Рабочая программа по химии для 9 класса.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего
образования и примерной программы основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9
классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_9_klass.doc | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего
образования и примерной программы основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9
классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 9 классе, из расчета –
2 учебных часа в неделю, из них:
для проведения контрольных - 5 часов,
лабораторных работ- 11,
практических работ - 6 часов,
административных контрольных работы – 4 часа.
В рабочей программе нашли отражение цели изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в
пояснительной записке Примерной программы по химии.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы структуирован по шести блокам: Методы познания веществ и
химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии;
Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков направлено на достижение
целей химического образования.
В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно – восстановительные реакции, некоторые
вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический
закон Д.И.Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон
Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач. Фактологическая часть
программы включает первоначальные сведения об органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было
объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические
процессы, протекающие в органическом мире.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний,
комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных
форм.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Химия на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Формы контроля знаний и умений учащихся: устный, письменный контроль, практическая работа. Возможные варианты проведения: химический диктант, тестовое задание, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, срез знаний, лабораторная и практическая работа. Данные формы контроля позволяют получить информацию об эффективности обучения по предмету. Цели контроля знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения.
Оценка качества знаний и умений. Критерии оценивания устных ответов и письменных работ по химии.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
• глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
•осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
•полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического
эксперимента.
Оценка устного ответа
Оценка «5»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
• ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»:
• отсутствие ответа.
Оценка письменных работ
Оценка экспериментальных умений.
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Оценка «5»:
• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»:
• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием
Оценка «3»:
• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1»:
• работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи.
Оценка «5»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
• дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
• план решения составлен правильно;
•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка « 1 »:
• задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи.
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»:
•отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»:
•работа не выполнена.
Содержание тем учебного курса.
9 класс
68 ч/год (2 ч/нед.; 2 ч — резервное время)
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (4 часа)
Периодический закон и перидическая система элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь. Строение вещества. Основные классы неорганических соединений.
Тема 1. Теория электролитической диссоциации (13 ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Подгруппа кислорода (9 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 3. Основные закономерности химических реакций (5 ч)
Тепловой эффект химической реакции. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Условия его смещения. Демонстрации. Опыты, выясняющие зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
Тема 4. Подгруппа азота (9 ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
Практические работы
• Получение аммиака и изучение его свойств.
Тема5 .Подгруппа углерода (7 ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- ионы.
Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 6. Общие свойства металлов (13 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
Практические работы
• Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».
• Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 7. Первоначальные представления
об органических веществах (10 ч)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Углеводороды
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства.
Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Спирты Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Демонстрации. Демонстрация разных видов спиртов.
Карбоновые кислоты. Жиры Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Углеводы Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
Белки. Полимеры Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.
Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
Химия и здоровье. Лекарства.
Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида
Тема 8. Химия и жизнь (2 ч)
Человек в мире веществ. Химия и здоровье. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Обязательные элементы содержания | Химический эксперимент (оборудование, демонстрационные и лабораторные опыты) | Требования к уровню подготовки учащихся | Измерители (вид контроля) | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||||||||||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА 8 КЛАССА (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 (1) | Периодический закон и Перио-дическая система химических эле-ментов Д. И. Мен-делеева в свете строения атомов | 1 | УОИСЗ | Определение периодическо- го закона, строение ПС, строение атома, характерис-тика химического элемента, значение периодического закона. | Периодическая система, план характеристики хими-ческого элемента, таблица по строению атомов. | Знать определение периодического закона, периода, группы, физический смысл номера периода, группы, порядкового номера, значение периодического закона. Уметь давать характеристику химического элемента, сравнивать химические элементы по положению в ПС и строению атома. | Фронтальный опрос. | Решить тестовые задания по индивидуаль-ным карточкам. | ||||||||||||||||||||||||||||
2 (2) | Химическая связь. Строение вещества | 1 | УОИСЗ | Определение химической связи, причины её образо-вания, виды связи, типы кристаллических решёток. | Таблицы по разным видам химической связи, таблицы типов кристаллических решёток. Демонстрация: - модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений; - сопоставление физ.-хим. свойств соединений с кова-лентн. и ионными связями. | Знать определение химической связи, причины образования, определение кова-лентной и ионной связи, виды кристалли-ческих решеток. Уметь определять типы химической связи в простом и сложном веществе, записывать схемы их образования, определять тип кристаллической решётки, прогнозировать по нему физические свойства веществ. | Фронтальный опрос. Входной тест. | Определитьтип химической связи заданных веществ. | ||||||||||||||||||||||||||||
3 (3) | Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли. Их состав, классификация, свойства. | 1 | УОИСЗ | Определение оксидов, кислот, оснований, солей, классификация основных классов, химические свойства. | Знать определение оксидов, кислот, осно-ваний, солей, их классификацию. Уметь доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ, записывать уравнения химических реакций. | Фронтальный опрос. | Осуществить превращения. | |||||||||||||||||||||||||||||
4 (4) | Расчёты по химическим уравнениям. | 1 | УОИСЗ | Решение задач. Расчёты по химическим формулам и уравнениям. | Уметь проводить расчеты по химическим формулам, по уравнению реакции, решать различные типы задач. | Текущий опрос самостоятельная работа по урокам 1-3 | Задачи № 6,7 по тетради. | |||||||||||||||||||||||||||||
Т е м а 1. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (13 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 (5) | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. | 1 | УИНЗ | Электролиты и неэлектроли-ты, электролитическая диссоциация, ионы, катионы, анионы, ступенчатая диссоциация, гидратация, кристаллогидраты, степень электролитической диссоциации | Демонстрации: - испытание веществ и их растворов на электропро-водность; - образцы кристаллогидра-тов. | Знать определение электролитов и неэлек-тролитов, электролит. диссоциация, опреде-ление - «основание», «кислота», «соль» в свете ТЭД, определение кристаллогидратов, степень электролитической диссоциации. Уметь объяснять механизм ЭД веществ с ионной и ковалентной полярной связью, записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей, определять в водных растворах катион Н+ и анион ОН-, прогнози-ровать по ним свойства веществ, сравнивать по строению и свойствам ионы, атомы. | Фронтальный опрос. | §1, упр. 1,2,3, с. 13. | ||||||||||||||||||||||||||||
2 (6) | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей. | 1 | КУ | §2, табл. 1, упр. 7,8, с. 13. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 (7) | Сильные и слабые электролиты. Степень электролитической диссоциации. | 1 | УИНЗ | §3, задача 2, с. 13. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 (8) | Реакции ионного обмена и условия их протекания. | 1 | КУ | Реакции ионного обмена, условия их проведения. Молекулярные, полные и сокращённые ионные урав-нения. Обратимость и необратимость реакций | Лабораторный опыт №1: - реакции обмена между электролитами
