рабочая программа по химии к учебнику Н.Е. Кузнецовой
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

программа сосотавлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, на основе УМК Н.Е.Кузнецовой и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass_-_k_uchebniku_kuznetsovoy.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа с углубленным изучением отдельных предметов

«Дневной пансион-84» городского округа Самара

Утверждаю

Директор _____/Фиш Я.Г./

«___»___________2013  г.

М.П.

Согласовано

«___»________2013  г.

Зам. директора по УВР

________/___________/

Программа рассмотрена на заседании  МО учителей _______________________________

Протокол № ___от «__»_____2013 г.

Руководитель  МО

________________/______________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

по химии 9 класс

Программу разработала

учитель  Жиганова Светлана Вячеславовна, учитель   химии

высшей категории

Самара, 2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, на основе УМК Н.Е. Кузнецовой и рассчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю. В ней предусмотрено 4 контрольных  и 6 практических работ. В 9 классе продолжается развитие системы знаний по курсу химии: изучаются окислительно-восстановительные реакции, периодический закон, газовые законы, основы неорганической химии (химии элементов и их соединений), формируются представления об органических веществах, что придает курсу логическую завершенность.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем используется не только демонстрационная его функция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, включенные в практические работы, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса.

Принципы обучения химии, подходы к определению содержания курсов химии, последовательность изложения материала, методы и средства обучения, организация уроков химии, контроль усвоения знаний  рассматривается в методике обучения химии[1].

Изучение химии среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Формирование целостного представления  о мире, основанного  на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности.
  2. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.
  3. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
  4. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
  5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара.- М.: Вентана-Граф,  2013-2014. - 320 с.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (1 ч)

Состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений. Уравнения химических реакций. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (13 Ч)

Тема 1. Химические реакции и закономерности их протекания (3 ч)

Сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.

Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант-Гоффа). Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Катализаторы. Обратимые и необратимые реакции. Понятие химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.

Тема 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации (10 ч)

Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Насыщенный раствор. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.

Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Зависимость механизма диссоциации от характера химических связей в электролитах. Слабые и сильные электролиты.

Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Реакции ионного обмена в водном растворе. Условия протекания реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита.

Расчет массовой доли растворенного вещества.

Практическая работа № 1 Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Практическая работа № 2 Растворы. Теория электролитической диссоциации.

Контрольная работа № 1 Теория электролитической диссоциации.

РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕМЕНТЫ – НЕМЕТАЛЛЫ И ИХ ВАЖНЕЙШИЕ СОЕДИНЕНИЯ (27 Ч)

Тема 3. Общая характеристика неметаллов (3 ч)

Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ — неметаллов. Аллотропия. Способы получения неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности, некоторыми сложными веществами. Восстановительныe свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерод, водород). Реакция диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы со щелочами, хлора и брома с водой. Роль неметаллов в природе и технике.

Тема 4. Подгруппа кислорода и её типичные представители (7 ч)

Кислород — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кислород — простое вещество. Нахождение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами и неметаллами. Роль кислорода в природе и его применение.

Аллотропные видоизменения кислорода. Озон. Получение, свойства и применение. Действие озона на организм. Озоновый щит Земли.

Сера. Строение атома, степени окисления, аллотропия. Сера в природе. Физические и химические (окислительно-восстановительная двойственность) свойства серы: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом.

Применение серы.

Сероводород. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Действие сероводорода на организм. Сероводородная кислота. Сульфиды. Качественная реакция на сульфид-ион. Применение сероводорода и сульфидов.

Оксид серы(IV). Получение, свойства и применение. Сернистая кислота. Качественная реакция на сульфит-ион.

Оксид серы(VI). Получение и свойства.

Серная кислота, ее физические и химические свойства. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Действие концентрированной серной кислоты на организм. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Значение серной кислоты в народном хозяйстве.

Демонстрации

1. Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.

2. Взаимодействие серы с металлами и кислородом.

3. Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе.

Лабораторный опыт 8. Качественная реакция на сульфат-ион.

Расчетные задачи: Решение задач по материалу темы.

Тема 5.  Подгруппа азота и её типичные представители (8 ч)

Азот — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) азота: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Применение азота.

Аммиак. Строение молекулы, получение, физические и химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотами и оксидами металлов. Соли аммония, их получение и свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.

Оксиды азота. Получение, свойства, действие на организм и окружающую среду оксидов азота(П) и (IV).

Азотная кислота, ее получение, физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности после водорода. Применение. Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион.

Фосфор. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Аллотропия (белый, красный, черный фосфор). Химические свойства фосфора: взаимодействие с металлами и кислородом. Важнейшие соединения фосфора: оксид фосфора(У) и ортофосфорная кислота, фосфаты и гидрофосфаты. Качественная реакция на фосфат-ион.

Применение фосфора и его соединений.

Демонстрации

  1. Растворение аммиака в воде.
  2. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
  3. Образцы азотных, калийных и фосфорных удобрений.

Лабораторный опыт: Качественная реакция на фосфат-ион.

Практическая работа 3. Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.

Расчетные задачи: Решение задач по материалу темы.

Тема 6. Подгруппа углерода (9 ч)

Углерод — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод — простое вещество. Аллотропные модификации (алмаз, графит) и их свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) углерода: горение, восстановление оксидов металлов, взаимодействие с металлами и водородом. Оксиды углерода(П) и (IV), получение, свойства и применение. Действие оксида углерода(П) на организм. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Углерод — основа живой (органической) природы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе.

Кремний — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кремний — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) кремния: взаимодействие с неметаллами и металлами. Оксид кремния(ГУ) и кремниевая кислота, силикаты. Кремний — основа неживой (неорганической) природы. Применение кремния.

Понятие о силикатной промышленности (производство керамики, стекла, цемента, бетона, железобетона)

Демонстрации

1. Образцы природных соединений углерода и кремния.

2. Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к кислотам.

3. Получение кремниевой кислоты.

Практическая работа 4. Получение оксида углерода(1У) и изучение его свойств. Свойства карбонатов.

Расчетные задачи: Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

РАЗДЕЛ 3.  МЕТАЛЛЫ (9 Ч)

Тема 7. Общие свойства металлов (2 ч)

Металлы и их важнейшие химические соединения. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления.

Простые вещества — металлы. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов.

Металлы в природе. Общие способы получения металлов (пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия). Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, растворам солей, кислот и воде.

Тема 8. Металлы главных и побочных подгрупп (7 ч)

Алюминий

Строение атома алюминия. Его природные соединения, получение, физические и химические свойства. Взаимодействие с неметаллами, оксидами металлов, растворами кислот и щелочей, водой. Соединения алюминия, амфотерностъ его оксида и гидроксида. Качественная реакция на ион алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Магний и кальций

Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов магния и кальция. Магний и кальций в природе, способы их получения, физические и химические свойства.

Важнейшие соединения магния и кальция (оксиды, ги-дроксиды и соли), их свойства и применение. Качественная реакция на ион кальция. Биологическая роль и применение соединений магния и кальция. Жесткость воды и способы ее устранения. Превращения карбонатов в природе.

Щелочные металлы

Общая характеристика химических элементов главной подгруппы I группы.

Строение атомов щелочных металлов. Распространение щелочных металлов в природе и способы их получения. Физические и химические свойства простых веществ и важнейших соединений (оксидов, гидроксидов, солей). Биологическая роль и применение соединений натрия и калия. Калийные удобрения.

Железо

Особенности строения атома железа, степени окисления. Природные соединения железа, его получение, физические и химические свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и (III). Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+. Сплавы железа — чугун, сталь. Значение железа и его соединений в жизненных процессах и в народном хозяйстве.

Демонстрации

1. Образцы минералов, металлов и сплавов.

2. Опыты, показывающие восстановительные свойства металлов.

3. Взаимодействие натрия и кальция с водой.

4. Окрашивание пламени ионами натрия, калия и кальция.

5. Получение и исследование свойств гидроксидов железа(II) и (III).

Практическая работа 5. «Металлы и их соединения».

Контрольная работа № 3 Металлы и их соединения. (1 ч)

Расчетные задачи: Решение задач по материалу темы.

РАЗДЕЛ 4. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ (12Ч)

Тема 9. Углеводороды (6 ч)

Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ.

Предельные углеводороды — алканы. Общая характеристика предельных углеводородов. Нахождение в природе, физические и химические свойства: горение, реакция замещения (на примере метана). Применение алканов.

Непредельные углеводороды — алкены. Состав и физические свойства алкенов. Химические свойства: горение, реакции присоединения водорода, галогенов и полимеризации (на примере этилена). Представление о полимерах. Применение этилена в быту и народном хозяйстве.

Природные источники углеводородов. Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Нефть. Каменный уголь.

Тема 10. Кислородосодержащие органические соединении (2 ч)

Функциональные группы (гидроксильная, карбоксильная группы, аминогруппа).

Спирты. Общая характеристика спиртов. Метиловый и этиловый спирты. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с кислотами. Действие спиртов на организм. Трехатомный спирт глицерин. Применение спиртов.

Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Реакция этерификации. Понятие о сложных эфирах.

Тема 11. Биологически важные органические соединения (4 ч)

Жиры — сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль жиров.

Понятие об углеводах. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их нахождение в природе и биологическая роль.

Азотсодержащие соединения. Понятие об аминокислотах. Белки, их биологическая роль. Качественные реакции на белки.

Демонстрации

1. Отношение углеводородов к кислороду и бромной воде.

2. Образцы полимеров.

3. Горение спирта.

4. Образцы жиров и углеводов.

Контрольная работа № 4 «Органические соединения».

РАЗДЕЛ 5. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (6 Ч)

Тема 12. Человек в мире веществ (4 ч)

Углеводороды – загрязнители окружающей среды. Фреоны, пестициды, токсины. Меры предотвращения экологических последствий.

Практическая работа № 6 Минеральные удобрения.

Тема 13. Производство неорганических веществ и их применение (2 ч)

Производство серной кислоты контактным способом: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления.

Общие научные принципы химического производства. Современные методы оптимизации химических производств. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9 класс (2 ч в неделю, всего — 68 ч)

п/п

Тема урока

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Сроки

проведения

ПОВТОРЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА (1 Ч)

1

Важнейшие классы неорганических соединений. (1 ч)

Состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений. Уравнения химических реакций. Осуществлять генетическую связь между классами неорганических соединений.

Уметь классифицировать изучаемые вещества.
Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей, химических реакций.

1 неделя

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (13 Ч)

ТЕМА 1. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ПРОТЕКАНИЯ (3 Ч)

2

Энергетика химических реакций. (1 ч)

Знать понятия: тепловой эффект реакции, термохимическое уравнение, экзо- и эндотермическая реакция.

Уметь выполнять расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Использовать алгоритмы при решении задач.

1 неделя

3

Скорость химической реакции. Химическое равновесие. (1 ч)

Знать понятия: тепловой эффект реакции, термохимическое уравнение, экзо- и эндотермическая реакция.

Уметь выполнять расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Использовать алгоритмы при решении задач.

2 неделя

4

Решение задач и упражнений по теме «Скорость химической реакции». (1 ч)

Знать алгоритм решения задач по теме «Скорость химической реакции»

Уметь выполнять расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Использовать алгоритмы при решении задач.

2  неделя

ТЕМА 2.  РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (10 Ч)

5

Ионы - переносчики электрических зарядов. (1 ч)

Знать понятия: электролит, неэлектролит, различать понятия «катион», «анион».

Уметь классифицировать изучаемые вещества, исследовать свойства растворов электролитов.

3 неделя

6

Практическая работа № 1

Влияние различных факторов на скорость химической реакции. (1 ч)

Знать технику безопасности при выполнении практических работ.

Соблюдать правила техники безопасности.

3 неделя

7

Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

Знать понятие: электролитическая диссоциация

Уметь классифицировать изучаемые вещества, исследовать свойства растворов электролитов.

4 неделя

8

Свойства ионов. Сильные и слабые электролиты. (1 ч)

Знать  понятие: степень диссоциации. классификацию веществ, относящихся к сильным и слабым электролитам.

