вещества по продуктам горения5. Расчёты по химическим уравнениям с использованием понятия «массовая доля выхода продукта реакции». 6. Расчёт содержания примесей в веществе.

Демонстрации. 9. Горение этилена. 10. Взаимодействие этилена с бромной водой. 11. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия. 12. Образцы изделий из полиэтилена. 13. Разложение натурального каучука при нагревании. 14. Получение ацетилена карбидным способом. 15. Горение ацетилена. 16. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. 17. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия.

Образцы пластмасс.  Сравнение отношения к нагреванию термопластичных и термореактивных полимеров. Образцы каучуков и резины. Образцы синтетических волокон

Практические занятия. 2. Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4. Ароматические углеводороды (10 часов)

Электронное строение молекулы бензола. Энергия сопряжения.

Получение бензола. Физические свойства бензола. Химические свойства бензола: присоединение водорода и хлора, бромирование, нитрование, алкилирование, сульфирование. Гомологи бензола. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Правила ориентации в бензольном ядре. Орто-, мета- и пара-изомеры двузамещённых производных бензола.

Стирол как важнейшее производное бензола: получение из этилбензола, строение молекулы, полимеризация.

Общие сведения о нафталине и антрацене. Генетические связи между углеводородами.

 Расчётные задачи. 7. Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из исходных веществ дано в избытке.

 Демонстрации: 18. Бензол как растворитель.

  1. Отношение бензола к бромной воде. 20.Отношение бензола к раствору перманганата калия. 21. Горение бензола. 22. Нитрование бензола. 23. Окисление толуола.

Тема 5. Гидроксильные соединения (10 часов)

Строение молекул предельных одноатомных спиртов. Функциональная группа -ОН и её электронное строение. Водородная связь. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Первичные, вторичные и третичные спирты. Номенклатура спиртов.

Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с щелочными металлами, галогеноводородами, внутримолекулярная дегидратация, межмолекулярная дегидратация, окисление первичных и вторичных спиртов оксидом меди. Положение теории А. М. Бутлерова о зависимости химических свойств веществ от их строения. Метанол и этанол как важнейшие предельные одноатомные спирты: биологическое действие, области практического применения. Многоатомные спирты этиленгликоль и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.

Получение фенола кумольным способом. Физические свойства фенола.

Химические свойства фенола: взаимодействие с натрием, раствором щёлочи, бромной водой, окисление, нитрование. Понятие о двух- и трёхатомных фенолах, их применение. 

Расчётные задачи. 8. Вывод молекулярной формулы кислородсодержащего органического вещества по продуктам горения.

Демонстрации. 24. Сравнение свойств предельных одноатомных спиртов в гомологическом ряду: растворимость в воде, горение. 25. Взаимодействие этанола с бромоводородом. 26. Получение диэтилового эфира.

27.Взаимодействие глицерина с натрием. 28.Растворимость фенола в воде.

29.Взаимодействие расплавленного фенола с натрием. 30. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

 Лабораторные опыты. 3. Окисление этанола оксидом меди(П). 4. Окисление про- панола-2 оксидом меди(И). 5. Распознавание первичных, вторичных и третичных спиртов реактивом Лукаса. 6. Растворение глицерина в воде. 7. Взаимодействие глицерина со свежеосаждённым гидроксидом меди(И). 8. Взаимодействие фенола с бромной водой. 9. Взаимодействие фенола с раствором гидроксида натрия. 10. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа(Ш).

Пр.раб. 3.Спирты

Тема 6. Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны (6 часов)

Карбонильная группа и её особенности. Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Номенклатура и изомерия альдегидов и кетонов.

Получение альдегидов и кетонов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена.

Общие свойства альдегидов и кетонов: присоединение водорода, воды, галогено- водородов, синильной. Полимеризация метаналя. Поликонденсация формальдегида с фенолом.

Расчётные задачи. 9. Комбинированные расчётные задачи.

Демонстрации. 31. Получение фенолформальдегидной смолы. 32. Образцы фенолформальдегидных пластмасс.

Лабораторные опыты. 11. Реакция серебряного зеркала. 12. Окисление альдегидов свежеосаждённым гидроксидом меди(П).

Практические занятия.  4.Альдегиды и кетоны.

