Внеклассное мероприятие для 8 класса. Игра "Посвящение в химики"
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

Мишакина Наталья Рашидовна

Внеклассное мероприятие для 8 класса по химии - игра "Посвящение в химики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра по химии «Посвящение в химики»

Проводится среди учащихся 8 класса во 2-ом полугодии.

Действующие лица:

Королева Химического королевства - Ее Величество Амальгама III

Придворный Магистр химических наук Бертоллет (учащийся-старшеклассник, который будет исполнять роль ведущего и проводить «волшебные опыты»).

Члены Ученого совета (жюри) - учителя-предметники.

Хранитель времени и истины - ученик, который будет наблюдать за соблюдением командами правил игры и временных ограничений.

При символическом обозначении ролей у Королевы на голове будет корона, у Магистра - магистерская шапочка, перед членами ученого совета могут просто находиться соответствующие таблички, а у Хранителя - секундомер в руках.

Оборудование:

презентация

Тексты заданий

  1. Задания кроссворда - на отдельных листах - по количеству команд-участников.
  2. Незаполненные сетки кроссвордов - на отдельных листах -по количеству команд.
  3. Призы участникам.
  4. Реактивы и оборудование для проведения опытов: магний, этанол, концентрированная соляная кислота, раствор аммиака (лучше концентрированный), концентрированная серная кислота, перманганат калия кристаллический, дихромат калия кристаллический; вата, две чашки, стеклянная палочка, обмотанная тканью, спички, щипцы.

Ход игры

(Звучат фанфары. Входит Магистр.)

Магистр. Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших восьмиклассников нашего города и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?». Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удалось ни одному человеку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнем! Ее Величество королева Амальгама III - блестящая правительница химический страны. Всем встать!

(Входит королева, садится.)

Королева: Добрый день, мои верные подданные. Здравствуйте, Магистр. Сегодня для нашего государства знаменательный день. Мы будем рады присвоить звание химика самым достойным из собравшихся восьмиклассников. Только для этого вам нужно будет пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить чудеса смекалки, смелости и блеск ума, чтобы заслужить в честном поединке право стать гражданином моей великолепной страны? Обещаете ли вы бороться честно, без обмана? Вас, уважаемые советники, я попрошу стать непредвзятыми судьями и оценивать команды справедливо.

Магистр. А что, если на некоторые вопросы даже члены ученого совета не смогут дать ответ?

Королева. Тогда нам придется обратиться к хранителю времени и истины.

(Хранитель встает, кланяется. У него в руках - большая книга и большие часы.)

Магистр. Значит, мы можем начинать?

Королева. Начинайте! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами. Пусть они представятся нам. Это и будет их первым заданием.

Магистр. Итак, первый конкурс - представление команд.

(Идет первый конкурс, члены жюри выставляют оценки (по пятибалльной шкале), объявляют результаты.

2. Ответьте на вопрос.

Королева. Итак, с командами мы познакомились. Однако мы не можем разрешить стать гражданами нашей страны людям, не знающим ее истории.

Магистр. Ваше Величество, вы абсолютно правы.

Уважаемые участники турнира! Сначала я попрошу выйти из каждой команды по одному человеку для проведения жеребьевки.(проводят жеребьевку)

Магистр: Начинаем первый тур. В нем командам необходимо ответить на вопросы, на обдумывание дается 1 мин.За каждый правильный ответ – 2 балла. Если команда не дает ответа, то его может дать другая команда.

Вопросы:

 1) Какое вещество и почему стало причиной гибели одной из арктических экспедиций? (Олово, так как им были запаяны емкости с горючим. При температуре ниже —14°С белое олово, обладающее физическими свойствами металлов, переходит в другую аллотропную модификацию, представляющую собой порошок. Это явление называют «оловянной чумой».)

  1. Эта женщина - единственная за всю историю - была дважды удостоена Нобелевской премии. Кто эта женщина и за что ей вручена одна из премий? (Мария Склодовская-Кюри; одной из премий была награждена за выделение в чистом виде элемента радия и открытие явления радиоактивности.)

  1. Назвать этого человека только ученым-химиком невозможно. Его перу принадлежала знаменитая ода, восхваляющая Екатерину И, этот человек основал первый на Руси завод по производству цветной мозаики. Сформулировав свой знаменитый закон сохранения и превращения энергии, он внес неоценимый вклад в развитие всех естественных наук. Назовите имя этого человека. Автором какого учения, лежащего в основе современной химии, он является? (М. В. Ломоносов; атомно-молекулярное учение.)

  1. Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ложек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовления столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Что это за металл? (Алюминий.)

После конкурса члены ученого совета подводят итоги, оглашают результаты.

Королева. Да, теперь я спокойна. Эти люди знают историю моего государства. Может

быть, когда-нибудь их имена будут занесены в летопись страны. Ну а как у них обстоят дела с разгадыванием химических загадок? Хватит ли им знаний и смекалки узнать вещества и элементы по описанию их свойств?

3. Конкурс Загадок

Магистр. Я думаю, Ваше Величество, это можно проверить.

Сейчас каждая команда будет разгадывать загадки.  Кто быстрее отгадает. За правильный ответ команде начисляется 2 балла, Начинаем.

1.        Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух.

(Кислород.)

2.        Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый Очень поджигать любил!

(Магний.)

3.        Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный.

(Алюминий.)

4.        Меня любит человек!
Мною назван целый век!

      Я блестяща и рыжа, Очень в сплавах хороша!

(Медь.)

.        Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я - отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа.

(Вода.)

  1. То красный он, то белый,

То черным станет вдруг,

То ядовитый, вредный,

А то наш лучший друг.

А вот собака мчится.

О, ужас! Не смотри!

Во тьме она светится,

В глазах её огни. О каком элементе идет речь?

(Фосфор.)

7.        Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает.

(Хлор.)

8.        Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.

(Водород.)

Королева. Благодарю Вас, магистр. Я убедилась, что эти ученики знают жителей моей страны хорошо. И со смекалкой у них все в порядке. А теперь я хочу предложить им свое задание - королевский кроссворд. В нем 10 слов. На отгадывание дается 5 минут. За каждое угаданное слово - 1 балл. Команда, первая отгадавшая весь кроссворд, получает дополнительное очко. Магистр, раздайте задание. Время пошло!

4. Кроссворд.

(Магистр раздает карточки с заданиями.)    

По горизонтали.

  1. Один из признаков протекания реакции.
  2. Сложное вещество, молекула которого образована ионами металла и кислотного остатка.
  3. Раствор этого вещества изменяет цвет индикатора лакмуса с фиолетового на красный.

8. Мельчайшая химически неделимая частица вещества. а      

9. Электроны в атоме этого элемента распределяются по уровням так: 2ē 1ē

10. Вещество, изменяющее свой цвет в растворах кислот и щелочей.

По вертикали.

1.Частица вещества, образованная атомами, соединенными между собой при помощи химической связи.

  1. Бинарное соединение, в состав которого входит кислород в степени окисления -2.
  2. Раствор этого вещества изменяет цвет индикатора фенолфталеина с бесцветного на малиновый.
  1. Элемент третьего периода, 1-й группы, главной подгруппы.

После того как команды сдают в Ученый совет карточки с отгаданными кроссвордами жюри.

Королева: Господин магистр, наши участники немного устали, развлеките их занимательными опытами.

Магистр вызывает к себе желающих и проводит опыты. (Несгораемый платок, превращение «воды» в молоко, Кровь Христа.)

Итоги по кроссвордам – от жюри.

Королева. А сейчас я попрошу капитанов показать свою смекалку.

  1. Конкурс капитанов

Магистр: Капитанам задаются вопросы, кто из низ ответит на большее количество. Если не знаете, говорите «дальше». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Для капитанов (по 7 вопросов, по принципу «дальше, дальше…»)

  1. То из чего состоят физические тела (вещество)
  2. Число, стоящее справа после знака химического элемента в формуле. (индекс)
  3. Мельчайшая, химически неделимая частица (Атом)
  4. Соль кремниевой кислоты. (силикат)
  5. Явление, при котором данное вещество не превращается в другое (физическое)
  6. Где в человеческом организме накапливается мышьяк?(в волосах)
  7. Как называется смесь двух объемов водорода и одного объёма кислорода? (гремучая смесь)

  1. Способ разделения соли и воды (выпаривание)
  2. Определенный вид атомов (химический элемент)
  3. Название солей соляной кислоты (хлориды)
  4. Объёмная доля какого газа в воздухе максимальна? (азота)
  5. Какой химический элемент дал название государству? (Серебро – Аргентум - Аргентина)
  6. Из них состоят молекулы (Атомы)
  7. Явление, при котором одно вещество превращается в другое (химическое)

Королева: Хорошие у вас капитаны. А теперь команды проявите смекалку, отгадайте шарады. Чья команда окажется быстрее и сообразительнее?

Магистр:   ШАРАДЫ:кто быстрее. Правильно угадали 1 балл.

  1. В первом русском алфавите

Ты найдешь мой первый слог,

А второй – это предлог.

Вместе будет элемент –

Кто найдет меня в момент?  (Аз-от)

  1. Какой химический элемент, если прибавить к его названию  одну букву, прератится в полупроводник? (Иод - диод)
  2. Мой первый слог найдете в сере,

А два других есть в нашем теле,

А в целом я в кольце, в серёжках,

Цепочках, вилках, даже в ложках. (Се-ребро)

  1. Первый слог – из зоопарка,

Два других – игра с азартом.

И если вместе тыих взял,

То получится металл.

Это знают даже дети –

Он пластичней всех на свете. (Зо-лото)

Магистр. Ну как, Ваше Величество, Вы довольны результатами состязания?

Королева. Да, Магистр. Мне кажется, что мы имеем дело с людьми, достойными стать гражданами нашего государства. Я попрошу Совет подвести итоги соревнования команд и назвать нам победителя. А пока они совещаются, будьте добры, уважаемый Магистр, продемонстрируйте нам некоторые из Ваших чудес.

Магистр. С удовольствием, Ваше Величество. Попрошу ассистентов вынести мне поднос!

(Звучит музыка. Ассистенты выносят оборудование.) Магистр (медленно колдуя):

Часто говорят, друзья, Что нет дыма без огня. Поражу сейчас вас я: Вот он дым, но нет огня! (В фарфоровой чашке находится вата, смоченная раствором аммиака. К вате Магистр подносит «волшебную палочку» - стеклянную палочку, обмотанную тканью, кончик которой пропитан концентрированной соляной кислотой.)

Волшебство нас окружает, Удивляет, поражает. Палочкой волшебной тронь -Зажигается огонь! Обойдусь без спичек я В получении огня! Раз! (Опускает палочку в концентрированную серную кислоту.)

Два! (Смоченную палочку опускает в кристаллический перманганат

калия.)

Три! (Быстро прижимает палочку к пропитанной медицинским (96%-ным) спиртом вате.)

Огонь, гори!

А теперь вы все замрите!

На вулкан скорей смотрите!

(Поджигает верхушку высыпанного горкой дихромата калия. Для того чтобы лучше загорелся дихромат, на верхушку «вулкана» можно капнуть несколько капель спирта.)

Подводятся итоги конкурса.

Королева. Итак, вы доказали нам, что действительно достойны носить почетное звание граждан химической страны.

(Звучат фанфары.)

Магистр. Командам приготовиться к произнесению клятвы химиков.

Ученики встают. Магистр зачитывает клятву, все хором повторяют: «Клянемся!».

Текст клятвы.

Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянемся!

Клянемся всегда помнить, что атомно-молекулярное учение сформулировал Михаил Васильевич Ломоносов, а периодический закон - Дмитрий Иванович Менделеев. Клянемся!

Клянемся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянемся!

Выливая ведро воды в стакан кислоты, помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Клянемся!

Во время контрольной работы и сдачи экзамена пользоваться шпаргалками только собственного изготовления. Клянемся!

Самостоятельно писать доклады и рефераты, а не «скачивать» их из Интернета. Клянемся!

Если я нарушу эту клятву, то пусть мои товарищи заставят меня выпить стакан чая с ложкой фенолфталеина. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Королева. Я поздравляю вас. Теперь вы по праву можете именовать себя химиками. Я желаю вам, чтобы жизнь в Химической стране не была для вас слишком сложной и запутанной. Мне будет очень приятно встречаться с вами впредь на уроках химии.

Вручает подарки.

А сейчас - до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" для 8 класса...

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" проводиться с целью привлечения учащихся к изучению химии....

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики. Чемпионат НХЛ"

Данное мероприятие целесообразно проводить с учащимися 8 класса с целью развития познавательного интереса учащихся к предмету химии.  В ходе мероприятия проводится обобщение, закрепление, система...

Внеклассное мероприятие по химии игра "Юные химики" для учащихся 3 класса

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"

Данное мероприятие позволяет сформировать у учащихся общеучебные навыки и умения по химии, в форме игры, тем самым еще больше заинтересовать учащихся к изучению предмета...

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"

Тема мероприятия: «Гарри Поттер ». Перед началом мероприятия тщательно подготовлена экспериментальная часть. Участники – команды «Гриффиндор» и «Слизерин». Жюри состоит из профессоров Дамбалдора и Мак...

Внеклассное мероприятие "М.В.Ломоносов - великий химик"

К К 300-летию со дня рождения великого русского ученого М.В. Ломоносова посвящается... Внеклассное мероприятие проводится в кабинете химии приурочено к 300-летию со дня рождения великого русского уч...