конспект урока по химии
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Первоначальные химические понятия
Дидактическая цель. Создать условия для активного закрепления знаний по теме, используя систему вопросов и заданий для самостоятельной работы.
Задачи. Образовательные. Обобщить и систематизировать знания по теме; закрепить умения и навыки составлять химические формулы и уравнения реакций, вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество вещества, и наоборот.
Развивающие. Развить умения учащихся анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать; развить качества ума – критичность, глубину, быстроту; развить умения учебного труда – работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; развить волевую и эмоциональную сферы – уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности.
Воспитательные. Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (ответственность, деловитость, работоспособность), творческой деятельности (активность и сообразительность, увлеченность и любознательность), готовность к жизни в семье и обществе (критичность и самокритичность, уважительность и взаимовыручка).
Эпиграф к уроку. «Дорога к знанию? Ну что же, ее легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь, но меньше, меньше, меньше с каждым разом».
ХОД УРОКА
Учащиеся делятся на три команды. Для работы необходимы три ассистента – учащиеся 11-го класса. За каждой командой закрепляют ассистента. Далее представляют членов жюри, задача которых оценить работу класса. В состав жюри входят учитель химии и учащиеся 11-го класса. Члены жюри имеют зачетный лист для каждой команды. За каждое задание они выставляют баллы: за письменную работу – до 5 баллов, за правильный устный ответ – 1 балл.
П л а н у р о к а
1. Химическая разминка. 2. Проверочная работа по теме «Валентность». (10 баллов). 3. «Битва с драконом» (решение задач по теме «Количество вещества. Молярная масса»). (5 баллов). 4. Проверочная работа по теме «Уравнения химических реакций». (4 балла). 5. Подведение итогов урока. |
Ассистент 1. Химия – это наука, умеющая творить чудеса.
Ассистент 2. В этом определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить главное.
Ассистент 3. Химия – это наука. И, как всякая наука, требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.
Ассистент 1. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.
Ассистент 2. Секрет этой магии – знание химического ремесла.
Ассистент 3. Сегодня проверка ваших знаний, юные химики.
Химическая разминка
Устанавливается взаимосвязь между химическими понятиями и химическими законами. Через схему на доске формируется целостная система знаний по теме. Взаимосвязь между понятиями.
Примерные вопросы к химической разминке
1. Определите два главных понятия темы.
2. На основе чего мы составляем химические формулы и уравнения?
3. Сформулируйте закон постоянства состава.
4. Сформулируйте закон сохранения массы веществ. С именами каких ученых связаны работы по открытию этого закона?
5. Что такое химическая формула и что она показывает?
6. Какие химические термины используют при описании уравнения реакции?
7. Что такое химическая реакция?
8. Какие типы химических реакций вам известны? (Работа с карточками на столах.)
Найдите в карточках уравнения реакций четырех разных типов. Дайте определения каждому типу химической реакции.
9. Что такое валентность?
10. Приведите примеры химических элементов с постоянной и переменной валентностью.
11. Какие расчеты можно проводить по химическим формулам и химическим уравнениям?
Учащиеся, которые дали правильный ответ на вопрос, получают жетоны. На жетонах они записывают свои инициалы и номер команды. По окончании разминки все ответившие сдают жетоны ассистентам. В зачетный лист команды выставляются набранные в ходе конкурса баллы.
Проверочная работа по теме «Валентность»
Каждую группу делят на две микрогруппы. Они получают свои задания и выполняют их на листках. Работа выполняется на скорость. После сдачи результатов членам жюри проводится самопроверка правильности написания химических формул.
Примерные задания для одной группы
Первая микрогруппа | Вторая микрогруппа |
Напишите формулы веществ и обозначьте римскими цифрами валентности атомов элементов в соединениях: Fe2O3; CO; Ag2O; Mn2O7; SO2 | Составьте формулы веществ по валентностям (над знаками атомов элементов с переменной валентностью указано ее значение): |
«Битва с драконом»
Учитель предлагает классу мысленно отправиться в химическое королевство, где мирно и дружно живут химические элементы и их соединения. На королевство напал трехглавый дракон. Победить его можно только с помощью знаний (если решить три задачи). Перед учащимися изображена фигура дракона. На каждой из голов – условие задачи. К доске вызывается по одному представителю от команды. Они записывают решение задачи на доске, делают ее разбор и «отрубают» голову дракона.
Примерные условия задач
1. Ученик должен был взять для реакции 0,5 моль серы. Он отвесил на весах 8 г серы. Правильно ли выполнено задание?
2. Какая масса кислорода потребуется для получения 360 г воды?
3. Вычислите количество вещества кислорода, прореагировавшего с медью, если образовалось 4 г оксида меди(II).
Проверочная работа по теме
«уравнения химических реакций»
Каждая команда получает задание и выполняет его на листке. Решение заданий сдают членам жюри, которое организует самопроверку правильности выполнения.
Примерные задания для одной группы
Запишите схемы реакций, расставьте коэффициенты и укажите типы реакций. Подчеркните в уравнениях реакций одной чертой формулы простых веществ и двумя чертами – формулы сложных веществ.
1) P + O2 P2O5;
2) HgO Hg + O2;
3) Zn + HCl ZnCl2 + H2;
4) MgO + H2SO4 … + … .
Подведение итогов урока
Выявление победителей.
Рефлексия.
Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"
Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...
Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»
Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить р...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...