Рабочая программа по химии для 12 класса (9) для I и II вида
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа по химии для 12 класса (9) для I и II вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_himii_dlya_i_i_ii_vida_12_klass.doc | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для обучающихся 12 класса составлена в соответствии с Законом об образовании от 29.12.12 №273 – ФЗ, ст. 79, с приказом министерства образования РФ от 30.08.13 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 Об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 "Cанитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", Положением об адаптированной образовательной программе, на основе авторской программы О. С. Габриеляна (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.), соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005. Данный учебно-методический комплект включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.
Программа составлена в соответствии с учебным планом Центра: 102 часа в году, 2 часа и 1 консультация в неделю, количество практических работ – 7, контрольных работ – 2, количество зачетов – 2. Учитывает состояние здоровья и психофизические особенности обучающихся, которые позволяют осуществлять занятия в учебном кабинете химии. Распределение часов по темам составлено по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, внесены изменения в соответствии с целями и задачами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе О. С. Габриеляна.
В основе обучения глухих лежит не только хорошая общеобразовательная и профессиональная подготовка, но и формирование личности, способной к самосовершенствованию, умеющей найти достойное применение своему интеллектуальному потенциалу и адаптации в слышащем мире. Данная программа направлена на развитие глубины, критичности и гибкости мышления, способствует развитию активных творческих способностей обучающихся.
При подходе к обучению глухих нужно учитывать, что при нарушении слуха аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность, что проявляется в недоразвитии логических понятий, нарушениях отображения и обобщения действительности в форме абстракции, что глухие обучающиеся не могут словесно оформлять свои мысли, а ведь речь - "основа мышления". Поэтому важной задачей для учителя является формирование устной речи для наиболее полного усвоения материала. Для этого планируется применять не только наглядные средства (рисунки, карточки, схемы, таблицы), но и жестовую, дактильную и письменную речь, развивать остаточный слух, корректировать произношение и вести системную работу над обогащением словарного запаса обучающихся химическими терминами и понятиями.
При составлении программы учитывалось то, что глухие обучающиеся сложнее осваивают речь и, соответственно, абстрактные и логические понятия, поэтому для них продуманы более облегченные задания, соответствующие уровню их умственного и психического развития. Так же данная программа разработана с большим упором на прикладную деятельность. В связи с этим изменено количество практических работ, по сравнению с авторской программой О. С. Габриеляна. Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»» заменена на практические работы «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»» и «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»», а так же добавлена практическая работа «Осуществление цепочки химических превращений». Тематика остальных лабораторных и практических работ, соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования.
Кроме того, при восприятии нового материала глухие обучающиеся при наличии каких-либо трудностей в усвоении теряют к занятиям интерес, становятся пассивными. Выход из этой ситуации найден в частой смене форм преподношения материала, при которой новая деятельность будет способствовать активизации мыслительных и творческих потенций обучающегося.
Изучение химии в 12 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
коррекционно – развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- охрана и укрепление физического и нервно – психического здоровья;
- социально-трудовая адаптация;
- развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти, развивать умения самостоятельного приобретения знания;
- развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся;
- формирование речи и понятийного мышления, словесной памяти, создание условий для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов;
- повышение уровня общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха;
- формирование устной и письменной речи, развитие слухового восприятия;
- воспитание навыков самообслуживания;
- развитие общения обучающихся со сверстниками и взрослыми.
воспитательные задачи:
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
- культуры поведения при проведении лабораторных и практических работ;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
образовательные задачи:
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни;
- научить обучающихся устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного Стандартом формирования обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Учебно – организационные умения и навыки:
- уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
- анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно – интеллектуальные умения и навыки:
- уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
- уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
- уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно – информационные умения и навыки:
- уметь применять справочный аппарат книги;
- самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения.
Учебно – коммуникативные умения и навыки:
- связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
- излагать материал из различных источников;
- владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.
Познавательная деятельность
- приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения;
- выявление характерных причинно-следственных связей;
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.
Информационно-коммуникационная деятельность
- развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее;
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.
Рефлексивная деятельность
- приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения;
- учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
При организации учебного процесса по предмету 80% уроков предполагается провести как комбинированные; 18% - изучение и первичного закрепления новых знаний; 1% - уроки комплексного применения ЗУН; 1% - уроки контроля, оценки и коррекции знаний обучающегося.
За результат промежуточной аттестации обучающегося с ограниченными возможностями здоровья согласно Уставу и Положения о промежуточной аттестации ОКУ «Центр «Ступени»» засчитываются отметки за контрольные работы, зачеты, полугодовые и годовые отметки.
Формы обучения: групповые и индивидуальные занятия; классно-урочная система; учебно-практическое занятие; дополнительные формы: дополнительные занятия; вспомогательные формы: эпизодические мероприятия внеклассной работы (праздники, школьные вечера, тематические вечера).
