Рабочая программа по химии 10 класс. О.С.Габриелян
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Попова Вера Николаевна

Рабочая программа на 1 час в неделю. О.С.Габриелян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl._1_chas.docx61.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

Статус документа

Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования  по химии (базовый уровень), а так же  Программы курса химии для   8-11  классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).  Автор О.С. Габриелян.  (Габриелян О.С.. Программы курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 5-е издание.,.- М.: Дрофа, , 2008. -78, [2]с.)

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся

Место предмета в базисном учебном плане

Программа  рассчитана на 35 час в X  классе, из расчета - 1 учебный час в неделю, из них: для проведения контрольных - 2 часа, практических работ – 2  часов, лабораторных опытов - 15.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным  распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучении тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В Рабочей программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения м веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии весь материал структурирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

Этот курс развивает линию обучения химии,  начатую в основной школе, и построен по концентрическому принципу.

Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и типы химических реакций. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.

Заключительная тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные  опыты, практические работы.

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста или в виде обычной контрольной работы

Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и те соответствует авторской программе. Темы уроков совпадают с названием параграфа учебника. Все демонстрации, лабораторные опыты и практические работы взяты из авторской программы. Однако сочла нужным взять 2 часа из темы «Биологически активные органические соединения» и  добавить их на изучение темы «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники». Считаю, что на изучение этой темы часов недостаточно, так как ученики достаточно тяжело усваивают этот материал.

 

10 КЛАСС
  (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)
 
(1 ч в неделю на протяжении учебного года  )

 
   Введение (1) 
  Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.


 
Тема 1
  Теория строения органических соединений
(2ч) 
  Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

   Тема 2
  Углеводороды и их природные источники
(8 ч)
   Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
  А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
  А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
  А л к а д и е н ы  и  к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
  А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
  Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
  Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
 
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
 
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

   

 Тема 3
  Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
 
(12ч) 
   Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
  С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
  Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
  К а м е н н ы й  у г о л ь.  Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
  А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
  К а р б о н о в ы е  к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
  С л о ж н ы е  э ф и р ы  и  ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
  У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
  Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
  Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза
 полисахарид.
 
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
 
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

 

    Тема 4
  Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
(6 ч) 
  А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
  А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
  Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
  Генетическая связь между классами органических соединений.
  Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
 
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол  этилен этиленгликоль  этиленгликолят меди (II); этанол этаналь  этановая кислота.
 
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
 
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

   Тема 5

   Биологически активные органические соединения (2 ч)

   Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
  В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
  Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

   Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
 
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

   Тема 6
  Искусственные и синтетические полимеры
(3 ч)
   И с к у с с т в е н н ы е  п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
  С и н т е т и ч е с к и е  п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
 
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений.- 4-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2008/

Учебно-методические пособия: журнал «Химия в школе»

Таблица 1

Распределение учебного времени освоения  

основного содержания (35 часа) Примерной программы

по разделам обучения (10 кл.)

Наименование

разделов

Всего

часов

Из них

Основное

содержание

35

Теоретическое

изучение

Практи-ческие

Лабора-торные

Конт-рольные

Самостоятель-ная работа

1

Введение

1

1

-

-

-

2.

 Теория строения органических соединений

2

2

-

-

3.

 Углеводороды их природные источники

8

7

-

5

1

4.

 Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

12

11

-

8

1

5.

 Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

6

5

1

1

6.

 Биологически активные вещества

2

2

7.

Искусственные и синтетические полимеры

3

2

1

1

Всего

35

30

2

15

2


Календарно – тематическое планирование

уроков химии в X классе    (базовый уровень)

Номер

урока

Дата

проведения

Тема урока

Основное содержание урока

Химический эксперимент

(Д. – демонстрационный,

Л. – лабораторный,

Пр. – практическая работа)

Задание

на дом

по учебнику

      Введение (3 ч)

1.

4.09

Предмет органической химии. Органические вещества.

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических веществ в сравнении с неорганическими веществами. Значение и роль органической химии  в системе естественных наук и в жизни общества.

