День Воды
классный час по химии (10 класс) на тему
«Вода… Ее можно называть как угодно – от романтического «источник жизни» до сухого и научного «H2O»… Многим вода кажется самым простой субстанцией, которую только можно себе представить. Однако в действительности вода – является крайне таинственным веществом. Достаточно сказать, что ученые до сих пор не могут внятно обосновать все свойства воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_vody_v_shkole.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «Её величество –ВОДА!».
1. Цель мероприятия:
- пропаганда и развитие интереса школьников к химии как науке;
-формирование экологически ориентированного поведения и бережного отношения
- расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды;
- формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде
Задачи:
· закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека
· развитие наблюдательности, творческих способностей детей
· воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях
Оформление рекреации:
а) на стенах развешены плакаты и лозунги о воде: «Всегда и везде – вечная слава воде!»
«Вода - удивительное вещество в мире, великий художник природы»
«Воду надо беречь!»;
б) Красочные этикетки на тему «Это интересно!», выставленные на столах с выставкой творческих работ учащихся школы:
- «Человеку для жизнедеятельности клеток необходимо 2,5 литра воды ежесуточно, а за 70 лет жизни – почти 65 тонн»;
- «На получение 1 т. стали расходуется 150 т. воды, бумаги – 250 т., синтетических волокон – 4000 т.»;
- «Для получения 1т. пшеницы нужно около 1500 т. воды; хлопчатника – 10 000 т.»;
- «На территории России 200 000 рек и озёр. В озере Байкал сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты».
- «Кровь содержит 83% воды, сердце и мозг – около 81%, кости- 15-20% воды»;
Ход мероприятия:
Проведение бесед с презентациями:
- «Вода. Её значение в природе» – 5-6 кл.
- «Вода как растворитель» -7-8 кл.
- «Интересные факты о воде» - 9-10 кл.
Тема: Вода. Её значение в природе.
Цель: формировать опыт экологически ориентированного поведения по отношению к воде.
Задачи: расширять знания детей о воде как о природном богатстве; развивать речь, расширять словарный запас, кругозор; воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки детей, раздаточный материал, страницы с названиями устного журнала.
Ход мероприятия
Звучит фонограмма «Шум ручья». Ученик читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
Учитель: Вы, наверное, догадались, о чем сегодня будем говорить. Мы поговорим с вами о ее величестве воде. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голубым цветом на карте обозначают воду. Русский писатель С.А. Аксаков, автор замечательной сказки «Аленький цветочек», сказал однажды: «Вода – краса природы». Писатель прав. Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, и в голубом озере, и в синем море – во всем, что связано с водой в природе. Эта красота видна и на ваших рисунках.
Сегодня мы с вами выпустим устный журнал. Он не совсем обычный: мы будем его не читать, а слушать. Название журнала – «Её величество Вода»
Эпиграфом к нему станут слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты наполняешь радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты – самое большое богатство на свете!
Итак, открываем наш журнал.
Страница 1. «Чудесный мир воды»
Загадки
Ни умыться, ни напиться
Без…(воды).
Листику не распуститься без…(воды)
Без… (воды) прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем нужна … (вода!)
-- Какое вещество на земле сравнивают с жизнью и почему?
(Воду. Всему живому нужна вода; все живые организмы больше, чем наполовину состоят из воды)
-- Почему ее нельзя ничем заменить?
(Обладает уникальными свойствами: может находиться в трех состояниях и переходить из одного состояния в другое, растворять почти все вещества и т.д.)
Ученик 1: Вода – великий художник природы. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высокие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь – вода.
Ученик 2: Трудно найти место на нашей планете, где бы не было воды. Жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.
Вода – в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твёрдом состоянии. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождль, снег. На поверхности суши находится не вся вода, имеющаяся на Земле. И твёрдый лёд, и лёгкий, как газ, пар – тоже вода. Таково её свойство: она бывает жидкой, твёрдой, газообразной.
Ученик 3: И сама жизнь на Земле, по утверждению ученых, впервые зародилась именно на дне океанов, которые существовали в древности.
Ученик 4: Вода – одно из самых важных веществ для человека. При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Лишь покоящиеся формы жизни – споры, семена могут переносить длительное обезвоживание. (Показывает семена разных растений). Растения при отсутствии воды могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, тоже быстро погибают. Например, упитанная собака может прожить без пищи сто дней, а без воды – менее 10 дней. Потеря воды для организма, опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Потребность человека в воде, которую он потребляет вместе с пищей и питьём составляет 3-6 литров в сутки.
Ученик 5: Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях.
Вода минеральных источников не только как лечебное средство, но и для тепла. А на Камчатке, где таких источников много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.
Учитель: «Вот такое необыкновенное вещество - обыкновенная вода – краса природы!» - сказал замечательный русский писатель С.Т.Аксаков. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть.
Страница 2. Викторина «Вода всему голова»
--- Как можно объяснить выражение «Вода всему голова»?
-- В каких трех состояниях может находиться вода?
-- Какое основное свойство воды использует человек, когда моет посуду, стирает белье, моется сам?
-- Вода в реке течет круглый год и никогда не кончается. Откуда берется вода в реках?
-- В моря впадает множество рек. Почему моря не переполняются и не заливают сушу?
-- Почему вода в родниках всегда очень чистая?
-- Почему воду называют вечной путешественницей?
-- В чем смысл пословицы «Воды и огонь боится»?
-- Откуда появляются капельки воды на холодном предмете, когда его вносят в теплую комнату?
-- Какая вода является лечебной?
-- Чем можно объяснить разный вкус воды, встречающейся в природе?
-- Как вода может помочь человеку выполнять разные работы по хозяйству?
Конкурс «Художественный»
-- Внимание! Сейчас вам понадобится проявить фантазию и умение. У каждого из вас на столе лежит листок бумаги, где изображен контур капли воды. Попробуйте ее преобразить (дорисовать), чтобы она превратилась в объект (животное, растение, либо во что-то из неживой природы),который содержит воду.
Страница 3. «Где вода – там жизнь»
Учитель: Где больше всего воды на Земле? (В океане)
-- Что такое океан? (Если взглянуть на Землю из космоса, то можно увидеть, что большая часть нашей планеты покрыта водой (3/4 планеты). Это водное пространство разделено сушей на 5 больших частей, называемых океанами (Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Южный, Атлантический). Части, меньшие по площади, называются морями. Два самых больших из них – Карибское и Средиземное).
Из словаря: Океаны – это 5 обширных регионов соленой воды, которые окружают всю сушу на Земле.
Вода, которую мы пьем, приходит к нам из океана. В подтверждение моих слов послушайте стихотворение про океан.
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
-- Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
-- Откуда ты? – спросил росу.
-- Поверь, и я из океана!
-- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
-- Знай, малыш, и я пришла из океана.
На поле лег туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
-- Откуда ты? Ты кто такой?
--И я, дружок, из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождике, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Учитель: И это так. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.
Ученик 1. Генеральная ассамблея ООН 09.12.2003 провозгласила период с 2005 по 20015гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни.» Было подчёркнуто, что вода является движущей силой для устойчивого развития и ликвидации нищеты и голода.
Вода является необходимым источником нормального функционирования всех экосистем Земли. К сожалению, уже сегодня не хватает во многих частях мира. По данным экспертов ООН, примерно одна шестая часть населения не имеет доступа к питьевой воде, а одна треть – к воде для бытовых нужд. Глобальное изменение климата ещё больше осложнило ситуацию с водой.
Ученик 2.Проблема с пресной водой заключается не только в её дефиците, но и в том, что попадание в воду удобрений и вредных химических веществ ставит под угрозу её качество, а также создаёт опасность для здоровья населения.
Ученик 1:Согласно подсчётам, причиной 80 процентов заболеваний в развивающихся странах служат отсутствие безопасной воды и плохие санитарно-гигиенические условия. Каждый год по этой причине умирает более 5 миллионов человек – в 10 раз больше, чем в среднем количество людей, ежегодно погибающих в войнах. Более половины таких жертв – дети. За последние 10 лет от диареи погибло детей больше, чем людей во время вооруженных конфликтов, которые произошли после Второй мировой войны.
Ученик 3. Хотя вода занимает 70 процентов поверхности Земли, только 2,5 процентов из них – пресная вода, а остальное – вода морская.
Сегодня около 60 процентов воды питьевого качества извлекается в Беларуси из подземных источников.
Ученик 4: В Беларуси потребление питьевой воды на душу населения в среднем по республике составляет 200-214 литров в сутки, что существенно выше , чем в большинстве стран Европы. ( один человек в развивающихся странах использует в среднем 10 литров воды в день).Как видим , в Беларуси есть большой потенциал для экономии воды в жилищном секторе.
Учитель: Вода! Необыкновенное чудо. Сколько нужно человеку воды? В 1890 г. Горожанин расходовал в сутки 11 литров воды. В 1914 г. – уже 66 литров. На сегодняшний день – около 300 литров. На мытье рук –6-8 литров. Душ –15-20 литров в минуту. Принятие ванны –150 литров. А питье, приготовление пищи, влажная уборка, полив комнатных растений.
Запасы пресной воды на нашей планете ограничены и постепенно истощаются.
Учитель : Какой вывод мы можем сделать из всего услышанного?
(Воду надо беречь! Это должен понять и запомнить каждый. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.)
Страница 4. Экономия и бережливость.
Учитель: Сегодня у нас на устном журнале присутствуют гости из Витебского управления водоканала. Нам представят результаты эксперимента, которые они проводили и научат экономному расходованию воды.
Экспериментатор. Я провела экспериментальное исследование по теме «Потери воды при неисправности крана.»
Дата 16.01.2009год. Место проведения квартира.
Цель: установить на опыте, сколько воды теряется в сутки.
Ход эксперимента.
1.В 14-00 открываем кран таким образом, чтобы за 1 секунду капала одна капля.
2. Подставляем под кран мерный стакан 200 мл.
3. В 14-30 стакан заполняется водой.
4. Высчитываем потери за сутки. 200 мл воды набегает за 30 минут, значит за 1 час – 400 мл. 400умножае5м на 24 равно 9600 мл.
Вывод. Из капающего крана за 30 минут вытекло 200 мл воды, за сутки – 9600 мл, что равно 9,6 литров.
Профессор. Я приготовил задачи по данной теме. Предлагаю их решить.
Задача1. Из водопроводного крана капает вода. За 12 минут набегает полный стакан. Сколько литров воды бесполезно выльется за час.
Задача 2. За одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй воды толщиной в спичку вытекает 400 литров воды. Сколько вытекает воды из крана за 30 дней.? Сколько это будет восьмилитровых ведёр?
Задача 3. На сколько дней человеку хватит 900 литров воды, если норма потребления воды в сутки на человека – 300 литров
Задача 4.В этом месяце семья Коли израсходовала 3 куба горячей воды, а в прошлом 9. Сколько денег сэкономили родители Коли в этом месяце, если один куб горячей воды стоит 523 рубля?
Задача 5.Семьи Маши и Миши за январь месяц израсходовали одинаковое количество горячей воды. Родители Маши заплатили 12 тысяч рублей, а родители Миши – 18 тысяч, потому что в Машиной семье стоят счётчики на воду, а Мишиной нет. На сколько процентов больше платят семьи, где не установлены счётчики?
Аналитик
Приведём некоторые примеры по утечкам воды:
Капает из крана – в сутки до 24 литров , в месяц до 720 литров.
Течёт из крана – в сутки дот 144 литров, в месяц до 4000 литров.
Протекающий кран приводит к потере 7000 литров воды в год при медленном капании; когда же капли следуют одна за другой, то потеря воды может составить до 30000 литров в год
Унитаз, в котором вода бежит постоянно невидимым ручейком, теряет до 100000 литров воды за год; заметный для глаза поток воды означает потерю около 400000 литров воды.
Я вас сейчас покажу традиционные приёмы снижения расходов воды6
Если вы пользуетесь ванной ,для этого требуется обычно до 150 литров воды; в случае использования душа расход воды примерно равен 10 литров в минуту.
Следите за неисправностью санитарно-технических устройств; установите надёжную технику, уменьшающую утечки воды.
Не оставляйте без надобности открытыми краны.
Не используйте проточную воду для мытья посуды и других целей, целесообразно использовать раковину.
Для того чтобы вымыть лицо, руки, почистить зубы, достаточно небольшой струи или нескольких стаканов воды вместо множества литров, теряющихся с мощной струёй.
Поставьте прибор учёта воды и следите за расходованием воды.
Соблюдая эти простые правила, за год ты сможешь сэкономить целое озеро диаметром 200 м и глубиной 2 м. кроме того, будут сэкономлены химикаты, которые применяются для очистки воды, и энергия, которая используется на ее нагрев и перекачку.
Страница 5. Сказочная страна.
Ребята рассказываю сказки, которые сочинили дома про воду и экономии воды.
Страница 6. Обращение к людям их 22 века.
Дорогие соотечественники!
Я обращаюсь к вам с этим посланием, так как если не сделаю этого, то случится то, что я видела.
Я была в 22 веке и видела ужасное. Сейчас начало 21 века и до 22 века осталось 92 года – для истории природы это совсем мало.
В 22 веке не останется чистой воды – она вся будет только в искусственных закрытых хранилищах, там будет очищаться и будет стоить очень дорого. Это будет вся вода мира – в природе – реках и океанах – её не останется. Это все, потому что в 21 веке мы не берегли воду, очень много её расходовали без пользы. Вода в 20 и 21 веке загрязнялась мощными заводами фабриками, было множество утечек нефти, все отходы стекали в воды морей и рек.
Не останется деревьев и растений вообще – леса вырубят, почва разрушится. Кислород будет вырабатываться искусственно. Воздуха не будет – мы его весь загрязнили. Не будет нефти.
Берегите природу сейчас, пока не поздно, экономьте энергию, воду и природные ресурсы.
Рефлексия.
Продолжить одну из фраз:
Я задумался….
Меня заинтересовало….
Мне понравилось…..
Я думаю, что….
Тема: «Интересные факты о воде»
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.
Развитие наблюдательности, творческих способностей детей.
Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.
1.Беседа:
22 марта во всем мире отмечается День водных ресурсов. Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.
В настоящее время 70% территории нашей планеты покрыты водой. При этом пить можно только 1% этой воды. С каждым годом проблем доступа к водным ресурсам становится острее. За последние 50 лет в мире произошло целых 507 конфликтов, связанных с доступом к воде. 21 спор привел к военным действиям.
Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.
Факт первый: самая чистая вода в Финляндии
По данным ЮНЕСКО, самая чистая вода находится в Финляндии. Всего в исследовании свежей природной воды принимало участие 122 страны. При этом 1 млрд людей по всему миру вообще не имеет доступа к безопасной воде.
Факт второй: лед быстрее получить из горячей воды
Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода.
Точного ответа на вопрос, почему все-таки горячая вода замерзает быстрее холодной, до сих пор не существует. Возможно, дело в разнице в переохлаждении, испарении, образовании льда, конвекции, либо причина в воздействии разжиженных газов на горячую и холодную воду.
Факт третий: сверхохлаждение воды
Все хорошо помнят из школьного курса физики, что вода замерзает при 0 градусов, а при 100 градусах закипает. Однако существует так называемое сверхохлаждение воды. Таким свойством обладает очень чистая вода – без примесей. Даже при охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Но и в том, и в другом случае существуют температуры, при которых вода станет льдом или закипит.
Факт четвертый: у воды более 3 состояний
Еще со школы все знают, что у воды есть 3 агрегатных состояния: жидкое, твердое и газообразное. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.
Факт пятый: вода как стекло
Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. При минус 120 градусах по Цельсию вода становится сверхвязкой или тягучей, а при температуре ниже минус 135 градусов она превращается в "стеклянную" воду. "Стеклянная" вода – это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.
Факт шестой: основа жизни – это вода
Вода – основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды: животные – на 75%, рыбы – на 75%, медузы – на 99%, картофель - на 76%, яблоки - на 85%, помидоры - на 90%, огурцы - на 95%, арбузы - на 96%. Даже человек состоит из воды. 86% воды содержится в теле у новорожденного и до 50% у пожилых людей.
Факт седьмой: вода – переносчик болезней
Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. 85% всех заболеваний в мире передается с помощью воды. Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.
Факт восьмой: человек без воды умирает
Если человек теряет 2% воды от массы своего тела, то у него возникает сильная жажда. Если проценты потерянной воды увеличатся до 10, то у человека начнутся галлюцинации. При потере в 12% человек не сможет восстановиться без помощи врача. При потере в 20% человек умирает.
Факт девятый: больше всего пресной воды – в ледниках
Где больше всего воды? Ответ кажется очевидным: в Мировом океане. Однако на самом деле, в мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане. При этом почти вся имеющаяся на планете масса воды не пригодна для питья. Мы можем пить только 3% воды – именно столько у нас запасов пресной воды. Но даже большая часть этих 3% недоступна, так как содержится в ледниках.
Факт десятый: вода как диета
С помощью воды можно бороться с лишним весом. Употребляя из напитков только воду, можно резко снизить общую калорийность рациона. Во-первых, потому, что человек прекращает пить калорийные сладкие газировки и соки, во-вторых, потому, что после воды меньше тянет взять сладостей, как в случае с чаем или кофе.
