Всемирный день воды
методическая разработка (5 класс) по теме
Воспитание любви к природе,привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den__vody.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия к празднику «Всемирный день воды»
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
- Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.
- Развитие наблюдательности, творческих способностей детей.
- Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.
Ход праздника
1 ведущий: Угадайте, о каком веществе идёт речь. Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... (Воды.)
2 ведущий: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.
А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер.
Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И каждый человек стремится разгадать их.
Полезная, нежная, просто безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая.
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса.
Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота –
1 ведущий: Интересные факты о воде:
- Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
- Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.
- Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.
- За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.
- В озерах сосредоточено более 26 тысяч метров кубических пресных вод.
- Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
Вода – это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Итак, первые вопросы о воде. Будьте внимательны!
Вступление:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны подводного мира и узнаем много интересного о воде. Вы будете путешествовать как ручейки, перенося драгоценную воду в стаканчиках. В тихих заводях вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получит в награду 1 колпачок чистой воды. По количеству собранной и сохранённой (берегите каждую каплю!) воды будут проводиться итоги игры. Вас ждут заводи: “Опытная”, “Дегустационная”, “Песенная” и др. Итак, в путь “ручейки”! Быстрой вам воды!
Выбираем две команды. Команда «Родник» и команда «Сосульки» 1. Заводь “Опытная”
Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная, …
Ну, в общем, очень разная.
Вода – это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Итак, первые вопросы о воде. Будьте внимательны! (командам по очереди)
- Может ли вода двигаться вверх? ( может под давлением, у растений от корней к листьям)
2.На поверхности планеты Земля вода занимает:
А) 50 %
Б) 29%
В) 71%
А знаете ли вы: 1. Какая вода на вкус? 2. Какой у воды запах? (посмотреть, понюхать) 3. Будет ли ложка видна в стакане с молоком 4. Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде? 5. Что произойдёт, если воду вскипятить? 6. Что произойдёт если воду вынести на холод? Ответы:
- вода без вкуса;
- вода без запаха;
- вода прозрачная;
- вода растворитель;
- пар;
- лёд.
- Заводь “Загадочная”
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)
Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …
(Лёд)
Детки сели на карниз,
И растут всё время вниз.
(Сосульки)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река)
В тихую погоду,
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.
(Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт?
(Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда.
(Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке,
Узнаете меня.
(Ручеёк)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)
Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь,
И ногами не пройдёшь.
(Болото)
Пушистая вата,
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
По небесам оравою,
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда,
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше,
От дырявой …
(тучи)
- “Весёлые ручейки”?
- Пройти со стаканом, полным воды, по определённому маршруту, не расплескав воду.
- Перенести воду ложкой из стакана на определенное расстояние. Чья команда больше7
- “Вода и человек”
- Человеческий организм состоит из воды на:
А) 20%
Б) 50%
В) 70%
- Назовите народные обряды, связанные с водой?(День Нептуна, крещение)
- Назовите методы лечения водой?
- Назовите главные причины нехватки пресной воды на земле:
а) её отсутствие;
б) её загрязнение;
- “Охранная”
Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и разбазаривают её по пустякам.
Сегодня утром мы получили письмо от некогда большой, бурлящей и полноводной реки. (“Жалобы реки” (отрывок) Роберт Бернс)
Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,
Остановил потоки.
Живая быстрая форель,
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.
Увы, ничем я не могу,
Помочь своей форели
Она лежит на берегу,
И дышит еле-еле.
Давно ли я у грозных скал ,
Бурлила и ревела ,
И водопад мой бушевал,
Вскипая пеной белой.
Прошу, припав к твоим ногам,
Во имя прежней славы.
Ты посади по берегам
Кусты, деревья, травы.
Когда придёшь под сень ветвей,
Плеснёт играя рыба,
И благородный соловей
Тебе споёт спасибо.
Пускай прохожего ольха,
Манит своей прохладой,
А дуб укроет пастуха,
От ливня и от града.
Пусть ёлки тянутся ко мне,
Своей зубчатой тенью,
И видят в ясной глубине
Верхушек отраженье.
Пускай берёз листва звенит,
На каменных утёсах,
И мой боярышник хранит
Певцов звонкоголосых.
Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам (оформить их в виде листовок).
- . “Вода и здоровье”
Если не хочешь чихать и сморкаться,
Лекарство глотать и микстуру,
Ты должен холодной водой обливаться.
Да здравствуют водные процедуры.
Если желаешь быть грязным, чумазым, немытым,
Чтобы причёска была как на грядке рассада,
То ванна, баня, бассейн и душ должны быть забыты,
А процедуры – особенно водных, – не надо.
Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым, красивым, весёлым, умелым.
Должен ты подружиться с водою,
Ну и, конечно, со мною!
Потому что без воды и ни туды, и ни сюды
Кто быстрее при помощи губки осушит чашку с водой.
- “Дегустационная” заводь
- Определить вкус воды.
- Рассказать, чем она полезна человеку.
(медовая, чесночная, лимонная, минеральная)?
- “Песенная” заводь
Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …
- “Театральная” заводь
Каждая команда показывают спектакль на тему: “Жизнь Лягушонка в водоёме”.
- Заводь «Пословицы и поговорки о воде»
- Наше счастье – дождь да ненастье.
- Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.
- Счастье – вешнее ведро.
- Счастье с бессчастьем, что ведро с ненастьем: живут переменчиво.
- Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.
- Все беды пропали, что в воду упали.
- Лучше хлеб с водою, чем пирог бедою.
- Не грози щуке морем, а нагому горем.
- Река не море, тоска не горе.
- Ходит как дождем прибитый.
- Хоть волком вой, хоть в прорубь головой.
- Чужая слеза – вода.
- В лес дров не возят, в колодец воды не льют.
- В решете воду не носят.
- В тихой воде омуты глубоки.
- Вода сама путь сыщет.
- Воду варить, вода и будет.
- Где гроза там и ведро.
- Где нет воды, тут и блоха не живет.
- Где снег, там и след.
- Иголкой колодец не роют.
- Как роса упадет, так и след пропадет.
- Кто тонет, за соломинку хватается.
- Масло с водой не смешаешь.
- Мокрый дождя не боится.
- От жару и вода кипит.
- От дождя – не в воду, от огня – не в полымя.
- По которой воде плыть, ту воду и пить.
- Родимое пятно в бане не отмоешь.
- Тихая вода берега подмывает
- У реки колодец не копают.
- Утопающий пить не просит.
- Водой мельница стоит, да от воды же и рушится.
- Вольному – воля, спасенному – рай, бешеному – поле, черту – болото.
- Для муравья и капля – озеро.
- Крупная рыба в мелкой воде не водится.
- Кто в кони пошел, то и воду вози.
- Кулик до воды охоч, а плавать не умеет.
- Не твоя чаша, не тебе и пить.
- Все беды в воду – и пузыри вверх.
- Бывает порою – течет и вода горою.
- Дорого при пожаре ведро воды, при скудости подаяние.
Подведение итогов
Давайте мы будем природу беречь
Для очень приятных у озера встреч,
Для встреч на поляне, купаний в реке,
Для отдыха дома, а не вдалеке.
Чтоб было природу кому охранять,
Нам нужно все четко и верно понять-
Природы король человек и венец,
Но все ж без нее человеку – конец!
1 чтец:
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая ,
В реки быстрые. Потом,…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
приложение
Викторина на праздник воды
- Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
- Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
- Чем знаменито озеро Байкал?
- Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
- Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
- Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).
- Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
- За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
- Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
- Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
- Какая рыба крякает? (Морской карась).
- Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).
- Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
- Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
- У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
- Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
- В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
- Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).
- Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).
- Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).
- Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).
- Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).
- Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).
- Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).
- Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
- Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).
- Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).
- Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).
- Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
- Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).
- Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
- Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).
- Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).
- Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
- Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).
- Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).
ЗАГАДКИ О ВОДЕ
1. Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
2. Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет.
3. Горя не знает, а слезы проливает.
(Туча или облака).
4. Один льет, другой пьет,
Третий зеленеет да растет.
(Дождь, земля, растения).
5. Крупно, дробно зачастило, всю
Землю напоило.
6. С неба пришел, в землю ушел.
7. Шел да шел, да и в землю ушел.
(Дождь).
8. Тонкий, высокий упал в осоку,
Сам не вышел, а детей вывел.
(Дождь и ручьи).
9. Красное коромысло через реку повисло.
10. Через поля, через луга встала нарядная дуга.
(Радуга).
11. Что в руках не удержать?
12. Что в решете не унести.
(Воду).
- Бежит бычок – золотой рожок,
Бежит, журчит.
14. Без языка, а говорит,
Без ног, а бежит.
(Ручей).
15. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
(Пруд).
16. Кругом вода, а с питьем беда.
(Море).
17. По морю идет, идет,
А до берега дойдет, тут и упадет.
(Волна).
18. Не море, не земля,
Корабли плавают,
А ходить нельзя.
(Болото).
19. Иван бежит, а сам кричит
И всех на себе носит.
20. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
21. Зимой спит, а летом шумит.
22. Что шумит без ветра?
23. Без рук, без ног все бежит.
(Река).
2 ведущий: Я приглашаю на сцену самых маленьких участников нашего праздника – первоклассников. Они выполнят очень важное задание.
(На листе ватмана два водоема: один из бумаги голубого цвета, другой – из бумаги серого или коричневого цветов. Заранее вырезанных простейших рыбок, водоросли надо приклеить на голубой фон, а все обрезки бумаги, кусочки смятых салфеток – на «грязный» фон.)
Посмотрите все сюда:
Это чистая вода.
Так прозрачна – все видать!
Разных рыб – не сосчитать!
Ну а это что такое?
Грязно-серое, рябое…
Пятна масла, всякий хлам…
Вот, что скажем, братцы, вам …
3 ведущий: Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам. (На сцену приглашаются команды 2-4 классов по 4-5 человек. Они оформляют свои обращения в виде листовок.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
22 марта - всемирный День воды
Четыре мини- презентации, которые легко трансформируются в одну. Тема - экология. Собран атериал о роли воды в жизни человека, об экологических проблемах водных ресурсов....
22 марта - Всемирный день воды. (Познавательно-игровая программа для старшеклассников коррекционной школы 8 вида)
Ознакомление с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения....
22 марта - всемирный день воды (презентация)
презентация...
22 марта - Всемирный день воды. (Плакаты к познавательно-игровой программе для старшеклассников коррекционной школы 8 вида)
плакаты для оформления...
22 марта - Всемирный день воды. (Познавательно-игровая программа для старшеклассников коррекционной школы 8 вида (слайды)
слайды к позновательно игровой программе...
22 марта Всемирный день воды
Материалы к классному часу на тему "22 марта Всемирный день воды"...
Всемирный день воды
В материале представлены работы победителей в номинации "Литературное творчество" во время проведения природоохранной акции "Всемирный день воды"....