Методика применения интерактивной доски на уроке химии в 8 классе в теме « Кислоты»
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Мисакян Гаянэ Александровна

Вашему вниманию представлена методика применения интерактивной доски на уроках химии 8 класс  в рамках темы «Кислоты».  Папка содержит введение, конспект урока, заключение, а такжеь сопровождающие материалы:

  • презентацию к уроку;
  • задания для интерактивной доски;
  • инструктивную карту к лабораторной рабое;
  • задание для закрепления пройденного;
  • приложение

Урок предполагает использование видео - фрагментов, иллюстрирующих свойства кислот ( в приложении отсутствуют). Задания 1 и 2  выполнены для интерактивной доски HITACHI.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №13

Методика применения интерактивной доски на уроке химии в 8 классе в теме « Кислоты»

Выполнил: учитель химии Мисакян Гаянэ Александровна

Введение

Какие требования предъявляются к выпускникам современной школы? Взгляды педагогов разных стран мира весьма близки. Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться  быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века[1].

Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. [2] Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека, а именно:

Информационной: -  умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

Коммуникативной: - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;

Самоорганизации: - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;

Самообразования: - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность [3]

Использование    компьютерных технологий в работе учителя позволит достичь целей образования современной молодёжи [4].

Тема моей работы: « Методика применения интерактивной доски на уроке химии в 8 классе в теме « Кислоты»»

 Цель работы – изучить методику применения интерактивной доски на уроках химии в рамках темы « Кислоты» и оценить полученный результат.

Задачи:

  • Ознакомиться с техническими характеристиками и возможностями интерактивной доски StarBoard;
  • Овладеть приемами работы с интерактивной доской StarBoard;
  • Создать наглядный материала к уроку по теме « Кислоты» 8 класс с помощью программного обеспечения, прилагающегося к интерактивной доске;
  • Оценить преимущества применения интерактивной доски StarBoard на уроке, сопоставив полученные результаты.


Урок химии по теме « Кислоты»

8 класс

(урок объяснения нового материала с поэтапным закреплением)

Цель урока: Познакомить учащихся с классом неорганических веществ- кислотами.

Задачи:

  • Сформировать понятие о кислотах;
  • Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот;
  • Познакомить учащихся с важнейшими неорганическими кислотами.

Ход урока

На этапе введения в тему целесообразно применить компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point, чтобы представить  большой объём информации в короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде [7].

Мы начнем урок с загадки ( Слайд 1), что позволит нам сразу завладеть вниманием ребят и отгадывая которую учащиеся вплотную подойдут к теме урока и его задачам ( Слайд 2, 3). Затем во фронтальной беседе можно обсудить, что такое кислоты , какие из них нам знакомы и что мы знаем о них.

Далее знакомим учащихся с еще неизвестными им кислотами- серной и соляной. Здесь  важную роль играет эксперимент. Конечно, учащиеся с огромным желанием проделали бы его самостоятельно, но ввиду недостаточности практических навыков, а также с целью экономии времени лучше провести демонстрационный опыт. Встроенные же в презентацию фрагменты видео - опытов сделают материал более доступным для восприятия. Или же программа интерактивной доски (далее ИД) позволит без труда отыскать заранее подготовленные видеофрагменты (значок «Список» на панели ИД).

После просмотра опытов возвращаемся к презентации, где ребята самостоятельно обобщают полученную информацию, заполняя таблицу сравнительных свойств серной и соляной кислот с помощью маркера ИД (Слайд5).Также обговариваем правила техники безопасности при обращении с кислотами (Слайд 6)  и закрепляем визуально с записью в тетрадь. Рассуждаем: если кислоты так опасны, то важно уметь их распознавать. Переходим к понятию «Индикаторы» и знакомимся со стандартными - лакмусом, метилоранжем, фенолфталеином, их окраской в кислой среде. Эту часть урока можно провести в виде лабораторной работы. Она небольшая и не займет много времени. При этом развиваем и закрепляем практические навыки, правила обращения с кислотами, умение обобщать и делать выводы, преодолеваем страх при обращении с опасными веществами.  Через значок «Список» на панели ИД обращаемся к документу- инструктивная карта к лабораторной работе «Изменение цветов индикаторов в кислой среде». Она поможет нам избежать долгих объяснений, настроит учеников на самостоятельную работу.

 После обсуждения результатов возвращаемся к презентации знакомим учащихся с формулами других кислот, их названиями.( Слаид 7). Предлагаем поиграть в «Запоминайку» и соревнуемся парно или командами. Для этого обращаемся к заметкам в программе ИД (значок «Список» на панели ИД и далее- «Заметки», задание 1), работаем с заданием 1«Номенклатура кислот». Ребята расставляют названия согласно формулам. Даже когда задание выполнено, оно также полезно нам, поскольку выполняет роль плаката.

 Сравнивая формулы кислот, выводим определение: кислоты- это...(Слайд8) и переходим к их классификации ...( Слайд 9).Закрепляем классификацию выполняя задание 2  «Классификация кислот» (значок«Список» на панели ИД и далее- «Заметки», задание 2).

 В заключение предлагаем ребятам выполнить задание 3(значок «Список» на панели ИД и далее- « Документ Word», задание 1). Оно поможет еще раз повторить понятия классов неорганических веществ- оксидов, оснований, пройденных ранее и кислот, их номенклатуру.

В качестве домашнего задания,  кроме изученного параграфа, можно предложить ребятам сделать коротенькую презентацию по истории создания индикаторов. Таким образом можно собрать банк творческих работ учащихся, лучшие из  которых впоследствии можно использовать на уроках.

Заключение

Таким образом, применение на уроке ИД и компьютера позволило разнообразить урок, насытить его визуальными, наглядными средствами обучения, ввести элементы соревнования и игры, освободить время для самостоятельных опытов учащихся, эффективно провести поэтапное закрепление изученного материалами, повторить пройденное. Последующее тестирование выявило что качество усвоения материала  повысилось на 6 %, обученность – на 2%  по сравнению с традиционным уроком (Приложение 1)        В заключение хочу добавить, что работаю с интерактивной доской StarBoard уже год, используя поурочное планирование О.С.Габриэляна, а также полученные самостоятельно навыки обращения с интерактивной доской. За этот год заметно повысилось  качество обученности (Приложение2), возрос интерес учащихся к проектной деятельности и ее результативность: некоторые учащиеся, активно занимавшиеся проектной деятельностью, проходили итоговую аттестацию в форме реферата, а также представляли свои работы на конференциях различных уровней. Кириллов А. в 2009 году стал победителем Всероссийской научно – практической конференции в МСХА им. Тимирязева и был зачислен  на льготных условиях.         

Я с уверенностью могу сказать, что организация работы на уроке с применением ИД помогает решить такие проблемы, как повышение мотивации изучения химии,  позволяет шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками, сопровождать учебный материал динамическими рисунками, моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести, воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивами, проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся. Дает возможность осуществлять индивидуальную траекторию  обучения учащихся, возможность их роста и развития [5].

Несмотря на это в своей работе я  испытывала ряд определенных трудностей различного характера, которые преодолела в  результате работы над данным проектом:

  • Изучила технологию работы доски, ее особенности, технику безопасности  при ее эксплуатации;
  • Ознакомилась с программным обеспечением для работы с доской;
  • Овладела приемами работы с интерактивной доской StarBoard;
  • Самостоятельно подготовила наглядный материал к уроку по теме

«Кислоты» 8 класс с помощью программного обеспечения, прилагающегося к интерактивной доске.

Теперь я умею не только эффективно  и правильно использовать готовые поурочные материалы для ИД, но и могу создавать свои,  создавать банки информации по уроку и предмету. Возможно, мой опыт поможет коллегам увидеть в ИД не проблему ее освоения, а средство для того, чтобы превратить урок увлекательный творческий процесс, как для ученика, так и для учителя. Пусть даже в отдельно взятой теме.

Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под редакцией Е.С.Полат, М., Академия, 2000.
  2. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. М., Флинта, 1999.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  4. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч, 2005, № 6
  5. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие, М., 2004.
  6. Васильева П.Д., Кузнецова  Н.Е. Обучение химии. СПб, 2003.
  7. Платонова Т.И.Об использовании электронных презентаций. //Химия в         Школе, 2007, №9

Инструктивная карта к лабораторной работе

« Изменение цветов индикаторов в кислотах»

Ход работы:

Вариант 1

Поместите в три чистых пробирки по 2 мл каждой кислоты и добавьте в  2-3 капли метилоранжа.

Вариант 2

Поместите в три чистых пробирки по 2 мл каждой кислоты и добавьте в  2-3 капли лакмуса.

Вариант 3

Поместите в три чистых пробирки по 2 мл каждой кислоты и добавьте в  2-3 капли фенолфталеина.

Обсудите полученные результаты и заштрихуйте ячейки таблицы в соответствующие цвета.

Индикатор

Цвет индикатора

Серная кислота

Соляная кислота

Уксусная кислота

метилоранж

лакмус

фенолфталеин

Задание №3

Распределите вещества по соответствующим столбцам и назовите их

NaOH , HCI , AlCL3, HNO2 , Ca(OH)2  , KOH , CuOH,

 FeCL3 , NaNO2, Zn(OH)2, K2SO4 , H3PO4,CaCO3,Na2SiO3

HNO3 CuO Cu(OH)2  , H2SO3 , AIPO4 , Na2SO3, AI2O3 ,

 FeO , Fe2O3 , Na2O,  AI(NO3)3, H2SO4 ,H2SiO3 , CaO

 FeCI2, H2CO3 .

Оксиды

Основания

Кислоты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Применение интерактивной доски на уроке биологии в 8 классе при изучении темы: «Типы нервной деятельности»

Здесь представлен материал, который можно использовать на интерактивной доске при изучении темы Типы нервной деятельности...

Интерактивные тесты к уроку химии 9 класса по теме "Азот и его соединения"

Интерактивные тесты к уроку химии «Азот и его соединения»Данный ресурс представляет собой интерактивный тест, который содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных....

Материалы для интерактивной доски для урока в 5 классе на тему "Задачи на проценты"

Материалы для интерактивной доски для урока математики (авторы учебника: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович) в 5 классе на тему "Задачи на проценты" в соответствии с ФГОС, используется системно-деятельностны...

Заготовка для интерактивной доски к уроку в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач"

Данная заготовка предназначена для использования на уроке интерактивной доски TRUMPH BOARD. Исользуется на этапе повторения, устного счета, самопроверке,физкультминутке. Также содержит  ребус, со...

Методика применения интерактивной доски на уроках геометрии

Разработка содержит:статью по методике применения интерактивной доски на уроках геометрии,флипчарт с упражнениями по теме "Признаки равенства треугольников",презентацию с теми же упражнениями,таблицы ...

План урока химия 8 класс по теме: "Кислоты"

В данном материане предствлена технологическая карта урока по химии 8 класса по теме: "Кислоты". Я пользовалась программной О. С. Габриеляна ФГОС. На данном уроке происходит знакомство обуча...

Мастер-класс "Интерактивная доска. Формы и способы применения интерактивной доски на уроках"

Цели:Познакомить с основными возможностями использования интерактивной доски на уроках;Дать представление о преимуществах, которые дает использование интерактивной доски на уроках...