| Знать определение реакций ионного обмена, условия осуществления данных реакций. Уметь составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения, необрати-мые реакции, объяснять их сущность в свете ТЭД, выполнять лабораторные опыты по проведению реакций ионного обмена, де-лать выводы | Текущий опрос. Работа с ДМ: | §4, табл. 3- 4, упр. 1,2, задача 1,2, с. 22 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 (9) | Урок-практикум по составлению реакций ионного обмена. | 1 | §3, 4, табл. 3- 4, упр. 3,4, с. 22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 (10) | Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке | 1 | УИНЗ | Решение задач на избыток одного из данных веществ | Демонстрация: - плакат «Количественные величины в химии» | Уметь определять с помощью расчётов вещество, данное в избытке, и вычислять массу (объём или количество вещества) продукта реакции по данному исходному веществу. Решение различных задач | Текущий опрос. | По тетради | ||||||||||||||||||||||||||||
7 (11) | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | УИНЗ, КУ | Окислительно-восстанови-тельные реакции, окислитель, восстановитель, схема электронного баланса | Демонстрация: - транспаранты «Процессы окисления-восстановления» | Знать определение окислительно-восста-новительной реакции, окислителя, восста-новителя. Уметь определять окислительно-восста-новительные реакции, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффи-циенты, используя метод электронного баланса | Текущий опрос. Работа с ДМ. | § 5, упр. 6, 7, 8 (а), с. 22 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 (12) | Урок-практикум: окислительно-восстановительные реакции | 1 | § 5, упр. 8 (а), с. 22, задачи по карточкам | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9 (13) | Гидролиз солей | 1 | КУ | Гидролиз солей, гидролиз по катиону и аниону, гидролиз с разложением соединения. | Демонстрация: - гидролиз некоторых солей | Знать определение гидролиза солей. Уметь записывать уравнения гидролиза солей, определять рН среды | Текущий опрос. Работа с ДМ. | § 6, записи в тетрадях, упр. 9,10,с. 22 | ||||||||||||||||||||||||||||
10 (14) | Урок-практикум: гидролиз солей | 1 | § 6, Зад. 1, с. 22. Подготовиться к пр/раб.№1, с.24. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
11 (15) | Решение экспериментальных задач по теме: «ТЭД» | 1 | УЗЗ | Закрепление полученных знаний, умений и навыков: методы анализа веществ, качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе, определение характера среды, индикаторы. | Практическая работа №1 | Уметь самостоятельно проводить опыты, используя предложенные растворы, описывать результаты наблюдения реакций ионного обмена, определять реакцию среды в предложенных растворах солей, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, делать выводы | Повторить §1-5. | |||||||||||||||||||||||||||||
12 (16) | Обобщение и систематизация знаний по теме: «ТЭД», практикум | 1 | УОИСЗ | Эл. диссоциация, реакции ионного обмена, молекуляр-ные и ионные уравнения, гидролиз солей, расчёты по хим. уравнениям, ОВР | Уметь применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений | Фронтальный опрос. Работа с ДМ. | § 1-6, подготовиться к контрольной работе | |||||||||||||||||||||||||||||
13 (17) | Контрольная работа №1 по теме «ТЭД» | 1 | УК | Закрепление и контроль знаний, умений и навыков по теме 1 | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы 1 | Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. ПОДГРУППА КИСЛОРОДА (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 (18) | Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Физические и химические свойства, применение. | 1 | КУ | Характеристика подгруппы кислорода. Сера. Кислород. Строение и свойства серы и кислорода. Аллотропия: озон – как простое соединение, ромбическая и моноклинная сера. | Демонстрации: - взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом; - аллотропия серы: -получение пластичной серы; - ознакомление с образцами серы и её природными соединениями- сульфидами, сульфатами. | Знать определение аллотропии и алло-тропных видоизменений. Причины аллотро-пии. Физические свойства серы. Области её применения. Уметь давать характеристику главной подгруппы по плану, сравнивать простые вещества, образованные элементами глав-ной подгруппы VI группы, указывать при-чины их сходства и отличия, доказывать химические свойства серы, записывать урав-нения реакций в молекулярном и в окислительно-восстановительном виде. | Фронтальный опрос | §7,8,9,10, упр. 1,2,5,6, с.31, задача 1. | ||||||||||||||||||||||||||||
2 (19) | Соединения серы: сероводород, сульфиды, сернистый газ, сернистая кислота и ее соли. | 1 | КУ | Сероводород, сероводородная кислота, сульфиды, оксид серы (IV), сернистая кислота, оксид серы (VI), серная кислота, сульфаты, серный ангидрид, олеум, взаимодействие серной кислоты с металлами. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия ( кислотные дожди). Качественная реакция на сульфат-ион. | Лабораторный опыт №2: - качественная реакция на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы | Знать строение и свойства оксидов серы, сероводорода, сернистой и серной кислот, области их применения, качественную реакцию на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы. Уметь доказывать свойства оксидов серы, сероводорода, сернистой кислоты, серной кислоты (разбавленной и концентрирован-ной), записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и в окислительно-восстановительном виде | Текущий опрос. Работа по карточкам | §11,12, упр. 1-5, с. 34, задача 2. | ||||||||||||||||||||||||||||