Факт одиннадцатый: вода для здорового сердца
Вода помогает снизить вероятность сердечного приступа. Во время исследований ученые выяснили, что те люди, которые пьют около шести стаканов воды в день, меньше подвержены риску сердечного удара в отличие от тех, кто выпивает всего два стакана.
Факт двенадцатый: 35 тонн воды за жизнь
Без воды человек может прожить очень не долго. Потребность в воде стоит на втором месте после кислорода. Без еды человек может прожить около шести недель, а без воды – пять-семь суток. За всю свою жизнь человек выпивает примерно 35 т воды.
Факт тринадцатый: самая дорогая вода
Вода может быть бесплатной, а может быть и очень дорогой. Самая дорогая в мире вода продается в Лос-Анджелесе. Производители упаковывают драгоценную жидкость со сбалансированным вкусом и значением ph в бутылки со стразами "Swarovski". Стоит такая вода 90 $ за 1 л.
Факт четырнадцатый: есть вода, которая горит
Существует и опасная вода. Так, например, в Азербайджане есть вода, в которой много метана, поэтому она может загореться, если поднести к ней спичку. А в Сицилии в одном из озер есть подводные источники кислоты, которые отравляют всю воду в этом водоеме.
Факт пятнадцатый: белок в воде
Морская вода – весьма питательная субстанция. В 1 куб. см такой воды содержится 1.5 г белка и других веществ. Ученые считают, что один только Атлантический океан по своей питательности оценивается в 20 тыс. урожаев, которые собирают за год по всей суше.
2.Выводы по теме.
Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери.
3. Рефлексия.
Продолжить одну из фраз:
Я задумался….
Меня заинтересовало….
Мне понравилось…..
Я думаю, что….
Тема: «Вода как растворитель»
Цель мероприятия:
- пропаганда и развитие интереса школьников к химии как науке;
- расширение знаний учащихся о свойствах воды;
- формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде.
Задачи:
· закрепление системы представлений учащихся о разнообразии свойств воды, ее значении в природе и жизни человека
· развитие наблюдательности, творческих способностей детей
· воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях
1.Беседа:
Вода как растворитель имеет громадное значение и в промышленности, и в быту. Трудно найти какое-нибудь производство, в котором вода не использовалась бы как растворитель. Возьмём, например, производство сахара. Горячая вода извлекает из тонких стружек сахарной свёклы сахар; затем после очистки раствор упаривается, и из него выделяются кристаллы сахара. Без воды работа сахарного завода немыслима. Невозможно себе представить выделку кожи, травление и крашение различных тканей, мыловарение и множество других производств без использования водных растворов различных веществ.
Вода как растворитель представляет особенно большой интерес для химии.
Химики очень часто применяют воду для очистки получаемых ими продуктов. Эта очистка основана на том, что большинство веществ растворяется в горячей воде лучше, чем в холодной. Так, например, в 100 граммах воды при температуре в 100 градусов растворяется 342 грамма едкого натрия, а при 20 градусах 109 граммов, при 100 градусах в том же количестве воды растворяется 291 грамм борной кислоты, а при 20 градусах около 40 граммов. Желая получить чистое вещество, поступают так. Загрязнённое вещество растворяют в воде до тех пор, пока не получится насыщенный раствор, т. е. такой, в котором вещество больше уже не растворяется. Затем фильтрованием удаляют нерастворимые примеси и охлаждают жидкость. При этом образуется пересыщенный раствор, из которого по мере понижения температуры выпадает всё больше и больше чистых кристаллов вещества. Растворимые же примеси остаются в растворе. Растворение и кристаллизацию повторяют несколько раз, в зависимости от того, насколько чистый продукт надо получить. Если растворимость изменяется с повышением температуры незначительно (как, например, у поваренной соли: при 100 градусах в 100 граммах воды растворяется 39,1 грамма соли, а при нуле градусов 35,6 грамма), растворы упаривают. Так получают, например, выварочную соль.
Однако вода ценна не только как средство для очистки веществ. Очень часто она играет незаменимую роль как единственно возможная среда для протекания тех или иных химических процессов.