Уметь классифицировать изучаемые вещества, исследовать свойства растворов электролитов.

4 неделя

9

Реакции электролитов в водных растворах и их уравнения. (1 ч)

Знать схему составления полного и сокращённого ионного уравнения, различать реакции ионного обмена.

Уметь записывать полное и сокращённое ионное уравнение.

5 неделя

10

Кислоты и основания как электролиты.

(1 ч)

Знать понятия: основность кислот и кислотность оснований.

Уметь записывать схемы диссоциации кислот и оснований.

5 неделя

11

Соли как электролиты. (1 ч)

Знать понятия: средние, кислые, основные соли, диссоциация солей.

Уметь записывать схемы диссоциации солей.

6 неделя

12

Гидролиз солей. (1 ч)

Знать понятия: гидролиз, схема гидролиза.

Уметь записывать схемы гидролиза солей.

6 неделя

13

Практическая работа № 2

Растворы. Теория электролитической диссоциации. (1 ч)

Знать технику безопасности при выполнении практических работ.

Соблюдать правила техники безопасности.

7 неделя

14

Контрольная работа № 1

Теория электролитической

диссоциации. (1 ч)

Знать основные понятия изученной темы, схему составления полного и сокращённого ионного уравнения, различать реакции ионного обмена.

Уметь обобщать и систематизировать знания об изученных веществах. Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

7 неделя

РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕМЕНТЫ – НЕМЕТАЛЛЫ И ИХ ВАЖНЕЙШИЕ СОЕДИНЕНИЯ (27 Ч)

ТЕМА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕТАЛЛОВ (3 Ч)

15

Элементы – неметаллы в Периодической системе. (1 ч)

Знать положение неметаллов в таблице Менделеева, строение  атома.

Уметь характеризовать неметаллы, составлять уравнения соответствующих реакций.

8 неделя

16

Простые вещества – неметаллы, их состав, строение, общие свойства и способы получения. (1 ч)

Знать свойства  неметаллов как простых веществ, их состав, строение, способы получения.

Уметь определять свойства веществ исходя из кристаллического строения, обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах ПС.

8 неделя

17

Водородные и кислородные соединения неметаллов. (1 ч)

Знать свойства  водородных и кислородных соединений неметаллов.

Уметь характеризовать свойства  водородных и кислородных соединений неметаллов, составлять уравнения соответствующих реакций.

9 неделя

ТЕМА 4. ПОДГРУППА КИСЛОРОДА И ЕЁ ТИПИЧНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ (7 Ч)

18

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. (1 ч)

Кислород как химический элемент и простое вещество, химические свойства кислорода.

Уметь характеризовать кислород, составлять соответствующих уравнения реакций.

9 неделя

19

Кислород. Озон. (1 ч)

Аллотропная модификация кислорода – озон. Степени окисления кислорода в соединениях. Кислород как окислитель. Окислительная активность озона. Озонатор.

Уметь характеризовать кислород, составлять соответствующих уравнения реакций.

10 неделя

20

Сера как простое вещество.(1 ч)

Аллотропные видоизменения серы. Физические и химические свойства серы.

Уметь характеризовать серу, составлять уравнения соответствующих реакций.

10 неделя

21

Сероводород. Сульфиды. (1 ч)

Сероводород, сероводородная кислота, сульфиды и гидросульфиды, качественная реакция на сероводородную кислоту и сульфиды.

Уметь характеризовать сероводород, сероводородную кислоту, составлять уравнения соответствующих реакций.

11 неделя

22

Кислородосодержащие соединения

серы (IV). (1 ч)

Оксид серы (IV), сернистая кислота, свойства сернистой кислоты, качественная реакция на сульфит – ион, сульфиты.

Уметь характеризовать оксид серы (IV), сернистую кислоту, составлять уравнения соответствующих реакций.

11 неделя

23

Кислородосодержащие соединения

серы (VI). (1 ч)

Оксид серы (VI), серная кислота, свойства серной кислоты, качественная реакция на сульфат – ион, сульфаты.

Уметь характеризовать оксид серы (VI), серную кислоту, составлять уравнения соответствующих реакций. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты.