3 (20) | Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. | 1 | §13, табл. 10, упр. 1, 2, задача 2, с. 38 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 (21) | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | 1 | §13, упр. 4 с. 38. Повторить §9-13, правила ТБ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 (22) | Решение экспериментальных задач по теме: «Кислород и сера» | 1 | УЗЗ | Закрепление полученных знаний, умений и навыков. Получение соединений неметаллов и изучение их свойств. | Практическая работа №2 | Уметь самостоятельно проводить опыты, описывать результаты наблюдения реакций, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, делать выводы | Закончить оформление практической работы. Повторить §9-13 | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 (23) | Тепловой эффект химической реакции. Расчёты по термохимическим уравнениям | 1 | КУ | Тепловой эффект химичес-кой реакции, термохимические уравнения, сохранение и превращение энергии при химической реакции. Решение задач. | Знать определение теплового эффекта хим. реакции, экзо- и эндотермические реакции, определение термохимического уравнения. Уметь опр-ть по тепловому эффекту экзо- и эндотермические реакции, проводить расчёты по термохимическим уравнениям, составлять термохим. уравнения по массе исходного вещества и количеству тепла. | Текущий опрос | По тетради, задача 2, с. 31 | |||||||||||||||||||||||||||||
2 (24) | Скорость химических реакций. | 1 | УИНЗ | Понятие о скорость химических реакций; условия, влияющие на скорость реакций, катализаторы. | Демонстрации опытов, выясняющих зависимость скорости химической реакции от различных факторов | Знать опр-ние скорости хим. реакций, за-висимости скорости хим. реакции от приро-ды реагирующих в-в, площади соприкосно-вения, концентрации, темп-ры, катализ-ра. Уметь объяснять влияние различных условий на скорость химических реакций, решать задачи. | Текущий опрос. Работа с ДМ. | §14 (до с. 41), упр. 13, с. 42 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 (25) | Химическое равновесие. Условия его смещения | 1 | УИНЗ | Химическое равновесие, прямая и обратная реакции; условия, влияющие на сме-щение равновесия; принцип Ле Шателье | Знать определение химического равнове-сия, понятие прямой и обратной реакции, определение принципа Ле Шателье. Уметь объяснять на примерах условия смещения равновесия в зависимости от условий хим. реакций. | Текущий опрос. | §14, упр. 4, 5, с. 42 | |||||||||||||||||||||||||||||
4 (26) | Обобщение и систематизация знаний | 1 | УОИСЗ | Повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении тем 2, 3 | Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений по темам 2, 3.
| Текущий опрос. Работа с ДМ. | Повторить §11-16 | |||||||||||||||||||||||||||||
5 (27) | Контр.работа № 2 «Подгруппа кислорода. Осн. закономерности хим. реакций» | 1 | УК | Закрепление и контроль знаний, умений и навыков по теме 2,3 | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении темы 2 и 3. | Контрольная работа | Повторить. | |||||||||||||||||||||||||||||
Т е м а 4. ПОДГРУППА АЗОТА (9 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 (28) | Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот. Физические и химические свойства азота, круговорот азота, применение. | 1 | КУ | Характеристика главной подгруппы V группы, характеристика простого вещества (азота) по плану | Знать физические и химические свойства азота. Уметь давать характеристику подгруппы элементов (подгруппы азота) по плану, ис-ходя из положения в ПС и строения атома, доказывать хим-ие свойства азота, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, учитывая закономерности про-текания ОВР. | Фронтальный опрос. Текущий опрос | § 15, 16, упр. 1, 5, с. 52 | |||||||||||||||||||||||||||||
2 (29) | Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Производство аммиака, применение. | 1 | УИНЗ, КУ | Строение молекулы аммиака; физические и химические свойства аммиака | Демонстрации: - получение аммиака и исследование ее свойств; - взаимодействие аммиака с водой; - получение хлорида аммония | Знать строение молекулы аммиака, физические и химические свойства, производство. Уметь доказывать химические свойства аммиака, записывать реакции в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде | Текущий опрос. Работа по карточкам | § 17, упр. 7, 8, задача 2, с. 52 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 (30) | Соли аммония. Нитраты | 1 | КУ | Строение и свойства солей аммония и нитратов. Качественные реакции. Применение солей. | Лабораторные опыты №3-4: - взаимодействие солей аммония со щёлочью. – ознакомление с азотными, фосфорными и калийными удобрениями Демонстрации: - качественные реакции на соли аммония и нитраты | Знать состав, строение, свойства и применение солей аммония и нитратов. Уметь доказывать общие и особые свойства солей на примере солей аммония и нитратов, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде | Текущий опрос | §18, упр. 12,13, задача 1, с. 52. Подготовиться к к\работе | ||||||||||||||||||||||||||||
4 (31) | Оксид азота (II) и оксид азота (IV). Азотная кислота. Строение. Применение. Химизм производства азотной кислоты. | 1 | КУ | Оксиды азота. Азотная кислота и её соли. Строение и свойства азот-ной кислоты. Физические и химические свойства кислоты, особые свойства азотной кислоты. Приме-нение, химизм производс-тва. | Демонстрации некоторых химических свойств азотной кислоты |
