Рабочая программа по химии для 12 класса (9) для I и II вида
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Зубрилова Елена Вячеславовна

Рабочая программа по химии для 12 класса (9) для I и II вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_himii_dlya_i_i_ii_vida_12_klass.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по химии для обучающихся 12 класса составлена в соответствии с Законом об образовании от 29.12.12 №273 – ФЗ, ст. 79, с приказом министерства образования РФ от 30.08.13 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 Об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 "Cанитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", Положением об адаптированной образовательной программе, на основе авторской программы О. С. Габриеляна (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.), соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005. Данный учебно-методический комплект  включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  на 2014-2015 учебный год.

Программа составлена в соответствии с учебным планом Центра: 102 часа в году, 2 часа и 1 консультация в неделю, количество практических работ – 7, контрольных работ – 2, количество зачетов – 2. Учитывает состояние здоровья и психофизические особенности обучающихся, которые позволяют осуществлять занятия в учебном кабинете химии. Распределение часов по темам составлено по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, внесены  изменения в соответствии с целями и задачами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Формулировка названий разделов и  тем – соответствует  авторской программе О. С. Габриеляна.

В основе обучения глухих лежит не только хорошая общеобразовательная и профессиональная подготовка, но и формирование личности, способной к самосовершенствованию, умеющей найти достойное применение своему интеллектуальному потенциалу и адаптации в слышащем мире. Данная программа направлена на развитие глубины, критичности и гибкости мышления, способствует развитию активных творческих способностей обучающихся.

При подходе к обучению  глухих  нужно учитывать, что при нарушении слуха аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность, что проявляется в недоразвитии логических понятий, нарушениях отображения и обобщения действительности в форме абстракции, что глухие обучающиеся не могут словесно оформлять свои мысли, а ведь речь - "основа мышления". Поэтому важной задачей для учителя является формирование устной речи для наиболее полного усвоения материала. Для этого планируется применять не только наглядные средства (рисунки, карточки, схемы, таблицы), но и жестовую, дактильную и письменную речь, развивать остаточный слух, корректировать произношение и вести системную работу над обогащением словарного запаса обучающихся химическими терминами и понятиями.

При составлении программы учитывалось то, что  глухие обучающиеся сложнее осваивают речь и, соответственно, абстрактные и логические понятия, поэтому для них продуманы  более облегченные задания, соответствующие  уровню их умственного и психического развития. Так же данная программа разработана с большим упором на прикладную деятельность. В связи с этим изменено количество практических работ, по сравнению с авторской программой О. С. Габриеляна. Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»» заменена на практические работы «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»» и «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»», а так же добавлена практическая работа  «Осуществление цепочки химических превращений». Тематика остальных лабораторных и практических работ, соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования.

Кроме того, при восприятии нового материала глухие обучающиеся при наличии каких-либо трудностей в усвоении теряют к занятиям интерес, становятся пассивными. Выход из этой ситуации найден в частой смене форм преподношения материала, при которой новая деятельность будет способствовать активизации мыслительных и творческих потенций обучающегося.

Изучение химии в 12 классе направлено на достижение следующих целей: 

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

коррекционно – развивающие задачи: 

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
  • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
  • охрана и укрепление физического и нервно – психического здоровья;
  • социально-трудовая адаптация;
  • развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти, развивать умения самостоятельного приобретения знания;
  • развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся;
  • формирование речи и понятийного мышления, словесной памяти, создание условий для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов;
  • повышение уровня общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха;
  • формирование устной и письменной речи, развитие слухового восприятия;
  • воспитание навыков самообслуживания;
  • развитие общения обучающихся со сверстниками и взрослыми.

воспитательные задачи: 

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
  • культуры поведения при проведении лабораторных и практических работ;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

образовательные задачи: 

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни;
  • научить обучающихся устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.

В рабочей программе заложены возможности предусмотренного Стандартом формирования обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Учебно – организационные умения и навыки:

  • уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
  • анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

Учебно – интеллектуальные умения и навыки:

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
  • уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Учебно – информационные умения и навыки:

  • уметь применять справочный аппарат книги;
  • самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения.

Учебно – коммуникативные умения и навыки:

  • связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
  • излагать материал из различных источников;
  • владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.

Познавательная деятельность

  • приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения;
  • выявление характерных причинно-следственных связей;
  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.

Информационно-коммуникационная деятельность

  • развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее;
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.

Рефлексивная деятельность

  • приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
  • объективное оценивание своих учебных достижений, поведения;
  • учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни;
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

При организации учебного процесса по предмету 80% уроков предполагается провести как комбинированные; 18% - изучение и первичного закрепления новых знаний; 1% - уроки комплексного применения ЗУН; 1% - уроки контроля, оценки и коррекции знаний обучающегося.

        За результат промежуточной аттестации  обучающегося с ограниченными возможностями здоровья согласно Уставу и  Положения о промежуточной аттестации ОКУ «Центр «Ступени»» засчитываются отметки за контрольные работы, зачеты, полугодовые и годовые отметки.