12 неделя

24

Решение задач и упражнений по теме

«Сера и её соединения». (1 ч)

Знать алгоритмы решения  комбинированных задач.

Уметь решать комбинированные задачи.

12 неделя

ТЕМА 5.  ПОДГРУППА АЗОТА  И ЕЁ ТИПИЧНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ (8 Ч)

25

Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот как элемент и как простое вещество. (1 ч)

 Знать положение азота в таблице Менделеева, строение  атома, химические свойства азота и его соединений.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Анализировать свойства неметаллов по подгруппам.
Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена.

13 неделя

26

Аммиак. (1 ч)

Способы получения аммиака. Свойства аммиака. Соли аммония. Катион аммония и механизм его образования. Качественная реакция на ион аммония NH4+ .

Уметь характеризовать свойства аммиака, составлять уравнения соответствующих реакций. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты.

13 неделя

27

Практическая работа № 3

Получение аммиака и изучение его

свойств. (1 ч)

Знать технику безопасности при выполнении практических работ.

Соблюдать правила техники безопасности.

14 неделя

28

Оксиды азота. (1 ч)

Знать классификацию кислородосодержащих соединений азота.

Различать несолеобразующие и солеобразующие оксиды азота, характеризовать их физические и химические свойства. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена.

14 неделя

29

Азотная кислота. (1 ч)

Знать строение молекулы азотной кислоты. Особенности взаимодействия  азотной кислоты с металлами. Правила обращения с азотной кислотой. Нитраты. Свойства нитратов. Применение азотной кислоты и нитратов.

Уметь описывать свойства азотной кислоты. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты.

15 неделя

30

Контрольная работа № 2

«Азот и его соединения» (1 ч)

Знать свойства изученных веществ, алгоритмы  решения задач.

Уметь обобщать и систематизировать знания об изученных веществах. Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

15 неделя

31

Фосфор как элемент и простое

вещество. (1 ч)                            

Знать аллотропные модификации и превращения фосфора. Фосфор как восстановитель и окислитель.

Уметь описывать свойства фосфора. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена.

16 неделя

32

Соединения фосфора. (1 ч)

Знать основные соединения фосфора: оксиды, кислоты, соли фосфора, круговорот фосфора в природе.

Уметь описывать свойства фосфора. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты.

16 неделя

ТЕМА 6. ПОДГРУППА УГЛЕРОДА (9 Ч)

33

Положение элементов подгруппы углерода в периодической системе, строение их атомов. (1 ч)

Знать положение углерода в таблице Менделеева, строение  атома, химические свойства углерода.

Уметь характеризовать углерод, составлять уравнения соответствующих реакций.

17 неделя

34

Аллотропные модификации углерода. (1 ч)

Знать аллотропные модификации и превращения углерода. Углерод как восстановитель и окислитель.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты.

17 неделя

35

Адсорбция.

Химические свойства углерода.  (1 ч)

Знать понятие: адсорбция. Углерод как окислитель и восстановитель. Карбиды.

Уметь характеризовать химические свойства углерода, составлять уравнения соответствующих реакций. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

18 неделя

36

Оксиды углерода. (1 ч)

Угарный газ. Углекислый газ. Физические и химические свойства оксидов углерода. Качественная реакция на углекислый газ. Угольная кислота, карбонаты, гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион.

Уметь характеризовать соединения углерода, составлять уравнения соответствующих реакций.

18 неделя

37

Угольная кислота и её соли. (1 ч)

Знать основные понятия: угольная кислота, карбонаты, гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион.

Уметь характеризовать угольную кислоту, составлять уравнения соответствующих реакций. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты.

19 неделя

38

Практическая работа № 4.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.(1ч)

Знать технику безопасности при выполнении практических работ.

Соблюдать правила техники безопасности.

19 неделя

39

Решение задач и упражнений по теме «Подгруппа углерода» (1 ч)

Знать алгоритмы решения  комбинированных задач.

Уметь решать комбинированные задачи.

20 неделя

40

Кремний и его свойства. (1 ч)

Знать положение кремния в таблице Менделеева, строение  атома, аллотропные соединения кремния.

