Рабочие программы по химии 10 -11 классы
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Смирнова Ирина Владимировна

Данные рабочие программы можно использовать при профильной изучении химии, расчитанной на 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11klass.doc403.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

            «Средняя общеобразовательная школа № 13»

Рассмотрено на заседании МС

Протокол №

Руководитель МС

__________________

Согласовано зам.директора по УР

_________________________

Утверждено приказом директора

МБОУ «СОШ № 13»

______________________

Рабочая программа курса

Химия

для 11 класса

общеобразовательных учреждений

(профильный уровень)

УМК: Габриелян О.С.

                                                                         Составитель рабочей программы:

                                                                                 

                                                                                  учитель химии и биологии; МБОУ  СОШ № 13

                                                                                  1квалификационной категории

                                                                                                                           Смирнова Ирина Владимировна

г. Дзержинск – 2013 г

Пояснительная записка

      Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса химии для 11 класса на профильном уровне с  использованием рекомендаций: «Примерной программы среднего общего образования по химии для профильных классов общеобразовательных учреждений», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта  общего образования, (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.04)

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции, выполнять лабораторные эксперименты; производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях; применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации, сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений.
  • применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ, сознательного выбора профессии, связанной с химией.
  • воспитания убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;


Рабочая программа по химии (профильный уровень) в 11 классе рассчитана на 102ч, 3 ч. в неделю.  В ней предусмотрено проведение  контрольных и практических работ.    

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество  часов

В  том  числе

практических  работ

демонстраций

лабораторных

опытов

контрольных  работ

1.

Строение атома.

9 + [1]

1

2.

Строение вещества. Дисперсные системы.

15

12

2

1

3.

Химические реакции.

21

15

4

1

4.

Вещества и их свойства.

33

23

7

1

5.

Химический практикум.

10

10

6.

Химия и общество.

9

4

2

Повторение.

4

Итого.

102

10

54

15

4

 Учебно-методический комплекс:

Программа.

О.С Габриелян.  «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2010.

Учебник.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007

Методические пособия:
для учителя:
1. О.С Габриелян.  «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2005;
2.   О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова «Химия. Методическое пособие. Профильный уровень. 11 класс (М.: Дрофа, 2006);
3.« Настольная книга учителя.  Химия. 11класс: В 2 ч.», О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская. М.: Дрофа 2003 г.;
4. « Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. Г. Введенская. М: Дрофа 2003 г.;
5. « Химия для школьников старших классов и поступающих в Вузы» Н. Кузьменко; В. Еремин; В. Попков М: Дрофа 2003 г;
6. « Химия для школьников старших классов и поступающих в Вузы» Р. А. Лидин; Л.Л. Андреева; В. А. Молочко М: Дрофа 2001 г.;
7. « 2500 задач по химии с решениями для поступающих в Вузы» Н. Е. Кузьменко, В.В. Еремин;

8. «Репетитор по химии: Для школьников и абитуриентов» Ю. В. Холин, Л. А. Слета Харьков: Фолио, 1998;
9. «2002 задачи по химии: Для выпускников и абитуриентов» Ю. В. Холин, Л. А. Слета.     Харьков: Фолио, 200

для учащихся:
1. « Сборник задач по химии для поступающих в Вузы» Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко М: « Издательство Новая Волна» 2010 г;
2.« Задания и справочные материалы по неорганической химии для поступающих в Вузы: В 2 ч. ( сост. О. Г. Артемова, М. В. Стесякова; Волгоград: Перемена, 2001 г );

3. Лидин Г.А., Маргулис В.Б., Потапова Л.Н. Химические задачи с решениями: пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Просвещение, 2005.

4. Оржековский П.А., Богданова Н.Н., Загорский В.В.и др. Единый государственный экзамен. Химия. – М.: Просвещение, 2005.Тулина Н.И. 3. 3. 5. Химия. Практикум по общей химии. 10-11 класс. Профильное образование. – Волгоград: Учитель, 2006

        

В результате изучения химии на профильном  уровне ученик должен:
знать/понимать: 

  • важнейшие химические понятия:  вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, комплексные соединения, дисперсные системы, электролитическая диссоциация, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, тепловой эффект реакции, энтропия, энтальпия, теплота образования, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология, индукционный и мезомерный эффекты, основные типы реакций в неорганической и органической химии; 
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, постоянства
    состава вещества, периодический закон, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс;
  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований, строения органических соединении, химическую кинетику и термодинамику;
  • классификацию и номенклатуру: неорганических и органических веществ;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты. щелочи, аммиак, углеводороды, спирты. жиры, мыла, углеводы, белки, волокна;

уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; 
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения хим. равновесия, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
  • характеризовать: общие хим. свойства металлов и неметаллов, основных классов неорганических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединении,
  • объяснять: зависимость свойств неорганических  веществ от их состава и строения, природу и способы образования хим. связи, зависимость скорости реакции от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и  органических веществ;
  • проводить: расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
    - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:                                                                              
    - экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической  оценки достоверности  химической  информации, поступающей из разных источников.

Календарно-тематическое планирование

п/п,  № урока в   теме

Дата

Тема урока

Демонстрации, практические и лабораторные работы

Тип урока

Виды работ на уроке

Отрабатываемые на уроке навыки, умения

Используемый дидактический материал

Материально-техническое обеспечение

Термины

Текущее повторение

Дом.

задание

Тема 1. Строение атома (9ч) +  [1ч]

1.

Атом – сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.

урок изучения нового материала

беседа, работа с учебником, работа со схемами, выполнение упражнений

находить число протонов, нейтронов и электронов; объяснять сущность различных гипотез

таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева

нуклон, протон, нейтрон, нуклид, изотоп, ядерная реакция, дифракция, интерференция, микромир, макромир, дуализм

состав ядра (8кл.)

§ 1

2.

Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s,p,d,f). Энергетические уровни и подуровни.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа со схемами, выполнение упражнений

характеризовать состояние электронов в атоме; определять форму орбиталей и квантовые числа; считать энергетические уровни и подуровни

карточки

таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева

орбиталь, квантовое число, электрон, спин, энергетический уровень, энергетический подуровень

строение атома

§ 2

3.

Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов s-,p,

d-,f- семейства.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа со схемами

распределять электроны по энергетическим уровням и подуровням; применять принцип Паули, правило Гунда, правило Клечковского; классифицировать элементы по семействам

карточки

таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева

принцип Паули, правило Гунда, спаренные и неспаренные электроны; электронная и электронографическая формулы

энергетический уровень, написание формул

§ 3

4.

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбуждённом состояниях.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений, работа в парах

составлять графические схемы строения внешних электронных слоёв в возбуждённом и невозбуждённом состоянии; определять возможные валентности атомов химических элементов

карточки

таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева

валентность, валентные электроны; нормальное и возбуждённое состояние атома

положение элементов в ПСХЭ

§ 4

5.

Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподелённых электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

характеризовать факторы, определяющие валентные возможности атомов; сравнивать понятия «валентность» и «степень окисления»

карточки

таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева

степень окисления, свободная орбиталь, неподелённая электронная пара

валентность

зап. в тетр.

6.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактического материала, работы предшественников; съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д.И.Менделеева.

урок формирования и закрепления знаний и умений

письменный опрос, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений, работа в группах

объяснять предпосылки открытия периодического закона; анализировать материал, накопленный предшественниками Менделеева

таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева

классификация Берцелиуса, триады Деберейнера; спираль Шанкуртуа; октавы Ньюлендса

основные законы химии

с.27 - 30

7.

Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в парах

раскрывать сущность горизонтальной, вертикальной и диагональной периодической зависимости

карточки

таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева

атомная масса, период, группа, периодичность: вертикальная, горизонтальная, диагональная

предпосылки открытия периодического закона

с.32 - 35

8.

Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука-Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева, выполнение упражнений

давать современное определение химического элемента; объяснять основные понятия и закономерности химии; раскрывать физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода

карточки

таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева

изотоп, химический элемент, закономерность Мозли, порядковый номер элемента, металлические и неметаллические свойства

химический элемент, изотоп

с.36 - 38

9.

Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших.

Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева, работа в парах

раскрывать причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах

карточки

таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева

радиус атома, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность; сверхбодьшой период, металлические и неметаллические свойства

электроотрицательность

с.38 - 44

10.

Контрольная работа № 1.

«Строение атома».

урок контроля и учёта знаний

письменная работа по вариантам

умение логически мыслить, сравнивать, делать выводы

ПСХЭ Менделеева

все термины данной темы

строение атома

повт. тему

Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы (15ч)

1 (11)

Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и её классификация: по механизму образования, по электроотрицательности, по способу перекрывания электронных орбиталей, по кратности. Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная.

Л.о.1. Свойства гидроксидов элементов третьего периода.

Д.1. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей.

урок изучения нового материала

беседа, работа с учебником, работа с таблицами, выполнение упражнений, работа в парах

объяснять механизм образования связи, основные её параметры; различать ковалентную полярную и ковалентную неполярную связи, писать схемы их образования; характеризовать свойства веществ с ионной кристаллической решеткой

таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева; реактивы и оборудование для выполнения опытов; модели кристаллических решеток веществ

ковалентная полярная и неполярная связь; атомная и молекулярная кристаллические решетки; σ- и π-связи; кратность, связи: одинарные, двойные, тройные; ионная связь, катион, анион; ионная кристаллическая решетка

ковалентная и ионная связь (8кл.)

с.45 - 52

2 (12)

Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, её значение.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева,

составлять схемы образования веществ с различными типами связи; определять тип химической связи в простых и сложных веществах

карточки

таблицы, схемы

металлическая связь, атом-ион; металлическая кристаллическая решетка; ассоциация молекул, водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная

кристаллические решетки (8кл.)

с.52 – 54

3 (13)

Межмолекулярные взаимодействия.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником

объяснять межмолекулярные взаимодействия

карточки

таблицы, схемы

межмолекулярное взаимодействие

водородная связь

с.54 – 55

4 (14)

Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т.д.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева, работа в группах

раскрывать единую природу химических связей; устанавливать причинно-следственную связь закономерности: тип связи→свойства веществ

карточки

таблицы, схемы

атом, ион, молекула, делокализация, электростатическое притяжение

виды химической связи

с.55 – 57

5 (15)

Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

характеризовать свойства ковалентной химической связи

карточки

таблицы, схемы

насыщаемость, поляризуемость, напрвленность

ковалентная химическая связь

зап. в тетр.

6 (16)

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sp3-Гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза;

sp2 -гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp- гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.

Д.2. Модели молекул различной геометрии.

Д.3. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

Д.4. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии.

урок формирования и закрепления знаний и умений

письменный опрос, беседа, работа с учебником, работа с моделями молекул, работа с таблицей, выполнение упражнений

определять гибридизацию атомов углерода в соединениях; объяснять причины и раскрывать особенности гибридизации; объяснять геометрию молекул

таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева; модели молекул

геометрия молекул, гибридизация электронных орбиталей: sp3-, sp2 -, sp-

гибридизация орбиталей (10кл.)

§7

7 (17)

Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность.

Л.о.2. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров.

урок изучения нового материала

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа со схемами, выполнение упражнений

объяснять основные понятия химии высокомолекулярных соединений; характеризовать строение полимеров; раскрывать способы получения полимеров

карточки

образцы неорганических полимеров (олово, кварц, корунд) и органических полимеров (полиэтилен);

полимеры: линейные, сетчатые, неорганические; мономер, структурное звено, степень полимеризации, стереорегулярность, кристалличность, аморфность; гомополимеры, гетерополимеры

непредельные углеводороды (10кл.)

с.81 - 86

8 (18)

Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения и молекулярного строения.

Д.6. Коллекция пластмасс и волокон.

Д.7. Образцы неорганических полимеров.

Д.8. Модели молекул белков и ДНК.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в группах, оформление отчёта

на основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами, применением веществ

карточки

коллекции «Пластмассы», «Каучуки», «Волокна»; модель ДНК; образцы неорганических полимеров

природный и синтетический каучук, вулканизация, резина, эбонит,; белки, нуклеиновые кислоты

каучуки, белки, полисахариды (10кл.)

с.86 – 93

9 (19)

Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников, съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А.М.Бутлерова.

Д.5. Свойства толуола.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с дополнительными источниками информации

уметь раскрывать основы учения о химическом строении органических соединений; характеризовать предпосылки создания теории строения химических соединений

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

органическое соединение, предпосылка

основные законы химии

с.65 - 69

10(20)

Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

уметь различать по формулам изомерные вещества; объяснять взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ

карточки

таблицы, схемы; модели структурных и пространственных изомеров

структурная формула, изомерия, конформация, индуктивный и мезомерный эффект

изомерия

(10кл.)

с.69 – 76

11(21)

Основные направления развития теории  строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами, заслушивание сообщений

показывать на примерах развитие познания от явления к всё более глубокой сущности

карточки

таблицы, схемы

стереохимия, электронный эффект, правило Марковникова

теория строения органических соединений

с.76 - 80

12(22)

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д.И.Менделеева и теории строения А.М.Бутлерова в становлении, предсказании и развитии.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в группах

раскрывать идею материального единства неорганических и органических веществ

карточки

таблицы, схемы

диалектическая основа, теория, периодический закон

основные законы химии

зап. в тетр.

13(23)

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека.

урок изучения нового материала

письменный опрос, беседа, работа с учебником, работа с таблицами, выполнение упражнений

объяснять закономерности процесса растворения; уметь классифицировать дисперсные системы; раскрывать значение дисперсных систем в природе и жизни человека

таблицы, образцы дисперсных систем

дисперсная система, дисперсионная среда, дисперсная фаза, раствор, растворитель

агрегатное состояние вещества

с.94 – 96

14(24)

Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.

Д.9. Образцы различных систем с жидкой средой.

Д.10. Коагуляция.

Д.11. Синерезис.

Д.12. Эффект Тиндаля.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

использовать различные способы для выражения концентрации растворов; характеризовать дисперсные системы, выявлять их особенности

карточки

таблицы, образцы дисперсных систем; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

взвесь, коллоидная система, золь, гель,  эффект Тиндаля, коагуляция, синерезис, эмульсия, суспензия, аэрозоль, пыль, дым, туман

растворение веществ

с.97 - 102

15(25)

Контрольная работа № 2.

«Строение вещества. Дисперсные системы».

урок контроля и учёта знаний

письменная работа по вариантам

умение логически мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы

ПСХЭ Менделеева

все термины данной темы

строение вещества, дисперсные системы

повт. тему

Тема 3. Химические реакции (21ч)

1 (26)

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; её отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация.

Д.1. Превращение красного фосфора в белый, кислорода – в озон.

Д.2. Модели н-бутана и изобутана.

урок изучения нового материала

беседа, работа с учебником, работа со схемами, работа в парах

сравнивать химические и ядерные реакции; объяснять основные понятия химии

таблицы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций; модели веществ

химическая реакция, ядерная реакция, аллотропизация, изомеризация, полимеризация

физические и химические явления (8кл.)

с.103– 106

2 (27)

Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ; по изменению степеней окисления элементов; по тепловому эффекту; по фазе; по направлению.

Л.о.3. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) KMnO4.

Д.3. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола.

Д.5. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (C2H5OH, CaCO3) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание Br2 и раствора KMnO4 и др.).

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа со схемами, заполнение таблицы

приводить примеры различных типов реакций; решать задачи на тепловой эффект; характеризовать основные типы реакций

карточки

таблицы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов

реакции: соединения, разложение, замещения, обмена, ионного обмена, окислительно-восстановительные, экзо- и эндотермические, гетеро- и гомогенные, обратимые, необратимые, термохимическое уравнение, тепловой эффект реакции

степень окисления, типы химических реакций (8кл.)

с.106– 116

3 (28)

Реакции, идущие с изменением состава веществ: по использованию катализатора; по механизму; по виду энергии, инициирующей реакцию.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы

уметь классифицировать предложенные химические реакции, выявлять их особенности

карточки

таблицы; реактивы и оборудование для выполнения опытов

реакции: каталитические и некаталитические, радикальные, цепные, фотохимические, радиационные

типы химических реакций, катализаторы (8кл.)

с.116– 121

4 (29)

Особенности классификации реакций в органической химии.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы

выявлять особенности классификации реакций в органической химии

карточки

таблицы; реактивы и оборудование для выполнения опытов

реакции: присоединения, замещения, изомеризации, электрофильные, нуклеофильные

органическая химия

зап. в тетр.

5 (30)

Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в парах, выполнение упражнений

производить расчёты по термохимическим уравнениям; рассчитывать тепловой эффект химической реакции по стандартным теплотам образования

карточки

таблицы, схемы

теплота образования, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции, внутренняя энергия

эндо- и экзотермические реакции

с.122 -127

6 (31)

Понятие об энтальпии. Закон Г.И.Гесса и следствия из него.

урок изучения нового материала

письменный опрос, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

уметь применять основные законы и понятия химии

таблицы, схемы

энтальпия, закон Г.И.Гесса

основные законы химии

с.127– 129

7 (32)

Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

определять возможность протекания процессов реакции по стандартным ∆H, ∆S, ∆G

карточки

таблицы, схемы

энтропия, энергия Гиббса, стандартная молярная энтропия

энтальпия

с.129– 133

8 (33)

Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в парах, выполнение упражнений

уметь выражать математически скорость химических реакций; характеризовать элементарные и сложные реакции

карточки

таблицы, схемы

химическая кинетика, гомогенная и гетерогенная реакции, энергия активации; реакции элементарные и сложные

скорость химических реакций (8кл.)

с.134– 140

9 (34)

Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура; концентрация; катализаторы.

Д.6. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью MnO2, каталазы сырого мяса и сырого картофеля.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

объяснять влияние на скорость химической реакции температуры, концентрации, природы реагирующих веществ

карточки

таблицы, реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

природа реагирующего вещества; температура; концентрация; катализатор

скорость химических реакций

с.141-144

10(35)

Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

раскрывать влияние катализатора на скорость химической реакции

карточки

таблицы, схемы

катализатор, гомогенный и гетерогенный катализ

катализаторы (8кл.)

с.144-146

11(36)

Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Д.7. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой.

Д.8. Модель «кипящего слоя».

урок формирования и закрепления знаний и умений

письменный опрос, беседа, работа с учебником, работа в парах, заполнение таблицы

объяснять значение ферментов, сравнивать ферменты и неорганические катализаторы; раскрывать значение ингибиторов и каталитических ядов для скорости химических реакций

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций; модель «кипящего слоя»

белки, ферменты, неорганические катализаторы, ингибитор,  каталитический яд

особенности строения и свойства белков

с.147-148

12(37)

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия.

Д.4. Цепочка превращений: P → P2O5 → H3PO4; свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений, работа со схемами

объяснять основные понятия химии; решать решать задачи на химическую кинетику

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

химическое равновесие, константа равновесия, равновесные концентрации, динамичность

химическое равновесие (8кл.)

с.149-153

13(38)

Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье.

