рабочая программа по химии к учебнику Н.Е. Кузнецовой
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
программа сосотавлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, на основе УМК Н.Е.Кузнецовой и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass_-_k_uchebniku_kuznetsovoy.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
«Дневной пансион-84» городского округа Самара
Утверждаю Директор _____/Фиш Я.Г./ «___»___________2013 г. М.П. | Согласовано «___»________2013 г. Зам. директора по УВР ________/___________/ | Программа рассмотрена на заседании МО учителей _______________________________ Протокол № ___от «__»_____2013 г. Руководитель МО ________________/______________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
по химии 9 класс
Программу разработала
учитель Жиганова Светлана Вячеславовна, учитель химии
высшей категории
Самара, 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, на основе УМК Н.Е. Кузнецовой и рассчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю. В ней предусмотрено 4 контрольных и 6 практических работ. В 9 классе продолжается развитие системы знаний по курсу химии: изучаются окислительно-восстановительные реакции, периодический закон, газовые законы, основы неорганической химии (химии элементов и их соединений), формируются представления об органических веществах, что придает курсу логическую завершенность.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем используется не только демонстрационная его функция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, включенные в практические работы, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса.
Принципы обучения химии, подходы к определению содержания курсов химии, последовательность изложения материала, методы и средства обучения, организация уроков химии, контроль усвоения знаний рассматривается в методике обучения химии[1].
Изучение химии среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности.
- Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.
- Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
- Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
- Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара.- М.: Вентана-Граф, 2013-2014. - 320 с.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (1 ч)
Состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений. Уравнения химических реакций. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (13 Ч)
Тема 1. Химические реакции и закономерности их протекания (3 ч)
Сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.
Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант-Гоффа). Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Катализаторы. Обратимые и необратимые реакции. Понятие химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.
Тема 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации (10 ч)
Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Насыщенный раствор. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.
Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Зависимость механизма диссоциации от характера химических связей в электролитах. Слабые и сильные электролиты.
Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Реакции ионного обмена в водном растворе. Условия протекания реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита.
Расчет массовой доли растворенного вещества.
Практическая работа № 1 Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Практическая работа № 2 Растворы. Теория электролитической диссоциации.
Контрольная работа № 1 Теория электролитической диссоциации.
РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕМЕНТЫ – НЕМЕТАЛЛЫ И ИХ ВАЖНЕЙШИЕ СОЕДИНЕНИЯ (27 Ч)
Тема 3. Общая характеристика неметаллов (3 ч)
Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ — неметаллов. Аллотропия. Способы получения неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности, некоторыми сложными веществами. Восстановительныe свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерод, водород). Реакция диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы со щелочами, хлора и брома с водой. Роль неметаллов в природе и технике.
Тема 4. Подгруппа кислорода и её типичные представители (7 ч)
Кислород — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кислород — простое вещество. Нахождение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами и неметаллами. Роль кислорода в природе и его применение.
Аллотропные видоизменения кислорода. Озон. Получение, свойства и применение. Действие озона на организм. Озоновый щит Земли.
Сера. Строение атома, степени окисления, аллотропия. Сера в природе. Физические и химические (окислительно-восстановительная двойственность) свойства серы: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом.
Применение серы.
Сероводород. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Действие сероводорода на организм. Сероводородная кислота. Сульфиды. Качественная реакция на сульфид-ион. Применение сероводорода и сульфидов.
Оксид серы(IV). Получение, свойства и применение. Сернистая кислота. Качественная реакция на сульфит-ион.
Оксид серы(VI). Получение и свойства.
Серная кислота, ее физические и химические свойства. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Действие концентрированной серной кислоты на организм. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион. Значение серной кислоты в народном хозяйстве.
Демонстрации
1. Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.
2. Взаимодействие серы с металлами и кислородом.
3. Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе.
Лабораторный опыт 8. Качественная реакция на сульфат-ион.
Расчетные задачи: Решение задач по материалу темы.
Тема 5. Подгруппа азота и её типичные представители (8 ч)
Азот — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) азота: взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Применение азота.
Аммиак. Строение молекулы, получение, физические и химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотами и оксидами металлов. Соли аммония, их получение и свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.
Оксиды азота. Получение, свойства, действие на организм и окружающую среду оксидов азота(П) и (IV).
Азотная кислота, ее получение, физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, стоящими в ряду активности после водорода. Применение. Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион.
Фосфор. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Аллотропия (белый, красный, черный фосфор). Химические свойства фосфора: взаимодействие с металлами и кислородом. Важнейшие соединения фосфора: оксид фосфора(У) и ортофосфорная кислота, фосфаты и гидрофосфаты. Качественная реакция на фосфат-ион.
Применение фосфора и его соединений.
Демонстрации
- Растворение аммиака в воде.
- Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
- Образцы азотных, калийных и фосфорных удобрений.
Лабораторный опыт: Качественная реакция на фосфат-ион.
Практическая работа 3. Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.
Расчетные задачи: Решение задач по материалу темы.
Тема 6. Подгруппа углерода (9 ч)
Углерод — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод — простое вещество. Аллотропные модификации (алмаз, графит) и их свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) углерода: горение, восстановление оксидов металлов, взаимодействие с металлами и водородом. Оксиды углерода(П) и (IV), получение, свойства и применение. Действие оксида углерода(П) на организм. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты. Углерод — основа живой (органической) природы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений. Парниковый эффект. Круговорот углерода в природе.
Кремний — химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кремний — простое вещество. Нахождение в природе, получение и физические свойства. Химические свойства (окислительно-восстановительная двойственность) кремния: взаимодействие с неметаллами и металлами. Оксид кремния(ГУ) и кремниевая кислота, силикаты. Кремний — основа неживой (неорганической) природы. Применение кремния.
Понятие о силикатной промышленности (производство керамики, стекла, цемента, бетона, железобетона)
Демонстрации
1. Образцы природных соединений углерода и кремния.
2. Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к кислотам.
3. Получение кремниевой кислоты.
Практическая работа 4. Получение оксида углерода(1У) и изучение его свойств. Свойства карбонатов.
Расчетные задачи: Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.
РАЗДЕЛ 3. МЕТАЛЛЫ (9 Ч)
Тема 7. Общие свойства металлов (2 ч)
Металлы и их важнейшие химические соединения. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления.
Простые вещества — металлы. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов (пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия). Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, растворам солей, кислот и воде.
Тема 8. Металлы главных и побочных подгрупп (7 ч)
Алюминий
Строение атома алюминия. Его природные соединения, получение, физические и химические свойства. Взаимодействие с неметаллами, оксидами металлов, растворами кислот и щелочей, водой. Соединения алюминия, амфотерностъ его оксида и гидроксида. Качественная реакция на ион алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Магний и кальций
Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы.
Строение атомов магния и кальция. Магний и кальций в природе, способы их получения, физические и химические свойства.
Важнейшие соединения магния и кальция (оксиды, ги-дроксиды и соли), их свойства и применение. Качественная реакция на ион кальция. Биологическая роль и применение соединений магния и кальция. Жесткость воды и способы ее устранения. Превращения карбонатов в природе.
Щелочные металлы
Общая характеристика химических элементов главной подгруппы I группы.
Строение атомов щелочных металлов. Распространение щелочных металлов в природе и способы их получения. Физические и химические свойства простых веществ и важнейших соединений (оксидов, гидроксидов, солей). Биологическая роль и применение соединений натрия и калия. Калийные удобрения.
Железо
Особенности строения атома железа, степени окисления. Природные соединения железа, его получение, физические и химические свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и (III). Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+. Сплавы железа — чугун, сталь. Значение железа и его соединений в жизненных процессах и в народном хозяйстве.
Демонстрации
1. Образцы минералов, металлов и сплавов.
2. Опыты, показывающие восстановительные свойства металлов.
3. Взаимодействие натрия и кальция с водой.
4. Окрашивание пламени ионами натрия, калия и кальция.
5. Получение и исследование свойств гидроксидов железа(II) и (III).
Практическая работа 5. «Металлы и их соединения».
Контрольная работа № 3 Металлы и их соединения. (1 ч)
Расчетные задачи: Решение задач по материалу темы.
РАЗДЕЛ 4. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ (12Ч)
Тема 9. Углеводороды (6 ч)
Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ.
Предельные углеводороды — алканы. Общая характеристика предельных углеводородов. Нахождение в природе, физические и химические свойства: горение, реакция замещения (на примере метана). Применение алканов.
Непредельные углеводороды — алкены. Состав и физические свойства алкенов. Химические свойства: горение, реакции присоединения водорода, галогенов и полимеризации (на примере этилена). Представление о полимерах. Применение этилена в быту и народном хозяйстве.
Природные источники углеводородов. Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Нефть. Каменный уголь.
Тема 10. Кислородосодержащие органические соединении (2 ч)
Функциональные группы (гидроксильная, карбоксильная группы, аминогруппа).
Спирты. Общая характеристика спиртов. Метиловый и этиловый спирты. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с кислотами. Действие спиртов на организм. Трехатомный спирт глицерин. Применение спиртов.
Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Реакция этерификации. Понятие о сложных эфирах.
Тема 11. Биологически важные органические соединения (4 ч)
Жиры — сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль жиров.
Понятие об углеводах. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, их нахождение в природе и биологическая роль.
Азотсодержащие соединения. Понятие об аминокислотах. Белки, их биологическая роль. Качественные реакции на белки.
Демонстрации
1. Отношение углеводородов к кислороду и бромной воде.
2. Образцы полимеров.
3. Горение спирта.
4. Образцы жиров и углеводов.
Контрольная работа № 4 «Органические соединения».
РАЗДЕЛ 5. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (6 Ч)
Тема 12. Человек в мире веществ (4 ч)
Углеводороды – загрязнители окружающей среды. Фреоны, пестициды, токсины. Меры предотвращения экологических последствий.
Практическая работа № 6 Минеральные удобрения.
Тема 13. Производство неорганических веществ и их применение (2 ч)
Производство серной кислоты контактным способом: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления.
Общие научные принципы химического производства. Современные методы оптимизации химических производств. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс (2 ч в неделю, всего — 68 ч)
№ п/п | Тема урока | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь | Сроки проведения | ||
ПОВТОРЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА (1 Ч) | ||||||
1 | Важнейшие классы неорганических соединений. (1 ч) | Состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений. Уравнения химических реакций. Осуществлять генетическую связь между классами неорганических соединений. | Уметь классифицировать изучаемые вещества. | 1 неделя | ||
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (13 Ч) | ||||||
ТЕМА 1. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ПРОТЕКАНИЯ (3 Ч) | ||||||
2 | Энергетика химических реакций. (1 ч) | Знать понятия: тепловой эффект реакции, термохимическое уравнение, экзо- и эндотермическая реакция. | Уметь выполнять расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Использовать алгоритмы при решении задач. | 1 неделя | ||
3 | Скорость химической реакции. Химическое равновесие. (1 ч) | Знать понятия: тепловой эффект реакции, термохимическое уравнение, экзо- и эндотермическая реакция. | Уметь выполнять расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Использовать алгоритмы при решении задач. | 2 неделя | ||
4 | Решение задач и упражнений по теме «Скорость химической реакции». (1 ч) | Знать алгоритм решения задач по теме «Скорость химической реакции» | Уметь выполнять расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Использовать алгоритмы при решении задач. | 2 неделя | ||
ТЕМА 2. РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (10 Ч) | ||||||
5 | Ионы - переносчики электрических зарядов. (1 ч) | Знать понятия: электролит, неэлектролит, различать понятия «катион», «анион». | Уметь классифицировать изучаемые вещества, исследовать свойства растворов электролитов. | 3 неделя | ||
6 | Практическая работа № 1 Влияние различных факторов на скорость химической реакции. (1 ч) | Знать технику безопасности при выполнении практических работ. | Соблюдать правила техники безопасности. | 3 неделя | ||
7 | Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью. | Знать понятие: электролитическая диссоциация | Уметь классифицировать изучаемые вещества, исследовать свойства растворов электролитов. | 4 неделя | ||
8 | Свойства ионов. Сильные и слабые электролиты. (1 ч) | Знать понятие: степень диссоциации. классификацию веществ, относящихся к сильным и слабым электролитам. | Уметь классифицировать изучаемые вещества, исследовать свойства растворов электролитов. | 4 неделя | ||
9 | Реакции электролитов в водных растворах и их уравнения. (1 ч) | Знать схему составления полного и сокращённого ионного уравнения, различать реакции ионного обмена. | Уметь записывать полное и сокращённое ионное уравнение. | 5 неделя | ||
10 | Кислоты и основания как электролиты. (1 ч) | Знать понятия: основность кислот и кислотность оснований. | Уметь записывать схемы диссоциации кислот и оснований. | 5 неделя | ||
11 | Соли как электролиты. (1 ч) | Знать понятия: средние, кислые, основные соли, диссоциация солей. | Уметь записывать схемы диссоциации солей. | 6 неделя | ||
12 | Гидролиз солей. (1 ч) | Знать понятия: гидролиз, схема гидролиза. | Уметь записывать схемы гидролиза солей. | 6 неделя | ||
13 | Практическая работа № 2 Растворы. Теория электролитической диссоциации. (1 ч) | Знать технику безопасности при выполнении практических работ. | Соблюдать правила техники безопасности. | 7 неделя | ||
14 | Контрольная работа № 1 Теория электролитической диссоциации. (1 ч) | Знать основные понятия изученной темы, схему составления полного и сокращённого ионного уравнения, различать реакции ионного обмена. | Уметь обобщать и систематизировать знания об изученных веществах. Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. | 7 неделя | ||
РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕМЕНТЫ – НЕМЕТАЛЛЫ И ИХ ВАЖНЕЙШИЕ СОЕДИНЕНИЯ (27 Ч) | ||||||
ТЕМА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕТАЛЛОВ (3 Ч) | ||||||
15 | Элементы – неметаллы в Периодической системе. (1 ч) | Знать положение неметаллов в таблице Менделеева, строение атома. | Уметь характеризовать неметаллы, составлять уравнения соответствующих реакций. | 8 неделя | ||
16 | Простые вещества – неметаллы, их состав, строение, общие свойства и способы получения. (1 ч) | Знать свойства неметаллов как простых веществ, их состав, строение, способы получения. | Уметь определять свойства веществ исходя из кристаллического строения, обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах ПС. | 8 неделя | ||
17 | Водородные и кислородные соединения неметаллов. (1 ч) | Знать свойства водородных и кислородных соединений неметаллов. | Уметь характеризовать свойства водородных и кислородных соединений неметаллов, составлять уравнения соответствующих реакций. | 9 неделя | ||
ТЕМА 4. ПОДГРУППА КИСЛОРОДА И ЕЁ ТИПИЧНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ (7 Ч) | ||||||
18 | Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. (1 ч) | Кислород как химический элемент и простое вещество, химические свойства кислорода. | Уметь характеризовать кислород, составлять соответствующих уравнения реакций. | 9 неделя | ||
19 | Кислород. Озон. (1 ч) | Аллотропная модификация кислорода – озон. Степени окисления кислорода в соединениях. Кислород как окислитель. Окислительная активность озона. Озонатор. | Уметь характеризовать кислород, составлять соответствующих уравнения реакций. | 10 неделя | ||
20 | Сера как простое вещество.(1 ч) | Аллотропные видоизменения серы. Физические и химические свойства серы. | Уметь характеризовать серу, составлять уравнения соответствующих реакций. | 10 неделя | ||
21 | Сероводород. Сульфиды. (1 ч) | Сероводород, сероводородная кислота, сульфиды и гидросульфиды, качественная реакция на сероводородную кислоту и сульфиды. | Уметь характеризовать сероводород, сероводородную кислоту, составлять уравнения соответствующих реакций. | 11 неделя | ||
22 | Кислородосодержащие соединения серы (IV). (1 ч) | Оксид серы (IV), сернистая кислота, свойства сернистой кислоты, качественная реакция на сульфит – ион, сульфиты. | Уметь характеризовать оксид серы (IV), сернистую кислоту, составлять уравнения соответствующих реакций. | 11 неделя | ||
23 | Кислородосодержащие соединения серы (VI). (1 ч) | Оксид серы (VI), серная кислота, свойства серной кислоты, качественная реакция на сульфат – ион, сульфаты. | Уметь характеризовать оксид серы (VI), серную кислоту, составлять уравнения соответствующих реакций. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты. | 12 неделя | ||
24 | Решение задач и упражнений по теме «Сера и её соединения». (1 ч) | Знать алгоритмы решения комбинированных задач. | Уметь решать комбинированные задачи. | 12 неделя | ||
ТЕМА 5. ПОДГРУППА АЗОТА И ЕЁ ТИПИЧНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ (8 Ч) | ||||||
25 | Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот как элемент и как простое вещество. (1 ч) | Знать положение азота в таблице Менделеева, строение атома, химические свойства азота и его соединений. | Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Анализировать свойства неметаллов по подгруппам. | 13 неделя | ||
26 | Аммиак. (1 ч) | Способы получения аммиака. Свойства аммиака. Соли аммония. Катион аммония и механизм его образования. Качественная реакция на ион аммония NH4+ . | Уметь характеризовать свойства аммиака, составлять уравнения соответствующих реакций. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты. | 13 неделя | ||
27 | Практическая работа № 3 Получение аммиака и изучение его свойств. (1 ч) | Знать технику безопасности при выполнении практических работ. | Соблюдать правила техники безопасности. | 14 неделя | ||
28 | Оксиды азота. (1 ч) | Знать классификацию кислородосодержащих соединений азота. | Различать несолеобразующие и солеобразующие оксиды азота, характеризовать их физические и химические свойства. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. | 14 неделя | ||
29 | Азотная кислота. (1 ч) | Знать строение молекулы азотной кислоты. Особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами. Правила обращения с азотной кислотой. Нитраты. Свойства нитратов. Применение азотной кислоты и нитратов. | Уметь описывать свойства азотной кислоты. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты. | 15 неделя | ||
30 | Контрольная работа № 2 «Азот и его соединения» (1 ч) | Знать свойства изученных веществ, алгоритмы решения задач. | Уметь обобщать и систематизировать знания об изученных веществах. Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. | 15 неделя | ||
31 | Фосфор как элемент и простое вещество. (1 ч) | Знать аллотропные модификации и превращения фосфора. Фосфор как восстановитель и окислитель. | Уметь описывать свойства фосфора. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. | 16 неделя | ||
32 | Соединения фосфора. (1 ч) | Знать основные соединения фосфора: оксиды, кислоты, соли фосфора, круговорот фосфора в природе. | Уметь описывать свойства фосфора. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты. | 16 неделя | ||
ТЕМА 6. ПОДГРУППА УГЛЕРОДА (9 Ч) | ||||||
33 | Положение элементов подгруппы углерода в периодической системе, строение их атомов. (1 ч) | Знать положение углерода в таблице Менделеева, строение атома, химические свойства углерода. | Уметь характеризовать углерод, составлять уравнения соответствующих реакций. | 17 неделя | ||
34 | Аллотропные модификации углерода. (1 ч) | Знать аллотропные модификации и превращения углерода. Углерод как восстановитель и окислитель. | Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты. | 17 неделя | ||
35 | Адсорбция. Химические свойства углерода. (1 ч) | Знать понятие: адсорбция. Углерод как окислитель и восстановитель. Карбиды. | Уметь характеризовать химические свойства углерода, составлять уравнения соответствующих реакций. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. | 18 неделя | ||
36 | Оксиды углерода. (1 ч) | Угарный газ. Углекислый газ. Физические и химические свойства оксидов углерода. Качественная реакция на углекислый газ. Угольная кислота, карбонаты, гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион. | Уметь характеризовать соединения углерода, составлять уравнения соответствующих реакций. | 18 неделя | ||
37 | Угольная кислота и её соли. (1 ч) | Знать основные понятия: угольная кислота, карбонаты, гидрокарбонаты. Качественная реакция на карбонат-ион. | Уметь характеризовать угольную кислоту, составлять уравнения соответствующих реакций. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты. | 19 неделя | ||
38 | Практическая работа № 4. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.(1ч) | Знать технику безопасности при выполнении практических работ. | Соблюдать правила техники безопасности. | 19 неделя | ||
39 | Решение задач и упражнений по теме «Подгруппа углерода» (1 ч) | Знать алгоритмы решения комбинированных задач. | Уметь решать комбинированные задачи. | 20 неделя | ||
40 | Кремний и его свойства. (1 ч) | Знать положение кремния в таблице Менделеева, строение атома, аллотропные соединения кремния. | Уметь характеризовать соединения кремния, составлять уравнения соответствующих реакций. | 20 неделя | ||
41 | Соединения кремния. (1 ч) | Химические свойства кремния и его соединений. | Уметь характеризовать соединения кремния, составлять уравнения соответствующих реакций. | 21 неделя | ||
РАЗДЕЛ 3. МЕТАЛЛЫ (9 Ч) | ||||||
ТЕМА 7. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (2 Ч) | ||||||
42 | Общая характеристика металлов. Химические свойства металлов. (1 ч) | Знать положение металлов в таблице Менделеева, строение атома, физические и химические свойства металлов. | Уметь характеризовать металлы, составлять уравнения соответствующих реакций. | 21 неделя | ||
43 | Сплавы (1 ч) | Коррозия и её виды, способы защиты от коррозии. | Уметь характеризовать способы защиты от коррозии. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты. | 22 неделя | ||
ТЕМА 8 МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ И ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП (7 Ч) | ||||||
44 | Характеристика элементов IА-группы Периодической системы. (1 ч) | Знать положение щелочных металлов в таблице Менделеева, строение атома, физические и химические свойства металлов. | Уметь характеризовать щелочные металлы, составлять уравнения соответствующих реакций. | 22 неделя | ||
45 | Характеристика элементов IIА-группы Периодической системы. (1 ч) | Знать положение магния и кальция в таблице Менделеева, строение атома, физические и химические свойства металлов. | Уметь характеризовать магний и кальций, составлять уравнения соответствующих реакций. | 23 неделя | ||
46 | Распространённость и роль металлов IIА-группы в природе. Жёсткость воды. (1 ч) | Жесткость воды: временная, постоянная. | Составлять реакции для устранения временной жёсткости воды. | 23 неделя | ||
47 | Алюминий (1 ч) | Знать положение алюминия в таблице Менделеева, строение атома, физические и химические свойства металла. | Уметь характеризовать алюминий, составлять уравнения соответствующих реакций. | 24 неделя | ||
48 | Железо и его важнейшие соединения (1 ч) | Знать положение железа в таблице Менделеева, строение атома, физические и химические свойства металла. Оксиды железа, гидроксиды железа, соли железа, железные руды, свойства железа, красная кровяная соль, турнбулева синь, желтая кровяная соль. | Уметь характеризовать железо и его соединения, составлять уравнения соответствующих реакций. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты. | 24 неделя | ||
49 | Практическая работа № 5. Металлы и их соединения. (1 ч) | Знать технику безопасности при выполнении практических работ. | Соблюдать правила техники безопасности. | 25 неделя | ||
50 | Контрольная работа № 3 Металлы и их соединения. (1 ч) | Знать свойства изученных веществ, алгоритмы решения задач. | Уметь обобщать и систематизировать знания об изученных веществах. Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. | 25 неделя | ||
РАЗДЕЛ 4. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯХ (12 Ч) | ||||||
ТЕМА 9. УГЛЕВОДОРОДЫ (6 Ч) | ||||||
51 | Возникновение и развитие органической химии. (1 ч) | Знать понятия: гомолог, гомологический ряд, структурные формулы, углеродный скелет, изомерия, основные положения теории химического строения. | Уметь составлять гомологи и изомеры. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты. | 26 неделя | ||
52 | Классификация углеводородов. (1 ч) | Углеводороды. Классификация углеводородов. Ациклические, циклические углеводороды. Предельные углеводороды. Радикалы. | Уметь характеризовать свойства предельных углеводородов, составлять формулы гомологов и изомеров. | 26 неделя | ||
53 | Физические и химические свойства предельных углеводородов (алканов). (1 ч) | Алкены, номенклатура, свойства. | Уметь характеризовать свойства непредельных углеводородов, составлять формулы гомологов и изомеров. | 27 неделя | ||
54 | Непредельные углеводороды этиленового ряда (алкены). (1 ч) | Алкены, номенклатура, свойства. | Уметь характеризовать свойства непредельных углеводородов, составлять формулы гомологов и изомеров. | 27 неделя | ||
55 | Непредельные углеводороды ацетиленового ряда (алкины). (1 ч) | Алкины, номенклатура, свойства. | Уметь характеризовать свойства непредельных углеводородов, составлять формулы гомологов и изомеров. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. | 28 неделя | ||
56 | Решение задач и упражнений по теме «Углеводороды». (1 ч) | Знать понятия: гомолог, гомологический ряд, структурные формулы, углеродный скелет, изомерия. | Уметь составлять гомологи и изомеры, решать комбинированные задачи. | 28 неделя | ||
ТЕМА 10. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (2 Ч) | ||||||
57 | Спирты (1 ч) | Спирты, номенклатура, свойства. | Уметь характеризовать свойства спиртов, составлять формулы гомологов и изомеров. | 29 неделя | ||
