Методика использования тематических тестов на уроках химии
статья по химии на тему

Журавлева Татьяна Анатольевна

Данная статья адресована учителям химии, но может быть полезна и учителям других предметов. Она содержит методические рекомендации к использованию тематических тестов для закрепления материала, обобщения знаний и контроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_k_ispolzovaniyu_testov.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования тематических тестов на уроках химии

для закрепления материала, обобщения и контроля

В последние годы, в связи с проведением итоговой аттестации выпускников основной и средней школы в форме ГИА и ЕГЭ, интерес учителей химии к тестовым заданиям значительно возрос. Многие преподаватели используют их в своей работе для того, чтобы подготовить учеников и проверить уровень их знаний.

Эта статья адресована учителям химии. Опираясь на большой опыт работы с тематическими тестовыми заданиями на своих уроках, автор постарается дать основные методические рекомендации и советы по их использованию.

Целесообразно начать использовать тестовые задания уже на начальном этапе изучения химии. Если тематические тесты будут сопровождать образовательный процесс ученика все годы изучения предмета, этот вид упражнений может стать для него своего рода тренингом, позволяющим закрепить и упрочить знания.  

Используя тестовые задания на уроках химии следует придерживаться одного из главных принципов обучения, принципа последовательного перехода от простого к сложному, а также учитывать один из главных принципов запоминания – принцип повторения материала, когда некоторые вопросы в том или ином виде повторяются в последующих тестах.  Следует также развивать у учащихся умение работать по аналогии.

Тестовые задания можно использовать при закреплении изученного материала, контроле знаний, а также при обобщении информации.

Разнообразие форм и методов использования тестовых заданий для закрепления материала очень велико. Это может быть фронтальная работа с использованием мультимедийного проектора, когда каждый вопрос теста показан на экране. Это может быть работа с раздаточным материалом, имеющимся на парте или у каждого ученика. Один из учеников читает вслух задание, далее ученикам предлагается найти правильный ответ из перечня. Работа по закреплению может строиться по-другому. Ученикам, работающим индивидуально, в парах или в небольших группах предлагается выполнить несколько заданий теста с последующим коллективным обсуждением. Ученику очень важно не только установить правильный ответ, но также дать пояснение к нему, объяснить, почему был выбран именно этот вариант ответа. В качестве пояснения может быть использованы определение, формула, расчет, уравнение химической реакции, рассуждение, рисунок и т.п. Именно эта работа способствует  оптимальному закреплению материала, формированию осознанного подхода к работе.

Контроль с помощью тестовых заданий можно осуществлять также несколькими способами. Это может быть устный фронтальный опрос подобный тому, какой мы использовали для закрепления материала. Только в этом случае учитель вызывает учеников по своему усмотрению. Это может быть письменная работа. Письменные тестовые работы желательно разделить на два вида: промежуточные и итоговые. При изучении каждой темы можно предложить группе или всем учащимся  промежуточные, короткие тесты с малым количеством (2-4) вопросов. Это, как правило, равноценные по уровню сложности варианты тестов. Каждую тему можно завершить итоговым тестом, содержащим большее число вопросов. Варианты итоговых тестовых работ следует подбирать с различным уровнем сложности и составлять с учетом способностей учащихся. Выполнение письменной тестовой работы может сопровождаться или не сопровождаться пояснениями. Это зависит от многих причин: изучаемой темы, уровня подготовленности учеников, времени, отводимого на изучение предмета. Например, если изучается электролитическая диссоциация веществ, то вероятно было бы целесообразно предложить учащимся в качестве пояснения написать уравнения химических реакций в свете теории электролитической диссоциации. Для большей объективности контроля знаний каждый короткий промежуточный тест следует предлагать в 4-6 вариантах, а итоговые тесты – в 10 вариантах.

Обобщение с помощью тестовых заданий можно проводить в конце изучения больших тем, в 11 классе при повторении материала, изученного в предыдущие годы, а также при подготовке к экзаменам.

Грамотный и методически выверенный подход к использованию тестовых заданий на уроках химии может серьезно помочь учителю и его ученикам в образовательном процессе, сделать его более интересным, разнообразным и легким.

Учитель химии Татьяна Анатольевна Журавлева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики Шаталова В.Ф. на уроках химии

презентация рассказывает о методике В.Ф.Шаталова для обучения детей....

Методика использования мультимедиа технологий на уроках химии.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемы...

Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...

Методика применения игровых технологий на уроках химии

Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...

Методика применения интерактивной доски на уроке химии в 8 классе в теме « Кислоты»

Вашему вниманию представлена методика применения интерактивной доски на уроках химии 8 класс  в рамках темы «Кислоты».  Папка содержит введение, конспект урока, заключение, а такжеь сопровож...

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...

Методика использования тематических кроссвордов на уроках английского языка

В статье описаны методы работы с тематическими кроссвордами на разных этапах обучения лексике...