Знать строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с Ме), химизм производства. Уметь доказывать общие и особые химические свойства азотной кислоты, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно- восстановительном виде | Текущий опрос. Работа с ДМ. Письменная с/р. | § 19, упр. 1, 4, с. 59, задача 2, с. 60 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 (32) | Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. | 1 | КУ | § 19, 20 табл. 15, упр. 1, 2, 4,8, с. 59, задача 2, с. 60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6 (33) | Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 | УИНЗ | Решение задач на выход продукта реакции | Демонстрация: - плакат «Количественные величины в химии» |
Уметь определять массовую (объёмную) долю выхода продукта реакции от теорети-чески возможного (решать расчётные зада-чи) | Текущий опрос. Работа с ДМ. | По тетради, повторить свойства кислот | ||||||||||||||||||||||||||||
7 (34) | Фосфор и его соединения. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. | 1 | КУ | Характеристика фосфора как элемента и как простого вещества Соединения фосфора: оксид фосфора, фосфорные кислоты, их строение, свойства, качественная реакция на фосфат-ион, минеральные удобрения | Демонстрации: - горение фосфора; - взаимодействие оксида фосфора (V) с водой; - химические свойства ортофосфорной кислоты; - качественная реакция на фосфат-ион |
Знать характеристику фосфора как хими-ческого элемента и простого вещества, строение и свойства соединений фосфора (оксида, кислот, солей), применение мине-ральных удобрений, их положительное и отрицательное влияние на живые орг-мы. Уметь доказывать химические свойства фосфора как простого вещества и его сое-динений, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде | Текущий опрос | §21, упр. 2, 4, задача 4, с. 70 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 (35) | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения. | 1 | §22,23, упр. 5, 6, 7 (устно), с. 70 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9 (36) | Получение аммиака и изучение его свойств. | 1 | УЗЗ | Закрепление теоретических и практических навыков в решении экспериментальных задач. Получение соединений неметаллов и изучение их свойств. | Практическая работа №3 |
Уметь доказывать опытным путём состав изученных веществ (соли аммония, нитраты, сульфаты и др.), проводить реакции между веществами в растворе, получать новые ве-щества из имеющихся реактивов, записы-вать уравнения реакций в молекулярном, ионном и окислит.- восст. виде, проводить наблюдения, делать выводы | Практическая работа, с. 73 | Повторить § 15-22. | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. ПОДГРУППА УГЛЕРОДА (7 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 (37) | Углерод. Положение углерода в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода. Химические свойства, круговорот углерода. | 1 | КУ | Характеристика подгруппы химических элементов IV группы главной подгруппы. Сравнительная характеристика углерода и кремния, химические свойства углерода, алмаз, графит, адсорбция | Демонстрация: - кристаллические решетки алмаза и графита; - явление адсорбции: погло-щение углем растворённых веществ и газов | Знать общую характеристику элементов главной подгруппы IV группы, исходя из положения в ПС и строения атома; понятие адсорбции, применение углерода и кремния. Уметь сравнивать по строению и свойс-твам углерод и кремний, записывать урав-нения реакций, характеризующие химичес-кие свойства углерода в молекулярном и окислительно-восстановительном виде, иметь представление об аллотропных видо-изменениях углерода, причинах их образо-вания | Фронтальный опрос | § 24, 25, упр. 8, с. 90 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 (38) | Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. | 1 | КУ | Газогенератор. Генератор-ный газ. Газификация топлива Физиологическое действие угарного газа. Оказание первой медицинской помощи. Решение задач на долю примесей. | Демонстрация: - плакат «Количественные величины в химии» | Уметь определять по химическим уравнениям массы, объема или количества ве-щества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или ко-личеству вещества, содержащего определен-ную долю примесей. | Текущий опрос. Работа с ДМ. | § 26, упр.14-17, с. 90, задача 1, с. 91 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 (39) | Углекислый газ. Угольная килота и ее соли. | 1 | КУ | Состав, строение, свойства, применение оксидов углерода. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Демонстрация: - знакомство с образцами природных карбонатов. Лабораторные опыты №5-6: - ознакомление со свой-ствами и взаимопревраще-ниями карбонатов и гидрокарбонатов. -качественные реакции на карбонат-ионы. | Знать состав, строение, свойства, приме-нение оксидов углерода и оксида кремния. Уметь доказывать химические свойства оксидов углерода (II), (IV) , записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде | Текущий опрос. | § 27-29, упр. 18-20, с. 90, задача 2,3, с.91. | ||||||||||||||||||||||||||||