Д. 1. Коллекции органических веществ, материалов и изделий из них.

Портрет Й.Я.Берцелиуса.

ЛО. 1. Определение элементного состава органических соединений.

§ 1, упр. 1 – 4(устно); 5,6 (письм.), с. 13

2.

11.09

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Предпосылки создания теории строения органических соединений. Основные положения теории строения органических соединений.

Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

Д. 1. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2 и  С6Н6; н-бутана и изобутана. 

     2. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром.

Портреты Ф.А.Кекуле, А.М.Бутлерова.

ЛО. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов.

§ 2, упр. 1,3 –

6 (устно);

2 (письм.), с.22

3.

18.09

Строение атома углерода.

Валентные состояния атома углерода.

Электронное облако и орбиталь, их формы.

Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная полярная связь и ее разновидности.

Валентность, степень окисления. Гибридизация. Валентные состояния атома углерода.

Д. 1. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, H2O, CH4, С2Н4, С2Н2.

     2. Модель отталкивания гибридных орбиталей с помощью воздушных шаров.

§ 2, конспект, упр. 8,10 (письм.), с.22

4 – 13

Тема 1. Углеводороды и их природные источники (10 ч)

4.

25.09

Природный газ. Алканы.

Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Природный газ, его состав и практическое использование.

Строение, гомологический ряд, физические и химические свойства алканов. Получение в промышленности и лаборатории. Применение алканов.

Д. 1. Шаростержневые и объемные модели молекул алканов.

     2. Получение СН4 взаимодействием СН3СООNa и NaOH.

     3. Горение СН4.

     4. Взрыв смеси СН4 с воздухом

§ 3, упр. 1 –

6 (устно);

7, 8 (письм.), с.32

5.

2.10

Алкены. Этилен.

Строение, гомологический ряд, физические и химические свойства алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Получение в промышленности и лаборатории. Применение алкенов.

Д. 1. Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов.

     2. Получение этена из этанола.

     3. Горение этилена.

     4. Обесцвечивание этиленом бромной воды и р-ра KMnO4.

§ 4, упр. 1,3 (устно);

2,4 (письм.), с.41

6.

9.10

Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены».

Упражнения в составлении химических формул изомеров и гомологов веществ классов алканов и алкенов.

Упражнения в составлении реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами углеводородов и их производных.

Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.

Решение экспериментальных задач.

Д. 1. Распознавание образцов алканов и алкенов.

     2. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения углеводородов.

Повт. § 1 – 4, упр. 12 с. 33, упр. 7 с. 41.

7.

16.10

Алкадиены. Каучуки. Резина.

Состав, строение, изомерия, номенклатура, получение диенов. Химические свойства.

Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева.

Д. 1. Коллекция «Каучук и резина».

     2. Шаростержневые и объемные модели молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей.

     3. Обесцвечивание бромной воды и р-ра KMnO4.

§ 5, упр. 2 – 4 (письм.), с.46

8.

23.10

Алкины. Ацетилен.

Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура. Получение. Физические и химические свойства алкинов. Применение алкинов.

Д. 1. Получение С2Н2 из СаС2, ознакомление с его физическими свойствами.

     2. Обесцвечивание ацетиленом бромной воды и р-ра KMnO4.

     3. Горение ацетилена.

ЛО. 2. Изготовление моделей молекул алкинов и их изомеров.

ЛО. 3. Получение и свойства ацетилена.

§ 6, упр. 1 – 3 (письм.), с.51

9.

30.10

Арены. Бензол.

Строение молекулы бензола и его гомологов. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства, способы получения аренов. Применение бензола и его гомологов.

Д. 1. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов.

     2. Разделение смеси «бензол–вода» с помощью делительной воронки.

     3. Растворение в бензоле различных органических и неорганических (серы) веществ.

§ 7, упр. 1, 4а  (письм.), с.55

10.

13.11

Генетическая связь между классами углеводородов.

Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов.

Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовой доле и продуктам сгорания.

Повт. § 5 – 7, упр. 4б с. 51, упр. 4б с. 55 (письм.).

11.

20.11

Нефть и способы ее переработки.

Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг.  

Д. 1. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

     2. Образование нефтяной пленки на поверхности воды.

     3. Каталитический крекинг парафина.

ЛО. 4. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

ЛО. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

§ 8, упр. 1 –

5 (устно);

6, 7 (письм.), с.62

12.

27.11

Обобщение знаний по теме «Углеводороды». Подготовка к контрольной работе.

Упражнения по составлению уравнений реакций с участием углеводородов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов.

Составление формул и названий углеводородов, их гомологов, изомеров.

Решение расчетных задач на определение формул углеводородов по продуктам сгорания.

Выполнение тестовых заданий.

ЛО. 1. Распознавание органических веществ изученных классов.

       2. Определение качественного состава парафина.

       3. Получение ацетилена и его взаимодействие с бромной водой и раствором KMnO4.

Повт. § 1 – 8, упр. 8 с. 42, упр. 11 с. 52 (письм.).

13.

4.12

Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники»

Контроль и учет знаний по теме «Углеводороды и их природные источники»

14 – 25

Тема 2. Кислородсодержащие органические соединения и

их природные источники (12ч)

14.

11.12

Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты.

Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов. Физические и химические свойства спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Важнейшие представители спиртов.

Физиологическое действие метанола и этанола.

Д. 1. Шаростержневые и объемные модели молекул спиртов.

     2. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием

ЛО. 6.  Свойства этилового спирта.

ЛО. 7.  Свойства глицерина:

  1. Растворение в воде.
  2. Взаимодействие с Cu(OH)2.

§ 9, упр. 1 –

11 (устно);

12, 13а (письм.), с.74

15.

18.12

Каменный уголь. Фенол.

Каменный уголь и продукты его переработки.

Коксохимическое производство.

Строение. Физические и химические свойства.

Взаимное влияние атомов и групп атомов в молекулах органических веществ.

Качественная реакция на фенол.

Применение фенола.

Реакции поликонденсации. Фенолформальдегидная смола.

Д. 1. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре.

     2. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

     3. Реакция фенола с FeCl3.

     4. Взаимодействие раствора фенола с щелочью.

     5. Взаимодействие фенола с бромной водой.

     6. Распознавание водных растворов фенола и глицерина.

§ 10, упр. 1 – 4 (устно);

5, 13б, 14 (письм.), с.79

16.

25.12

Генетическая связь между классами углеводородов, спиртами и фенолами.

Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов, спиртов и фенолов.

Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовой доле и продуктам сгорания.

Повт. § 9, 10, упр. 6 с. 79 (письм.).

17.

15.01

Альдегиды и кетоны.

Классификация, номенклатура и изомерия альдегидов и кетонов. Химические свойства. Качественные реакции на альдегиды.

Способы получения и применение альдегидов и кетонов.

Д. 1. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов.

ЛО. 8.  Свойства формальдегида:

  1. Реакция «серебряного зеркала».
  2. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).

§ 11, упр. 1 – 5 (устно); упр. 6 (письм.).

18.

22.01

Карбоновые кислоты.

Строение, классификация, номенклатура карбоновых кислот.

Физические и химические свойства.

Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот.

Влияние углеводородного радикала на силу карбоновых кислот.

Реакция этерификации, условия ее проведения.

Д. 1. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот.

     2. Возгонка бензойной кислоты.

     3. Отношение различных карбоновых кислот к воде.

ЛО. 9.  Свойства уксусной кислоты, сходные со свойствами неорганических кислот.

§ 12, упр. 1 –

5 (устно); 6 (письм.).

19.

29.01

Обобщение и систематизация знаний о карбонил- и карбоксилсодержащим соединениям.

Упражнения по составлению уравнений реакций с участием карбонил- и карбоксилсодержащих соединений; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами органических веществ.

Составление формул и названий органических веществ, их гомологов, изомеров.

Выполнение тестовых заданий.

ЛО.10.  Распознавание органических веществ изученных классов.

Повт. § 9 – 12, упр. 8, 9 с. 91-92 (письм.).

20.

5.02

Сложные эфиры.

Строение сложных эфиров. Изомерия, номенклатура. Обратимость реакции этерификации, гидролиз ложных эфиров.

Д. 1. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот.

ЛО.11.  Ознакомление с образцами сложных эфиров.

§ 13, с. 92-93,  упр. 1 –

3 (устно); 11 (письм.).

21.

12.02

Жиры. Мыла.

Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Жиры в природе. Биологическая функция жиров.

Д. 1. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водным растворам брома и KMnO4.

ЛО. 12.  Свойства жиров:

  1. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
  2. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора KMnO4.

ЛО. 13.  Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.

§ 13 до конца,  упр. 4 –

10 (устно); 12 (письм.).

22.

19.02

Углеводы. Моносахариды.

Этимология названия класса. Классификация углеводов. Строение молекулы глюкозы, физические и химические свойства. Фруктоза как изомер глюкозы. Нахождение в природе. Биологическая роль. Применение.

Д. 1. Образцы углеводов и изделий из них.

     2. Реакция «серебряного зеркала».

ЛО. 14.  Свойства глюкозы:

  1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания;
  2. при нагревании.

§ 14, упр. 1 –

8 (устно); 9а, 10 (письм.).

23.

26.02

Дисахариды и полисахариды.

Важнейшие представители. Физические и химические свойства. Гидролиз. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах.

Д. 1. Физические свойства целлюлозы и крахмала.

     2. Набухание целлюлозы и крахмала в воде.

     3. Знакомство с коллекцией волокон.

ЛО. 15.  Свойства крахмала.

Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, клетчатке, бумаге, клейстере, йогурте, маргарине.

§ 15, упр. 1 –

6 (устно); 7 (письм.).

24.

5.03

Генетическая связь между различными классами органических соединений.

Составление формул и названий основных классов органических соединений.

Запись уравнений реакций, характеризующих химические свойства и  способы получения отдельных представителей

25.

12.03

Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения  и их природные источники»

Контроль и учет знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»

26 – 34

Тема 3. Азотсодержащие органические соединения и

их природные источники (8ч)

26.

19.03

Амины. Анилин.

Строение. Классификация. Изомерия. Номенклатура. Получение. Физические и химические свойства аминов.

§ 16, упр. 1 –

4 (устно); 5, 8 (письм.).

27.

2.04

Аминокислоты.

Состав. Строение. Номенклатура. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. незаменимые аминокислоты. Пептидная связь. Поучение аминокислот и их использование.

§ 17 с. 122-127, упр. 1 –

5 (устно); 10 (письм.).

28.

9.04

Белки.

Структура. Химические свойства. Качественные реакции. Качественное определение серы в белках. Биологические функции белков. Белки как компонент пищи.

Д. 1. Ксантопротеиновая реакция.

ЛО. 16.  свойства белков:

  1. Биуретовая реакция.
  2. Качественное определение серы в белках.

§ 17 с. 127-133, упр. 6 –

8 (устно); 9 (письм.).

29.

16.04

Нуклеиновые кислоты.

ДНК и РНК – важнейшие природные полимеры. Строение ДНК и РНК, нуклеотидов. Виды РНК и их функции. Биотехнология. Генная инженерия.

§ 18, упр. 1 –

5 (устно); 6 (письм.).

30.

23.04

Практическая работа № 1. «Идентификация органических соединений».

Пр.р. № 1, с.180

31.

30.04

Ферменты. Витамины.

Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Значение ферментов для жизнедеятельности живых организмов.

Применение ферментов в промышленности.

Понятие о витаминах. Нормы потребления витаминов. Понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах.

§ 19, упр. 1 –

6 (устно),

§ 20 с. 148-152.

32.

7.05

Гормоны. Лекарственные средства.

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов.

Профилактика сахарного диабета.

Лекарственная химия. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

§ 20 с. 153-160, упр. 1 –

11 (устно).

33.

14.05

Искусственные и синтетические полимеры.

Понятие о пластмассах и волокнах.

Ацетатное и вискозное волокна: способ получения и применение. Классификация полимеров по структуре и способу получения.

ЛО. 17.  Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков.  

§ 21, 22

34.

21.05

Практическая работа № 2. «Распознавание пластмасс и волокон».

Пр.р. № 2, с.181

35.

28.05

резервное время

Выполнение программного материала по полугодиям и за год.

I полугодие , 16 недель

1.09.–  30.12.

Практических работ -      -

Контрольных работ –      1

Лабораторных опытов – 7

II полугодие  , 19 недель

12.01.11 - 31.05.

Практических работ -      2

Контрольных работ –      1

Лабораторных -опытов – 8

Год, 34 недели

Практических работ - 2

Контрольных работ      – 2

Лабораторных опытов – 15


Цели

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

           освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

           овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

           развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

           воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

           применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:  использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов.   Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение  учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
  • важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
  • уметь
  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
  • характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от  различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической  информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических  превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным  оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных

источников.

Следовать правилам:

  • Пользования химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, нагревательными приборами).
  • Работы с концентрированными кислотами и их растворами, щелочами и негашеной известью, водородом, метаном (природным газом), бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями, в соответствии с инструкциями по выполнению химических опытов.
  • Нагревания, отстаивания, фильтрования и выпаривания.
  • Получения и собирания кислорода, водорода, оксида углерода (IV).
  • Оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Учебно-методический комплект

Используемый учебник:  О. С. Габриелян

Учебник для общеобразовательных учреждений. ХИМИЯ 10 класс М.: Дрофа, 2008

Программно-методическое О. С. Габриелян, А. В. Якушова. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методические рекомендации

О. С. Габриелян, П. Н. Березкин.

Контрольные и проверочные работы по химии 10 класс. - М.: Дрофа, 2006  

О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов.

Химия 10 класс: настольная книга учителя.  

 А. М. Радецкий.    Дидактический материал по химии для 10 класса. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

         Дополнительная литература для учителя

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.- 304с.

Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  10-11 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2005. – 79 с.

         Дополнительная литература для учащихся

Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2006. – 324 с.

ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений).

             MULTIMEDIA – поддержка предмета

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.

CD  «Органическая химия»  Слайд-лекции, авт. Ширшина Н. В. (электронные пособия для учителей и учащихся 10-11 классов) Волгоград: Учитель, 2007 

Учебно-методический комплект:

Наименование учебника

Дополнительная учебная

литература для учащихся

Методическая

 литература для учителя

О. С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин

Учебник для общеобразовательных учреждений. ХИМИЯ.
10 класс, профильный уровень

М.: Дрофа, 2008

О. С. Габриелян, И. Г. Остро-
умов.
Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2003.

О. С. Габриелян, А. В. Якушова. Химия. 10 класс. Базовый уровень, рабочая тетрадь к учебнику

О. С. Габриелян, А. В. Якушова. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методические рекомендации

О. С. Габриелян, П. Н. Березкин.

Контрольные и проверочные работы по химии 10 класс. - М.: Дрофа, 2006  

О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов.

Химия 10 класс: настольная книга учителя.  

 А. М. Радецкий.    Дидактический материал по химии для 10 класса. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

CD  «Органическая химия»  Слайд-лекции, авт. Ширшина Н. В. (электронные пособия для учителей и учащихся 10-11 классов) Волгоград: Учитель, 2007

Нормативные документы

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы 

В 2011 - 2012 учебном году организацию обучения химии рекомендуется осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами федерального и регионального уровня:

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
  2.  Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.  
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
  7. Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  8. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
  9. Примерные программы по предметам, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами (Сборник нормативно-правовых документов. Химия /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004);
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2012 - 2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

рабочая программа по химии 8-9кл ос габриелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия» 8-9 класс за курс основной общей школы на период 2013 – 2014 учебный год  ...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Рабочая программа по химии УМК О.С. Габриелян 8 класс ФГОС

Рабочая программа по химии по химии О.С. Габриелян 8 класс ФГОС...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...