Методы обучения (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности):
а) перцептивные — методы словесной передачи и слухового (беседа) и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения (метод работы с учебником и дополнительной литературы); наглядные и практические методы;
б) гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские); логические (индуктивный и дедуктивный); использование мультимедиа средств на уроке, создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, удивления (вследствие необычности приведенного факта, парадоксальности опыта и т. п.); сопоставления научных и житейских толкований;
Методы воспитания:
информационные методы — беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, Интернет-сети, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога;
практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, изобразительная деятельность;
нетрадиционные методы — побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией. Это позволяет рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения. Межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
В результате изучения химии в 12 классе обучающиеся должны
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Принципы отбора основного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
Методы познания веществ и химических явлений (4ч.)
Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Элементарные основы неорганической химии (20ч.)
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Первоначальные представления об органических веществах (7ч.)
Основные сведения о химическом строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах (полиэтилен, белки).
Экспериментальные основы химии (3ч.)
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 | (К)Техника безопасности в кабинете химии. | |
2 | Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева | |
3 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | |
4 | (К) Амфотерность оксида алюминия (III). | |
5 | Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. | |
6 | Периодическая система химических элементов | |
7 | (К) Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева | |
8 | Практическая работа №1 по теме: «Осуществление цепочки химических превращений». | |
9 | Металлы: физические свойства. | |
10 | (К) «Век медный, бронзовый, железный…» | |
11 | Химические свойства металлов. | |
12 | Коррозия металлов. | |
13 | (К) Способы борьбы с коррозией. | |
14 | Сплавы. | |
15 | Свойства и применение легированных сталей | |
16 | (К) Металлы в природе. | |
17 | Общие способы получения металлов | |
18 | Решение расчетных задач. | |
19 | (К) Металлы в жизни человека. | |
20 | Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д.И. Менделеева. | |
21 | Соединения щелочных металлов. | |
22 | (К) Природные соединения щелочных металлов. | |
23 | Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы Периодической системы Д.И. Менделеева | |
24 | Соединения щелочноземельных металлов. | |
25 | (К) Соединения щелочноземельных металлов. | |
26 | Алюминий. | |
27 | Соединения алюминия. | |
28 | (К) Амфотерность оксида алюминия | |
29 | Практическая работа №2 по теме: «Получение и свойства соединений металлов». | |
30 | Железо. | |
31 | (К) Свойства железа. | |
32 | Генетические ряды Fe2+ и Fe3+ . | |
33 | Практическая работа №3 по теме: «Решение экспериментальных задач по распознаванию и получению веществ». | |
34 | (К) Решение расчетных задач. | |
35 | Контрольная работа №1 по темам: «Общая характеристика химических элементов», «Металлы». | |
36 | Общая характеристика неметаллов. | |
37 | (К) Кислород, озон и воздух. | |
38 | Водород. | |
39 | Получение, собирание и распознавание водорода. | |
40 | (К) Применение водорода | |
41 | Общая характеристика галогенов. | |
42 | Соединения галогенов. | |
43 | (К) Химические элементы в клетках живых организмов. | |
44 | Получение галогенов. | |
45 | Применение галогенов. | |
46 | (К) Биологическое значение галогенов и их соединений. | |
47 | Кислород. | |
48 | Получение и применение кислорода. | |
49 | (К) Дыхание и фотосинтез. | |
50 | Сера. | |
51 | Оксиды серы (IV) и (VI). | |
52 | (К) Биологическое значение серы. | |
53 | Серная кислота. | |
54 | Соли серной кислоты. | |
55 | (К) Производство серной кислоты. | |
56 | Практическая работа №4 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»». | |
57 | Зачет №1 по темам: «Металлы», «Неметаллы». | |
58 | (К) Решение расчетных задач. | |
59 | Азот. | |
60 | Аммиак. | |
61 | (К) Азот в природе и его биологическое значение. | |
62 | Соли аммония. | |
63 | Азотная кислота | |
64 | (К) Кислородные соединения азота. | |
65 | Свойства азотной кислоты. | |
66 | Соли азотной и азотистой кислот. | |
67 | (К) Азотные удобрения. | |
68 | Фосфор. | |
69 | Соединения фосфора. | |
70 | (К) Биологическое значение фосфора. | |
71 | Углерод. | |
72 | Оксиды углерода (II) и (III) | |
73 | (К) Аллотропные модификации углерода. | |
74 | Карбонаты. | |
75 | Кремний. | |
76 | (К) Силикатная промышленность. | |
77 | Практическая работа №5 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппы азота и углерода»». | |
78 | Практическая работа №6 по теме: «Получение, собирание и распознавание газов». | |
79 | (К) Решение расчетных задач. | |
80 | Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы». | |
81 | Предмет органической химии. | |
82 | (К) Строение атома углерода. | |
83 | Предельные углеводороды – метан и этан. | |
84 | Практическая работа №7 «Изготовление моделей молекул углеводородов» | |
85 | (К) Изомерия и номенклатура предельных углеводородов. | |
86 | Непредельные углеводороды – этилен. | |
87 | Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин. | |
88 | (К) Влияние спиртов на организм человека. | |
89 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. | |
90 | Жиры. | |
91 | (К) Генетическая связь между классами органических соединений. | |
92 | Понятие об аминокислотах и белках. | |
93 | Понятие об углеводах. | |
94 | (К) Решение расчетных задач. | |
95 | Полимеры. | |
96 | Зачет №2 по теме : «Органическая химия». | |
97 | (К) Обобщение и систематизация знаний по органической химии. | |
98 | Решение расчетных задач. | |
99 | Галерея ученых-химиков. | |
100 | (К) Химия в нашем доме. |
Резервное время – 2 часа.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Средства обучения
1. Печатные пособия
Таблицы:
- Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»)
- Серия инструктивных таблиц по химии
- Серия таблиц по неорганической химии
- Серия таблиц по органической химии
- Серия таблиц по химическим производствам
Информационно-комуникативные средства:
- Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) химии.
- Электронная библиотека по химии.
2. Экранно-звуковые пособия
- Комплект транспарантов по неорганической химии: строение атома, строение вещества, химическая связь.
- Комплект транспарантов по органической химии: строение органических веществ, образование о и и- связей.
- Комплект транспарантов по химическим производствам.
3. Технические средства обучения
Компьютер мультимедийный
Мультимедийный проектор
Телевизор и DVD-плеер
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
- Аппарат (установка) для дистилляции воды
- Весы (до 500 кг)
- Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка)
- Столик подъемный
- Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21
- Штатив металлический ШЛБ
- Аппарат (прибор) для получения газов
- Аппарат для проведения химических реакций АПХР
- Прибор для собирания и хранения газов.
Реактивы и материалы:
- Набор № 1 ОС «Кислоты»
- Набор № 2 ОС «Кислоты»
- Набор № 3 ОС «Гидроксиды»
- Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»
- Набор № 5 ОС «Металлы»
- Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочно-земельные металлы»
- Набор № 7 ОС «Огнеопасные
- Набор № 8 ОС «Галогены»
- Набор № 9 ОС «Галогениды»
- Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»
- Набор № 1 1 ОС «Карбонаты»
- Набор № 12 ОС «Фосфаты.
- Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа»
- Набор № 14 ОС «Соединения марганца»
- Набор № 15 ОС «Соединения хрома»
- Набор № 16 ОС «Нитраты»
- Набор № 17 ОС «Индикаторы»
- Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»
- Набор № 24 ОС «Материалы»
Натуральные объекты, коллекции по неорганической и органической химии
- Стекло
- Каучук
- Пластмассы
- Минеральные удобрения
- Волокна
Специальное оборудование.
- стенды на стенах кабинета с представленным на них наглядным материалом о правилах поведения, правилах безопасности и т. д.;
- световая индикация начала и окончания урока в классе;
- ноутбук с колонками и выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер.
Список рекомендуемой литературы:
Учебник
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2009.
Учебные пособия для учителя
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии. Официальные документы в образовании, 2010, №4.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии, «Дрофа», Москва, 2010.
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Основная школа, средняя (полная) школа. Базовый уровень, профильный уровень. «Дрофа», Москва, 2011.
- Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумова И.Г. «Задачи по химии и способы их решения», М.: «Дрофа», 2010.
- Интернет-ресурсы: www.school-collection.edu.ru («Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна), www.him.1september.ru (журнал «Химия»), www.km.ru/educftion (учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»)
Коррекционная литература
- Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1—12 классы: пособие для учителя, М.: Просвещение, 1991.
- Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи, М.: Владос, 2011.
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, М.: Владос, 2001.
- Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися / Под ред. Р.М. Боскис, КГ. Коровина. М., 1981.
- Феклистова С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб.-метод, пособие. — Мн.: БГПУ, 2008.
- Боскис Р.М., Коровин К.Г. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. — М., 1981.
- Словарная работа в школе слабослышащих / Под ред. К.Г. Коровина // Сборник научных трудов. М., 1979.
- Транова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. М., 1991.
- Туджанова К.И. Развитие самостоятельной письменной речи слабослышащих учащихся. М., 1997.
- Туджанова К.И. Характерные особенности развития письменной речи у слабослышащих учащихся. Воронеж, 2001.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Критерии оценивания ответов и письменных работ по химии
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, обучающийся неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов, а также при выполнении химического эксперимента.
Оценка устного ответа
Оценка «5»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности;
• ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые он не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»:
• отсутствие ответа.
Оценка письменных работ
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимся и письменного отчета за работу.
Оценка «5»:
• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»:
• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием
Оценка «3»:
• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые обучающийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1»:
• работа не выполнена, у обучающегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Оценка «5»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
• дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
• план решения составлен правильно;
•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка « 1 »:
• задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»:
•отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»:
•работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за зачет корректирует предшествующие при выставлении отметки за полугодие, год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....