Уметь характеризовать соединения кремния, составлять уравнения соответствующих реакций.

20 неделя

41

Соединения кремния. (1 ч)

Химические свойства кремния и его соединений.

Уметь характеризовать соединения кремния, составлять уравнения соответствующих реакций.

21 неделя

РАЗДЕЛ 3. МЕТАЛЛЫ (9 Ч)

ТЕМА 7. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (2 Ч)

42

Общая характеристика металлов. Химические свойства металлов. (1 ч)

Знать положение металлов в таблице Менделеева, строение  атома, физические и химические свойства металлов.

Уметь характеризовать металлы, составлять уравнения соответствующих реакций.

21 неделя

43

Сплавы   (1 ч)

Коррозия и её виды, способы защиты от коррозии.

Уметь характеризовать способы защиты от коррозии. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты.

22 неделя

ТЕМА 8 МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ И ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП (7 Ч)

44

Характеристика элементов  IА-группы Периодической системы. (1 ч)

 Знать положение щелочных металлов в таблице Менделеева, строение  атома, физические и химические свойства металлов.

Уметь характеризовать щелочные металлы, составлять уравнения соответствующих реакций.

22 неделя

45

Характеристика элементов  IIА-группы Периодической системы. (1 ч)

Знать положение магния и кальция в таблице Менделеева, строение  атома, физические и химические свойства металлов.

Уметь характеризовать магний и кальций, составлять уравнения соответствующих реакций.

23 неделя

46

Распространённость и роль металлов IIА-группы в природе. Жёсткость воды. (1 ч)

Жесткость воды: временная, постоянная.

Составлять реакции для устранения временной жёсткости воды.

23 неделя

47

Алюминий (1 ч)

 Знать положение алюминия в таблице Менделеева, строение  атома, физические и химические свойства металла.

Уметь характеризовать алюминий, составлять уравнения соответствующих реакций.

24 неделя

48

Железо и его важнейшие соединения  (1 ч)

 Знать положение железа в таблице Менделеева, строение  атома, физические и химические свойства металла. Оксиды железа, гидроксиды железа, соли железа, железные руды, свойства железа, красная кровяная соль, турнбулева синь,  желтая кровяная соль.

Уметь характеризовать железо  и его соединения, составлять уравнения соответствующих реакций.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты.

24 неделя

49

Практическая работа № 5.  

Металлы и их соединения. (1 ч)

Знать технику безопасности при выполнении практических работ.

Соблюдать правила техники безопасности.

25 неделя

50

Контрольная работа № 3

Металлы и их соединения. (1 ч)

Знать свойства изученных веществ, алгоритмы  решения задач.

Уметь обобщать и систематизировать знания об изученных веществах. Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

25 неделя

РАЗДЕЛ 4. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ (12 Ч)

ТЕМА 9. УГЛЕВОДОРОДЫ (6 Ч)

51

Возникновение и развитие органической химии. (1 ч)

Знать понятия: гомолог, гомологический ряд, структурные формулы, углеродный скелет, изомерия, основные положения теории химического строения.

Уметь составлять гомологи и изомеры. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты.

26 неделя

52

Классификация углеводородов. (1 ч)

Углеводороды. Классификация углеводородов. Ациклические, циклические углеводороды. Предельные углеводороды. Радикалы.

Уметь характеризовать свойства предельных углеводородов, составлять формулы гомологов и изомеров.

26 неделя

53

Физические и химические свойства предельных углеводородов (алканов). (1 ч)

Алкены, номенклатура, свойства.

Уметь характеризовать свойства непредельных углеводородов, составлять формулы гомологов и изомеров.

27 неделя

54

Непредельные углеводороды этиленового ряда (алкены). (1 ч)

Алкены, номенклатура, свойства.

Уметь характеризовать свойства непредельных углеводородов, составлять формулы гомологов и изомеров.

27 неделя

55

Непредельные  углеводороды ацетиленового ряда (алкины). (1 ч)

Алкины, номенклатура, свойства.

Уметь характеризовать свойства непредельных углеводородов, составлять формулы гомологов и изомеров. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации.

