Методическая разработка зачетного занятия в игровой форме
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Искра Ольга Юрьевна

Для решения проблемы развития мыслительных умений и самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на уроках органической химии я использую блочное изучение материала, а в конце изучения каждого блока провожу зачетное занятие. На таких занятиях происходят систематизация, обобщение, закрепление теоретических знаний и практических умений  при решении задач разных типов, осуществляется само- и взаимоконтроль в ходе совместной деятельности. Чтобы повысить эффективность обучения и на зачете получить высокие результаты, необходимо с первых уроков организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

«Зачетное занятие с использование игры «Вертушка»

Наименование технологии

Активное (контекстное) обучение и игровое обучение.

Цель применения

Организация активности обучаемых. Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений.

Компетенции, формируемые у обучающихся

Методы активного обучения и игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность способствуют формированию общепредметных, предметных компетенций, ключевых компетенций: социокультурной, учебно-познавательной, коммуникативной, здоровье сберегающей.

Умения и навыки, формируемые у обучающихся

Умения и навыки выполнения типичных социальных ролей, умения действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы. Навыки  совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы; позитивные навыки общения .

Наименование технологии

Развивающее обучение

Цель применения

Развитие личности и ее способностей. Личностное продвижение детей по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств.

Компетенции, формируемые у обучающихся

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию формирует компетенции: ценностно-смысловую,  учебно-познавательную, коммуникативную, здоровье сберегающую, социокультурную.

Умения и навыки, формируемые у обучающихся

Умение формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности; самоопределение в ситуациях выбора на основе собственных позиций. Умение действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

        Для решения проблемы развития мыслительных умений и самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на уроках органической химии я использую блочное изучение материала, а в конце изучения каждого блока провожу зачетное занятие. На таких занятиях происходят систематизация, обобщение, закрепление теоретических знаний и практических умений  при решении задач разных типов, осуществляется само- и взаимоконтроль в ходе совместной деятельности. Чтобы повысить эффективность обучения и на зачете получить высокие результаты, необходимо с первых уроков организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов.

Так, на вводной лекции по изучаемой теме с целью мотивации процесса познания важно реализовать внутри - и межпредметные связи, а также сразу обратить внимание студентов на контрольные вопросы к зачету. Эти вопросы я группирую в четыре блока ( «А», «В», «С», «D») и предлагаю их в дальнейшем при проведении игры «Вертушка». Можно составить и дифференцированные контрольные вопросы.

Приведу примеры контрольных вопросов к зачету по тебе «Углеводы».

Стол «А»

МОНОСАХАРИДЫ. ГЛЮКОЗА

  1. Строение молекулы глюкозы  (эмпирическая, структурная и циклическая формулы).
  2. Нахождение в природе глюкозы и фруктозы. Физические свойства и применение моносахаридов.
  3. Получение глюкозы (фотосинтез и промышленная обработка).
  4. Химические свойства глюкозы как бифункционального соединения.
  5. Специфические свойства глюкозы.

Стол «В»

ДИСАХАРИДЫ. САХАРОЗА

  1. Строение молекулы сахарозы (эмпирическая и структурная формулы). Из остатков, каких моносахаридов она состоит?
  2. Нахождение в природе и физические свойства сахарозы. Как отличить    искусственный мед от натурального?
  3. Производство сахарозы (технологические приемы).
  4. Химические свойства сахарозы как не восстанавливающего дисахарида.
  5. Сходства и различия в строении и химических свойствах сахарозы и лактозы.

Стол «С»

ПОЛИСАХАРИДЫ. КРАХМАЛ  

  1. Строение молекулы крахмала (эмпирическая и структурная формулы). Из остатков, каких моносахаридов она состоит?
  2. Нахождение в природе и физические свойства крахмала. Строение крахмальных зерен различных злаков.
  3. Получение крахмала (биосинтез и промышленная обработка).
  4. Химические свойства крахмала (качественная реакция и гидролиз).
  5. Применение крахмала. Что значит «мертвая» мука?

Стол «D»

ПОЛИСАХАРИДЫ. ЦЕЛЛЮЛОЗА

  1.  Строение молекулы целлюлозы. Отличие от молекулы крахмала.
  2. Нахождение в природе и физические свойства целлюлозы.
  3. Получение целлюлозы (биосинтез и промышленная обработка).
  4. Химические свойства целлюлозы (гидролиз, реакция этерификации).
  5. Применение целлюлозы. Как можно из целлюлозы получить эталон? Напишите соответствующие уравнение реакций.

На последующих комбинированных занятиях основное внимание обращаю на проверку знаний (методами фронтального и индивидуального опроса, химического диктанта, тестового контроля); на установление внутри- и межпредметных, причинно-следственных связей; на закрепление и систематизацию знаний путем составления сравнительных таблиц, решения задач.
Составление сравнительной таблицы является важной частью самостоятельной учебно-позновательной деятельности школьников при подготовке к практическому занятию. При изучении темы «Углеводы» предлагаю заполнить таблицу, приведенную ниже.