4 (40) | Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 1 | УЗЗ | Закрепление теоретичес-ких и практических навы-ков в решении экспери-ментальных задач. Получение соединений неметаллов и изучение их свойств. | Практическая работа №4 | Уметь самостоятельно проводить опыты, описывать результаты наблюдения реакций, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, делать выводы | Закончить оформление практической работы. Повторить §24-29. | |||||||||||||||||||||||||||||
5 (41) | Кремний и его соединения: оксид кремния (IV), кремниевая кислота, силикаты. | 1 | КУ | Кварц, карборунд, сили-циды, силикаты. Силикатная промышленность. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк,керамика, стекло, цемент). | Демонстрации: - знакомство с образцами природных силикатов. -Ознакомление с видами стекла. Лабораторный опыт№ 7: - Качественные реакции на силикат-ионы. | Знать состав, строение, свойства, приме-нение соединений кремния. Уметь доказывать химические свойства оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде, сравнивать по свойствам угольную и кремниевую кислоты, карбонаты и силикаты, указывать причины их сходства и отличия | Текущий опрос. Работа с ДМ. | § 30 – 33, упр. 5,7,9, с.101, задача 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 (42) | Обобщение и повторение тем «Азот и фосфор», «Углерод и кремний». | 1 | УОИСЗ | Закрепление полученных знаний, умений и навыков по темам 2- 5. | Уметь применять полученные знания, умения и навыки при изучении темы 5 на примере тренировочных заданий и упражнений. Иметь представление о силикатной промышленности, её видах | Текущий опрос. Работа с ДМ. | §29,33, повторить главу IV, упр. 7, 8 . с.. 101 | |||||||||||||||||||||||||||||
7 (43) | Контрольная работа №3 по теме «Азот и фосфор», «Углерод и кремний» | 1 | УК | Закрепление и контроль знаний, умений и навыков по темам 2-5 | Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при изучении тем 2-5. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Т е м а 6. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (13 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 (44) | Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь. Физические свойства металлов. | 1 | КУ | Общая характеристика металлов как элементов и как простых веществ, металлическая связь, металлическая кристал-лическая решётка, свойства простых веществ металлов (ряд стандартных элек-тродных потенциалов металлов) и неметаллов. | Демонстрации: - образцы металлов; - модели кристаллических решёток металлов; - взаимодействие металлов с неметаллами; Лабораторный опыт № 8-9: - знакомство с образцами металлов; - растворение железа и цинка в соляной кислоте; | Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решётки, физические свойства и способы получения металлов. Уметь давать общую характеристику металлов как элементов по положению в ПС и строению атома, доказывать химические свойства металлов, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и в окислительно-восстановительном виде | Текущий опрос | §§34-36 (прочитать), упр. 1,4,8,9, задача 1, с. 112 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 (45) | Химические свойства металлов. | 1 | КУ | §37 (прочитать), упр. 11- 12, задача 4, с. 112 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 (46) | Щелочные металлы и их соединения. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение. | 1 | КУ | Характеристика метал-лов главной подгруппы 1 группы ПС, аномальные свойства щелочных металлов. | Демонстрации: - ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия; - взаимодействие щелочных металлов (натрия и кальция) с водой. |
Знать области применения металлов главных подгрупп 1- III группы ПС. Уметь давать общую характеристику металлов главных подгрупп 1- III групп в сравнении на основе положения в ПС и строения атомов, прогнозировать и доказы-вать химические свойства металлов; нахо-дить общее и отличное, знать причины этого, записывать уравнения хим. реакций, до-казывать их свойства. | Текущий опрос. Работа с ДМ. | §39 (до с. 117), упр. 1- 8, Задачи 2,3, с.119 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 (47) | Щелочноземель-ные металлы и их соединения. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. | 1 | КУ | Характеристика метал-лов главной подгруппы 11 группы ПС, особенности химических свойств соединений кальция, жесткость воды. | Демонстрации: - ознакомление с образцами важнейших солей кальция; - взаимодействие щелочно-земельных металлов с водой. | § 40-41 упр. 1- 14, задачи 3-4, с.125 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 (48) | Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | 1 | КУ | Характеристика алюми- ния и особенности хими-ческих свойств соедине-ний алюминия, понятие «амфотерность» на примере соединений алюминия | Демонстрации: - взаимодействие алюминия с водой; - знакомство с соединениями алюминия. Лабораторный опыт № 10: - получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. | § 42 задачи 1,2,3, с.131. | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 (49) | Решение экспериментальных задач по теме: «Элементы IA— ША-групп периодической таблицы ХЭ». | 1 | УЗЗ | Закрепление полученных знаний, умений и навыков | Практическая работа №5 | Уметь самостоятельно проводить опыты, описывать результаты наблюдения реакций, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, делать выводы | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 (50) | Железо. Нахождение в природе. Свойства железа. | 1 | КУ | Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПС, оксиды, гидроксиды, соли железа, качественная реакция на ион железа (II), ион желе-за (III), понятие о корро-зии металлов, | Демонстрации: - знакомство с рудами железа; - сжигание железа в кислороде и хлоре; - получение гидроксидов железа; - взаимодействие гидроксидов железа с кислотами, щелоча-ми; - качественные реакции на ионы железа | Знать положение железа в ПС, состав и характер его оксидов и гидроксидов. Уметь характеризовать элемент на основании его положения в ПС, характери-зовать хим. свойства простого вещества и соединений железа, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном виде и с точки зрения учения об ОВР. | Текущий опрос. | §43, упр. 1-3, задачи 1, 4 с.136 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 (51) | Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). | 1 | §44, упр. 6-11, задача 3, с. 136 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9 (52) | Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. | 1 | КУ | Понятие о металлургии. Руда, пустая порода, пирометаллургия, гидрометаллургия, электро-металлургия. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия; Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). интерметаллические соединения. | Демонстрация: - электролиз водного раствора хлорида меди; - знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями). | Знать определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских учёных в развитии металлургии, понятие руды и пустой породы, основные стадии получения металлов. Уметь записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения ТЭД и учения об окислительно-восстановительных процессах | Текущий опрос. Работа с ДМ. | §35,45-47 (прочитать), упр. 3, задача 3,4,6 с. 147 | ||||||||||||||||||||||||||||
10 (53) | Сплавы | 1 | КУ | §38, повто-рить § 45-47, упр. 13-15, задача 2,3, с. 112.147 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11 (54) | Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств» | 1 | УЗЗ | Закрепление теоретичес-ких и практических навы-ков в решении экспери-ментальных задач | Практическая работа №6 | Уметь проводить химический эксперимент по характеристике химических свойств металлов и их соединений, осуществлению превращений | Практическая работа | Закончить оформление практической работы. | ||||||||||||||||||||||||||||
12 (55) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие свойства металлов» | 1 | УОИСЗ | Повторение и обобщение знаний, умений и навы-ков, полученных при изучении темы 6. | Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений по темам 6 . Подготовка к контрольной работе | Текущий опрос. | Повторить материал §39-44 | |||||||||||||||||||||||||||||
13 (56) | Контрольная работа №4 по теме «Общие свойства металлов» | 1 | УК | Повторение и обобщение знаний, умений и навы-ков, полученных при изучении темы 6 | Уметь применять полученные навыки при изучении темы 6 при выполнении контрольной работы | Контрольная работа | - | |||||||||||||||||||||||||||||
Т е м а 7. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ (10 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 (57) | Первоначальные сведения о строе-нии органических веществ. Основные поло-жения теории строения органи-ческих соединений А. М. Бутлерова. | 1 | УИНЗ | Понятие об орг. химии и орг. Веществах, причины многообразия органичес-ких веществ | Практическое занятие: - изготовление моделей углеводородов. | Знать определение органической химии, что изучает данная наука, различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ, валентность и степень окисления атома углерода. | Текущий опрос. Упр. и задания к §48,49 | § 48,49, 50 (прочитать), упр. 1,2 (устно), с. 163 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 (58) | Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. | 1 | КУ | Изомерия. Изомеры. Функциональные группы. Классификация органи-ческих соединений | Знать определение углеводородов, их классификацию, основные положения теории А. М. Бутлерова (кратко), опреде-ление изомеров. Уметь записывать полные и сокращённые структурные формулы орг. веществ, определять изомеры, давать им названия, | Задание по карточкам. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 (59) | Предельные угле-водороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. | 1 | КУ | Углеводороды. Алканы. Гомология. Гомологи. Гомологическая разность | Демонстрации: - модели молекул углеводоро-дов; - горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. | Знать определение углеводородов, их классификацию, некоторые свойства углеводородов, иметь представление о природных источниках углеводородов, называть связанные с ними экологические проблемы. Уметь записывать некоторые уравнения реакций, характеризующие химические свойства углеводородов (предельных и непредельных) | Текущий опрос. Упр. и задания к §§51-54 | § 51, упр. 4, 8, с. 163 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 (60) | Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. | 1 | КУ | Непредельные углеводо-роды (алкены). Междуна-родная номенклатура алкенов. Полимеризация | Демонстрации: - модели молекул органичес-ких соединений.; - горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения; - качеств. реакции на этилен. Лабораторный опыт № 11: -Этилен: получение, свойства | § 52, упр. 9,10, задача 2, с. 163 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 (61) | Природные источники углеводородов. | 1 | КУ | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Демонстрации: - коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки. | § 54 упр. 14-16, с. 163 | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 (62) | Кислородсодержащие органические вещества (спирты, карболовые кислоты). | 1 | КУ | Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеа-риновая) как представи-тели кислородсодержа-щих органических соеди-нений, их классифика-ция, строение и некото-рые свойства спиртов. | Демонстрация разных видов спиртов. | Иметь понятие о кислородсодержащих органических веществах, их классифика-цию, определение спиртов, карбоновых кислот, их свойства, области применения. Уметь записывать некоторые структурные формулы спиртов и карбоновых кислот | Текущий опрос. Упр. и задания к §55,56 | § 55-56, упр. 2, 3, с. 173 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 (63) | Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. | 1 | УИНЗ | Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки, нахождение их в природе, применение. | Демонстрации: - качественные реакции на белки. | Иметь общие понятия о сложных эфирах, жирах, углеводах, нахождение их в природе, применение | Текущий опрос. Упр. и задания к §57 | § 57-58, упр. 12, с. 173 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 (64) | Полимеры. | 1 | УИНЗ | Представление о полимерах на примере полиэтилена, их состав, биологическое значение. | Демонстрации: - образцы изделий из полиэтилена. | Иметь понятие о полимерах, их состав, биологическое значение, влияние на окружающую среду. | §59, упр.14, с.173. | |||||||||||||||||||||||||||||
9 (65) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соединения» | 1 | КУ | Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении данной темы | Уметь выполнять тренировочные задания и упражнения по теме «Органические соединения» | Тематический опрос. Работа с ДМ. | Подготовиться к контрольной работе. | |||||||||||||||||||||||||||||
10 (66) | Контрольная работа №5 (годовая) | 1 | УК | Повторение и обобщение знаний, умений и навыков за курс основной школы | Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении заданий и упражнений по химии за курс основной школы. | Контрольная работа. | - | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 (67) | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. | 1 | УОИСЗ | Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении курса. | Демонстрации: - образцы лекарственных препаратов; - образцы строительных и поделочных материалов; - образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами. Практические занятия: - знакомство с образцами лекарственных препаратов; - знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. | Иметь представление о значении химии в жизни человека. Знать ее положительное и отрицательное влияние. | Написать сочинение «Химия глазами выпускника» | |||||||||||||||||||||||||||||
2 (68) | Химия и здоровье. Химия и пища. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. | 1 | УОИСЗ | Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Знать состав домашней аптечки, иметь представление о моющих и чистящих средствах, о химических средствах гигиены и косметики, о составе пищи. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии в 8 - 9 классах ученик должен
знать / понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект:
Учебник:
Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман . Учебник для общеобразовательных учреждений. Неорганическая химия. Органическая химия.
9 класс. Москва. «Просвещение», 2009 г.
Методические пособия для учителя:
Р.И. Халиуллин. Дидактические материалы по неорганической химии для 8-9 классов. Казан. «Мәгариф», 2001 г.
Дополнительная литература:
1. И.Г Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. Москва, «Новая Волна», 2013 г.
2. М.А. Рябов . Сборник заданий и упражнений по химии. Москва, «Экзамен», 2008 г.
3. Г.Г. Хисамиев. Химический русско-татарский толковый словарь. Казан. «Мәгариф», 2004 г.
4. Е.Л. Касатникова. Химия в таблицах и схемах. Санкт-Петербург. ООО «Полиграфуслуги», 2006 г..
Multimedia-поддержка курса:
Электронное приложение к учебнику. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман . Химия. 9 класс. Москва. «Просвещение», 2012 г.
Интернет-ресурсы:
1. http://him.1september.ru - Газета “Химия” и сайт для учителя “Я иду на урок химии”;
2. School-sector.relarn/nsm/ - Химия для всех: иллюстративные материалы по общей, неорганической и органической химии;
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
урок изучения новых знаний – УИНЗ, урок закрепления знаний – УЗЗ, комбинированный урок – КУ, урок обобщения и систематизации знаний – УОИСЗ, урок контроля – УК, дидактический материал – ДМ, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева – ПС, контрольная работа - к/р, практическая работа - п/р, самостоятельная работа – с/р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....