Практическая работа по теме "Изучение качества воды"
опыты и эксперименты по химии (11 класс) на тему
Материал содержит теоретическую и практическую части для исследования качества воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_izuchenie_kachestva_vodoprovodnoy_vody.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБВ(с)ОУ О(с)ОШ № 1
Г. Сургут
Практическая работа «Изучение качества водопроводной воды г .Сургута».
Автор: Плаксина Марина Ивановна
учитель биологии и химии
2015 г.
Введение.
Сегодня экологи всего мира бьют тревогу: наша цивилизация в опасности. Ведь даже такая простая вещь как обычная питьевая вода вполне может в обозримом будущем стать дороже нефти. Как говорил Д.И. Менделеев «Капля воды дороже алмаза» Развитие биосферы и человеческого общества немыслимо без воды, которая является постоянным спутником и необходимым условием воспроизводства живого органического мира. Источники воды не безграничны. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относится к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. На сегодняшний день более 1 миллиарда человек не имеют доступа к чистой воде. Человек за год в процессе питания потребляет 60 тонн этой живительной влаги и 300 тонн для личных нужд.
. Занимая промежуточное положение между атмосферой и литосферой, гидросфера постоянно находится в тесной взаимосвязи с ними. Поэтому загрязнение воды отрицательно скажется на состоянии других оболочек нашей планеты и приведёт к изменениям в них в худшую сторону, что, несомненно, отразится на благосостоянии человека и на его здоровье.
АКТУАЛЬНОСТЬ: вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Оно было отмечено еще в глубокой древности, но сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации проблема, связанная с качеством воды стала наиболее актуальной.
ЦЕЛЬ: ознакомиться с качеством питьевой воды в своем городе и ее влиянием на процессы жизнедеятельности человека.
Сравнить показатели питьевой воды с нормами .СанПина.
ЗАДАЧИ.
- Оценить качество воды, используем для пищевых, бытовых и технических целей.
- Выявить способы очистки воды.
- Выяснить, какое влияние оказывает качество воды на здоровье человека.
- Дать рекомендации по улучшению качества воды.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Используемые методы:
- Теоретический: анализ информационных источников, сравнения.
- Эмпирический: мониторинг – лабораторные наблюдения.
- Математический: статистика.
- Экспериментальный: постановка опыта.
1
Гипотеза исследования: Если состав и органолептические свойства питьевой воды качественные (в норме), то жизнедеятельность человека будет без патологий. В разных источниках, разные показатели качества воды.
- Место проведения исследования: МБВ(с)ОУ О(с)ОШ№1 г. Сургут.
- Объект исследования: питьевая вода.
- Значимость: Ввиду дефицита чистой питьевой воды важное практическое значение имеет изучение качества источников питьевой воды.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ: полученные результаты можно использовать на уроках экологии, биологии, ОЗОЖ, химии.
I.Теоретическая часть.
1.1. Значение воды для человека.
Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Согласно современным представлениям, само происхождение жизни связывается с морем, ведь не даром химический состав нашей крови близок по составу с морской водой.[1]
Здоровье населения находится в прямой зависимости от состава природных вод в источниках, из которых осуществляется регулярное водоснабжение данной территории. Ежедневно человек употребляет 1.5-2.5 литра воды, которая не должна, в идеале, содержать никаких вредных примесей, негативно воздействующих на здоровье человека. В то же время, питьевая вода должна содержать достаточное количество микроэлементов, участвующих в обменных процессах человека.
Человек примерно на 65% состоит из воды, с возрастом содержание воды в организме уменьшается.
Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза(99%). Самая бедная – эмаль зуба (0,2%).[2]
1.2. Качество воды и здоровье человека.
Давно отмечена связь между заболеваемостью населения и характером водоснабжения. Еще в древнем мире были известны некоторые признаки воды, опасной для здоровья. Однако лишь в середине XIX в. эпидемиологические наблюдения и последующие бактериологические открытия Л. Пастера и Р. Коха позволили установить с достаточной достоверностью, что вода, содержащая патогенные микробы, может способствовать возникновению и распространению заболеваний среди населения. Обращали люди внимание и на химический состав воды как возможную причину заболеваний инфекционной природы. В настоящее время при обосновании гигиенических нормативов качества питьевой воды проводят ее всесторонние комплексные исследования.
Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние.
Влияние качества воды на здоровье человека было отмечено еще в глубокой древности. Например, Гиппократ рекомендовал употреблять кипяченую воду.
По подсчетам специалистов, 800 млн. человек на земном шаре страдают от болезней, вызванных нехваткой питьевой воды. Среди них желудочно-кишечные заболевания, катаракты, болотная лихорадка и т.д.
2.Практическая часть.
2.1. Исследование водопроводной воды.
Опыт 1. Определение запаха воды.
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами.
Реагенты: исследуемая вода.
Анализ проводится по методике определения запаха воды, а также при помощи цифровых лабораторий.
Оборудование: колба коническая 100 мл, крышка пластмассовая, термометр электронный со щупом.
Печатные материалы: карточка 2.
Ход работы:
Исследования проводят органолептическим методом, ориентируясь на ГОСТ 3351-74 «Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха и мутности», при температуре пробы 20 о С и 60о С. Оценка проводится по пяти –бальной шкале.
В колбу 2/3 наливают исследуемую пробу при температуре около 20оС. Накрывают колбу крышкой и вращательными движениями несколько раз перемешивают содержимое, затем поднимают крышку и определяют характер и интенсивность запаха, используя карточку 2.
- Выводы : по балльной методике – исследованная вода имеет балл 1.
Опыт 2. Определение прозрачности воды.
Условия исследования: комнатная температура.
Реагенты: прозрачный мерный цилиндр, шрифт (буквы 2 мм, толщина линий букв - 0,5 мм), линейка.
Анализ
Берем прозрачный мерный цилиндр , наливает исследованную воду, под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна подкладываем шрифт, сливаем воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет читаемым этот шрифт. Измеряем высоту столба оставшейся воды линейкой и выразим степень прозрачности в см.
- Вывод: Прозрачность воды- 18,0 см. Вода по этому показателю относительно чистая.
Опыт 3. Определение цвета.
Условия исследования: комнатная температура
Оборудование: цилиндр мерный 50 мл, воронка, фильтр обеззоленный.
Печатные материалы: карточка 1.
Ход работы:
Качественную оценку цветности производят, оценивая окраску воды непосредственно или в сравнении с дистиллированной водой. Для этого в мерный цилиндр наливают исследуемую пробу до отметки 50 мл. При дневном освещении рассматривают ее сверху и с боку на белом фоне, определяют окраску, используя карточку 1. При отсутствии окраски вода считается бесцветной.
При наличии в пробе взвешенных частиц предварительно профильтровывают ее через фильтр, вставленный в воронку.
- Вывод: Цвет воды – голубой.
Опыт 4. Определение рН.
Условие проведения реакции: комнатная температура.
Оборудование: рН – метр электронный, колба с пробой.
Выполнение анализа: В нашу пробу с водой опускаем рН-метр электронный и определяем кислотность воды.
- Вывод: по изменению окраски индикаторной бумаги определяем рН воды
рН = 6,0 - 7,0
Опыт 5. Обнаружение ионов железа.
Реагенты: 20г NH4 CNS растворить в дистиллированной воде и довести до, 100 мл, азотная кислота (конц) пероксид водорода (ш=51)
Условие проведения реакции: 1) рН< 3 2) температура комнатная
3) действием пероксида водорода ионы железа (II) окисляют до железа (III) .
Выполнение анализа:
К 10 мл пробы воды 3-х источников прибавляем по 1 капли HNO3, затем по 2-3 капли Н2 О2 и добавляем по 0,5 мл NH4 CNS, обнаруживаем очень слабое розовое окрашивание.
Вывод: содержание ионов железа от 0,5 до 1 мг/л Fe3+ + 3 CNS- Fe (CNS)3 .
Содержание ионов железа значительное. Кроме того после недельного хранения воды на стенках химической посуды образуется коричневый налет.
4
Опыт 6. Исследование жесткости воды.
Оборудование: колба коническая 100 мл, ложка-шпатель.
Реактивы: натрия гидрокарбонатNaHCO3
Ход работы:
В колбу наливают пробу воды до отметки 100 мл, с помощью ложки-шпателя добавляют соду и размешивают. Если в течении одной минуты проба помутнеет, значит, исследуемая вода обладает высоким содержанием кальция и магния, а следовательно, жесткая.
Вывод: содержание сульфат –ионов 10-100 мг/л
Выводы. При изучении качественного состава водопроводной воды были опытным путем определены водородный показатель, жесткость. При изучении органолептических показателей водопроводной воды были опытным путем определены запах, цветность и прозрачность.
При проведении сравнительного анализа физических и химических показателей воды установлено, что исследуемая вода соответствует государственным стандартам, то есть не превышает ПДК.
Следовательно, такую воду можно применять без предварительной очистки. В ходе изучения литературы мы много нового узнали о свойствах воды, её составе, методах исследования, факторах, влияющих на качественный и количественный состав воды, влиянии отдельных микроэлементов на здоровье человека.
7
Рекомендации:
- Для дополнительной очистки питьевой воды необходимо использовать фильтры: насадки под мойку, насадки на кран и кувшинные.
- Для улучшения биологических показателей воды необходимо проводить ее термическую обработку.
- Чтобы водопроводная вода была полезной, необходимо создать новые технологии получения питьевой воды, реконструировать водопроводное хозяйство, переводить его на современное оборудование.
8
[1] Новиков Ю.В., Сайфутдинов М.М. «Вода и жизнь на Земле»-М;Наука, 1981 с. 31-32
[2] Новиков Ю.В., Сайфутдинов М.М. «Вода и жизнь на Земле»-М;Наука, 1981 с. 55-56 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работапо теме:«Внутренние воды Африки»
Цель работы: познакомиться с крупнейшими реками и озёрами Африки.Оборудование:Физическая карта Африки, Атлас, контурные карты, карандаш, линейкаПрактика. В контурных картах отметить:1.-все...
Практическая работа. Определение запаха воды
Познакомить учащихся с разновидностями, характером, интенсивностью запаха воды. Научить определять запах воды и рассчитывать интенсивность запаха воды....
Материал к практической работе по экологии 7 класс Оценка качества питьевой воды
Материал к практической работе по экологии 7 класс "Оценка качества питьевой воды"...
Исследовательская работа "Определение качества воды методом биоиндикации"
Для исследования качества воды в водоёмах используют метод биоиндикации по методике индекс Майера и Машкова. Для исследования брали водоёмы Боковского района....
Инструктивная карточка для выполнения практической работы на контурной карте по теме " Внутренние воды России" 8 класс
Инструктивная карточка позволяет конкретизировать задание,съэкономить время на уроке,способствует более правильному выполнению работы...
Практическая работа по определению качества воды
Практическая работа для 6 класса...
Практическая работа «Определение скорости вытекания воды из воронки»
Данная разработка предназначена для учителей физики. Практическая работа может быть проведена в 7 классе с целью закрепления навыков использования простейших приборов для измерения физических величин,...