Формы обучения: групповые и индивидуальные занятия; классно-урочная система; учебно-практическое занятие; дополнительные формы: дополнительные занятия; вспомогательные формы: эпизодические мероприятия внеклассной работы (праздники, школьные вечера, тематические вечера).

Методы обучения (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности):

        а)        перцептивные — методы словесной передачи и слухового (беседа) и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения (метод работы с учебником и дополнительной литературы); наглядные и практические методы;

        б)        гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские); логические (индуктивный и дедуктивный); использование мультимедиа средств на уроке, создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, удивления (вследствие необычности приведенного факта, парадоксальности опыта и т. п.); сопоставления научных и житейских толкований;

Методы воспитания:

информационные методы — беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, Интернет-сети, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога;

практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, изобразительная  деятельность;

нетрадиционные методы — побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).        

        Методы контроля: письменный и устный.

        Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией. Это позволяет рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения. Межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.

В результате изучения химии в 12 классе  обучающиеся должны

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Принципы отбора основного  содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

Методы познания веществ и химических явлений (4ч.)

Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Элементарные основы неорганической химии (20ч.)

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.

Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.

        Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

Первоначальные представления об органических веществах (7ч.)

Основные сведения о химическом строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

        Представления о полимерах (полиэтилен, белки).

Экспериментальные основы химии (3ч.)

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

(К)Техника безопасности в кабинете химии.

2

Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

3

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

4

(К) Амфотерность оксида алюминия (III).

5

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

6

Периодическая система химических элементов

7

(К) Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева

8

Практическая работа №1 по теме: «Осуществление цепочки химических превращений».

9

Металлы: физические свойства.

10

(К) «Век медный, бронзовый, железный…»

11

Химические свойства металлов.

12

Коррозия металлов.

13

(К) Способы борьбы с коррозией.

14

Сплавы.

15

Свойства и применение легированных сталей

16

(К) Металлы в природе.

17

Общие способы получения металлов

18

Решение расчетных задач.

19

(К) Металлы в жизни человека.

20

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д.И. Менделеева.

21

Соединения щелочных металлов.

22

(К) Природные соединения щелочных металлов.

23

Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы Периодической системы Д.И. Менделеева

24

Соединения щелочноземельных металлов.

25

(К) Соединения щелочноземельных металлов.

26

Алюминий.

27

Соединения алюминия.

28

(К) Амфотерность оксида алюминия

29

Практическая работа №2 по теме: «Получение и свойства соединений металлов».

30

Железо.

31

(К) Свойства железа.

32

Генетические ряды Fe2+  и Fe3+ .

33

Практическая работа №3 по теме: «Решение экспериментальных задач по распознаванию и получению веществ».

34

(К) Решение расчетных задач.

35

Контрольная работа №1 по темам: «Общая характеристика химических элементов», «Металлы».

36

Общая характеристика неметаллов.

37

(К) Кислород, озон и воздух.

38

Водород.

39

Получение, собирание и распознавание водорода.

40

(К) Применение водорода

41

Общая характеристика галогенов.

42

Соединения галогенов.

43

(К) Химические элементы в клетках живых организмов.

44

Получение галогенов.

45

Применение галогенов.

46

(К) Биологическое значение галогенов и их соединений.

47

Кислород.

48

Получение и применение кислорода.

49

(К) Дыхание и фотосинтез.

50

Сера.

51

Оксиды серы (IV) и (VI).

52

(К) Биологическое значение серы.

53

Серная кислота.

54

Соли серной кислоты.

55

(К) Производство серной кислоты.

56

 Практическая работа №4 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»».

57

Зачет №1 по темам: «Металлы», «Неметаллы».

58

(К) Решение расчетных задач.

59

Азот.

60

Аммиак.

61

(К) Азот в природе и его биологическое значение.

62

Соли аммония.

63

Азотная кислота

64

(К) Кислородные соединения азота.

65

Свойства азотной кислоты.

66

Соли азотной и азотистой кислот.

67

(К) Азотные удобрения.

68

Фосфор.

69

Соединения фосфора.

70

(К) Биологическое значение фосфора.

71

Углерод.

72

Оксиды углерода (II) и (III)

73

(К) Аллотропные модификации углерода.

74

Карбонаты.

75

Кремний.

76

(К) Силикатная промышленность.

77

Практическая работа №5 по теме: «Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппы азота и углерода»».

78

Практическая работа №6 по теме: «Получение, собирание и распознавание газов».

79

(К) Решение расчетных задач.

80

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».

81

Предмет органической химии.

82

(К) Строение атома углерода.

83

Предельные углеводороды – метан и этан.

84

Практическая работа №7 «Изготовление моделей молекул углеводородов»

85

(К) Изомерия и номенклатура предельных углеводородов.

86

Непредельные углеводороды – этилен.

87

Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин.

88

(К) Влияние спиртов на организм человека.

89

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты.

90

Жиры.

91

(К) Генетическая связь между классами органических соединений.

92

Понятие об аминокислотах и белках.

93

Понятие об углеводах.

94

(К) Решение расчетных задач.

