Урок химии "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе.
Тема: Кислоты
Тип урока: изучения и первичное закрепление нового материала.
Цели:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся представление о кислотах;
- Познакомить учащихся с составом и номенклатурой кислот, характеристикой отдельных представителей;
- Сформировать умения работы с химическим оборудованием
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес учащихся на уроках химии;
- Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки практической деятельности;
- Развивать устную речь через овладение химическими понятиями и терминами.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность за результаты своей деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран. слайдовая презентация в программе Power Point;
HCl-соляная кислота, H2SO4 -серная кислота (в растворе и концентрированная), лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная палочка, лучинка, термометр, аскорбиновая кислота (на столах учащихся); карточка №1, карточка №2, карточка №3, инструкция «Техника безопасности при работе с кислотами», таблица «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды», «Ромашка»;
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас необычный урок и эпиграфом урока будут слова: (Слайд № 1)
« Химия - чудо, Химия - класс!
Мы любим химию, Химия любит нас!»
Но прежде всего необходимо проверить, все ли готовы к уроку, и проверить ваш багаж знаний.
II. Актуализация знаний учащихся.
1.Что называется оксидами?
2. Что называется основаниями?
На доске химические вещества: Na2O, Ca(OH)2, P2O5, HCl, BaO, H2SO4, KOH, H3PO4. Выделить оксиды, основания, назвать. Все, что осталось - это вещества, которые принадлежат к еще к одному классу неорганических соединений и называются кислотами. Это тема нашего урока.
III. Новая тема
( кислоты (Слайд№2))
Учитель перечисляет цели урока (Слайд№3)
-Сообщение о кислотах.(Слайд№ 4-7)
«Первая кислота, с которой познакомился человек, была уксусная, она получилась из вина».
Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус.
– В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус! Это грубейшее нарушение ПТБ. Но сегодня сделаем исключение: перед вами лежит таблетка аскорбиновой кислоты, ее можно попробовать. (Таблетка аскорбиновой кислоты лежит на салфетке перед каждым учащимся). Кроме того, вспомните вкус клюквы, щавеля, уксуса.
Учащиеся записывают вывод в тетрадь: «Все кислоты кислые на вкус».
-Я предлагаю вам достать карточки с формулами кислот. Прочитать.
Карточка №1
-Что общего во всех этих кислотах? (ответ: на первом месте у всех кислот атом водорода)
-А все, что после водорода это кислотный остаток. Подчеркните и назовите кислотный остаток.
-Дайте определение: « Что такое кислота?»
Учащиеся записывают определение: (Слайд №8) «Кислота – сложное вещество, молекула которой состоит из атомов водорода и кислотного остатка».
-Чем различаются кислоты. По каким признакам можно разделить? (Слайд №9)
(дети выкладывают карточки №2 : одноосновные, двухосновные, трехосновные, кислородсодержащие, бескислородные). Заполняют. Д\З выучить
Проверить (слайд № 11, 12)
Карточка № 2
Кислородосодержащие
- По формуле кислоты можно определить и заряд кислотного остатка. Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и равен числу атомов водорода в кислоте. (Слайд № 13)
- Cl -
- NO3-
- SO4 2-
- PO4 3-
(Учащиеся определяют заряд кислотного остатка (карточка №1)
Демонстрация обугливания лучины серной кислотой.
Демонстрация смешивания серной кислоты с водой.
-Сформулируйте правила ТБ при работе с кислотами.
Предлагается инструкция, читают.
Инструкция «Правила техники безопасности при работе
с кислотами».
(Инструкция раздается на каждый стол).
При работе с кислотами необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
- Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
- Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
- Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
- При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать серную кислоту, добавляя ее в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо, руки, попасть в глаза.
Запомни! Сначала – вода,
Потом – кислота
Иначе случится беда!
- Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Учащиеся записывают в тетради: «Сначала вода, потом кислота – иначе случится беда». (Слайд №14)
Практическая работа
-Повторив правила ТБ, можно приступить к практической работе.
-Однажды английский химик Роберт Бойль(Слайд №15) , изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у П. Глаувера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. (Слайд №16). Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.
После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». (Слайд № 17,18,19). Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.
Химический эксперимент. (Слайд № 20)
Учащиеся выполняют задание по карточке №3.
Карточка №3
Инструкция по проведению практической работы
Опыт №1.
В три пробирки налейте:
серную кислоту- H2SO4 (I вариант)
соляную кислоту- HCl (II вариант)
В первую пробирку добавьте лакмус, во вторую – метиловый оранжевый, в третью – фенолфталеин. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Название индикатора | лакмус | метиловый оранжевый | фенолфталеин |
Серная кислота- H2SO4 |
Вывод:
Опыт №2
В первой пробирке - вода. Во вторую налейте соляную кислоту- HCl . В третью – серную кислоту - H2SO4. В каждую пробирку налейте метиловый оранжевый. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Индикатор | Вода | HCl | H2SO4 |
Метиловый оранжевый |
Вывод:
Выполняют. Делают выводы. Заполняют карточку. Проверить (слайд №21, №22).
-Отличаются ли свойства серной, соляной кислот от кислот, которые содержатся в продуктах. Демонстрация (лимон +индикаторы),
уксусная кислота+ индикатор метиловый оранжевый (у доски демонстрирует ученик)
IV. Закрепление.
Дать характеристику серной кислоты по плану:
- Формула
- Наличие кислорода
- Основность
- Заряд иона
IV. Подведение итога
Что узнали нового?
V. Рефлексия.
Если это относится к вам – поднимите руку (слайд №23 )
Химия - чудо, Химия - класс! Мы любим химию, Химия любит нас.
VI. Итог урока.
Комплименты-«Ромашка» ( Прикреплена «Ромашка» на доске. Учащиеся по желанию подходят, выбирают «лепесток» и читают.
- Ты так же активно принимаешь новые знания, как атомы неметаллов принимают электроны
- Ты был(а) также активен(а), как натрий в воде
- Ты активно делился полученными знаниями, как атомы металлов -электронами
- Твои ответы были так же нужны, как кислород в процессе горения
- Твои ответы были разными, как сложные вещества, и разноцветными, как неметаллы
- Ты был(а) похож(а) на яркую химическую реакцию
Учитель: «Вы все похожи на изотопы- с разным массовым числом знаний, но одинаково большим и положительным зарядом возможностей. Спасибо за урок!» (слайд № 24).
Карточка №3
Инструкция по проведению практической работы
Опыт №1.
В три пробирки налейте:
серную кислоту- H2SO4
В первую пробирку добавьте лакмус, во вторую – метиловый оранжевый, в третью – фенолфталеин. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Название индикатора | лакмус | метиловый оранжевый | фенолфталеин |
Серная кислота- H2SO4 |
Вывод:
Опыт №2
В первой пробирке - вода. Во вторую налейте соляную кислоту- HCl . В третью – серную кислоту - H2SO4. В каждую пробирку налейте метиловый оранжевый. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Индикатор | Вода | HCl | H2SO4 |
Метиловый оранжевый |
Карточка №3
Инструкция по проведению практической работы
Опыт №1.
В три пробирки налейте соляную кислоту- HCl.
В первую пробирку добавьте лакмус, во вторую – метиловый оранжевый, в третью – фенолфталеин. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Название индикатора | лакмус | метиловый оранжевый | фенолфталеин |
Серная кислота- H2SO4 |
Вывод:
Опыт №2
В первой пробирке - вода. Во вторую налейте соляную кислоту- HCl . В третью – серную кислоту - H2SO4. В каждую пробирку налейте метиловый оранжевый. Что наблюдаете? Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Индикатор | Вода | HCl | H2SO4 |
Метиловый оранжевый |
Вывод:
Самостоятельная работа Дать характеристику серной кислоты по плану:
| Самостоятельная работа Дать характеристику азотной кислоты по плану:
|
Самостоятельная работа Дать характеристику соляной кислоты по плану:
| Самостоятельная работа Дать характеристику фосфорной кислоты по плану:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...