Экологическая игра "День воды"
методическая разработка по географии (5,6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крыловской
муниципального образования Ленинградский район
Автор: учитель географии МБОУ СОШ № 3
А.Ф. Бойко
День воды
(экологическая игра).
Цель: показать необходимость воды на земле.
Задачи: - прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях;
- показать, насколько дорого стоят природные ресурсы (вода).
Оборудование: Физическая карта, 3-х литровая банка, стакан, пипетка, бумага, ручки, рисунки, таблица.
Учитель : Эпиграф: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери
Так сказал великий французский философ, писатель, лётчик. Немного из истории воды. До XVIII в. Учёные не знали состава воды, считали её простым веществом. В конце XVIII столетия французским учёным Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать её химическим путём из водорода и кислорода. И с этого времени стало известно, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. И не такое уж это простое и обыденное вещество. Вода вошла в календарь знаменательных дат. В преддверии этого дня мы и проводим наше мероприятие.
Объяснение правил игры:
В ходе игры мы будем проводить конкурсы, викторины, слушать ваши выступления и выступления гостей. Правильные ответы будут оцениваться капелькой. Ваша задача побольше дать правильных ответов и набрать капелек.
1 Ведущий. 22 марта объявлен международным днём воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли её всем? (показывает детям глобус, напоминает, что голубым цветом на нём изображена вода).
А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это солёная вода. Ечсли представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озёр. (Свои слова ведущий сопровождает показом опыта).
Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или воде, которую каждый день пьём? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И настоящий учёный всегда стремится разгадать их.
2 Ведущий. Конкурс «Загадочный»
Что бежит без прогону? (вода)
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывёт. (Облако)
В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападёт –
Этот бархат опадёт. (Иней)
Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (Снег)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)
Ведущий демонстрирует детям глобус.
1 Ведущий. Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании её систем: регулировании её климата и сохранении животного и растительного мира.
Викторина «Реки, озёра, моря и океаны»
- Сколько на нашей планете океанов? (4)
- Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан).
- Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – что это? (Названия морей).
- Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мёртвое море).
- Как называются начало и конец реки? (Исток, устье)
- У какого водоёма бывают рукава? (Река)
- Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
- В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей плванеты? (Байкал)
- По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
- Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)
- Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
- «Будто пояс синий казака,
Меж полями, изгибаясь ловко,
Катит воды тихая река
И стоит на речке той Крыловка»
О какой реке идёт речь? (Челбас)
2 Ведущий. Эта речка Челбасом зовётся,
Ковш воды её звал печенег.
Тихо льётся, как будто смеётся
Над веками, под скрипом телег.
1 Ведущий. В ковылях средь серебряной рани,
Во цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
Эти строки написаны нашим местным поэтом Леонидом Мирошниченко, который своими стихами пробуждает чувство любви к нашей малой Родине, к нашей реке Челбас. Вот его сборник стихов . Он так и называется «Ковш воды».
2 ведущий. Конкурс «Где мы используем воду?»
В самом начале занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) её нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся. Вопрос: для чего ещё, кроме питья, нужна вода человеку?
Детям предлагается написать, где человек использует воду. Ответы зачитываются. Детям показывают таблицу «Расход воды».
Для чего нужна вода? | Расход воды в день (л) |
Умывание | 10 (+45 туалет) |
Купание | 40 (ванна) + 95 – 190 (душ) |
Приготовление пищи | 5 |
Мытьё посуды | 10 |
Стирка | 15 |
Мытьё полов, окон | 50 |
Поливка цветов, огорода | 100 |
Вот так много мы тратим воды, а ещё загрязняем её. Можно что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
Подведение итогов. Кто больше набрал капелек? Присуждаем большую каплю, среднюю, мелкую.
Выступление медработника «Меры безопасности у водоёма».
1 Ведущий. Конкурс «Правильно ли мы расходуем воду?»
Детям предлагается найти примеры неэкономичного расхода воды в быту и предложить свои методы экономии воды.
С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода – и жизнь становится невозможной. Потому что вода – это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки, озёра. Если не принимать срочных мер, водоём умрёт, целый мир существ, обитающих в нём и подле него. Кинофильм «За всё в ответе» страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Поэтому, ребята, когда Владимир Маяковский делал подписи к плакатам «Окна РОСТА», он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так: (поднимают таблички)
- Берегите воду!
- Бережней относитесь к нашему водопроводу!
- А ты не забыл закрыть водопроводный кран?
2 Ведущий. Конкурс «Знаете ли вы?»
А знаете ли вы, кто не может обходится без воды и неразрывно с ней связан?
Вопросы:
- У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
- У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)
- Кто одной ноздрёй дышит? (Кашалот)
- Кто клыками дно пашет? (Морж)
- Какую птицу море отучило летать? (Пингвин)
- Что такое морская капуста? (Водоросли)
- Какая пролётная стая обещает снег? (Стая гусей)
- Кто пьёт ногой? (Лягушка)
Физкультминутка «Вода – не вода».
Игра на внимательность. Ведущий называет слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, лужа), то дети должны встать. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба), дети поднимают руки. Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень), дети хлопают в ладоши.
(Ветер, лужа, камень, корабль, рыба, море, река, водоросли, облако, смех).
1 Ведущий. Конкурс «С улыбкой по стране».
Наш следующий конкурс «С улыбкой по стране». Вы сейчас поймёте, почему мы его так назвали.
Вопросы:
- Какой приток реки Самары течёт по проводам? (Ток).
- В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора).
- Какой приток Волги вытекает из пораненной берёзы?(Сок)
- Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа).
- В Калининградской области вулканов нет, однако там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава)
- В озеро Ильмень впадает река с самым коротким названием: в нём всего полбуквы. Назовите её. (Река Пола – пол –А).
- У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у реки Пра – «неядовитый». Назовите эти притоки. (Кобра, Уж)
Стих. Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните реку светлую мою!
Жюри подводит итоги.
Литература:
- Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Глобус 2009г.
- Поурочные разработки по географии 6 класс. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Москва 2010г.
- Сборник стихов «Ковш воды» Л.Мирошниченко. Краснодар 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...
Экологическая игра: « Вода – ты жизнь».
Для учащихся начальной школы МБОУ "Марковская СОШ" силами членов кружка"Занимательная экология" из 5 класса разработана и проведена экологическая игра: "Вода - ты жизнь" в 2012-2013учебном году....
Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.
Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и составить характеристику питьевой воды п. Ерофей Павлович,...
Социально-экологический проект "Вода - источник жизни"
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пон...
Статья "Экологический урок «Вода России» в 7-8-х классах".
Данный материал содержит отчет о проведении Всероссийского экологического урока....
Гигиеническое и экологическое значение воды
Методическая разработка содержит сведения о влиянии качества воды на здоровье населения. Оосбое внимание уделено эпидемиологическому значению воды. Методическая разработка может быть использована по д...
Экологическая акция «Вода России»
8.09.18 обучающиеся 6А класса совместно с социальным педагогом Григоровой Е.В. участвовали во всероссийском субботнике «Зелёная Россия», основной целью которого стало формирование у ...