Конструирование урока на основе универсальных учебных действий.
статья по химии на тему

Бородина Наталья Евгеньевна

Теория вопроса. Задачи, формирующие универсальные учебные действия на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиямисоздаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Результатом формирования личностных УУД следует считать:

1) уровень развития морального сознания;

2) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

3) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной

дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
  • уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • уметь устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения учебных задач;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребѐнка, включающие в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
  • умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение  эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

  • выбирать средства для организации своего поведения;
  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • начинать и заканчивать действие в нужный момент;
  • тормозить ненужные реакции.

Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, использование знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности.

Задачи, формирующие универсальные учебные действия на уроках химии:

  1. Почему при изжоге употребляют пищевую соду?

Научно-популярная информация-подсказка. При приеме внутрь пищевой соды (гидрокарбоната

натрия) происходит его взаимодействие с соляной кислотой, содержащейся в желудочном

соке. При этом выделяется углекислый газ в довольно значительном количестве.

Задание. Составьте уравнение химической реакции нейтрализации соляной кислоты

желудка пищевой содой.

(Ответ: NaHCO3 + HCI = NaCI + CO2 + H2O.)

Творческое задание. Отработать имитационный опыт «Нейтрализация соляной кислоты желудка

пищевой содой» и демонстрировать его перед аудиторией.

  1. Почему мыло, попавшее на слизистую оболочку глаз, вызывает жжение?

Научно-популярная информация-подсказка. Это объясняется щелочной средой его водного

раствора. Задание. Составьте уравнение химической реакции гидролиза мыла.

(Ответ: С17H35СООNa + H2O = C17H35COOH + NaOH.)

Творческое задание. Придумать слайд-экскурсию, об использовании соединений натрия в домашнем хозяйстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы з...

Формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА НА ОСНОВЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. МЕТОД ПРОЕКТОВ

В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, а также контролировать и оц...

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе "Грибы"

Существенные признаки представителей царства Грибов, их характеристика, строение, особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека....