«Изменения, происходящие с веществами»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Алексеева Екатерина Николаевна

Урок - обобщение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_obobshcheniyu_.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1. Организационный момент и проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы обобщим полученные вами знания по теме: “Изменения, происходящие с веществами”. Будьте внимательны, постарайтесь ничего не упустить! Начнем с проверки домашнего задания.

(Учитель вызывает к доске ученика, проверяет решение задачи, и ее оформление на доске. Пока ученик пишет задачу на доске, учитель проходит по классу, проверяет наличие домашнего задания у каждого присутствующего, отвечает на вопросы, если они есть)[1]

2. Основной этап урока. Повторение и обобщение пройденного материала.

Теперь перейдем к повторению. Начнем с решения задач. Запишите условие задачи

(учитель диктует условие задачи, ученики записывают его в тетрадь)

Какая масса щелочи и какой объем водорода (н.у)  образуется при взаимодействии 4,6 г металлического натрия с водой?

Проанализируем эту задачу и решим ее. Пусть один из вас напишет решение на доске, а остальные решат в тетради. Все вместе мы проговорим алгоритм.

(Учитель задает вопросы, ученики отвечают. Учитель вызывает одного ученика, чтобы тот оформлял задачу, пока учитель решает задачу с классом)

  1. С чего мы начинаем решение задачи? (С записи «Дано»)
  2. Что нам известно по условию задачи? (Только масса натрия)
  3. Что нам нужно найти? (Массу щелочи и объем водорода)
  4. Какие величины нам необходимы для расчетов? (Молярная масса натрия и молярный объем)
  5. Какой первый пункт в алгоритме решения задач? (Написать уравнение химической реакции)
  6. Что необходимо сделать дальше? (Подписать, что известно, а что нужно найти)
  7. Что еще необходимо дописать под уравнением? (Количества необходимых для расчетов веществ, их молярные массы (мол. объем) и массы (объем) по уравнению)
  8. Как составить пропорцию? (По соотношению масс (объемов) по условию задачи к стехиометрическим, то есть, по уравнению)
  9. Как выразить неизвестную величину? (По правилу «креста»)
  10. В каких единицах измерения получаем ответ? (массу – в г, объем – в л)


Дано                                      Решение

m(Na) = 4,6 г                     4,6 г               x г

V(H2)-?                                2Na+2H2O = 2NaOH + H2

m(NaOH)-?                        2 моль            2 моль

                                          23 г/моль      40 г/моль  

                                           46 г                   40 г

                                     4,4/22=x/40; x=(4.4*40)/22  = 8г

                                         4,6 г                            x л

                                           2Na+2H2O = 2NaOH + H2

                                           2 моль                 2 моль

                                          23 г/моль             22,4 л/моль  

                                           22 г                     22,4 л

                                          4,4/22=х/22,4 x=4.48 л

Ответ:m(NaOH)=8г, V(H2) = 4.48 л (н.у.)

(Учитель одновременно проверяет решение, написанное на доске. Важно постоянно обращать внимание учеников, что все делается по уже знакомому алгоритму).


Обратите внимание, что в данном уравнении у нас есть коэффициенты. Давайте вспомним, как и зачем мы их расставляем.

(Это необходимо для того, чтобы был выполнен закон сохранения масс: масса вступивших в реакцию веществ равна массе веществ, получившихся в ходе реакции).

Потренируемся в расстановке коэффициентов. На ваших столах лежат карточки[2], пожалуйста, расставьте коэффициенты, где это необходимо. На выполнение этого задания у вас 2 минуты.

(Учитель ходит между рядов, помогая тем, кто сомневается или запутался, а потом вызывает к доске первого, кто справился с заданием)

Теперь вспомним о классификации реакций. Как мы классифицируем реакции? (По тепловому эффекту на эндо- и экзотермические, по числу веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся в ходе нее)

На ваших столах есть карточка[3] с каждым из пройденных нами типов реакций. Возьмите ее, пожалуйста, и давайте сформулируем определения к каждому типу реакций.

(Реакции разложения – это реакции, в ходе которых из более сложного вещества получается несколько более простых. Реакции соединения – это реакции, в ходе которых из более простых веществ образуется одно более сложное. Реакции замещения – это реакции, в ходе которых простое вещество взаимодействует со сложным, образуя новое простое вещество и новое сложное Реакции обмена – это реакции, в ходе которых два сложных соединения обмениваются своими составными частями).

Теперь вернемся к первой карточке и определим тип каждой написанной на ней реакции.  

(Учитель по очереди вызывает учеников, ответ[4] с места)

Теперь вспомним несколько определений, которые мы изучали в этой теме.

Как мы называем реакции с кислородом? (реакции горения)

Что такое катализатор? (вещество, ускоряющее реакцию, но не расходующееся в ней)

Как называется реакция между основанием и кислотой? (реакция нейтрализации)

А что вообще такое основания, соли, кислоты, оксиды?

(Все это – классы неорганических соединений. Основания — сложные вещества, которые состоят из атомов металла или иона аммония и гидроксогруппы (-OH). Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода, способных замещаться, и кислотных остатков. Оксиды – это соединения, состоящие из атомов двух элементов, один из которых – кислород в степени окисления –2)

Хорошо, что вы все это помните, давайте теперь определим классы веществ в уравнениях реакций, которые написаны на ваших карточках.

(Учитель называет соединение, учащиеся называют его класс)

Класс BaCl2? (Соль)

Класс Fe2O3? (Оксид) и т.д.

На одном из занятий мы говорили о ряде напряжений металлов. Что это такое, когда нам он необходим и как изменяется активность металлов в нем?

(Ряд активности металлов показывает, какой металл какой активностью обладает. Пользуясь им, мы можем предсказать, пойдет ли реакция)

 

(пока ученики вспоминают, учитель пишет реакции на доске).

Какие из предложенных реакций пойдут и почему?

 

Ag + HСl (Не пойдет, т.к. серебро в ряде активности металлов стоит правее водорода)

Cu+ FeCl3 (Не пойдет, т.к. медь левее железа)

Fe+H2SO4 (Пойдет, железо левее водорода)

Zn + MgCl2 (Не пойдет, цинк правее магния)

Zn + FeСl2 (Пойдет, цинк левее железа)


Теперь, когда мы все повторили, вы легко справитесь с тестом[5], который для вас приготовлен. На его выполнение у вас 2 минуты.

(Учитель раздает тесты на парты, после окончания теста собирает работы и тетради, чтобы проверить запись классной работы, диктует домашнее задание)


3. Завершение урока.

Ваши тетради вам отдадут после этого урока, а к завтрашнему дню, пожалуйста, повторите весь пройденный материал и решите задачу.

Найдите массу оксида хрома (III), объем воды и объем азота, которые выделяются при разложении 2,94 г дихромата калия (?). Обратите внимание, что уравнение этой реакции мы записывали в теме «Признаки химических реакций»!

Спасибо за работу на уроке, всего хорошего!


[1] Цветовые обозначения, использующиеся в конспекте:

Действие учителя  Ответы учеников Ответы к заданиям

[2] В сносках указывается содержание раздаточного материала, предложенного ученикам.

Коэффициенты на этой карточке у  учеников не расставлены.

РЕАКЦИЯ

ТИП

1) 2H2 + O2 = 2H2O

А) ОБМЕНА

2) BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 +  2NaCl

Б) СОЕДИНЕНИЯ

3) 3Mg + 2AlCl3 = 3MgCl2 +  2Al

В) РАЗЛОЖЕНИЯ

4) 2KClO3 = 2KCl +  3O2

Г) ЗАМЕЩЕНИЯ

5) SO3 + H2O = H2SO4

6)  2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

7) Fe2O3 + 2Al =  2Fe + Al2O3

  3

[4] 4,6 – реакции разложения; 1,5 – реакции соединения; 2 – реакция обмена; 7,3 – реакции замещения

[5] Тест для учащихся

1. Перечислите признаки химических реакций

(Выделение газа, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение теплоты, изменение окраски, появление запаха)

2. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:

1) соединения;  2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

3. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:

1) 1;    2) 2;   3) 3;    4) 4.

5. Укажите уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.

1) Na2O + H2O = 2NaOH;

2) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;

3) Na + H2O = Na2O+H2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Изменения, происходящие с веществами"

Обобщающий урок: повторение  классификации и названия химических веществ, закрепление умений производить расчёты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их ...

«Изменения, происходящие с веществами» (тема 4) (контрольная работа № 3 - 8 класс)

Для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...

Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...

Контрольная работа по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

.Составьте формулы веществ:фосфат натрия; оксид цинка; нитрат железа(2); гидроксид калия; хлорид бария....

Дидактический материал по теме: "Изменения, происходящие с веществами" по химии 8 класс

Дидактический материал по теме: "Изменения, происходящие с веществами" по химии 8 класс....

Контрольная работа по теме "Изменения, происходящие с веществами" 8 класс

Данная контрольная работа предназначена для учащихся 8 класса повышенного уровня знаний...