Одним из условий возникновения реакции является столкновение участвующих в ней молекул. В случае, если взаимодействуют газообразные вещества или жидкости, такое столкновение осуществляется легко: молекулы газов и жидкостей достаточно подвижны. Но как провести реакцию между твёрдыми веществами? Ведь в них движение молекул весьма стеснено, так как каждая из молекул закреплена в определённом месте кристалла, где она может только колебаться. Вы можете насыпать в стакан немного соли и лимонной или щавелевой кислоты, но реакции между ними не дождётесь: эта смесь может простоять без всяких изменений сколь угодно долго. Как же быть? Здесь на помощь снова приходит вода. Прибавьте в тот же стакан воды. Сода и кислота растворятся в воде, и мельчайшие частички их получат возможность сталкиваться друг с другом. Между ними моментально начнётся химическая реакция, которую легко заметить по выделению из раствора пузырьков одного из продуктов реакции — углекислого газа.
Известно, что очень крепкую серную кислоту можно свободно перевозить в стальных цистернах — корпус цистерны ею не разрушается. Но если серная кислота разбавлена водой, стальные цистерны использовать уже нельзя, так как водный раствор серной кислоты легко разъедает железо.
Вещества не взаимодействуют друг с другом, если они не растворены, — гласит старинное правило химиков.
Вода отличается ещё одним важным свойством: она сама способна соединяться с очень многими веществами, быть активным участником различных химических процессов.
Вода способна соединяться с простыми веществами как металлами, так и неметаллами.
Например, неметалл хлор даёт с водой смесь кислот: соляную и хлорноватистую. Если хлор пропускать через воду, к которой прибавлен едкий натр, то в результате реакции получается «жавелевая вода», хорошее белящее средство.
С натрием, калием и некоторыми другими металлами вода бурно взаимодействует. При этом получаются едкие щёлочи и выделяется газ водород.
Вода вступает в реакции и со многими сложными веществами. Мы здесь укажем только несколько примеров этих реакций, приводящих к образованию очень важных в химической промышленности веществ — оснований (или гидроокисей) и кислот.
Всем знакома негашёная известь. Это — соединение металла кальция с кислородом или окись кальция. Её получают накаливанием известняка и используют в качестве строительного материала. Если негашёную известь облить водой, то вода химически соединится с нею. Этот процесс называется гашением, а получающийся продукт — гашёной известью или гидроокисью кальция. Она находит широкое техническое применение.
Таким же способом — соединением оксидов металлов с водой — могут быть получены и многие другие гидроокиси.
При взаимодействии воды с неметаллическими оксидами получаются также необходимые для промышленности продукты — кислоты. Так, окисел азота (двуокись), растворяясь в воде, образует азотную и азотистую кислоты. Эта реакция используется в химической промышленности для получения азотной кислоты. Она же приводит к образованию аммиачной селитры из аммиака, воды и азота в воздухе во время грозы.
Не менее важна реакция между водой и трёхокисью серы: продукт этой реакции — серная кислота, имеющая применение во многих отраслях промышленности.
Во всех перечисленных здесь веществах, которые образуются при участии воды, вода входит в состав вещества как неотъемлемая часть. Это — так называемая конституционная вода. Выделить конституционную воду, не разрушая вещества, нельзя.
Но есть такие соединения веществ с водой, в которых взаимодействующие молекулы сохраняют некоторую самостоятельность. Это — так называемые кристаллогидраты. Они получаются при кристаллизации веществ из водных растворов. Частицы растворённого вещества прочно удерживают около себя молекулы воды, и эти молекулы полностью или частично входят в состав выделяющихся из раствора кристаллов.
Содержащаяся в кристаллах вода, кристаллизационная вода, находится в соединении с молекулами вещества в строго определённых количествах. Так, в кристаллах медного купороса каждая молекула купороса связывает одну, три или пять молекул воды, в кристаллах соды — десять молекул, в кристаллах азотнокислого олова — двадцать молекул воды. Поваренная соль, сахар и многие другие вещества кристаллизуются без воды. Исследования тепловых, электрических и других свойств кристаллогидратов показали, что кристаллизационная вода ведёт себя как твёрдое вещество.
Многие кристаллогидраты непрочны. Так, например, сода теряет свою кристаллизационную воду, находясь просто в воздухе: её прозрачные кристаллы мутнеют и рассыпаются в порошок. Кристаллы медного купороса теряют 80 процентов воды при нагревании до 100 градусов, а остальные 20 процентов только при 240 градусах. При этом синие кристаллы превращаются в белый порошок.