Д.9. Смещение равновесия в системе Fe3++3CNS-↔ Fe(CNS)3; омыление жиров; реакции этерификации.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

объяснять способы смещения химического равновесия, уметь применять принцип Ле Шателье

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

смещение равновесия, температура, давление, концентрация, принцип Ле Шателье

динамичность химического равновесия

с.153-155

14(39)

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами

определять электролиты и неэлектролиты; объяснять механизм диссоциации веществ с различным типом связи; характеризовать свойства ионов

карточки

таблицы, схемы

электролитическая диссоциация, электролит, неэлектролит, ион, катион, анион

электролитическая диссоциация  (8кл.)

с.157-158

15(40)

Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, её зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации.

Д.10. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления.

Д.11. Сравнение свойств 0,1Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами,  выполнение упражнений

уметь составлять и записывать полные и сокращённые ионные уравнения; определять константу диссоциации

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

степень электролитической диссоциации, константа диссоциации

электролитическая диссоциация  

с.158-161

16(41)

Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

Л.о.4. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот.

урок формирования и закрепления знаний и умений

письменный опрос, беседа, работа с учебником, работа со схемами, выполнение упражнений

характеризовать ступенчатую диссоциацию электролитов; определять произведение растворимости

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения опытов

электролит, ступенчатая диссоциация, произведение растворимости.

диссоциация кислот, оснований, солей

с.164-167

17(42)

Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов.

Л.о.5. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма человека.

Д.12. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами, выполнение упражнений

уметь определять водородный показатель, составлять уравнения ионного обмена

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов

водородный показатель, ионное произведение воды, константа диссоциации; среда: кислая, щелочная, нейтральная

строение молекулы воды

с.161-163

18(43)

Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений и его значение.

Д.13. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником

уметь составлять ионные уравнения гидролиза

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

гидролиз

органические соединения

с.169-175

19(44)

Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей – три случая. Ступенчатый гидролиз.

Л.о.6. Разные случаи гидролиза солей.

Д.14. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов, нитратов цинка или свинца (II).

Д.15. Гидролиз карбида кальция.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

уметь определять среду раствора соли; характеризовать ступенчатый гидролиз

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов

ступенчатый гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону

гидролиз органических веществ

с.175-186

20(45)

Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

характеризовать необратимый гидролиз; раскрывать практическое применение гидролиза

карточки

таблицы, схемы

необратимый гидролиз

уравнения химических реакций

21(46)

Контрольная работа № 3.

«Химические реакции».

урок контроля и учёта знаний

письменная работа по вариантам

умение логически мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы

таблицы

все термины данной темы

химические реакции

повт. тему

Тема 4. Вещества и их свойства (33ч)

1 (47)

Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды).

Л.о.7. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ.

Д.1. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов.

урок изучения нового материала

беседа, работа с учебником, работа со схемами и таблицами, выполнение упражнений, работа в парах

уметь классифицировать неорганические вещества, писать формулы соединений

образцы неорганических веществ; коллекция «Классификация неорганических веществ»

простые и сложные вещества, оксид, основание, кислота, соль, гидроксид

классы неорганических соединений (8кл.)

с.188-189

2 (48)

Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

применять классификацию кислот, оснований, солей; давать характеристику классов неорганических соединений

карточки

таблицы; образцы кислот, оснований, солей

кислота, основание, соль: средняя, кислая, основная, комплексная

классификация оксидов, гидроксидов

с.190-193

3 (49)

Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи и от кратности связей. Гомологический ряд.

Л.о.8. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ.

Д.2. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа со схемами

уметь классифицировать органические вещества; различать основные группы углеводородов, определять гомологи

карточки

образцы представителей разных классов органических веществ; коллекция «Классификация органических веществ»

органическое вещество, углеводород, кратность, гомологический ряд

строение и свойства углеводородов (10кл.)

с.194-197

4 (50)

Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений, работа в группах

характеризовать производные углеводородов, выявлять особенности строения

карточки

таблицы, образцы представителей разных классов органических веществ

производные углеводородов: галогеналкан, спирт, фенол, альдегид, кетон, карбоновая кислота, простой и сложный эфиры, нитросоединение, амин, аминокислота

функциональные группы

с.197-204

5 (51)

Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева и строение их атомов. Простые вещества - металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия.

Д.3. Модели кристаллических решеток металлов.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева

раскрывать особенности строения металлов по их положению в периодической системе Менделеева; объяснять понятие аллотропии

карточки

таблицы, образцы металлов; модели кристаллических решеток металлов

металл, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка, атом-ион, аллотропия

особенности металлов (9кл.)

с.205-209

6 (52)

Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Д.4. Коллекция металлов с разными физическими свойствами.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами

характеризовать физические свойства металлов, приводить примеры

карточки

коллекция металлов с разными физическими свойствами;

интерметаллические соединения, полиморфизм, пластичность, металлический блеск, твёрдость

строение атомов металлов

с.209-218

7 (53)

Общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями, со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов.

Д.5. Взаимодействие: а) Li,Na,Mg и  Fe с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; г) натрия с серой; д) алюминия с йодом; е) железа с раствором медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами, выполнение упражнений

характеризовать химические свойства металлов; применять ряд стандартных электродных потенциалов; писать уравнения химических реакций

карточки

таблицы, реактивы и оборудование для выполнения демонстрации

неметалл, металл, органическое соединение, щелочь, химические свойства

физические свойства металлов

с.219-224

8 (54)

Коррозия металлов. Понятие «коррозии металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.

Д.8. Коррозия металлов в зависимости от условий.

Д.9. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений

характеризовать виды коррозии металлов; предлагать условия и способы предупреждения коррозии металлов

карточки

коллекция «Антикоррозионное покрытие»; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

коррозия химическая и электрохимическая, деаэрация; электрохимические методы защиты

химические свойства металлов

с.225-231

9 (55)

Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и её виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия.

Л.о.9. Ознакомление с коллекцией руд.

Д.10. Коллекция руд.

урок формирования и закрепления знаний и умений

письменная работа, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

раскрывать общие способы получения металлов; характеризовать нахождение металлов в природе

коллекция руд, географическая карта

металлургия, пиро-, гидро- и электрометаллургия, руда, месторождение

строение атомов металлов

с.231-234

10(56)

Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.

Д.11. Электролиз растворов солей.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами,  выполнение упражнений

уметь писать схемы электролиза расплавов и водных растворов электролитов; раскрывать практическое значение электролиза

карточки

реактивы и оборудование для выполнения демонстрации

электролиз, катод, анод, электролит, расплав, раствор

понятие растворов

с.234-240

11(57)

Переходные металлы. Железо. Медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец (нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения).

Д.6. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства.

Д.7. Переход хромата в бихромат и обратно.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений

выявлять особенности строения и свойств переходных металлов

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

переходный металл

строение и свойства металлов

с.240-261

12(58)

Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность.

Д.12. Модели кристаллических решёток йода, алмаза, графита.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева

характеризовать положение неметаллов в периодической системе Менделеева

карточки

таблицы, схемы; модели кристаллических решёток йода, алмаза, графита.

неметалл, атомное и молекулярное строение

строение атомов неметаллов (9кл.)

с.265-268

13(59)

Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева

раскрывать особенности инертных газов; объяснять двойственное положение водорода в периодической системе Менделеева

карточки

таблицы, схемы

инертный или благородный газ; двойственность

ПСХЭ  Менделеева

зап. в тетр.

14(60)

Неметаллы – простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и её причины.

Д.13. Аллотропия фосфора, серы, кислорода.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником

характеризовать атомное и молекулярное строение неметаллов -простых веществ

карточки

таблицы, схемы

аллотропия, неметалл; атомное и молекулярное строение

строение атомов неметаллов

с.268-270

15(61)

Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами.

Д.14. Взаимодействие: а) водорода с кислородом; б) сурьмы с хлором; в) натрия с йодом; г) хлора с раствором бромида калия; д) хлорной и сероводородной воды; е) обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева

объяснять окислительные свойства неметаллов, составлять уравнения химических реакций

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

окислитель, окислительные свойства

аллотропия

с.270-273

16(62)

Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами – окислителями (азотной и серной кислотами и др.)

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева

характеризовать восстановительные свойства неметаллов; составлять уравнения химических реакций

карточки

таблицы, схемы

восстановитель, восстановительные свойства

окислительные свойства неметаллов

с.273-275

17(63)

Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства, отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах.

Д.15. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева, выполнение упражнений

устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

летучее водородное соединение, боран, кислотно-основные свойства

химические свойства неметаллов

с.276-278

18(64)

Несолеобразующие и солеобразующие оксиды.

урок формирования и закрепления знаний и умений

письменный опрос, беседа, работа с учебником, работа со схемами

уметь классифицировать и характеризовать оксиды

таблицы, образцы оксидов

оксиды солеобразующие (кислотные, основные, амфотерные) и несолеобразующие

оксиды (8кл.)

с.278-280

19(65)

Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.

Л.о.10. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот.

Д.16. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот.

Д.17. Взаимодействие H2SO4 (конц.), HNO3 (конц.) и HNO3 (разб.) с медью.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

объяснять зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла, изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах

карточки

таблицы, образцы кислот; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов

степень окисления, кислотные свойства, кислородные кислоты

свойства кислот (8кл.)

с.280-

284

20(66)

Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот.

Л.о.11. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

выявлять особенности органических и неорганических кислот, классифицировать кислоты

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения опытов

донор протонов, акцептор протонов, протолитическая теория, сопряженные пары

кислородные кислоты

с.284-

287

21(67)

Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров.

Д.18. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений, работа с таблицами

характеризовать общие свойства кислот; записывать уравнения химических реакций

карточки

таблицы, реактивы и оборудование для выполнения демонстрации

кислоты органические и неорганические, химические свойства

состав кислот

с.287-289

22(68)

Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

умение составлять уравнения реакций с участием кислот, выявлять особенности свойств некоторых кислот

карточки

реактивы и оборудование для выполнения опытов

концентрированная кислота; кислоты: азотная, серная, уксусная, муравьиная

общие свойства кислот

с.290-291

23(69)

Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

выявлять особенности органических и неорганических оснований, классифицировать их

карточки

таблицы, образцы оснований

основания сильные и слабые, стабильные и нестабильные, летучие и нелетучие, растворимые и нерастворимые

основания (8кл.)

с.292-294

24(70)

Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований.

Л.о.12. Взаимодействие NaOH с солями, CuSO4 и NH4Cl.

Д.19. Взаимодействие раствора NaOH с кислотными оксидами (СО2), амфотерными гидроксидами (Zn (OH)2).

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами

раскрывать химические свойства щелочей и нерастворимых оснований

карточки

реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов

бескислородное основание, щелочь

классификация оснований

с.294-296

25(71)

Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.

Д.20. Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой.

Д.21. Взаимодействие метиламина с хлороводородом и водой. 

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

характеризовать свойства бескислородных оснований; объяснять взаимное влияние атомов в молекуле анилина

карточки

реактивы и оборудование для выполнения демонстраций

бескислородное основание, взаимное влияние

свойства оснований

с.296-298

26(72)

Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами.

Л.о.13. РазложениеCu(OH)2. Получение Al(OH)3 и изучение его амфотерных свойств.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева

характеризовать амфотерные органические и неорганические соединения; составлять уравнения химических реакций

образцы амфотерных соединений; реактивы и оборудование для выполнения опытов

переходный металл, амфотерность, амфотерные оксиды и гидроксиды

амфотерность

с.299-300

27(73)

Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера.

урок изучения нового материала

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

объяснять донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователей и лигандов; составлять формулы комплексных соединений

карточки

таблицы, образцы комплексных соединений

комплексное соединение, лиганд, комплексообразователь, центральный атом, координационное число

особенности солей и их классификация

зап. в тетр.

28(74)

Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом, образование внутренней соли.

Д.22. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений

сравнивать состав и свойства изученных веществ; составлять уравнения химических реакций

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстрации

аминокислота, амфотерность

амфотерные соединения

с.300-302

29(75)

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии.

Д.23. Осуществление переходов: Ca → CaO →Ca(OH)2;

P → P2O5 → H3PO4 →Ca3(PO4)2

Cu → CuO → CuSO4 →Cu(OH)2 →CuO→Cu

C2H5OH → C2H4 → C2H4Br2

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в группах

раскрывать генетическую связь между классами органических и неорганических соединений

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстрации

генетическая связь, генетический ряд

генетическая связь (9кл.)

с.302-303

30(76)

Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка).

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами

составлять генетические ряды металла, неметалла, переходного элемента

карточки

таблицы, схемы

генетический ряд металла, генетический ряд неметалла, генетический ряд переходного элемента

генетический ряд

с.304-305

31(77)

Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле).

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в парах

составлять генетические ряды органических соединений; находить генетическую связь

карточки

таблицы, схемы

генетический ряд, генетическая связь

генетические ряды неорганических соединений

с.305-306

32(78)

Единство мира веществ.

урок формирования и закрепления знаний и умений

самостоятельная работа, работа в группах

выявлять и раскрывать единство мира веществ

карточки

таблицы, схемы

единство мира

строение веществ

зап. в тетр.

33(79)

Контрольная работа № 4.

«Вещества и их свойства».

урок контроля и учёта знаний

письменная работа по вариантам

умение логически мыслить, составлять уравнения химических реакций, выявлять особенности веществ и характеризовать их свойства

таблицы, схемы

все термины данной темы

вещества и их свойства

повт. тему

Тема 5. Химический практикум (10ч)

1 (80)

Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств.

урок совершенствования знаний, умений и навыков

работа в парах

умение получать, собирать и распознавать газы, изучать их свойства

реактивы и оборудование для выполнения практической работы

все термины данной темы

агрегатное состояние вещества

отв. на вопр.

2 (81)

Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств.

урок совершенствования знаний, умений и навыков

работа в парах

умение применять полученные знания на практике

реактивы и оборудование для выполнения практической работы

все термины данной темы

свойства газов

отв. на вопр.

3 (82)

Скорость химических реакций, химическое равновесие.

урок совершенствования знаний, умений и навыков

работа в парах

изучать и определять зависимость скорости реакции от различных факторов

реактивы и оборудование для выполнения практической работы

все термины данной темы

скорость химической реакции

отв. на вопр.

4 (83)

Сравнение свойств неорганических и органических соединений.

урок совершенствования знаний, умений и навыков

работа в парах

умение наблюдать и объяснять химические явления

реактивы и оборудование для выполнения практической работы

все термины данной темы

классификация веществ

отв. на вопр.

5 (84)

Решение экспериментальных задач по теме: «Гидролиз».

урок совершенствования знаний, умений и навыков

работа в парах

совершенствовать навыки практической работы с веществами

реактивы и оборудование для выполнения практической работы

все термины данной темы

гидролиз

отв. на вопр.

6 (85)

Решение экспериментальных задач по неорганической химии.

урок совершенствования знаний, умений и навыков

работа в парах

систематизировать знания о неорганических веществах; составлять уравнения реакций

реактивы и оборудование для выполнения практической работы

все термины данной темы

свойства неорганических веществ

отв. на вопр.

7 (86)

Решение экспериментальных задач по органической химии.

урок совершенствования знаний, умений и навыков

работа в парах

проводить химические опыты, соблюдая правила техники безопасности

реактивы и оборудование для выполнения практической работы

все термины данной темы

свойства органических веществ

отв. на вопр.

8 (87)

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

урок совершенствования знаний, умений и навыков

работа в парах

уметь составлять генетические ряды и писать уравнения реакций; проводить эксперименты

реактивы и оборудование для выполнения практической работы

все термины данной темы

генетическая связь

отв. на вопр.

9 (88)

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

урок совершенствования знаний, умений и навыков

работа в парах

осуществлять и характеризовать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ

реактивы и оборудование для выполнения практической работы

все термины данной темы

основные классы веществ

отв. на вопр.

10(89)

Распознавание пластмасс и волокон.

урок совершенствования знаний, умений и навыков

работа в парах

распознавать образцы пластмасс и волокон, характеризовать их свойства

реактивы и оборудование для выполнения практической работы

все термины данной темы

свойства пластмасс и волокон

отв. на вопр.

Тема 6. Химия и общество (9ч)

1 (90)

Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве.

урок изучения нового материала

беседа, работа с учебником, работа в группах, заслушивание сообщений и их обсуждение

раскрывать значение воды и энергии в химической промышленности; раскрывать научные принципы химического производства; предлагать меры по защите окружающей среды

таблицы, схемы

химическая промышленность, химические технологии

защита окружающей среды, свойства воды

с.310-318

2 (91)

Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ.

Д.1. Модели производства серной кислоты и аммиака.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами и схемами

сравнивать производство аммиака и метанола; характеризовать основные стадии химического производства

карточки

таблицы, схемы; модели производства серной кислоты и аммиака.

аммиак, метанол, стадия химического производства

свойства и строение аммиака и метанола

с.318-324

3 (92)

Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и её направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Удобрения и их классификация.

Л.о.14. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов.

Д.2. Коллекция удобрений и пестицидов.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений

раскрывать роль химии в сельском хозяйстве; характеризовать основные группы удобрений

карточки

таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов

химизация, удобрение, почвенный поглощающий комплекс

группы удобрений (9кл.)

с.325-337

4 (93)

Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений

характеризовать химические средства защиты растений; раскрывать отрицательные последствия применения пестицидов

карточки

таблицы, схемы; коллекции пестицидов

пестицид, гербицид, инсектицид, фунгицид, ферромон

растения и животные (биология)

с.337-347

5 (94)

Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений

характеризовать химическое загрязнение окружающей среды; предлагать меры по охране гидросферы; раскрыть влияние химических веществ на живую и неживую природу

карточки

таблицы, схемы, плакаты, графики

экология, химическое загрязнение, гидросфера, почва

экология (биология)

с.348, 354-360

6 (95)

Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в группах

характеризовать основные соединения, загрязняющие окружающую среду; раскрывать влияние химических соединений на флору и фауну

карточки

таблицы, схемы, плакаты, графики, фотографии

флора, фауна, атмосфера, биотехнология, генная инженерия

атмосфера (6кл.)

с.349-354

7 (96)

Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики.

Л.о.15. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению.

Д.3. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов.

Д.4. Коллекции средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений

раскрывать влияние химических веществ на живые организмы и роль химии в повседневной жизни человека

карточки

моющие и чистящие средства, косметика, лекарственные препараты домашней аптечки; образцы средств бытовой химии

домашняя аптечка, дезодорант, моющие и чистящие средства личной гигиены, бытовые насекомые, косметика

гигиена человека (8кл.)

с.360-377

8 (97)

Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать.

урок формирования и закрепления знаний и умений

устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений

уметь читать маркировки пищевых продуктов

карточки

образцы пищевых продуктов с этикетками

жир, углевод, белок, минеральная соль, маркировка упаковки

органические вещества

с.378-394

9 (98)

Экология жилища. Химия и генетика человека.

урок формирования и закрепления знаний и умений

беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений, работа в группах

раскрывать влияние химии на наследственность человека

таблицы, схемы

генетика человека, ген, хромосома, наследственность, жилище

генетика человека (биология)

зап. в тетр.

Повторение (4ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....