58 | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. (1 ч) | Карбоновые кислоты, номенклатура, свойства. | Уметь характеризовать свойства карбоновых кислот, составлять формулы изомеров и гомологов. | 29 неделя | ||
ТЕМА 11. БИОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ, БЕЛКИ) (4 Ч) | ||||||
59 | Жиры. (1 ч) | Жиры, номенклатура, свойства. | Уметь характеризовать свойства жиров. | 30 неделя | ||
60 | Углеводы. (1 ч) | Углеводы, номенклатура, свойства. | Уметь характеризовать свойства углеводов. | 30 неделя | ||
61 | Белки. (1 ч) | Белки, структура, значение в организме человека. | Уметь характеризовать структуру и свойства белков. | 31 неделя | ||
62 | Контрольная работа № 4 «Органические соединения». (1 ч) | Знать свойства изученных веществ, алгоритмы решения задач. | Уметь обобщать и систематизировать знания об изученных веществах. Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. | 31 неделя | ||
РАЗДЕЛ 5. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (6 Ч) | ||||||
ТЕМА 12. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ВЕЩЕСТВ (4 Ч) | ||||||
63 | Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды. (1 ч) | Углеводороды – загрязнители окружающей среды. Фреоны, пестициды, токсины. Меры предотвращения экологических последствий. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. Составлять опорные конспекты. | 32 неделя | ||
64 | Полимеры и жизнь. (1 ч) | Знать основные понятия: полимеры, полипропилен, тефлон, поливинилхлорид, фенопласты, утилизация полимеров. | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. | 32 неделя | ||
65 | Химия и здоровье человека. (1 ч) | Знать основные понятия: лекарства, аспирин, пенициллин, антибиотики, анальгетики, гигиена, мыла, зубная паста. | Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. | 33 неделя | ||
66 | Минеральные вещества на вашем участке. Практическая работа № 6 Минеральные удобрения. (1 ч) | Знать классификацию удобрений. Знать технику безопасности при выполнении практических работ. | Соблюдать правила техники безопасности. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде. | 33 неделя | ||
ТЕМА 13. ПРОИЗВОДСТВО НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ (2 Ч) | ||||||
67 | Химическая технология как наука. (1 ч) | Знать основные этапы производства серной кислоты. | Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. | 34 неделя | ||
68 | Металлургия. (1 ч) | Знать основные этапы производства чугуна, стали. Перспективные технологии получения металлов. | Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений, готовить компьютерные презентации. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В ходе преподавания химии, рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование различных источников информации для решения познавательных задач; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара.- М.: Вентана-Граф, 2013-2014. - 320 с.
- Химия: 9 класс: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара.- М.: Вентана-Граф, 2013-2014. - 225 с.
- Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.- 560 с.
- Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.- М.: Химия, 2005.- 400 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Компьютер, проектор, интернет – ресурсы.
Учебные CD- диски:
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 класс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс, Н.Е. Кузнецова , 3ч в неделю.
Образовательная( рабочая) программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование.Рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю....
Рабочая программа по химии к учебнику О.С.Габриеляна
Рабочие программы по химии к учебнику О.С. Габриеляна (8-11 класс)...
Методическая разработка рабочей программы по химии к учебнику Габриеляна О.С. 8 класса
В данной методической разработке указаны цели, задачи, общая характеристика предмета ХИМИЯ и его место в базисном учебном плане. Разработано календарно-тематическое планирование с указанием демонстрац...
Рабочая программа по химии 8 класс ( по УМК Кузнецовой Н.Е.)
Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей фе...
Рабочая программа по химии 11класс ( профильный уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)
Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответству...
Рабочая программа по химии 8-9 класс ФГОСООО Кузнецова Н.Е.
Программа содержат основные раздел согласно требованиям новых стандартов, ктп на 8 класс...
Приложение к рабочей программе по химии по учебнику Кузнецовой
контрольные работы в виде приложения...