Методическая разработка. Урок по химии в 9 классе "Гидролиз солей"
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему
В основе урока лежит практическая деятельность учащихся, которая осуществляется под руководящим словом учителя с использованием лаборатории «Архимед».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_himii_v_9_klasse_2015.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Урок по химии в 9 классе: «Гидролиз солей».
В основе урока лежит практическая деятельность учащихся, которая осуществляется под руководящим словом учителя с использованием лаборатории «Архимед».
Цель: 1. На основе повторения понятий: степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты, классификация солей, – ознакомить учащихся с понятием «Гидролиз солей». Учащиеся должны получить новое подтверждение принципа Ле Шателье (смещение химического равновесия), ознакомиться с частным случаем реакции ионного обмена с участием воды. Научиться писать уравнения гидролиза солей.
2. Развивать у учащихся самостоятельность мышления, находить решение проблемы, привлекая для этого цифровую лаборатории «Архимед». Развивать способность прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи.
Тип урока: Изучение нового материала с использованием цифровой лаборатории «Архимед». Наблюдение, обсуждение результатов эксперимента.
Формы работы: работа в парах.
ЭТАПЫ УРОКА.
- Анализ проблемы.
а) взаимосвязь понятия «гидролиз» со смежными понятиями.
РИО
ОБРАТИМЫЕ ГИДРОЛИЗ СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ
РЕАКЦИИ СОЛЕЙ ЭЛЕКТРОЛИТЫ
ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
(принципа Ле Шателье)
б) изменение цвета индикатора;
в) рН среды.
Вывод: гидролиз солей – взаимодействие солей с водой. Частный случай реакции ионного обмена.
- Постановка цели.
- Актуализация знаний учащихся о действии кислот и щелочей на индикаторы.
- Выделяют вопрос о действии солей на индикаторы (учащиеся могут дать ответ, что соли не изменяют цвет индикаторов).
- Учитель демонстрирует опыт: к растворам Na2CO3,HNO3, KOH добавляет фенолфталеин. Фенолфталеин определил щелочную среду в Na2CO3 и KOH.
Возникает противоречие между прежними знаниями и новым фактом.
ОБЪЯСНИТЕ, почему индикатор изменил окраску в растворе соли?
- Выбор средств достижения цели.
Использование датчика рН-метра цифровой лаборатории «Архимед». Цифровая лаборатория даёт возможность организовать экспериментальную работу по определению рН среды. Повышает наглядность, способствует освоению понятий и навыков в смежных образовательных областях:
- современные информационные технологии;
- современное оборудование исследовательской лаборатории;
- методика проведения исследований, составление отчётов.
- Поиск и обработка информации.
ЗАДАНИЕ: определить рН среды в растворах солей К2SO4, Na2CO3, Zn(NO3)2, NaNO3, Na3PO4 с помощью датчика рН–метра.
ВОПРОС учителя:
1. Как реагирует датчик рН–метра на водные растворы солей?
2. Откуда появляются, в одних случаях, избыток ионов гидроксония, в других – гидроксид-ионов?
- Оценка полученных результатов и выводы.
Учащиеся составляют формулы солей, отмечая их принадлежность к средним солям, при диссоциации которых не образуются ионы Н+ и ОН- (такие ионы содержатся в составе кислых и основных солей). Эти ионы могли бы появиться в растворе при диссоциации молекул воды.
Учитель: вода малодиссоциирующее вещество. Кроме того, если и образуются ионы Н+ и ОН-, то в равном количестве ([Н+] = [ОН-]), поэтому вода имеет нейтральную среду. Значит, избыток ионов [Н+] и [ОН-] может создаваться при прочном связывании противоположных ионов, находящихся в растворе (ионов соли с ионами воды). Известно, что слабые кислоты прочно удерживают протоны Н+, слабые основания – гидроксид–ионы ОН- .
ВЫВОД: о поведении соли в растворе важно знать, ионы каких (слабых или сильных) оснований и кислот входит в её состав.
Приступаем к систематизации состава солей:
I тип – соли сильных оснований и сильных кислот
II тип – соли сильных оснований и слабых кислот
III тип – соли слабых оснований и сильных кислот
IV тип – соли слабых оснований и слабых кислот
ПРИМЕРЫ:
К 2SO4 – I тип соли, лакмус – фиолетовый [Н+] = [ОН-]
Na2CO3 – II тип соли, лакмус – синий [Н+] < [ОН-]
Zn(NO3)2 – III тип соли, лакмус – красный [Н+] > [ОН-]
NaNO3 – I тип соли, лакмус – фиолетовый [Н+] = [ОН-]
Na3PO4 – II тип соли, лакмус – синий [Н+] < [ОН-]
ВЫВОД: в реакцию с водой вступает ион слабого электролита.
ЗАДАНИЕ: составить уравнение гидролиза
К2SO4 + Н2О 2 К+ + SO42-
Na2CO3 + Н2О 2 Na ++ CO32- + Н2О НCO3- + 2 Na ++ ОН-
Zn(NO3)2 + Н2О Zn2++2 NO3- + Н2О ZnOH+ + 2 NO3- + Н+
УЧИТЕЛЬ: гидролиз всегда идёт по первой стадии, поэтому в уравнениях всегда пишут одну молекулу воды. Это облегчает усвоение сущности гидролиза и написание уравнений реакций.
- Выводы. Выдвижение новых проблем исследования.
Учитель привлекает внимание учащихся к таблице «Растворимость солей, кислот, оснований». Обращает внимание, что в ряде клеток таблицы стоит прочерк. Учитель подводит учеников к выводу, что о растворимости этих солей нельзя судить, т. к. при растворении в воде и при продолжительном нахождении их во влажном воздухе они полностью гидролизуются на основание и кислоту.
ВЫВОД: направление гидролиза зависит от состава соли, от её «происхождения».
Заключительное слово учителя:
Слово гидролиз означает «разложение водой». Это явление характерно не только для солей, но и для других соединений. Оно распространено в природе и используется в промышленности.
1. Гидролиз – взаимодействие вещества с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды.
2. Причиной гидролиза является электролитическая диссоциация. Гидролиз – реакция ионного обмена между солью и водой.
3. Гидролиз – равновесный процесс, к нему применим принцип Ле Шателье.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
- В растворах щелочей растворяются жиры. Почему при стирке добавляют соду?
- Какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу: CuSO4, KCl, Na2SO4? Напишите уравнения реакции.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»
Урок изложения нового материала...
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Очистка загрязнённой поваренной соли"
Методическая разработка раздела образовательной программыпо химии Тема раздела: «Биологически активные органические соединения»Количество часов: 4Класс: 10УМК:-...
Разработка урока по химии 8 класс "СОЛИ"
Предлагаю разработку и презентацию урока по химии в 8 классе по теме "СОЛИ"...
Методическая разработка урока "Серная кислота и ее соли"
В материале дана технологическая карта урока «Свойства серной кислоты», разработанная согласно новым требованиям ФГОС. Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных п...
Методическая разработка урока по химии по теме Соли
На основе самостоятельного мышления, эксперимента. наглядности, прививаются знания по теме соли. На уроке ученики учатся распознавать соли, подходят с ...
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе "Химичексие свойства солей"
Разработка содержит технологическую карту урока, рабочие карты и инструкции для учащихся...