Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Леднева Дарья Николаевна

Тема мероприятия: «Гарри Поттер ». Перед началом мероприятия тщательно подготовлена экспериментальная часть. Участники – команды «Гриффиндор» и «Слизерин». Жюри состоит из профессоров Дамбалдора и Макгонагал. Мероприятие включает 5 конкурсов. Между конкурсами проводятся красочные опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posvyashchenie_v_khimiki.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Дружба

Внеклассное мероприятие по химии
в 8 классе
«Посвящение в химики»

подготовила

учитель химии Леднева Д.Н.

п. Дружба 2012

Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 классов. Готовит и проводит мероприятие 9 класс. Тематика мероприятия – «Гарри Поттер ».Перед началом внеклассного мероприятия   тщательно подготовлена экспериментальная часть. Число участников – 2 команды «Гриффиндор» и  «Слизерин». Судит жюри, которое состоит из профессоров Дамбалдора и Макгонагал.  

Мероприятие  включает 5 конкурсов: 1 конкурс – «Задание распределительной шляпы», 2 конкурс – «Задание Северуса Снегга», 3 конкурс – «Поймай снитч», 4 конкурс – «Крестики нолики», 5 конкурс – «Финальное задание».

Между конкурсами проводится игра красочные опыты.

Между 4 и 5 конкурсами проводится игра со зрителями  

«Химические ребусы».

Цель мероприятия: показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем. 

Задачи:

1. Образовательные:

-  закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;

-  отрабатывать умения наблюдать, анализировать, проводить химический эксперимент, соблюдать технику безопасности.

Развивающие задачи:

- развитие памяти, внимания;

- развитие образного мышления;

 - развитие творческого воображения;

 - развитие восприятия;

 - повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

- воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

- самореализация личности подростка  через внеклассную деятельность.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Оборудование и реактивы для опыта «Письмо Букли»: спиртовой  раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия   Na2CO3, лист ватмана, пульверизатор.

Оборудование и реактивы для опыта «Кровавая рана»:нож, раствор роданида аммония((NH4)CNS), раствор хлорида железа (III) FeCl3, вата.

Оборудование и реактивы для опыта «Карта Химгвордса»: раствор конц. серной кислоты, лист ватмана, спички, сухое горючее.

Оборудование и реактивы для опыта «Вулкан»: дихромат аммония((NH4)2Cr2O7), спички, предметный столик.

Оборудование и реактивы для опыта «Змей Василиск»: таблетка глюконата кальция, спички, держатель, сухое горючее.

Оборудование и реактивы для «Задание Северуса Снегга»:  поднос, фарфоровая чаша, шпатель, колба, штатив, химический стакан, пипетка, воронка, спиртовка.

Оборудование и реактивы для «Философский камень»: кристаллизатор, вода, кусок натрия, фенолфталеин

Ход мероприятия

На сцене появляются профессор Дамбалдор, Макгонагал, а также Гарри, Рон и Гермиона.

Дамбалдор: Здравствуйте уважаемые гости, члены жюри и, конечно же,  вы – первокурсники. Я рад приветствовать вас в  Химгвордсе – школе волшебства и чародейства. Различия в наших традициях и наших языках несущественны, если у нас общие цели, а наши сердца открыты навстречу друг другу.  В стенах нашей школы вы познаете ранее неведомое, научитесь собственными руками творить волшебство и готовить заклинания.(слайд 2)

Макгонагал:   Вскоре мы приступим  к торжественному  празднику в  ознаменование  начала нового  учебного года и посвящения наших первокурсников в волшебники. Каждая ваша  победа здесь,  в Химгвортсе, будет приносить очки вашему факультету; за каждую провинность очки будут вычитаться. По итогам факультет, набравший наибольшее количество очков, удостаивается высокой  чести − кубка школы. Я надеюсь, что  все вы дадите вашим факультетам основание  вами гордиться. Я буду направлять вас на истинный путь, а Гарри, Гермиона и Рон – ваши наставники и помощники в этом нелегком пути. Итак, с вашего позволения я открываю праздничный вечер. (слайд 3)

На сцене появились Гарри, Гермиона и Рон.

Гермиона: Гарри, я слышала вчера в холе школы разговор профессоров, и они обеспокоены. Говорят, что ТЕМНЫЙ ЛОРД вновь объявился.

Рон: Но как? Разве он не умер много лет назад.

Гермиона: Да, но теперь его дух парит по школе, мечтая вновь возродиться. Поэтому профессоры взволнованы. Они знают, что ТОТ, ЧЬЕ ИМЯ НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ ищет что-то, что поможет ему обрести кровь и плоть.

Гарри:  Мы должны помешать ему.

Рон: Да, Гарри, ты прав, но как мы это сделаем? Ведь неизвестно, что конкретно надо искать.

Гермиона: Я слышала, что распределительная шляпа знает многое. Давайте у нее выясним.

Рон: Но она общается только с первокурсниками.

Гарри:  Ребята, помогите нам. Выясните у шляпы, что ищет ТАЙНЫЙ ЛОРД.

На сцене появляется ученица в шляпе, которая, прочитав стихотворение, раздает задание командам.(слайд 4, 5)

Но по виду не судите, 
   Шляпы нет умней меня 
   Хоть полмира обойдите. 
   Круглобоки котелки, 
   А цилиндры высоки, 
   Зато мне при сортировке 
   Нету равных по сноровке. 
   Для меня нет в мире тайны, 
   Ничего не утаить, 
   Как наденешь - так узнаешь, 
   Где тебя должны учить. 
   Может, в "Гриффиндор" дорога, 
   По ней храбрые идут, 
   Им и доблесть, и отвага 
   В веках славу создают, 
   Или, может, в "Слизерине", 
   Вы отыщете друзей, 
   Они хитростью поныне 
   К цели движутся своей. 
   Так наденьте меня и не бойтесь! 
   Вы в надежных руках, успокойтесь, 
   (Хотя рук-то и нет у меня), 
   Зато думать умею я!

Вам необходимо вытащить задание и разгадать его. Для отгадки поможет ПСХЭ Д.И. Менделеева.

  1. Команда. Ответы(слайд 6)

9

49

3

8

16

50

15

14

19

77

53

Ф

И

Л

О

С

О

Ф

С

К

И

Й

  1. Команда

29

13

12

63

28

К

А

М

Е

Н

Ь

О

Н

И

Щ

Е

Т

ОН ИЩЕТ ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

Гарри:  Ну что вам удалось узнать, что хочет заполучить ТЕМНЫЙ ЛОРД?

Гермиона: Гарри, ребята отгадали, что ЛОРДУ нужен философский камень.

Гарри:  И единственный выход ему помешать – первыми его найти.

Рон: Смотри, Гарри, Букля нам что-то принесла. Только здесь нет ни слов, ни меток, как же мы его прочтем?(слайд 7).

Гермиона: Мне нужно волшебное зелье, которое может проявлять текст. Но, чтобы его приготовить, необходимо отвлечь Снегга.

На сцене появляется профессор Снегг, а Гарри, Гермиона и Рон удаляются.

Снегг: А, это вы тут, бездельники. Не видели Поттера с дружками, они сегодня не соизволили посетить мое занятие. Ну что ж, тогда вам придется за них отдуваться. Я постараюсь научить вас, как околдовать разум и обмануть чувства. Я расскажу вам, как разлить по бутылкам известность, как заваривать славу и даже как закупорить смерть. Но все это только при условии, что вы хоть чем-то отличаетесь от того стада болванов, которое обычно приходит на мои уроки.

2-е задание: на столах лежат стихотворение с пропущенными столами и подносы с химическим оборудованием. командам необходимо заполнить пропуски, вписав нужное химическое оборудование.(слайд 8,9)

I лоток: фарфоровая чашка, воронка, шпатель, спиртовка.

Я – …(Фарфоровая чашка),
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут.

Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через …(
Воронку),
Можно будет фильтровать.

Я – …(Шпатель), наблюдаю строго,
Чтоб веществ не брали много.
Довольно горстку зачерпнуть,
Потом водицей сполоснуть.

Фитилек мой зажигай
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня …(
Спиртовка).

 

II лоток: химический стакан, колба, пипетка, штатив.

Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам …(
Химический Стакан).

 

Химик знает об одном:

Что есть …(Колба) с круглым дном,
Также есть и непреклонная –
…(Колба), только плоскодонная.

 

Химик капает раствор
Аккуратно, очень метко.
А помощница ему –
Я – стеклянная… (
Пипетка).

 

Химикам известно многим:
Целым будет реактив
В их пробирке, ведь, как ноги, 
У пробирок есть … (
Штатив).

Подведение итогов 2 конкурса.

Снегг: Ну что я могу сказать, - ваши родители не зря отдали вас учиться. И еще – увидите Поттера – передайте, я жду его в кабинете.

На сцене появляются Рон и Гарри.

Рон: Похоже ушел.

Гарри:  Надеюсь Гермиона успела сварить зелье.

Гермиона: Да вот оно. ПРОЯВЛЯНТУС!!!(Опыт проявления: на листе ватмана рисуем конц. раствором фенолфталеиновым и высушиваем. Для проявления таких «фотографий» бумагу сбрызнем из пульверизатор, который  содержащит слабый раствор щелочи).

Гарри:  Итак, послание говорит, что мы должны искать подсказку на поле для Квиддича.

Рон: Я ничего не понимаю?

Гермиона: А что тут непонятного, через несколько минут начнется чемпионат между первокурсниками. Поймавшие снитч и дадут нам подсказку.(слайд 10)

Гарри:  Вперед, ребята! Мы в вас верим.

3 конкурс «Поймай Снитч». Командам раздаются листы с таблицами. Необходимо заполнить пропуски. ( слайд 11, 12)

Химический элемент

Заряд ядра атома

Число протонов

Число нейтронов

Общее число электронов

Число е на внешнем уровне

Mg

17

7

+6

6

Химический элемент

Заряд ядра атома

Число протонов

Число нейтронов

Общее число электронов

Число е на внешнем уровне

+13

14

16

6

К

Конкурс со зрителями, опыт «Кровавая рана».

Рон: Ребята, ребята!!! Да у нас тут раненый.

Гермиона: Спокойно. Операция без боли, правда, будет много крови.

Кто хочет быть пациентом? Можем отрезать руку или ногу. Кто не боится? Нужен больной для лечения.

Гермиона: При любой операции нужна стерилизация. Рон, подай йод.

Рон: Вот, прошу, господин доктор.

Гермиона: Йодом смажем мы обильно, чтобы все было стерильно. Не вертитесь, пациент, нож, подайте, ассистент.

Рон: Посмотрите: прямо струйкой, кровь течет, а не вода.

Гермиона: Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!

 В руку больного вкладывают СНИТЧ. Подведение итогов 3 конкурса

Гарри:  Снитч дал нам новую подсказку для поиска камня.

Гермиона:. Ну и что там?

Рон:  Ничего не пойму? Какие- то крестики, какие-то нолики?

Гермиона: О боже, Рон, да тут все просто. Нашим ребятам необходимо сыграть в эту партию и получить заветный ключ к тайной комнате. Я слышала, что именно в ней может храниться камень.

Раздается 4 задание на круглых листках со снитчем.(слайд 13) 

«Крестики-нолики»

HCl

CuO

CO2

SiO2

Na2O

NH3

CaO

MgCl2

CO

H2O

SiO2

N2O

HCl

CO

NH3

CaO

Fe2O3

CO2

 А пока оно выполняется происходит игра со зрителями.

Гермиона: А пока ребята выполняют задание, гости могут помочь заработать командам по 1 дополнительному баллу от каждого ответа. Любите ли вы ребусы?  Тогда попробуйте отгадать ребусы самого Дамболдора.(слайд 14)

Рон: А я научился приручать настоящий вулкан! Хотите, прямо здесь он вспыхнет по мановению волшебной палочки.(Опыт вулкан на столе).

Подведение итогов 4 конкурса.

Гарри: Спасибо, ребята. Этим ключом мы и откроем тайную комнату и найдем заветный камень.

Гермиона:  Гарри, но ведь ты не знаешь, где она находится?

Гарри: А, вы, видимо забыли, что у Рона есть волшебная карта, способная показывать местоположения всех тайных и секретных мест нашей школы. Опыт «Карта Химгвордса» - пишем на бумаге серной кислотой, затем нагреваем ее над пламенем – проявляется надпись: «Она здесь и крест».

Гермиона: Смотрите, карта показала, что комната здесь.

Рон: Гарри, но послушай, говорят, что там живет страшное чудовище – змей Василиск, способный одним взглядом убить человека.(слайд 15)

Гермиона: Нам нужна помощь. Ребята, помогите Гарри открыть тайную комнату и победить змея, выполнив финальное задание.

5 задание – «Финальное задание»(слайд 16, 17)

 Проводит опыт разложения глюконата кальция или песок пропитываем спиртом, засыпаем смесь соды и сахарной пудры и поджигаем. Голос змееуста из кино.

Показывает камень завернутый в фильтровальную бумагу.

Далее зловещая музыка и голос ЛОРДА ВОЛАНД ДЕ МОРТА (слайд 18)

Гарри: Нет, тебе не получить камень. Он достается лишь людям с чистым и честным сердцем, а твое такое же черное как мантия.

Бросает камень в воду(натрий бежит по воде и растворяется). Опыт «Философский камень».

На сцену выходят все: Дамбалдор, Макгонагал.

Макгонагал: Что тут у вас случилось?

Рон: Гарри победил ТЕМНОГО ЛОРДА. Правда для этого пришлось пожертвовать философским камнем.

Дамболдор: Не переживайте, философский камень невозможно уничтожить. камень – это не просто материя – это знания, к которым вы стремитесь, ежедневно посещая школу.

Макгонагал: Ну, а теперь – время подвести итоги нашего волшебного вечера, полного тайн и загадок, с которыми первокурсники отлично справились.За  самую блестящую партию в крестики-нолики,  которую Химгвардсу  довелось видеть за много лет, я награждаю … факультет … очками. За  бесстрашное применение холодной логики  меж  двумя  огнями, я  награждаю  … факультет … очками. За  неизменное присутствие  духа  и  исключительную  храбрость,  я награждаю  … факультет … очками.

Подведение итогов.

Литература:

Галичкина О.В. Занимательная химия на уроках 8 – 11 классах /сост. О.В. Галичкина О.В.  – Волгоград: Учитель, 2005 – 119с.  

Злотников Э. Г., Махова Л. В. И др. Урок окончен – занятия продолжаются.- М.: Просвещение, 1992.

Дж. К. Роулинг. Гарри Поттер и философский камень. – перевод: И. Оранский – Росмен, 2000

Дж. Роулинг. Гарри Поттер и кубок огня. –

Предметная неделя химии в школе/ Э.Б. Дмитриенко[ и др.]; под общ. ред.

К.Н. Задорожного. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251 с. – (Библиотека учителя).

http://www.igraza.ru/page-1-1-45.html

http://sera-xumuk.ucoz.ru/publ/rebusy/rebusy/rebusy_po_khimii/55-1-0-515


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" для 8 класса...

Внеклассное мероприятие для учеников 8 класса "Посвящение в химики"

В научно – познавательной форме показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем....

Внеклассное мероприятие по химии: "Посвящение в юные химики"

Внеклассное мероприятие по химии для 8 классов. Проводиться с целью повышения интереса учащихся к новому для них предмету....

Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов

Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...

«Кто хочет стать химиком?». Внеклассное мероприятие для 9 класса.

В викторине принимают участие три  команды по пять человек, которые, пользуясь приведенной ниже  схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость. Право ответа принадлежит команде, первой подн...

Внеклассное мероприятие"Посвящение в химики"

Данное мероприятие предлагаю проводить в четвертой четверти, когда пройдены темы: составление формул по валентности, классификация основных неорганических соединений, типы химических реакций....

Внеклассное мероприятие «Посвящение в юные химики».

Внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 классов. Перед началом внеклассного мероприятия  кабинет  оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно п...