Процесс потери кристаллизационной воды называется выветриванием.
Некоторые безводные кристаллы очень жадно притягивают к себе воду, причём притягивают её в гораздо большем количестве, чем это нужно для образования соответствующего кристаллогидрата; в результате этого они расплываются. Так расплываются поташ, хлористый кальций. Эти вещества используются как поглотители влаги при высушивании различных веществ.
Нам осталось сказать ещё об одном важном для химии свойстве воды — о её способности ускорять течение различных реакций.
Многие химические реакции протекают с неизмеримо малой скоростью, но в присутствии даже ничтожных количеств определённых веществ идут в сотни и тысячи раз быстрее. Вещества, которые ускоряют течение химической реакции, но сами не входят в состав конечных продуктов реакции, называются катализаторами. К числу катализаторов относится и вода, причём каталитическое действие её весьма разносторонне.
Мы знаем, что железо на воздухе ржавеет, что гремучий газ при нагревании взрывается, плавиковая кислота разъедает стекло, натрий и фосфор быстро окисляются на воздухе, хлор активно действует на металлы… Но оказывается, что во всех этих случаях катализатором является вода. При полном отсутствии влаги скорость этих процессов ничтожна. Сухой гремучий газ, например, не взрывается даже при значительном нагревании, а железо в воздухе, лишённом воды, становится таким же устойчивым, как золото или платина.
Можно сказать, что если бы вода не обладала каталитическим действием, мы составили бы совершенно иное представление о химических свойствах окружающих нас веществ.
2.Вывод по теме.
Берегите природу сейчас, пока не поздно, экономьте энергию, воду и природные ресурсы.
3.Рефлексия.
Продолжить одну из фраз:
Я задумался….
Меня заинтересовало….
Мне понравилось…..
Я думаю, что….
Приложение 1
Викторина на праздник воды
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
Чем знаменито озеро Байкал?
Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).
Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
Какая рыба крякает? (Морской карась).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).
Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).
Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).
Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).
Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).
Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).
Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).
Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).
Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).
Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).
Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).
Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).
Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).
Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).
Приложение 2
ЗАГАДКИ О ВОДЕ
Пушистая вата плывет куда-то, Чем вата ниже, тем дождик ближе.
Ног нет, а идет, Глаз нет, а плачет.
Горя не знает, а слезы проливает. (Туча или облака).
Один льет, другой пьет, Третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, растения).
Крупно, дробно зачастило, всю Землю напоило.
С неба пришел, в землю ушел.
Шел да шел, да и в землю ушел. (Дождь).
Тонкий, высокий упал в осоку, Сам не вышел, а детей вывел. (Дождь и ручьи).
Красное коромысло через реку повисло.
Через поля, через луга встала нарядная дуга. (Радуга).
Что в руках не удержать?
Что в решете не унести. (Воду).
Бежит бычок – золотой рожок, Бежит, журчит.
Без языка, а говорит, Без ног, а бежит. (Ручей).
Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд).
Кругом вода, а с питьем беда. (Море).
По морю идет, идет, А до берега дойдет, тут и упадет. (Волна)
.
Не море, не земля, Корабли плавают, А ходить нельзя. (Болото).
Иван бежит, а сам кричит И всех на себе носит.
Не конь, а бежит, Не лес, а шумит.
Зимой спит, а летом шумит.
Что шумит без ветра?
Без рук, без ног все бежит. (Река).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
22 марта - всемирный День воды
Четыре мини- презентации, которые легко трансформируются в одну. Тема - экология. Собран атериал о роли воды в жизни человека, об экологических проблемах водных ресурсов....
Экологическая игра "День воды"
Экологическая игра для 5-6 классов...
Всемирный день воды
Воспитание любви к природе,привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях....
Классный час "День Воды"
интересный сценарий, стихи о воде, экологические сказки, наглядная демонстрация распределения воды на земле, можно использовать как нестандартный урок по обществознанию в 7 классе при изучении темы "О...
День воды-экологический праздник
Экологический праздник проводится с целью формирования у обучающихся ценностного отношения к водным ресурсам...
Внеклассное экологическое мероприятие "День Воды" 7-8 классы
Ежегодно в нашей школе проводится экологический месячник. В рамках этого месячника проводятся экологические мероприятия. Например "День воды"...
22 марта - Всемирный день воды. (Познавательно-игровая программа для старшеклассников коррекционной школы 8 вида)
Ознакомление с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения....