Конструирование урока на основе универсальных учебных действий.
статья по химии на тему
Теория вопроса. Задачи, формирующие универсальные учебные действия на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиямисоздаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Результатом формирования личностных УУД следует считать:
1) уровень развития морального сознания;
2) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
3) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной
дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
- уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- уметь устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребѐнка, включающие в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
- выбирать средства для организации своего поведения;
- запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- начинать и заканчивать действие в нужный момент;
- тормозить ненужные реакции.
Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, использование знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности.
Задачи, формирующие универсальные учебные действия на уроках химии:
- Почему при изжоге употребляют пищевую соду?
Научно-популярная информация-подсказка. При приеме внутрь пищевой соды (гидрокарбоната
натрия) происходит его взаимодействие с соляной кислотой, содержащейся в желудочном
соке. При этом выделяется углекислый газ в довольно значительном количестве.
Задание. Составьте уравнение химической реакции нейтрализации соляной кислоты
желудка пищевой содой.
(Ответ: NaHCO3 + HCI = NaCI + CO2 + H2O.)
Творческое задание. Отработать имитационный опыт «Нейтрализация соляной кислоты желудка
пищевой содой» и демонстрировать его перед аудиторией.
- Почему мыло, попавшее на слизистую оболочку глаз, вызывает жжение?
Научно-популярная информация-подсказка. Это объясняется щелочной средой его водного
раствора. Задание. Составьте уравнение химической реакции гидролиза мыла.
(Ответ: С17H35СООNa + H2O = C17H35COOH + NaOH.)
Творческое задание. Придумать слайд-экскурсию, об использовании соединений натрия в домашнем хозяйстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы з...
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка на основе применения проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
Разработана в соавторстве с Гольцовой Людмилой Александровной...
Формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка.
В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который...
«Формирование универсальных учебных действий на основе проектного обучения на уроках английского языка»
Презентация...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА НА ОСНОВЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. МЕТОД ПРОЕКТОВ
В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, а также контролировать и оц...
Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе "Грибы"
Существенные признаки представителей царства Грибов, их характеристика, строение, особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека....