Программа учебного предмета "Химия"
рабочая программа по химии (10, 11 класс) на тему
Программа расчитана на 195 часов, из них 65-самостоятельная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_himiya.docx | 84.18 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Химия"
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) химия в учреждениях начального профессионального образования (далее – ПОУ) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:
- материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции;
- законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
- наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.
При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.
Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.
При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
Программа содержит тематику рефератов для организации самостоятельной деятельности обучающихся, овладевающих профессиями технического профиля.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 276 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 184 |
в том числе: | |
лабораторно-практические занятия | 38 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 92 |
Промежуточная аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет |
Выпускник образовательного учреждения должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2.2 Тематический план учебной дисциплины
«Химия»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
аудитор-ных | ЛПЗ | самост-ных работ | ||
1 курс | ||||
Введение. | 3 | 1 | ||
Раздел 1. Общая и неорганическая химия. | ||||
1.1 | Основные понятия и законы. | 16 | 10 | 6 |
1.2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. | 9 | 2 | 7 |
1.3 | Строение вещества. | 3 | 1 | 2 |
Резерв времени | 1 | |||
Всего за 1 полугодие | 32 | 14 | 15 | |
1.3 | Строение вещества. | 12 | 5 | |
1.4 | Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. | 10 | 2 | 8 |
1.5 | Классификация неорганических соединений и их свойства. | 15 | 2 | 7 |
1.6 | Химические реакции. | 16 | 2 | 7 |
1.7 | Металлы и неметаллы. | 12 | 2 | 5 |
Резерв времени | 1 | |||
Всего за 2 полугодие | 66 | 8 | 32 | |
Итого за 1 курс | 98 | 22 | 47 | |
2 курс | ||||
1.7 | Металлы и неметаллы. | 20 | 3 | 5 |
Раздел № 2. Органическая химия. | ||||
2.1 | Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. | 31 | 1 | 6 |
Резерв времени | 1 | 4 | ||
Всего за 1 полугодие | 32 | 8 | 11 | |
2.2 | Углеводороды и их природные источники. | 10 | 3 | 6 |
2.3 | Кислородосодержащие органические соединения. | 11 | 1 | 9 |
Резерв времени | 1 | |||
Всего за 2 полугодие | 22 | 4 | 20 | |
Всего за 2 курс | 54 | 12 | 31 | |
3 курс | ||||
3.1 | Кислородосодержащие органические соединения. | 16 | 4 | 9 |
3.2 | Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. | 15 | 5 | |
Дифференцированный зачет | 1 | |||
Всего за 1 полугодие | 32 | 4 | 14 | |
Всего за 3 курс | 32 | 4 | 14 | |
Итого за курс обучения | 184 | 38 | 92 |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Тема 1. Введение. | 1. Предмет химии. | 3 | 1 | ||||
2. Роль химии в промышленности и сельском хозяйстве. | |||||||
3. Химия и экология. | |||||||
Раздел 1. Общая и неорганическая химия. | |||||||
Тема 1.1. Основные понятия и законы. | Содержание учебного материала. | 18 | 2 | ||||
1. Атомно-молекулярное учение. | |||||||
1 Основные понятия химии. | |||||||
2 Масса веществ. | |||||||
3. Основные законы химии. | |||||||
4. Решение задач. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся по карточкам на нахождение атомной массы химических элементов и молекулярной массы простых и сложных веществ, количества вещества, молярной массы, число атомов и молекул, объема веществ. | 6 | 2 | |||||
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. | Содержание учебного материала. | 9 | 2 | ||||
1. Строение атома. | |||||||
2. Электронные конфигурации атомов. | |||||||
3. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам «Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона», «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева», «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…», «Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков», «Изотопы водорода», «Использование радиоактивных изотопов в технических целях». | 14 | 3 | |||||
Знать: - важнейшие химические понятия: атом, молекула, вещество, вещества молекулярного и немолекулярного строения, химический элемент, количество вещества, молярная масса, молярный объем, относительные атомная и молекулярная масса, валентность, аллотропия; - сущность основных стехиометрических законов: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро; | Уметь: - определять валентность химических элементов, - характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов; - объяснять: зависимость свойств химического элемента от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; - проводить расчеты по химическим формулам; - осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| ||||||
- основные сведения о периодическом законе и периодической системы; - основные положения теории строения атомов; - физический смысл и значение периодического закона для развития науки и производства;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства | |||||||
Тема 1.3. Строение вещества. | Содержание учебного материала. | 9 | 2 | ||||
1. Ковалентная химическая связь. | |||||||
2. Ионная химическая связь. | |||||||
3. Металлическая связь. | |||||||
4. Агрегатные состояния веществ и водородная связь | |||||||
5. Типы кристаллических решеток. | |||||||
6. Чистые вещества и смеси. | |||||||
7. Дисперсные системы. | |||||||
8. Контрольная работа. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: «Плазма – четвертое состояние вещества», «Аморфные вещества в природе, технике, быту», «Охрана окружающей среды от химического загрязнения», «Применение твердого и газообразного оксида углерода(IV)», «Защита озонового экрана от химического загрязнения», «Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности», «Косметические гели», «Применение суспензий и эмульсий в строительстве», «Минералы и горные породы как основа литосферы». | 14 | 3 | |||||
Знать: - важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, кристаллическая решетка; - теорию химической связи; - свойства веществ, исходя из строения; - вещества молекулярного и немолекулярного строения. - типы кристаллических решеток. | Уметь: - определять: степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, тип кристаллической решетки; -объяснять: зависимость веществ от положения химических элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи; | ||||||
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| |||||||
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. | Содержание учебного материала. | 10 | 2 | ||||
1. Вода. Растворы. Растворимость. | |||||||
2. Электролиты и неэлектролиты. | |||||||
3. Теория электролитической диссоциации. | |||||||
4. Механизм диссоциации. | |||||||
Лабораторно – практическая работа.Приготовление раствора заданной концентрации. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: «Растворы вокруг нас», «Вода как реагент и как среда для химического процесса», «Типы растворов». | 8 | 3 | |||||
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства. | Содержание учебного материала. | 8 | 2 | ||||
1. Оксиды и их свойства. | |||||||
2. Основания и их свойства. | |||||||
3. Кислоты и их свойства. | |||||||
4. Соли и их свойства. | |||||||
5. Гидролиз солей. | |||||||
6. Связь между классами неорганических соединений. | |||||||
7. Решение задач. | |||||||
Лабораторно – практическая работа. Решение экспериментальных задач. | |||||||
Контрольная работа. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: «Серная кислота – «хлеб химической промышленности», «Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля», «Оксиды и соли как строительные материалы», «История гипса», «Поваренная соль как химическое сырье», «Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту». | 7 | 3 | |||||
Контрольная работа за 1 полугодие (зачёт). | 2 | 2 | |||||
Знать:- важнейшие химические понятия: дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, гидролиз; - теорию электролитической диссоциации, кислот и оснований; - классификацию и номенклатуру неорганических соединений; - классы неорганических соединений; - влияние неорганических соединений на организм и окружающую среду; - правила техники безопасности при работе с химически опасными неорганическими веществами. | Уметь:- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; - определять: принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; - характеризовать: основных классов неорганических соединений; - объяснять: зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических; - проводить расчеты по химическим формулам; - осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве. | ||||||
Тема 1.6. Химические реакции. | Содержание учебного материала. | 9 | 2 | ||||
1. Классификация химических реакций. | |||||||
2. Окислительно-восстановительные реакции. | |||||||
3. Скорость химических реакций. | |||||||
4. Обратимость реакций. | |||||||
5. Решение задач. | |||||||
Лабораторно – практическая работа. Закономерности протекания химических реакций. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: «Реакция горения на производстве», «Реакция горения в быту», «Виртуальное моделирование химических процессов». | 7 | 3 | |||||
Тема 1.7. Металлы и неметаллы.
| Содержание учебного материала. | 30 | 2 | ||||
1. Металлы, их положение в периодической системе элементов и свойства. | |||||||
2. Получение металлов. | |||||||
3. Металлы и сплавы. | |||||||
4. Коррозия металлов. | |||||||
5. Неметаллы – простые вещества. | |||||||
6. Подгруппа галогенов. | |||||||
7. Подгруппа кислорода. | |||||||
Лабораторно – практическая работа. Решение экспериментальных задач. | |||||||
Контрольная работа. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: «Электролиз растворов электролитов», «Электролиз расплавов электролитов», «Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия», «История получения и производства алюминия», «Электролитическое получение и рафинирование меди», «Жизнь и деятельность Г. Дэви», «Роль металлов в истории человеческой цивилизации», «История отечественной черной металлургии», «История отечественной цветной металлургии», «Современное металлургическое производство», «Специальности, связанные с обработкой металлов», «Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе», «Коррозия металлов и способы защиты от коррозии», «Инертные или благородные газы», «Рождающие соли – галогены», «История шведской спички», «Химия металлов в моей профессиональной деятельности», «Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности». | 10 | 3 | |||||
Знать: - важнейшие химические понятия: химическая реакция, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, химическое равновесие; - химическую кинетику и химическую термодинамику; - вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные кислоты; | Уметь: - определять: окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов; - объяснять: зависимость скорости химической реакции от различных факторов; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; - проводить расчеты по уравнениям реакций; - осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| ||||||
Раздел 2. Органическая химия. | |||||||
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. | Содержание учебного материала. | 13 | 2 | ||||
1. Предмет органической химии. | |||||||
2. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. | |||||||
3. Классификация органических веществ. | |||||||
4. Классификация реакций в органической химии. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: «Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии», «Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова», «Витализм и его крах», «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии», «Современные представления о теории химического строения». | 6 | 3 | |||||
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники. | Содержание учебного материала. | 14 | 2 | ||||
1. Алканы. | |||||||
2. Алкены. | |||||||
3. Диены и каучуки. | |||||||
4. Алкины. | |||||||
5. Арены. | |||||||
7. Природные источники углеводородов. | |||||||
8. Контрольная работа. | |||||||
9. Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов. | |||||||
Лабораторно – практическая работа. Получение этилена. | |||||||
Контрольная работа. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: «Экологические аспекты использования углеводородного сырья», «История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации», «Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия», «Углеводородное топливо, его виды и назначение», «Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы», «Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе», «Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней», «Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества», «Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов». | 6 | 3 | |||||
Знать: - значение химии в жизни современного общества; - важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в органической химии; - теорию химического строения А.М. Бутлерова; - классификацию и номенклатуру органических соединений; - правила техники безопасности при работе с углеводородами; - экологическое значение углеводородов; - природные источники углеводородов и способы их переработки; - вещества и материалы, широко используемые в практике: углеводороды, фенол. | Уметь: - называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; - определять: изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии; - характеризовать: основные классы органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов); - выполнять химический эксперимент по получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; - осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| ||||||
Тема 2.3. Кислородосодержащие органические соединения. | Содержание учебного материала. | 16 | 2 | ||||
1. Предельные одноатомные спирты. | |||||||
2. Многоатомные спирты. | |||||||
3. Фенол. | |||||||
4. Альдегиды. | |||||||
5. Карбоновые кислоты. | |||||||
6. Сложные эфиры. | |||||||
7. Жиры. | |||||||
8. Углеводы. | |||||||
Лабораторно – практическая работа. Карбоновые кислоты и их свойства. | |||||||
Контрольная работа. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: «Углеводы и их роль в живой природе», «Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения», «Развитие сахарной промышленности в России», «Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности», «Метанол: хемофилия и хемофобия», «Этанол: величайшее благо и страшное зло», «Алкоголизм и его профилактика», «Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность», «Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности», «Муравьиная кислота в природе, науке и производстве», «История уксуса», «Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве», «Жиры как продукт питания и химическое сырье», «Замена жиров в технике непищевым сырьем», «Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения», «Мыла: прошлое, настоящее, будущее», «Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений», «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки». | 9 | 3 | |||||
Знать: - кислородосодержащие органические вещества, их строение, свойства, получение, их влияние на организм человека и окружающую среду; - соединения, изготовленные на основе спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, эфиров, углеводов, жиров и их применение; - значение углеводов в природных экологических процессах, жизнедеятельности человека. | Уметь: - называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; - характеризовать: строение и свойства органических соединений (спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот); - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; - осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| ||||||
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. | Содержание учебного материала. | 13 | 2 | ||||
1. Амины | |||||||
2. Аминокислоты. | |||||||
3. Белки. | |||||||
4. Полимеры – пластмассы, волокна. | |||||||
5. Практическая работа – решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. | |||||||
Лабораторно – практическая работа – распознавание пластмасс и волокон. | |||||||
Контрольная работа. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, сообщений, рефератов по темам: «Аммиак и амины – бескислородные основания», «Анилиновые красители: история, производство, перспектива», «Аминокислоты – амфотерные органические соединения», «Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул», «Синтетические волокна на аминокислотной основе», ««Жизнь это способ существования белковых тел…», «Структуры белка и его деструктурирование», «Биологические функции белков», «Белковая основа иммунитета», «СПИД и его профилактика», «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы», «Химия и биология нуклеиновых кислот». | 5 | 3 | |||||
9. Итоговая контрольная работа. | 3 | 2 | |||||
Знать: - понятие об азотосодержащих органических соединений, их свойства, области применения классификацию; - влияние на организм человека и окружающую среду азотосодержащих органических веществ; - вещества и материалы, широко используемые в практике: аминокислоты, белки. | Уметь: - называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; - характеризовать: строение и свойства органических соединений (аминов, аминокислот и углеводов); - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; - осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; - использовать знания с целью сохранения своего здоровья, окружающей среды; - аргументировать выживаемость человека, связанную с производством, потреблением пищевых продуктов. | ||||||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |||||||
Всего (аудиторная нагрузка): | 184 | ||||||
Всего (самостоятельная работа): | 92 |
Тематика проектов:
- «Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона».
- «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева».
- «Периодический закон будущее не грозит разрушением…».
- «Синтез 114 элемента – триумф российских физиков-ядерщиков».
- «Изотопы водорода».
- «Использование радиоактивных изотопов в технических целях».
- «Плазма – четвертое состояние вещества».
- «Аморфные вещества в природе, технике, быту».
- «Охрана окружающей среды от химического загрязнения».
- «Применение твердого и газообразного оксида углерода (4)».
- «Защита озонового экрана от химического загрязнения».
- «Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности».
- «Космические гели».
- «Применение суспензии и эмульсии в строительстве».
- «Минералы и горные породы как основа литосферы».
- «Растворы вокруг нас».
- «Серная кислота – хлеб химической промышленности».
- «Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля».
- «Оксиды и соли как строительные материалы».
- «История гипса».
- «Поваренная соль как химическое сырье».
- «Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту».
- «Роль металлов в истории человеческой цивилизации».
- «История отечественной цветной металлургии».
- «Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе».
- «Современное металлургическое производство».
- «История отечественной металлургии».
- «Электролиз растворов электролитов».
- «Электролиз расплавов электролитов».
- «Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия».
- «Специальности, связанные с обработкой металлов».
- «Коррозия металлов и способы защиту от коррозии».
- «История получения и производства алюминия».
- «Электролитическое получение и рафинирование меди».
- «Жизнь и деятельность Г. Дэви».
- «Инертные или благородные газы».
- «Рождающие соли - галогены».
- «История шведской спички».
- «Химия металлов в моей профессиональной деятельности».
- «Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности».
- «Алкоголизм и его профилактика».
- «Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность».
- «Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности».
- «Муравьиная кислота в природе, науке и производстве».
- «История уксуса».
- «Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве».
- «Жиры как продукт питания и химическое сырье».
- «Замена жиров в технике непищевым сырьем».
- «Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения».
- «Углеводы и их роль в живой природе».
- «Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения».
- «Развитие сахарной промышленности в России».
- «Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности».
- «Аммиак и амины – бескислородные основания».
- «Анилиновые красители: история, производство, перспективы».
- «Аминокислоты – амфотерные органические соединения».
- «Аминокислота – «кирпичики» белковых молекул».
- «Жизнь – это способ существования белковых тел…».
- «Структуры белка и их деструктурированние».
- «Биологические функции белков».
- «Белковая основа иммунитета».
- «СПИД и его профилактика».
- «Синтетические волокна на аминокислотной основе».
- «Химия и биология нуклеиновых кислот».
- «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы».
4. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
- компьютер для преподавателя;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения;
- комплект учебно-методической документации
5. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2012г.
Дополнительные источники:
1. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2012г.
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре | работа по карточкам, самостоятельная работа |
определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений | работа по карточкам, лабораторная работа, контрольная работа |
характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева | работа по карточкам, контрольная работа |
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов | работа по карточкам, лабораторная работа, контрольная работа |
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений | лабораторная работа |
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета) | доклады, сообщения, рефераты |
связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью | доклады, сообщения, рефераты |
решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям | работа по карточкам |
Знания: | |
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология | работа по карточкам, самостоятельная работа, контрольная работа |
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева | работа по карточкам, самостоятельная работа, контрольная работа, лабораторные опыты, доклады, рефераты |
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений | |
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы | самостоятельная работа, контрольная работа, лабораторные опыты, доклады, рефераты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...