28 неделя

56

Решение задач и упражнений по теме «Углеводороды». (1 ч)

Знать понятия: гомолог, гомологический ряд, структурные формулы, углеродный скелет, изомерия.

Уметь составлять гомологи и изомеры, решать комбинированные задачи.

28 неделя

ТЕМА 10. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (2 Ч)

57

Спирты (1 ч)

Спирты, номенклатура, свойства.

Уметь характеризовать свойства спиртов, составлять формулы гомологов и изомеров.

29 неделя

58

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. (1 ч)

Карбоновые кислоты, номенклатура, свойства.

Уметь характеризовать свойства карбоновых кислот, составлять формулы изомеров и гомологов.

29 неделя

ТЕМА 11. БИОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ, БЕЛКИ) (4 Ч)

59

Жиры. (1 ч)

Жиры, номенклатура, свойства.

Уметь характеризовать свойства жиров.

30 неделя

60

Углеводы. (1 ч)

Углеводы, номенклатура, свойства.

Уметь характеризовать свойства углеводов.

30 неделя

61

Белки. (1 ч)

Белки, структура, значение в организме человека.

Уметь характеризовать структуру и свойства белков.

31 неделя

62

Контрольная работа № 4

«Органические соединения». (1 ч)

Знать свойства изученных веществ, алгоритмы  решения задач.

Уметь обобщать и систематизировать знания об изученных веществах. Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

31 неделя

РАЗДЕЛ 5. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (6 Ч)

ТЕМА 12. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ВЕЩЕСТВ (4 Ч)

63

Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды. (1 ч)

Углеводороды – загрязнители окружающей среды. Фреоны, пестициды, токсины. Меры предотвращения экологических последствий.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты.

32 неделя

64

Полимеры и жизнь. (1 ч)

Знать основные понятия: полимеры, полипропилен, тефлон, поливинилхлорид, фенопласты, утилизация полимеров.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации.

32 неделя

65

Химия и здоровье человека. (1 ч)

Знать основные понятия: лекарства, аспирин, пенициллин, антибиотики, анальгетики, гигиена, мыла, зубная паста.

Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации.

33 неделя

66

Минеральные вещества на вашем участке. Практическая работа № 6

 Минеральные удобрения. (1 ч)

Знать классификацию удобрений. Знать технику безопасности при выполнении практических работ.

Соблюдать правила техники безопасности. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде.

33 неделя

ТЕМА 13. ПРОИЗВОДСТВО НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ (2 Ч)

67

Химическая технология как наука. (1 ч)

Знать основные этапы производства серной кислоты.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации.

34 неделя

68

Металлургия. (1 ч)

Знать основные этапы производства чугуна, стали. Перспективные технологии получения металлов.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации.

34 неделя


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В ходе преподавания химии, рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование различных источников информации для решения познавательных задач; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологических, энергетических и сырьевых;
  •     объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара.- М.: Вентана-Граф,  2013-2014. - 320 с.
  2. Химия: 9 класс: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара.- М.: Вентана-Граф,  2013-2014. - 225 с.
  3. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.- 560 с.
  4. Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.- М.: Химия, 2005.- 400 с.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Компьютер, проектор, интернет – ресурсы.

Учебные CD- диски:

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 класс»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс, Н.Е. Кузнецова , 3ч в неделю.

Образовательная( рабочая)  программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование.Рассчитана на 102 часа,  3 часа в неделю....

Рабочая программа по химии к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочие программы по химии к учебнику О.С. Габриеляна (8-11 класс)...

Методическая разработка рабочей программы по химии к учебнику Габриеляна О.С. 8 класса

В данной методической разработке указаны цели, задачи, общая характеристика предмета ХИМИЯ и его место в базисном учебном плане. Разработано календарно-тематическое планирование с указанием демонстрац...

Рабочая программа по химии 8 класс ( по УМК Кузнецовой Н.Е.)

Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей фе...

Рабочая программа по химии 11класс ( профильный уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)

Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответству...

Рабочая программа по химии 8-9 класс ФГОСООО Кузнецова Н.Е.

Программа содержат основные раздел согласно требованиям новых стандартов, ктп на 8 класс...