На практических занятиях под руководством преподавателя студенты закрепляют основные знания о свойствах изученных веществ и проводят соответствующие опыты. При этом формируются навыки работы с химическим оборудованием и реактивами в соответствии с правилами безопасности. При составлении отчетов о проделанной работе школьники учатся анализировать, делать выводы, сравнивать.

Изучение темы завершаю зачетным занятием. На нем решаются следующие учебно-воспитательные задачи: осуществление контроля теоретических знаний в ходе игры «Вертушка»; закрепление и обобщение по теме при решении задач разных типов; развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; отработка практических навыков работы с химическим оборудование и реактивами.

Рассмотрим организацию зачетного занятия по теме «Углеводы».

Столы в кабинете сдвигаем так, чтобы за ними смогли сидеть по 4 человека.

На каждом столе («А», «В» и др.) помещаем карточки-шифр (см. на стр.33);

Опорные схемы по правилам безопасности; опорные конспекты по изучаемой теме; протоколы для экспертов, которые имеют 3 графы: фамилия и имя, отметка, замечания; сигнальные часы для контроля времени на игре; на обратной стороне доски вывешиваем «Экран учета знаний»:

Фамилия и имя

                                 Отметки

Работа в группе

Решение

  задачи

 Стол

 «А»

 Стол

  «В»

 Стол

  «С»

 Стол

  «D»

 Итог

Ход занятия

Часть 1

Занятие состоит из 2 частей по 45 мин: решение задач, самостоятельная работа и зачет по форме игры «Вертушка». Урок начинается с сообщения цели. Для актуализации знаний задаю следующие вопросы:
Функции углеводов в живом организме;

Классификация углеводов;

Биохимический процесс образования углеводов;

Сущность и значение фотосинтеза.

Сравнительная таблица по теме «Углеводы»

Вопросы

Глюкоза

Фруктоза

Сахароза

Лактоза

Крахмал

Целлюлоза

1. Строение молекул

2. Нахождение в природе

3. Физические свойства

4. Химические свойства

5. Получение

6.  Применение


Затем предлагаю подумать и ответить на такие вопросы:

Почему глюкозу называют бифункциональным соединением;

Как доказать бифункциональность глюкозы;

Как химическим путем отличить глюкозу от фруктозы (сахарозы, ацетальдегида, глицерина), лактозу от сахарозы;

Как доказать, что в состав крахмала и целлюлозы входят остатки глюкозы;

Как различаются по строению крахмал и целлюлоза;

Почему крахмал используют в приготовлении пищи, а целлюлозу нет?

Далее проверяю домашнее задание по составлению сравнительной таблицы. К следующему уроку, в качестве логического завершению блока, предлагаю составить обобщающую таблицу или схему по изученному материалу.

После этого переходим к практической работе по решению экспериментальных и познавательных задач.

Экспериментальные задачи

Стол “А”

При помощи одних и тех же реактивов определите вещество: а) глицерин; б) ацетальдегид; в) глюкозу.

Стол “В”

Докажите на опыте, что сахароза состоит из остатков глюкозы и фруктозы, а мёд – смесь, содержащая глюкозу и фруктозу.

Стол “С”

Докажите, что в молоке содержится лактоза – молочный сахар.

Стол“D”

Докажите, что картофель и белый хлеб содержат крахмал, а спелое яблоко – глюкозу.

На обдумывание и выполнение необходимых опытов даю 6 минут. Затем у доски эксперименты записывают соответствующие уравнения реакций и по очереди высказывают свои суждения о ходе выполнения экспериментальной задачи, а остальные студенты в это время самостоятельно оформляют решения в тетрадях.

Подводя итоги, приходим к выводу, что глюкоза – бифункциональное соединение ; сахароза – не восстанавливающий дисахарид, состоящий из остатков глюкозы и фруктозы; а мёд – смесь, содержащая эти моносахариды; в молоке содержится лактоза; в спелом яблоке – глюкоза, а в белом хлебе и картофеле – крахмал.

Познавательные задачи

Стол “А”

Какая связь существует между глюкозой и изготовлением елочных игрушек? Напишите соответствующее уравнение реакции.

Стол “В”

Что бы предохранить человека от отравления синильной кислотой, рекомендуют держать кусочек сахара за щекой. Почему? Подтвердите уравнением реакции.

Стол “С”

Почему каравай хлеба имеет корку и ноздреватый мякиш? Запишите соответствующее уравнение реакции.