95

Полимеры.

96

Зачет №2 по теме : «Органическая химия».

97

(К) Обобщение и систематизация знаний по органической химии.

98

Решение расчетных задач.

99

Галерея ученых-химиков.

100

(К) Химия в нашем доме.

Резервное время – 2 часа.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Средства обучения

1.        Печатные  пособия
Таблицы:

  1. Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»)
  2. Серия инструктивных таблиц по химии
  3. Серия таблиц по неорганической химии
  4. Серия таблиц по органической химии
  5. Серия таблиц по химическим производствам
    Информационно-комуникативные средства:
  1. Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) химии.
  2. Электронная библиотека по химии.

2.        Экранно-звуковые пособия

  1. Комплект   транспарантов   по   неорганической   химии:    строение   атома,   строение вещества, химическая связь.
  2. Комплект транспарантов по органической химии:  строение  органических веществ, образование о и и- связей.
  3. Комплект транспарантов по химическим производствам.

3.        Технические средства обучения

Компьютер мультимедийный

Мультимедийный проектор

Телевизор и DVD-плеер

4.        Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:

  1. Аппарат (установка) для дистилляции воды
  2. Весы (до 500 кг)
  3. Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка)
  4. Столик подъемный
  5. Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21
  6. Штатив металлический ШЛБ
  7. Аппарат (прибор) для получения газов
  8. Аппарат для проведения химических реакций АПХР
  9. Прибор для собирания и хранения газов.    

Реактивы и материалы:

  1. Набор № 1 ОС «Кислоты»
  2. Набор № 2 ОС «Кислоты»
  3. Набор № 3 ОС «Гидроксиды»
  4. Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»
  5. Набор № 5 ОС «Металлы»
  6. Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочно-земельные металлы»
  7. Набор № 7 ОС «Огнеопасные
  8. Набор № 8 ОС «Галогены»
  9. Набор № 9 ОС «Галогениды»
  10. Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»
  11. Набор № 1 1 ОС «Карбонаты»
  12. Набор № 12 ОС «Фосфаты.
  13. Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа»
  14. Набор № 14 ОС «Соединения марганца»
  15. Набор № 15 ОС «Соединения хрома»
  16. Набор № 16 ОС «Нитраты»
  17. Набор № 17 ОС «Индикаторы»
  18. Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»
  1. Набор № 24 ОС «Материалы»

Натуральные объекты, коллекции по неорганической и органической химии

  1. Стекло
  2. Каучук
  3. Пластмассы
  4. Минеральные удобрения
  5. Волокна

Специальное оборудование.

  • стенды на стенах кабинета с представленным на них наглядным материалом о  правилах поведения, правилах безопасности и т. д.;
  • световая индикация начала и окончания урока в классе;
  • ноутбук с колонками и выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер.

Список рекомендуемой литературы:

Учебник

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2009.

Учебные пособия для учителя

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего   образования по биологии. Официальные документы в образовании, 2010, №4.
  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная  книга  учителя  химии, «Дрофа», Москва, 2010.
  • Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Основная школа, средняя (полная) школа. Базовый уровень, профильный уровень. «Дрофа», Москва, 2011.
  • Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумова И.Г. «Задачи по химии и способы их решения», М.: «Дрофа», 2010.
  • Интернет-ресурсы: www.school-collection.edu.ru («Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна),  www.him.1september.ru (журнал «Химия»),  www.km.ru/educftion (учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»)

Коррекционная литература

  • Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1—12 классы: пособие для учителя, М.: Просвещение, 1991.
  • Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи, М.: Владос, 2011.
  • Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, М.: Владос, 2001.
  • Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися / Под ред. Р.М. Боскис, КГ. Коровина. М., 1981.
  • Феклистова С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб.-метод, пособие. — Мн.: БГПУ, 2008.
  • Боскис Р.М., Коровин К.Г. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. — М., 1981.
  • Словарная работа в школе слабослышащих / Под ред. К.Г. Коровина // Сборник научных трудов. М., 1979.
  • Транова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. М., 1991.
  • Туджанова К.И. Развитие самостоятельной письменной речи слабослышащих учащихся. М., 1997.
  • Туджанова К.И. Характерные особенности развития письменной речи у слабослышащих учащихся. Воронеж, 2001.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Критерии оценивания ответов и письменных работ по химии

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, обучающийся неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон,  правило и т.д. или  не смог применить теоретические  знания для объяснения и предсказания  явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов, а также при выполнении  химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:                

• при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые он не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»:

 • отсутствие ответа.          

Оценка письменных работ 

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за обучающимся и письменного отчета за работу.

 Оценка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

• проявлены   организационно-трудовые  умения   (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Оценка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которая  исправляется  по требованию учителя.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые обучающийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1»:

• работа не выполнена, у обучающегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка « 1 »:

• задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

 Оценка «4»:

•в логическом  рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:                 

•в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.                                                                   

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом  рассуждении и в решении.

Оценка «1»:

•отсутствие ответа на задание.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»:

•работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за зачет корректирует предшествующие при выставлении отметки за полугодие, год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....