Классный час "День Воды"
классный час (экология) по теме

Чекашкина Наталья Николаевна

интересный сценарий, стихи о воде, экологические сказки, наглядная демонстрация распределения воды на земле, можно использовать как нестандартный урок по обществознанию в 7 классе при изучении темы "Охранять природу - значит охранять жизнь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час День воды.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

участие в совместном конкурсе Министерства образования и науки РФ и социальной сети Nsportal.ru «Я – классный руководитель!»

Классный час, посвященный Дню Воды

Составила: Морозова Наталья Николаевна

(учитель истории и обществознания,  классный руководитель 8 класса)

можно использовать как нестандартный урок по обществознанию в 7 классе

при изучении темы "Охранять природу - значит охранять жизнь"

За полями, за лесами, за широкими горами,

Там, где синие моря, жили-были два царя.

Первый звался царь Нептун.

Был он весел, был шалун.

Управлял он синим морем и следил,

Чтоб люди с горем не встречались никогда,

Чтоб у них была вода - умываться и резвиться,

Чтоб вкусна водица, приходила в каждый дом,

Жизнь дарила в доме том.

У Нептуна дочки были. Как  отца они любили

Звали Каплями девчат, не дочурки - просто клад.

Посейдон был царь другой, не любил он род людской.

Мрачный был он по натуре, посылал шторма и бури.

Дали б волю, корабли все стояли на мели.

Ветер кружит над морями - спор возник между царями.

Похвалялся Посейдон: «Я ужасен и силен!

И при солнце и во тьме жизнью правлю на Земле!

Захочу - на города вмиг обрушится вода!

И тогда дрожа от страха, люди скажут: «Да, да, да!

Ты великий Посейдон твой закон - морской закон!»

И пусть знают «человеки», не нужны пруды мне, реки,

Иль какие-то озера - нет в них силы и простора.

Это просто ерунда! В них лишь влага - не вода!»

Тут Нептун сказал: «Ну, брат, похвальбою ты богат!

Как же так? Во все века силы нам дает река,

А  прекрасные озера очаровывают взоры…

Лучше спорить мы не будем Капли, мы отправим к людям,

Пусть свой путь они пройдут и назад к нам повернут.

Вот тогда наш спор решим. Но теперь уж поспешим.

Чтобы капли легче стали, быстро на небо попали,

А пока еще не ночь просим солнышко помочь.»

Стало Солнце пригревать, силу капелькам давать.

Стало жарко, даже душно. Как на шарике воздушном

Капли в небо полетели и поднявшись в облака

Огляделись свысока!

Ах, в один прекрасный миг подхватил друзей родник.

Капель было в нем немало, в роднике им тесно стало,

Их теперь несет Ручей… Расступитесь берега -

Их ждала к себе Река.

Капли в речке закружились, вмиг с другими подружились.

Капельки с волнами спорят, ждут, когда увидят море,

Где в се длится спор царей кто главней и кто нужней.

Вновь от солнца легче стали, полетели облаками…

Посейдон: Интересно, это что ж  воду ты везде найдешь?

В роднике, в снегу, во льдах, в море, речке, облаках?

Нептун: А еще я покажу и тебе брат докажу,

Что вода везде нужна, речка быстрая важна.

Вот тебе такая сказка в ней дана будет подсказка

Море высохнет без рек, морю страшен человек.

Сказка «Встреча с Аралом»

Летели два ветра на юг. Долго они летели над песками и скалами, устали:

- Дедушка, - попросил Молодой Ветерок, - давай отдохнем,  устал я, пить хочу!

- Подожди, - говорил Дедушка Ветер, - сейчас будет молодое малосоленое море. Там и попьешь и покупаешься, и порезвишься, и сил наберешь.

Летят они дальше, а моря все нет и нет. Уже и города Аральск и Муйнак пролетели.

 - Не узнаю я что-то этих мест, внучок, и моря не вижу. Море-то было знаменитое, две могучих реки Амударья и Сырдарья его образовали и несли в него воды с высот Пальмира. Сколько воды испарялось, столько в него пребывало. В море было тысячи больших и малых островов, на берегах жили рыбаки, работали заводы, строили порты и пристани.  Ох, не вижу я, внучок, этого моря… Неужели, совсем старый я стал.

Пролетели Дед и Внук еще 50 км и увидели сначала кладбище кораблей, а потом вдалеке показалось и само море. Грустное оно стало, не радостное.

- Море Аральское! Что случилось с тобой? Почему ты не веселое стоишь, не радуешь нас своей свежестью и чистотой? - спросил Дедушка Ветер.

Отвечало ему море:

- Чему радоваться? Погубили меня люди, которым я дарило чистые воды, красоту морскую, рыбу свежею, когда они стали выращивать хлопок и рис, им понадобилось больше воды. Тогда человек стал забирать воду из рек Амударьи и Сырдарьи с помощью каналов. Испаряется она с полей, а ко мне в Аральское море не попадает. Вот и стало у меня воды втрое меньше, и вода стала вдвое солонее, чем раньше. Рыба в такой воде не смогла жить и погибла, рыболовство прекратилось. Желание человека больше получить хлопка и риса обернулось для меня бедой. Высыхаю я, тяжко мне. С обнажившегося дна морского поднимает ветер с песком миллионы тонн соли, которая потом в виде осадок выпадает на землю.

- Да, не сладко тебе, Аральское море, - пожалел его Дедушка Ветер. - Вот ведь как бывает: хотел человек как лучше, да не посоветовался с природой, нарушил ее равновесие, и вот что из этого получилось.

Нечем не могли помочь Аральскому морю Дедушка Ветер и Внучок Ветерок и полетели они дальше.

Вот как бывает, брат Посейдон,

Если говоришь о воде в раздельности.

Да, я начинаю понимать, что силы не только в море.

Вода нужна в любом виде пусть это родничок,

Ручеек, речка, озеро.

Молодцы ребята, вразумили меня,

а что вы еще интересного знаете о воде?

Есть у воды одно очень важное свойство: она может легко растворять в себе многие вещества. Сейчас мы вам покажем, как можно использовать это свойство. Оказавшись в непредвиденной ситуации, представьте себе, что во время туристического похода вся соль случайно рассыпалась и перемешалась с песком. Какой выход существует в этой ситуации?

  1. Рассыпанную соль надо собрать вместе с песком в посуду, залить водой и перемешать.
  2. Соль хорошо растворяется в воде, песок оседает на дно.
  3. Процедить раствор через тряпочку (чистый носовой платок, марлю, бинт), чтобы избавится плавающего мусора и песка.
  4. Затем раствор довести до кипения и выпарить. Когда вся вода испарится на дне посуды останется соль.

Известно, что вода - самое распространенное неорганическое соединение на земле. Вода - основа всех жизненных процессов, источник кислорода в главном движущем процессе на земле - фотосинтезе. Растения на 90%, а животные на 75% состоят из воды. Потери живыми организмами 10-20% воды приводит к их гибели. Из запасов воды только 2,5% приходится на пресные воды, большая часть которых - 70% сосредоточена во льдах полярных зон и ледников. Практическое значение для человека имеют пресные воды рек. И именно эти ресурсы подвергаются в настоящее время интенсивному антропогенному истощению: из-за непрерывного увеличения водозабора для растущих аппетитов промышленности, сельского хозяйства и увеличения бытового потребления, а так же из-за загрязнения вод. Основные потребители воды - промышленность и сельское хозяйство. Объем потребляемой воды на коммунально-бытовые нужды составляет от 3 до 700 л в день на каждого человека. Из расчетов за 5-6 последних десятилетий и перспективных расчетов следует, что при хранении темпов прироста населения и объемов производства человечество может исчерпать весь запас пресных вод к 2100 году.

Наглядная демонстрация распределения воды на земле:

Вода в 3-х литровой банке - это вся вода на Земле.

Нальем в пробирку №1 90 мл воды - это вся пресная вода на Земле.

Из пробирки №1 отливаем 6,75 мл в пробирку №2 - это количество воды в ледяных шапках и ледниках.

Вода, оставшаяся в пробирке №1, - та вода, которая может быть использована для нужд (подземные воды, вода открытых пресных водоемов и атмосферная вода).

Делаем вывод (дети говорят свои результаты), пресной воды, которую мы используем для своих нужд на земле очень мало и ее надо беречь и сохранять. А как по вашему надо беречь и сохранять воду? (ответы детей).

Большую опасность представляют загрязнения вод радиоактивными веществами. Воды подвергаются также термическому загрязнению. Сейчас мы с вами посмотрим сказку.  Сказка «Нефтяная рыбка»

Автор: Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Пошел старик на рыбалку, забросил он невод в море, пришел невод…

Старик: (удивляясь перечисляет  содержимое «улова») … с тиной морскою, ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором.

Автор: (грозно) Он второй раз забросил невод. Пришел невод…

Старик: (печально) с рваным башмаком  и изношенной лысой шиной.

Автор: с надеждой в третий раз бросил он невод. Пришел невод…

Старик: (радостно) с одной рыбкой. Да не простою, а золотою.

Автор: заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.

Рыбка: (жалобно) не отпускай меня, старче в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистой водою - отслужу тебе любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться золотою…

Нептун: ребята, вы затронули очень важный вопрос о чистоте наших водоемов. Чистой воды становится на земле все меньше и меньше. Недостаток ее ощущается уже во многих странах. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды, одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор и хлам,  не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, растения - все погибнет в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний.

Часто люди оставляют включенные краны с водопроводной водой, из них вытекает  большое количество воды. Воду надо беречь!

Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду - значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Посейдон: Да, как время идет и все изменяется, страшно сейчас пользоваться химикатами они вредят не только воде, а если вода «заболеет» и нам с вами придет конец.

Нептун: давайте же беречь воду в реке, в ручье, в океане и в водопроводном кране.

В природе путешествует вода, она не исчезает НИКОГДА:

То в снег превратится, то в лед, растает и снова в поход.

По горным вершинам, широким равнинам,

Вдруг в небо взовьется, дождями прольется,

Нас окружает везде и всегда, это волшебница, чудо-Вода!

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить: без нее нам НЕ ПРОЖИТЬ!

Живая ниточка связала нас навек:

Скала, морская звездочка и человек

Живут на свете как одна семья.

Не обойтись земле без муравья,

Воде  без рыбы, лесу без зверей,

А человеку без природы всей.

И ты за эту ниточку держись,

Чтоб не кончалась у природы жизнь.

Нептун: пришла пора, друзья, проститься,

Поговорили о водице.

И разобрались, что она,

Нужна везде, во всем, всегда.

Посейдон: Я с братом спорить перестал,

От вас о многом я узнал:

О каплях, о ручьях, о реках,

И об ошибках человека.

Друзья, мы с вами, берегите

Моря и реки на Земле,

Всем, кто в беде вы помогите,

Чтоб не исчезла жизнь во мгле.

Нептун: пусть на Земле не умираю реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода.

Пусть никогда не зарастает тиной,

Тот берег, на котором я стою…

Храните, люди, речку светлую мою…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Вода – чудесный дар природы»

Классный час посвящен проблеме сохранения воды....

Классный час о влиянии неблагоприятных факторов на состояние воды

Классный час проводился в 8 классе с целью ознакомления учащихся с информацией о вреде нецензурных слов....

Классный час "Вода - источник жизни"

Классный час в 3 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»Методическая разработка экологической игры...

Презентация к классному часу "Удивительная вода"

Презентация к классному часу "Удивительная вода"...

Классный час "Вода для жизни"

Материал направлен на усвоение установки  рационального использования воды;  активизирует навыки самостоятельной работы учащихся  по сбору нужной информации и развивает навыки взаимодей...