Тема 7. Карбоновые кислоты и их производные (10 часов)

Карбоксильная группа, взаимное влияние карбоксильной группы и углеводородного скелета. Классификация карбоновых кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот из алканов.

Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, щелочами, спиртами. Зависимость силы кислоты от строения её молекулы Положение структурной теории о возможности установления строения органических веществ химическими методами (на примере окисления алкенов раствором перманганата калия в кислой среде). Мыла как натриевые (калиевые) соли высших карбоновых кислот. Механизм моющего действия мыла.

Ангидриды и хлорангидриды карбоновых кислот.

Непредельные карбоновые кислоты, их строение и свойства. Акриловая и олеиновая кислоты.

Щавелевая кислота как представитель двухосновных карбоновых кислот. Молочная кислота: строение, свойства, получение. Понятие об оптической изомерии. Бензойная кислота. Фталевые кислоты. Генетические связи между углеводородами и их функциональными производными. Строение молекул сложных эфиров. Реакция этерификации. Механизм реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Метиловый эфир  акриловой кислоты.

Жиры как сложные эфиры карбоновых кислот и глицерина. Жиры в природе. Гидролиз жиров в живых организмах и в технике. Гидрирование жиров.

Демонстрации. 33. Взаимодействие стеариновой кислоты со щёлочью (в видеозаписи). 34. Взаимодействие олеиновой кислоты со щёлочью. (в видеозаписи) 35. Гидролиз мыла. 36. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия. 37. Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой (в видеозаписи). 38. Получение сложного эфира.

Лабораторные опыты. 13. Гидролиз уксусного ангидрида. 14. Возгонка бензойной кислоты. 15. Ознакомление с изделиями из полиметилметакрилата . 16. Ознакомление с изделиями из полиэтилентерефталата. 17. Сравнение растворимости жиров в воде и органических растворителях. 

Практические занятия. 5. Карбоновые кислоты и их производные

Тема 8. Углеводы (6 часов)

Классификация углеводов. Рибоза и дезоксирибоза как представители пентоз. Глюкоза. Строение молекулы: альдегидная форма, циклические. Стереоизомеры. Химические свойства глюкозы: взаимодействие с гидроксидами металлов, реакция серебряного зеркала, взаимодействие со свежеосаждённым гидроксидом меди(П) при обычных условиях и при нагревании, восстановление, спиртовое, молочнокислое брожение; химическая активность глюкозидного гидроксила.

Фруктоза как изомер глюкозы.

Сахароза: строение молекулы, физические свойства, химические свойства (образование сахаратов, гидролиз).

Крахмал: строение молекулы, физические свойства, химические свойства (реакция с иодом, гидролиз).

Целлюлоза: строение молекулы, физические свойства, химические свойства (гидролиз, образование сложных эфиров). Углеводы в природе. Биологическая роль углеводов. Применение углеводов и их производных. 

Демонстрации. 39. Поляризация света и вращение плоскости поляризации оптически активными веществами. 40. Реакция серебряного зеркала с глюкозой. 41. Отношение глюкозы к фуксинсернистой кислоте. 42. Гидролиз сахарозы. 43. Гидролиз целлюлозы. 44. Нитрование целлюлозы.

 Лабораторные опыты. 18. Взаимодействие глюкозы со свежеосаждённым гидроксидом меди(П) при обычных условиях и при нагревании. 19. Получение и разрушение сахарата кальция. 20. Взаимодействие крахмала с иодом. 21. Кислотный гидролиз крахмала. 22. Ферментативный гидролиз крахмала. 23. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практические занятия. 6. Углеводы

Тема 9. Амины. Аминокислоты. Белки (10 часов)

Амины. Классификация аминов. Предельные амины, строение их молекул. Амины как органические основания. Химические свойства алифатических аминов: горение, взаимодействие с водой и кислотами. Ароматические амины. Анилин: строение молекулы, физические свойства. Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. Химические свойства анилина: реакции с кислотами, бромной водой, сульфирование. Амиды кислот. Строение молекул. Получение амидов из хлорангидридов кислот и аммиака. Амфотерные свойства амидов кислот. Карбамид: получение и свойства. Аминокислоты. Строение молекул аминокислот. Оптическая изомерия. Биполярный ион. Химические свойства, обусловленные сочетанием карбоксильной и аминогруппы. Аминокислоты. Значение в природе и применение.

Пептиды и белки. Строение пептидов. Строение молекул белков: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры. Свойства белков: цветные реакции, гидролиз, денатурация.

Нуклеиновые кислоты. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пуриновые и пиримидиновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот. Нуклеозиды и нуклеотиды: состав и строение. Первичная и вторичная структура молекул ДНК. Принцип комплементарности. Третичная структура молекул ДНК.

 Демонстрации. 45. Горение метиламина. 46. Демонстрация щелочных свойств раствора метиламина. 47. Взаимодействие анилина с соляной кислотой. 48. Взаимодействие анилина с бромной водой. 49. Взаимодействие карбамида с азотной кислотой. 50. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. 51. Растворение и осаждение белков. 52. Денатурация белков.

Лабораторные опыты. 24 Взаимодействие анилина с бромной водой. 265Гидролиз карбамида. 26. Разложение карбамида при нагревании. 27. Цветные реакции белков.

Практические занятия. 7. Амины. Аминокислоты. Белки.

Тема 10. Биологически активные соединения. Химия и жизнь(7 часов)

Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов Рациональное питание. Калорийность пищи. Витамины. Лекарственные вещества. Вред, причиняемый наркотическими веществами.

Бытовые поверхностно-активные соединения. Моющие и чистящие вещества. Органические растворители. Бытовые аэрозоли. Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии.

Практические занятия

8.  Обнаружение витаминов

9. Действие ферментов на различные вещества

10. Анализ лекарственных препаратов

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

личностные

метапредметные

предметные

Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических веществ (14 часов).

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Предмет органической химии.

Формируют ответственное отношение к учению

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности

Знать понятия: пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, гомология.

Уметь составлять молекулярные и структурные ф-лы орг-их в-в.

2

Теория химического строения А.М. Бутлерова.

Проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Знать теорию строения орг-их соединений; определять гомологи и изомеры; уметь определять валентность и степень окисления хим-их элементов.

3

Строение атома углерода.

Формирование интереса к определенному химическому элементу

Извлекать и преобразовывать текущую информацию 

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Оценивать результаты работы

Знать понятия: атом, атомные орбитали; уметь определять тип хим-ой связи

4

Валентные состояния атома углерода

Уметь управлять своей познавательной деятельностью

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Знать понятия :гибридизация орбиталей, пространственное строение орбиталей; уметь определять тип химической связи, пространственное строение молекул.

5

Классификация органических соединений.

Выработать чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность

Использование различных иcточников для получения химической информации

Уметь определять принадлежность в-в к различным классам орг-их соединений; знать понятия: функциональная группа, углеродный скелет.

6-7

Основы номенклатуры органических соединений

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности

Уметь называть изученные в-ва по «тривиальной» и международной номенклатурам.

8

Обобщение по теме: «Классификация и номенклатура органических соединений»

Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Знать: основные положения теории Бутлерова; понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, функциональная группа, углеродный скелет, гомология, изомерия.

Уметь: определять валентность и степень окисления хим-их эл-тов, изомеры, называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам.

9

Решение задач на вывод формул органических веществ.

овладение навыками для практической деятельности

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Уметь проводить расчеты по химическим ф-лам и уравнениям реакций

10

Виды химических связей в органических соединениях и способы их разрыва.

Формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать понятия: радикал, электрофил, нуклеофил; уметь определять заряд иона, тип хим-ой связи

11

Изомерия органических соединений.

Формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать понятия: радикал, углеродный скелет, изомерия; основные теории химии; уметь определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул

12

Типы химических реакций.

Формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности

Знать основные типы реакций в орг-ой химии. Уметь определять типы реакций в орг-ой химии.

13

Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений.

Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Знать понятия: радикал, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в орг-ой химии.  Уметь определять заряд иона, тип хим-ой связи, определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул

14

К.р.1 по теме: «Классификация и номенклатура органических соединений Химические реакции в органической химии».

Выражают адекватное понимание успеха и неуспеха учебной деятельности

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Знать понятия: радикал, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в орг-ой химии.  Уметь определять заряд иона, тип хим-ой связи, определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул

Тема 2. Предельные углеводороды (9 часов)

15

Алканы: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойства.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать понятия: радикал, атомные орбитали, гибридизация орбиталей, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия;

Классификацию и номенклатуру алканов.

Уметь называть алканы,  определять валентность и степень окисления, изомеры и гомологи, проводить расчеты по формулам и уравнениям.

16-17

Химические свойства алканов.

Уметь управлять своей познавательной деятельностью

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Понимать основные типы реакции алканов.

Уметь определять типы хим-их р-ций алканов, характеризовать строение и свойства углеводородов.

18

Применение и способы получения алканов.

Высказывать свое мнение о применении алканов в быту.

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать вещества и материалы, широко используемые в практике: углеводороды.

19

Обобщение по теме: «Алканы»

Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Знать понятия: радикал, атомные орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, классификация и номенклатура;

Уметь называть алканы, определять валентность, степень окисления, тип хим-ой связи, изомеры и гомологи, проводить расчеты по ф-лам и уравнениям, определять типы х-ой р-ций; хар-ть строение и св-ва углев-ов.

20-21

Циклоалканы: строение, изомерия, номенклатура, получение, свойства.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать понятия: пространственное строение молекул, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия; основные теории химии. Уметь определять: изомеры, гомологи, типы р-ций.

22

П.р. №1 «Качественный анализ органических соединений»

развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.

Уметь выполнять хим-ий эксперимент по получению в-в или распознавать органические вещества.

23

Семинар по теме «Углеводороды»

Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Ззнать понятия: радикал, атомные орбитали, гибридизация орбиталей пространственное строение молекул алканов, гомология, структурная изомерия; основныетипы р-ций. Уметь определять: типы р-ций, выполнять хим. эксперимент, хар-ть строение и св-ва алканов, проводить расчеты по ф-лам и ур-иям.

Тема 3. Непредельные углеводороды (16 часов)

24

Алкены: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойства.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать понятия: гибридизация орбиталей, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия;

Уметь называть алкены, определять пространственное строение алкенов, изомеры и гомологи, типы р-ций.

25-26

Химические свойства непредельных углеводородов

Уметь управлять своей познавательной деятельностью

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Знать: индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, основные типы р-ций, мех-м р-ций;

Уметь определять типы хим-их р-ций алкенов, характеризовать строение и свойства алкенов; выполнять хим-ий эксперимент по получению этилена.

27-28

Обобщение по теме: «Алканы», «Алкены», «Циклоалканы».

Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Знать: индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, основные типы р-ций; природные источники углеводородов; вещ-ва используемые в практике.

Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, хар-ть строение и св-ва углеводородов

29-30

Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания

овладение навыками для практической деятельности

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Уметь проводить расчеты по химическим ф-лам и уравнениям реакций

31

П.р.№2 «Углеводороды»

развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.

описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; уметь выполнять хим-ий эксперимент по получению конкретного в-ва (этилена).

32

Алкадиены.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, гомология, структурная и пространственная изомерия;

Уметь называть алкадиены, определять изомеры и гомологи, типы хим-их р-ций.

33-34

Основные понятия химии высокомерных соединений

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать в-ва и материалы, широко используемые в практике: каучуки, пластмассы, волокна.

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; хар-ть строение и св-ва полимеров.

35

Алкины. Гомологический ряд, химические свойства.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать понятия: гибридизация орбиталей, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия;

Уметь называть алкины, определять пространственное строение алкинов, изомеры и гомологи, типы р-ций.

36-37

Способы получения и применение алкинов.

гордость за российскую науку

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать вещества и материалы, широко используемые в практике: углеводороды (ацетилен):

уметь определять тип р-ции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

38-39

Решение задач по теме: «Алкины и алкены»

овладение навыками для практической деятельности

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Уметь проводить расчеты по химическим ф-лам и уравнениям реакций

Тема 4. Ароматические углеводороды (10 часов)

40

Лекция «Ароматические углеводороды: состав, строение».

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать хим-ие понятия:s- и p-орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул;

 уметь объяснять природу и способы образования хим-ой связи.

41-42

Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Способы получения.

гордость за российскую науку

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать понятия: гомология, структурная изомерия, электрофил основные типы р-ций.

Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре, изомеры и гомологи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

43-44

Химические свойства бензола и его гомологов.

Уметь управлять своей познавательной деятельностью

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Знать: электрофил, основные типы р-ций,электрофильное замещение;

Уметь определять: характер взаимного влияния в молекулах, тип р-ции;

объяснять зависимость реакционной способности соединений от строения их молекулы.

45

Решение задач по теме: «Ароматические углеводороды»

овладение навыками для практической деятельности

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Знать хим-ие понятия:s- и p-орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул; гомология, изомерия, типы реакций;

 Уметь объяснять природу и способы образования хим-ой связи, изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре, изомеры и гомологи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

46

Генетическая связь между классами углеводородов

имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки

Использование различных иcточников для получения химической информации

Уметь определять принадлежность вещества к различным классам органических соединений.

47

Природные источники углеводородов.

гордость за российскую науку

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать: природные источники углеводородов и способы их переработки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

48

Обобщение по теме: «Углеводороды»

Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

контроль знаний, умений и навыков, по теме «Углеводороды»

49

К.р. №2по теме: «Углеводороды».

Выражают адекватное понимание успеха и неуспеха учебной деятельности

Строят речевое высказывание в письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

контроль знаний, умений и навыков, по теме «Углеводороды»

Тема 5. Гидроксильные соединения (10 часов)

50

Спирты: состав, классификация, строение.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать: классификацию и номенклатуру спиртов; вещества, используемые на практике – этанол, метанол.

Уметь называть вещества,  определять валентность и степень окисления, изомеры и гомологи.

51-52

Химические свойства спиртов.

формируют умения использовать полученные знания в быту

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Знать: нуклеофил, гомология, основные типы р-ций;

Уметь определять: изомеры, гомологи,тип р-ции.

53

Способы получения спиртов. Представители предельных одноатомных спиртов.

гордость за российскую науку

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать: нуклеофил, гидролиз, вещества, широко используемые на практике – этанол, метанол.

Уметь называть вещества, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; экологически грамотно вести себя в окружающей среде.

54

Семинар на тему: «Предельные одноатомные спирты»

Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Уметь проводить расчеты по химическим ф-лам и уравнениям реакций

55

Многоатомные спирты.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать: понятия: функциональная группа, гомология, структурная изомерия, классификацию и номенклатуру спиртов; вещества, используемые на практике – этиленгликоль, глицерин.

Уметь называть вещества,  определять изомеры и гомологи, типы р-ций; выполнять хим-ий эксперимент по распознаванию веществ.

56-57

Фенолы.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать понятия: функциональная группа, гомология, структурная изомерия, классификацию и номенклатуру фенолов; вещества, используемые на практике –фенол.

Уметь называть вещества,  определять изомеры и гомологи, типы р-ций.

58

Обобщение: «Гидроксильные соединения»

Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

контроль знаний, умений и навыков, по теме «Гидроксильные соединения»

59

П.р. №3 по теме «Спирты»

развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.

описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии

Тема 6. Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны (6 часов)

60

Альдегиды и кетоны. Классификация, строение, изомерия, номенклатура, физические свойства.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать: классификацию и номенклатуру альдегидов и кетонов; вещества, используемые на практике –ацетон, формальдегид, ацетальдегид..

Уметь называть вещества,  определять валентность и степень окисления, изомеры и гомологи.

61

Химические свойства альдегидов и кетонов.

формируют умения использовать полученные знания в быту

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Знать: нуклеофил, мезомерный эффект, основные типы р-ций;

Уметь объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.

62

Получение. Представители.

гордость за российскую науку

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать вещества и материалы, широко используемые на практике –ацетон, формальдегид, ацетальдегид..

63

П.р. №4 по теме «Альдегиды и кетоны»

развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.

Уметь проводить хим-ий эксперимент по распознаванию орг-ого вещества; получать вещества, относящиеся к альдегидам и кетонам.

64

Обобщение знаний о спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах.

Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Применять полученные знания  и умения для обобщения и систематизации изученного материала.

65

К.р. №3 по теме: «Карбонильные соединения»

Выражают адекватное понимание успеха и неуспеха учебной деятельности

Строят речевое высказывание в письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

контроль знаний, умений и навыков, по теме «Карбонильные соединения»

Тема 7. Карбоновые кислоты и их производные (10 часов)

66

Карбоновые кислоты: классификация, гомологический ряд, номенклатура.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать: классификацию и номенклатуру карбоновых кислот ; вещества, используемые в практике –органические кислоты.

Уметь называть вещества,  определять характер взаимного влияния атомов в молекулах; характеризовать строение и свойства орг-их соединений.

67

Химические свойства.

формируют умения использовать полученные знания в быту

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Знать понятия: типы р-ций, кислотно-основные реакции в водных растворах;

Уметь определять: характер среды в водном растворе, тип р-ции, хар-ть строение и св-ва кислот, выполнять хим. эксперимент по получению уксусной кислоты.

68

Способы получения . Представители.

гордость за российскую науку

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать понятие: «гидролиз», использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; экологически грамотно вести себя в окружающей среде, безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве.

69

Сложные эфиры и жиры

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать понятие: «гидролиз», типы реакций;

 вещества, широко  используемые в практике- жиры.

70

Соли карбоновых кислот. Мыло. СМС.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.

Знать понятие: «гидролиз», типы реакций;

 вещества, широко  используемые в практике- жиры.

71

П.р. №5 по теме: «Карбоновые кислоты и их производные»

развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.

описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии. наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, протекающие в природе и быту.

Уметь выполнять хим. эксперимент по распознаванию и получению веществ, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; экологически грамотно вести себя в окружающей среде

7-73

Обобщение знаний по теме: «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры».

Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Контроль знаний, умений и навыков, по теме «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»

74

К.р. №4 по теме: «Карбоновые кислоты и их производные»

Выражают адекватное понимание успеха и неуспеха учебной деятельности

Строят речевое высказывание в письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

контроль знаний, умений и навыков, по теме «Гидроксильные соединения»

Тема 8. Углеводы (6 часов)

75-76

Лекция «Углеводы: состав, классификация».

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать: классификацию и номенклатур углеводов; вещества, используемые в практике –глюкозу, сахарозу, крахмал, клетчатку.

Уметь называть моносахариды, определять пространственное строение молекулы, изомеры и гомологи, хар-ть строение и  св-ва углеводов.

77-78

Дисахариды. Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.

Знать понятия: «гидролиз», типы реакций;

 Уметь называть вещества; определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, хар-ть строение  и св-ва углеводов.

79

П.р. №6 по теме: «Углеводы»

развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.

Уметь выполнять хим. эксперимент по распознаванию углеводов, получению веществ, относящихся к изученным классам (углеводам)

80

К.р.№5  по теме: «Углеводы»

Выражают адекватное понимание успеха и неуспеха учебной деятельности

Строят речевое высказывание в письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

контроль знаний, умений и навыков, по теме «Углеводы»

Тема 9. Амины. Аминокислоты. Белки (10 часов)

81

Лекция: «Амины: классификация, изомерия».

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать понятия: функциональная группа, гомология, радикал; классификацию и номенклатуру аминов; вещества, используемые на практике – анилин.

Уметь называть вещества,  определять характер взаимного влияния атомов в молекуле.

82

Химические свойства и способы получения аминов.

гордость за российскую науку

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Знать понятие: основные типы р-ций;

Уметь определять характер взаимного влияния атомов в молекуле; хар-ть строение и св-ва аминов.

83

Семинар по теме: «Амины»

Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Применение теоретических и практических знаний и умений.

84

Аминокислоты: строение молекулы, изомерия, номенклатура, получение.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.

Знать понятия: ион, кислотно-основные св-ва, функциональная группа, гомология, структурная изомерия; вещества, используемые на практике – аминокислоты.

Уметь называть вещества,  определять заряд иона, характер среды, изомеры, гомологи.

85

Пептиды. Белки: структура, биологическое значение.

гордость за российскую науку

использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.

Знать пространственное строение белков, гидролиз пептидов.

Уметь определять: тип хим-ой связи, пространственное строение молекул.

86

П.р. №7 по теме: «Амины. Аминокислоты. Белки.»

развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ.

87

Шестичленные азотсодержащие гетероциклические соединения.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать понятие: электрофил, основные типы хим-их реакций, кислотно-основные реакции в водных растворах.

Уметь определять: типы реакций; объяснять природу и способы образования хим-ой связи.

88

Пятичленные азотсодержащие гетероциклы.

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Знать понятие: электрофил, основные типы хим-их реакций, кислотно-основные реакции в водных растворах.

Уметь определять: типы реакций; объяснять природу и способы образования хим-ой связи.

89

Нуклеиновые кислоты

формирование готовности и способности к обучению  саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Использование различных иcточников для получения химической информации

Знать понятия: гидролиз, пространственноестроение молекул;

определять: строение молекул, типы хим-ой реакции (гидролиз).

90

К.р. №6 по теме: Амины. Аминокислоты. Белки.

Выражают адекватное понимание успеха и неуспеха учебной деятельности

Строят речевое высказывание в письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Контроль знаний и умений.

Тема 10. Биологически активные соединения. Химия и жизнь(9 часов)

91

Ферменты. Витамины.

гордость за российскую науку

Использование различных иcточников для получения химической информации

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной работы с вещ-ми на производстве, в быту, в лаборатории.

92

Лекарства. Гормоны.

гордость за российскую науку

Использование различных иcточников для получения химической информации

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной работы с вещ-ми на производстве, в быту, в лаборатории.

93

П.р. №8 по теме: «Идентификация органических соединений»

развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ.

94

П.р. №9 по теме: «Действие ферментов на различные вещества»

развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ.

95

П.р. №10 по теме: «Анализ лекарственных препаратов»

развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию и идентификации органических веществ.

96

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

Выражают адекватное понимание успеха и неуспеха учебной деятельности

Строят речевое высказывание в письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Применение знаний и умений.

Резерв – 6 час.

Программно – методический материал по химии

Учебник: О.С. Габриелян, Химия, 10 кл., Углубленный уровень. М.: Дрофа, 2014 г.

Методические пособия: 

1. Н.П . Троегубова ФГОС Контрольно-измерительные материалы., 10 класс, Москва «Вако»,2014.

2.  О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова «Методическое пособие» 10  класс, Москва. Дрофа, 2003г.

3. О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова «Контрольные и проверочные работы к учебнику химия 10 класс», М. Дрофа, 2006 г.

4. Н.В. Ширшина «Проектная деятельность учащихся», Волгоград, «Учитель», 2007 год.

5. А.Ю. Стахеев «Вся химия в 50 таблицах», М. 2001год.

6. А.М.Радецкий, химия 10-11 класс, Дидактический материал, Москва, «Просвещение», 2011

7. М.Г. Снастина «Химия. Контрольные тестовые задания». ЭКСМО Москва 2009 г;

8. ЕГЭ: шаг за шагом .

  9. Л.М. Брейгер. Нестандартные уроки. Химия 8-11 классы. Волгоград: Учитель, 2002.

              10. Компьютер

Интернет-ресурсы:

Материально-техническое обеспечение:

Для обучения учащихся средней школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения химии на демонстрационный эксперимент, практические занятия и лабораторные опыты, выполняемые обучающимися. Кабинет химии  оснащён комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования по химии для основной школы. В кабинете химии  осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с обучающимися. Оснащение в большей части соответствует Перечню оборудования кабинета химии и включает различные типы средств обучения. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, выход в Интернет.

Использование электронных средств обучения позволяют:

  • активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;
  • при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса .
  • формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности;
  • формировать УУД;

Натуральные объекты

Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д.

Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах.

Химические реактивы и материалы

Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы

Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.

Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических .

Модели

Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы.

В преподавании химии используются модели кристаллических решёток графита, поваренной соли, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.

Учебные пособия на печатной основе

В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов»,  «Круговорот веществ в природе» и др.

Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: отдельные рабочие листы — инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.

Для обеспечения безопасного труда  в кабинете химии имеется:

  • противопожарный инвентарь
  • аптечку с набором медикаментов и перевязочных средств;
  • инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся
  • журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....