Стол “D”

В 1845 г. немецкий химик Христиан Шенбейн нечаянно пролил смесь серной и азотной кислот. Машинально он вытер пол хлопчатобумажным фартуком своей жены. “Кислоты могут прожечь фартук”. – подумал ученый и прополоскал фартук в воде, а затем повесил его сушиться над печкой. Фартук подсох, но вскоре раздался не очень громкий взрыв, и …фартука не стало. Поясните, почему произошел взрыв. Напишите уравнение реакции.

При проведении самостоятельной работы по решению расчетных задач я использую индивидуально-дифференцированный подход: каждый обучающийся микро-группы выбирает одну задачу из предложенных четырех.  Кроме того, он получает дополнительные задачи (отмечены звездочками) разной степени сложности и, соответственно, по-разному оцениваемые (на “3”, “4”,  “5”). В конце урока преподаватель собирает листочки с решениями задач и проверяет их.

Расчетные задачи

1.При спиртовом брожении 675 г.  глюкозы получили 276 г. этанола. Определите практический выход этанола от теоретически возможного.

2. Сколько нужно взять глюкозы, чтобы получить 1 л этанола плотностью 0,8 г/мл?

3.  Сколько серебра выделится, если в реакцию «серебряного зеркала» вступит 500 г 20 %-ного раствора глюкозы?

4. Растение в процессе фотосинтеза поглотило оксид углерода (IV) объемом 33,6 л (н.у.). Какое количество глюкозы образовалось при этом?

Дополнительные задачи

  • Вычислите массу глюкозы, полученной при гидролизе сахарозы  массой 68,4 г, если выход продукта составил 70% от теоретически возможного.
  • Массовая доля крахмала в картофеле составляет 20%. Сколько глюкозы можно получить из 1 кг картофеля, если выход реакции гидролиза 80 %?

При гидролизе 324 г древесных опилок,  содержащих 50% целлюлозы по массе, получена глюкоза. Вычислите массу спирта, образовавшегося при ее брожении , если практический выход продутка составляет 60 %.

Часть II

Проверку теоретических знаний по теме «Углеводы» провожу в форме игры «Вертушка». Школьники берут карточки-шифр (см. образец).

Запись «А-1» означает стол и номер контрольного вопроса данного блока, а «В-3» - третий вопрос по блоку «В» за соответствующим столом.

№1

А-1

B-2

C-3

D-4

№7

C-5

D-1

A-2

B-3

№2

A-5

B-1

C-2

D-3

№8

C-4

D-5

A-3

B-2

№3

A-4

B-5

C-1

D-2

№9

C-3

D-4

A-5

B-1

№4

B-3

C-4

D-5

A-1

№10

D-2

A-3

B-4

C-5

№5

B-2

C-3

D-4

A-5

№11

D-1

A-2

B-3

C-4

№6

B-1

C-2

D-3

A-4

№12

D-5

A-1

B-2

C3

Контроль за игрой осуществляют эксперты, подготовленные заранее учителем, они фиксируют результаты в протоколах. Смена микрогрупп происходит через 8 мин (раунд). В перерывах между раундами для переключения внимания  можно использовать занимательные истории по теме. После четвертого раунда эксперты переносят выставленные оценки в «Экран учета знаний» (на доске). Подводя итог игры, эксперты дают краткий  анализ ответов, а преподаватель делает общий анализ и выставляет каждому студенту итоговую оценку за работу на уроке.

Литература: Искра О.Ю. Журнал «Химия в школе», №5. – М. Мин. обр. РФ «Центр-химпресс»– 2001год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Использование игровых форм работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и нав...

Методическая разработка проведения занятий на уроках вокала по теме: «Игровые формы и приемы изучения темы «Интервалы» как один из способов развития вокального слуха ребенка школьного возраста.»

Игровые формы и приемы изучения темы «Интервалы» как один из способов развития вокального слуха ребенка школьного возраста.  Тема в образовательной программе ДМТ «Вдохновение» , раздел «Вока...

Методическая разработка мастер – класса Тема: «Игровые технологии для формирования правильной осанки у детей на занятиях Пилатес».

В результате проведения мастер – класса педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приемов на занятии Пилатес для формирования правильной осанки у детей, а также увидят возм...

Методическая разработка логопедического занятия по коррекции ОНР и психомоторного развития с использованием игрового комплекса «ПЕРТРА» для детей 5-6 лет

Конспект логопедического занятия по коррекции ОНР и психомоторного развития с использованием игрового комплекса «ПЕРТРА» для детей 5-6 лет, на тему "Играем с бабушкой"...

Конспект занятия в игровой форме с участием родителей "Что? Где? Когда? В шахматном мире".

Cценарий занятия в игровой форме с участием родителей "Что? Где? Когда? В шахматном мире"....

Методическая разработка "Занимательная наука" (Использование нетрадиционных форм контроля на занятиях в дополнительном образовании)

Данная разработка была создана для систематизации нетрадиционных форм контроля, используемых в дополнительном образовании при реализации дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной нап...

Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие

Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...