Рабочие программы по химии 10 -11 классы
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Данные рабочие программы можно использовать при профильной изучении химии, расчитанной на 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11klass.doc | 403.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Рассмотрено на заседании МС Протокол № Руководитель МС __________________ | Согласовано зам.директора по УР _________________________ | Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ № 13» ______________________ |
Рабочая программа курса
Химия
для 11 класса
общеобразовательных учреждений
(профильный уровень)
УМК: Габриелян О.С.
Составитель рабочей программы:
учитель химии и биологии; МБОУ СОШ № 13
1квалификационной категории
Смирнова Ирина Владимировна
г. Дзержинск – 2013 г
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса химии для 11 класса на профильном уровне с использованием рекомендаций: «Примерной программы среднего общего образования по химии для профильных классов общеобразовательных учреждений», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.04)
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции, выполнять лабораторные эксперименты; производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях; применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации, сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
- воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений.
- применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ, сознательного выбора профессии, связанной с химией.
- воспитания убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
Рабочая программа по химии (профильный уровень) в 11 классе рассчитана на 102ч, 3 ч. в неделю. В ней предусмотрено проведение контрольных и практических работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |||
практических работ | демонстраций | лабораторных опытов | контрольных работ | |||
1. | Строение атома. | 9 + [1] | 1 | |||
2. | Строение вещества. Дисперсные системы. | 15 | 12 | 2 | 1 | |
3. | Химические реакции. | 21 | 15 | 4 | 1 | |
4. | Вещества и их свойства. | 33 | 23 | 7 | 1 | |
5. | Химический практикум. | 10 | 10 | |||
6. | Химия и общество. | 9 | 4 | 2 | ||
Повторение. | 4 | |||||
Итого. | 102 | 10 | 54 | 15 | 4 |
Учебно-методический комплекс:
Программа.
О.С Габриелян. «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2010.
Учебник.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007
Методические пособия:
для учителя:
1. О.С Габриелян. «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2005;
2. О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова «Химия. Методическое пособие. Профильный уровень. 11 класс (М.: Дрофа, 2006);
3.« Настольная книга учителя. Химия. 11класс: В 2 ч.», О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская. М.: Дрофа 2003 г.;
4. « Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. Г. Введенская. М: Дрофа 2003 г.;
5. « Химия для школьников старших классов и поступающих в Вузы» Н. Кузьменко; В. Еремин; В. Попков М: Дрофа 2003 г;
6. « Химия для школьников старших классов и поступающих в Вузы» Р. А. Лидин; Л.Л. Андреева; В. А. Молочко М: Дрофа 2001 г.;
7. « 2500 задач по химии с решениями для поступающих в Вузы» Н. Е. Кузьменко, В.В. Еремин;
8. «Репетитор по химии: Для школьников и абитуриентов» Ю. В. Холин, Л. А. Слета Харьков: Фолио, 1998;
9. «2002 задачи по химии: Для выпускников и абитуриентов» Ю. В. Холин, Л. А. Слета. Харьков: Фолио, 200
для учащихся:
1. « Сборник задач по химии для поступающих в Вузы» Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко М: « Издательство Новая Волна» 2010 г;
2.« Задания и справочные материалы по неорганической химии для поступающих в Вузы: В 2 ч. ( сост. О. Г. Артемова, М. В. Стесякова; Волгоград: Перемена, 2001 г );
3. Лидин Г.А., Маргулис В.Б., Потапова Л.Н. Химические задачи с решениями: пособие для школьников и абитуриентов. – М.: Просвещение, 2005.
4. Оржековский П.А., Богданова Н.Н., Загорский В.В.и др. Единый государственный экзамен. Химия. – М.: Просвещение, 2005.Тулина Н.И. 3. 3. 5. Химия. Практикум по общей химии. 10-11 класс. Профильное образование. – Волгоград: Учитель, 2006
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, комплексные соединения, дисперсные системы, электролитическая диссоциация, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, тепловой эффект реакции, энтропия, энтальпия, теплота образования, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология, индукционный и мезомерный эффекты, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, постоянства
состава вещества, периодический закон, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс; - основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований, строения органических соединении, химическую кинетику и термодинамику;
- классификацию и номенклатуру: неорганических и органических веществ;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты. щелочи, аммиак, углеводороды, спирты. жиры, мыла, углеводы, белки, волокна;
уметь:
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения хим. равновесия, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: общие хим. свойства металлов и неметаллов, основных классов неорганических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединении,
- объяснять: зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу и способы образования хим. связи, зависимость скорости реакции от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить: расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п, № урока в теме | Дата | Тема урока | Демонстрации, практические и лабораторные работы | Тип урока | Виды работ на уроке | Отрабатываемые на уроке навыки, умения | Используемый дидактический материал | Материально-техническое обеспечение | Термины | Текущее повторение | Дом. задание |
Тема 1. Строение атома (9ч) + [1ч] | |||||||||||
1. | Атом – сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира. | урок изучения нового материала | беседа, работа с учебником, работа со схемами, выполнение упражнений | находить число протонов, нейтронов и электронов; объяснять сущность различных гипотез | таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева | нуклон, протон, нейтрон, нуклид, изотоп, ядерная реакция, дифракция, интерференция, микромир, макромир, дуализм | состав ядра (8кл.) | § 1 | |||
2. | Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые числа. Форма орбиталей (s,p,d,f). Энергетические уровни и подуровни. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа со схемами, выполнение упражнений | характеризовать состояние электронов в атоме; определять форму орбиталей и квантовые числа; считать энергетические уровни и подуровни | карточки | таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева | орбиталь, квантовое число, электрон, спин, энергетический уровень, энергетический подуровень | строение атома | § 2 | ||
3. | Строение электронных оболочек атомов. Электронные конфигурации атомов элементов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов s-,p, d-,f- семейства. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа со схемами | распределять электроны по энергетическим уровням и подуровням; применять принцип Паули, правило Гунда, правило Клечковского; классифицировать элементы по семействам | карточки | таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева | принцип Паули, правило Гунда, спаренные и неспаренные электроны; электронная и электронографическая формулы | энергетический уровень, написание формул | § 3 | ||
4. | Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбуждённом состояниях. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений, работа в парах | составлять графические схемы строения внешних электронных слоёв в возбуждённом и невозбуждённом состоянии; определять возможные валентности атомов химических элементов | карточки | таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева | валентность, валентные электроны; нормальное и возбуждённое состояние атома | положение элементов в ПСХЭ | § 4 | ||
5. | Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподелённых электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления». | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | характеризовать факторы, определяющие валентные возможности атомов; сравнивать понятия «валентность» и «степень окисления» | карточки | таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева | степень окисления, свободная орбиталь, неподелённая электронная пара | валентность | зап. в тетр. | ||
6. | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактического материала, работы предшественников; съезд химиков в Карлсруэ. Личностные качества Д.И.Менделеева. | урок формирования и закрепления знаний и умений | письменный опрос, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений, работа в группах | объяснять предпосылки открытия периодического закона; анализировать материал, накопленный предшественниками Менделеева | таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева | классификация Берцелиуса, триады Деберейнера; спираль Шанкуртуа; октавы Ньюлендса | основные законы химии | с.27 - 30 | |||
7. | Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона. Первая формулировка периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диагональная периодические зависимости. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в парах | раскрывать сущность горизонтальной, вертикальной и диагональной периодической зависимости | карточки | таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева | атомная масса, период, группа, периодичность: вертикальная, горизонтальная, диагональная | предпосылки открытия периодического закона | с.32 - 35 | ||
8. | Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука-Мозли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева, выполнение упражнений | давать современное определение химического элемента; объяснять основные понятия и закономерности химии; раскрывать физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода | карточки | таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева | изотоп, химический элемент, закономерность Мозли, порядковый номер элемента, металлические и неметаллические свойства | химический элемент, изотоп | с.36 - 38 | ||
9. | Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева, работа в парах | раскрывать причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах | карточки | таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева | радиус атома, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность; сверхбодьшой период, металлические и неметаллические свойства | электроотрицательность | с.38 - 44 | ||
10. | Контрольная работа № 1. «Строение атома». | урок контроля и учёта знаний | письменная работа по вариантам | умение логически мыслить, сравнивать, делать выводы | ПСХЭ Менделеева | все термины данной темы | строение атома | повт. тему | |||
Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы (15ч) | |||||||||||
1 (11) | Химическая связь. Единая природа химической связи. Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и её классификация: по механизму образования, по электроотрицательности, по способу перекрывания электронных орбиталей, по кратности. Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. | Л.о.1. Свойства гидроксидов элементов третьего периода. Д.1. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. | урок изучения нового материала | беседа, работа с учебником, работа с таблицами, выполнение упражнений, работа в парах | объяснять механизм образования связи, основные её параметры; различать ковалентную полярную и ковалентную неполярную связи, писать схемы их образования; характеризовать свойства веществ с ионной кристаллической решеткой | таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева; реактивы и оборудование для выполнения опытов; модели кристаллических решеток веществ | ковалентная полярная и неполярная связь; атомная и молекулярная кристаллические решетки; σ- и π-связи; кратность, связи: одинарные, двойные, тройные; ионная связь, катион, анион; ионная кристаллическая решетка | ковалентная и ионная связь (8кл.) | с.45 - 52 | ||
2 (12) | Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, её значение. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева, | составлять схемы образования веществ с различными типами связи; определять тип химической связи в простых и сложных веществах | карточки | таблицы, схемы | металлическая связь, атом-ион; металлическая кристаллическая решетка; ассоциация молекул, водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная | кристаллические решетки (8кл.) | с.52 – 54 | ||
3 (13) | Межмолекулярные взаимодействия. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником | объяснять межмолекулярные взаимодействия | карточки | таблицы, схемы | межмолекулярное взаимодействие | водородная связь | с.54 – 55 | ||
4 (14) | Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе и т.д. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева, работа в группах | раскрывать единую природу химических связей; устанавливать причинно-следственную связь закономерности: тип связи→свойства веществ | карточки | таблицы, схемы | атом, ион, молекула, делокализация, электростатическое притяжение | виды химической связи | с.55 – 57 | ||
5 (15) | Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | характеризовать свойства ковалентной химической связи | карточки | таблицы, схемы | насыщаемость, поляризуемость, напрвленность | ковалентная химическая связь | зап. в тетр. | ||
6 (16) | Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. sp3-Гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2 -гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов, диенов и графита; sp- гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ. | Д.2. Модели молекул различной геометрии. Д.3. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Д.4. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. | урок формирования и закрепления знаний и умений | письменный опрос, беседа, работа с учебником, работа с моделями молекул, работа с таблицей, выполнение упражнений | определять гибридизацию атомов углерода в соединениях; объяснять причины и раскрывать особенности гибридизации; объяснять геометрию молекул | таблицы, схемы, ПСХЭ Менделеева; модели молекул | геометрия молекул, гибридизация электронных орбиталей: sp3-, sp2 -, sp- | гибридизация орбиталей (10кл.) | §7 | ||
7 (17) | Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. | Л.о.2. Ознакомление с образцами органических и неорганических полимеров. | урок изучения нового материала | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа со схемами, выполнение упражнений | объяснять основные понятия химии высокомолекулярных соединений; характеризовать строение полимеров; раскрывать способы получения полимеров | карточки | образцы неорганических полимеров (олово, кварц, корунд) и органических полимеров (полиэтилен); | полимеры: линейные, сетчатые, неорганические; мономер, структурное звено, степень полимеризации, стереорегулярность, кристалличность, аморфность; гомополимеры, гетерополимеры | непредельные углеводороды (10кл.) | с.81 - 86 | |
8 (18) | Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения и молекулярного строения. | Д.6. Коллекция пластмасс и волокон. Д.7. Образцы неорганических полимеров. Д.8. Модели молекул белков и ДНК. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в группах, оформление отчёта | на основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами, применением веществ | карточки | коллекции «Пластмассы», «Каучуки», «Волокна»; модель ДНК; образцы неорганических полимеров | природный и синтетический каучук, вулканизация, резина, эбонит,; белки, нуклеиновые кислоты | каучуки, белки, полисахариды (10кл.) | с.86 – 93 | |
9 (19) | Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников, съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные качества А.М.Бутлерова. | Д.5. Свойства толуола. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с дополнительными источниками информации | уметь раскрывать основы учения о химическом строении органических соединений; характеризовать предпосылки создания теории строения химических соединений | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | органическое соединение, предпосылка | основные законы химии | с.65 - 69 | |
10(20) | Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | уметь различать по формулам изомерные вещества; объяснять взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ | карточки | таблицы, схемы; модели структурных и пространственных изомеров | структурная формула, изомерия, конформация, индуктивный и мезомерный эффект | изомерия (10кл.) | с.69 – 76 | ||
11(21) | Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами, заслушивание сообщений | показывать на примерах развитие познания от явления к всё более глубокой сущности | карточки | таблицы, схемы | стереохимия, электронный эффект, правило Марковникова | теория строения органических соединений | с.76 - 80 | ||
12(22) | Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д.И.Менделеева и теории строения А.М.Бутлерова в становлении, предсказании и развитии. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в группах | раскрывать идею материального единства неорганических и органических веществ | карточки | таблицы, схемы | диалектическая основа, теория, периодический закон | основные законы химии | зап. в тетр. | ||
13(23) | Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека. | урок изучения нового материала | письменный опрос, беседа, работа с учебником, работа с таблицами, выполнение упражнений | объяснять закономерности процесса растворения; уметь классифицировать дисперсные системы; раскрывать значение дисперсных систем в природе и жизни человека | таблицы, образцы дисперсных систем | дисперсная система, дисперсионная среда, дисперсная фаза, раствор, растворитель | агрегатное состояние вещества | с.94 – 96 | |||
14(24) | Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов. | Д.9. Образцы различных систем с жидкой средой. Д.10. Коагуляция. Д.11. Синерезис. Д.12. Эффект Тиндаля. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | использовать различные способы для выражения концентрации растворов; характеризовать дисперсные системы, выявлять их особенности | карточки | таблицы, образцы дисперсных систем; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | взвесь, коллоидная система, золь, гель, эффект Тиндаля, коагуляция, синерезис, эмульсия, суспензия, аэрозоль, пыль, дым, туман | растворение веществ | с.97 - 102 | |
15(25) | Контрольная работа № 2. «Строение вещества. Дисперсные системы». | урок контроля и учёта знаний | письменная работа по вариантам | умение логически мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы | ПСХЭ Менделеева | все термины данной темы | строение вещества, дисперсные системы | повт. тему | |||
Тема 3. Химические реакции (21ч) | |||||||||||
1 (26) | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; её отличие от ядерной реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация, изомеризация и полимеризация. | Д.1. Превращение красного фосфора в белый, кислорода – в озон. Д.2. Модели н-бутана и изобутана. | урок изучения нового материала | беседа, работа с учебником, работа со схемами, работа в парах | сравнивать химические и ядерные реакции; объяснять основные понятия химии | таблицы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций; модели веществ | химическая реакция, ядерная реакция, аллотропизация, изомеризация, полимеризация | физические и химические явления (8кл.) | с.103– 106 | ||
2 (27) | Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ; по изменению степеней окисления элементов; по тепловому эффекту; по фазе; по направлению. | Л.о.3. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) KMnO4. Д.3. Получение кислорода из пероксида водорода и воды; дегидратация этанола. Д.5. Реакции горения; реакции эндотермические на примере реакции разложения (C2H5OH, CaCO3) и экзотермические на примере реакций соединения (обесцвечивание Br2 и раствора KMnO4 и др.). | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа со схемами, заполнение таблицы | приводить примеры различных типов реакций; решать задачи на тепловой эффект; характеризовать основные типы реакций | карточки | таблицы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов | реакции: соединения, разложение, замещения, обмена, ионного обмена, окислительно-восстановительные, экзо- и эндотермические, гетеро- и гомогенные, обратимые, необратимые, термохимическое уравнение, тепловой эффект реакции | степень окисления, типы химических реакций (8кл.) | с.106– 116 | |
3 (28) | Реакции, идущие с изменением состава веществ: по использованию катализатора; по механизму; по виду энергии, инициирующей реакцию. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы | уметь классифицировать предложенные химические реакции, выявлять их особенности | карточки | таблицы; реактивы и оборудование для выполнения опытов | реакции: каталитические и некаталитические, радикальные, цепные, фотохимические, радиационные | типы химических реакций, катализаторы (8кл.) | с.116– 121 | ||
4 (29) | Особенности классификации реакций в органической химии. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы | выявлять особенности классификации реакций в органической химии | карточки | таблицы; реактивы и оборудование для выполнения опытов | реакции: присоединения, замещения, изомеризации, электрофильные, нуклеофильные | органическая химия | зап. в тетр. | ||
5 (30) | Вероятность протекания химических реакций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота образования. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в парах, выполнение упражнений | производить расчёты по термохимическим уравнениям; рассчитывать тепловой эффект химической реакции по стандартным теплотам образования | карточки | таблицы, схемы | теплота образования, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции, внутренняя энергия | эндо- и экзотермические реакции | с.122 -127 | ||
6 (31) | Понятие об энтальпии. Закон Г.И.Гесса и следствия из него. | урок изучения нового материала | письменный опрос, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | уметь применять основные законы и понятия химии | таблицы, схемы | энтальпия, закон Г.И.Гесса | основные законы химии | с.127– 129 | |||
7 (32) | Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | определять возможность протекания процессов реакции по стандартным ∆H, ∆S, ∆G | карточки | таблицы, схемы | энтропия, энергия Гиббса, стандартная молярная энтропия | энтальпия | с.129– 133 | ||
8 (33) | Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в парах, выполнение упражнений | уметь выражать математически скорость химических реакций; характеризовать элементарные и сложные реакции | карточки | таблицы, схемы | химическая кинетика, гомогенная и гетерогенная реакции, энергия активации; реакции элементарные и сложные | скорость химических реакций (8кл.) | с.134– 140 | ||
9 (34) | Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура; концентрация; катализаторы. | Д.6. Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разных концентрациях соляной кислоты; разложение пероксида водорода с помощью MnO2, каталазы сырого мяса и сырого картофеля. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | объяснять влияние на скорость химической реакции температуры, концентрации, природы реагирующих веществ | карточки | таблицы, реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | природа реагирующего вещества; температура; концентрация; катализатор | скорость химических реакций | с.141-144 | |
10(35) | Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | раскрывать влияние катализатора на скорость химической реакции | карточки | таблицы, схемы | катализатор, гомогенный и гетерогенный катализ | катализаторы (8кл.) | с.144-146 | ||
11(36) | Ферменты. Их сравнение с неорганическими катализаторами. Ферментативный катализ, его механизм. Ингибиторы и каталитические яды. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. | Д.7. Взаимодействие цинка с различной поверхностью (порошка, пыли, гранул) с кислотой. Д.8. Модель «кипящего слоя». | урок формирования и закрепления знаний и умений | письменный опрос, беседа, работа с учебником, работа в парах, заполнение таблицы | объяснять значение ферментов, сравнивать ферменты и неорганические катализаторы; раскрывать значение ингибиторов и каталитических ядов для скорости химических реакций | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций; модель «кипящего слоя» | белки, ферменты, неорганические катализаторы, ингибитор, каталитический яд | особенности строения и свойства белков | с.147-148 | ||
12(37) | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. | Д.4. Цепочка превращений: P → P2O5 → H3PO4; свойства соляной и уксусной кислот; реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды; свойства металлов; окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений, работа со схемами | объяснять основные понятия химии; решать решать задачи на химическую кинетику | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | химическое равновесие, константа равновесия, равновесные концентрации, динамичность | химическое равновесие (8кл.) | с.149-153 | |
13(38) | Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле Шателье. | Д.9. Смещение равновесия в системе Fe3++3CNS-↔ Fe(CNS)3; омыление жиров; реакции этерификации. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | объяснять способы смещения химического равновесия, уметь применять принцип Ле Шателье | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | смещение равновесия, температура, давление, концентрация, принцип Ле Шателье | динамичность химического равновесия | с.153-155 | |
14(39) | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами | определять электролиты и неэлектролиты; объяснять механизм диссоциации веществ с различным типом связи; характеризовать свойства ионов | карточки | таблицы, схемы | электролитическая диссоциация, электролит, неэлектролит, ион, катион, анион | электролитическая диссоциация (8кл.) | с.157-158 | ||
15(40) | Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, её зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. | Д.10. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Д.11. Сравнение свойств 0,1Н растворов серной и сернистой кислот; муравьиной и уксусной кислот; гидроксидов лития, натрия и калия. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами, выполнение упражнений | уметь составлять и записывать полные и сокращённые ионные уравнения; определять константу диссоциации | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | степень электролитической диссоциации, константа диссоциации | электролитическая диссоциация | с.158-161 | |
16(41) | Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протекающие в растворах электролитов. Произведение растворимости. | Л.о.4. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для органических и неорганических кислот. | урок формирования и закрепления знаний и умений | письменный опрос, беседа, работа с учебником, работа со схемами, выполнение упражнений | характеризовать ступенчатую диссоциацию электролитов; определять произведение растворимости | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения опытов | электролит, ступенчатая диссоциация, произведение растворимости. | диссоциация кислот, оснований, солей | с.164-167 | ||
17(42) | Водородный показатель. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биологических процессов. | Л.о.5. Использование индикаторной бумаги для определения рН слюны, желудочного сока и других соков организма человека. Д.12. Индикаторы и изменение их окраски в различных средах. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами, выполнение упражнений | уметь определять водородный показатель, составлять уравнения ионного обмена | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов | водородный показатель, ионное произведение воды, константа диссоциации; среда: кислая, щелочная, нейтральная | строение молекулы воды | с.161-163 | |
18(43) | Гидролиз. Понятие «гидролиз». Гидролиз органических соединений и его значение. | Д.13. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником | уметь составлять ионные уравнения гидролиза | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | гидролиз | органические соединения | с.169-175 | |
19(44) | Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей – три случая. Ступенчатый гидролиз. | Л.о.6. Разные случаи гидролиза солей. Д.14. Гидролиз карбонатов, сульфатов, силикатов щелочных металлов, нитратов цинка или свинца (II). Д.15. Гидролиз карбида кальция. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | уметь определять среду раствора соли; характеризовать ступенчатый гидролиз | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов | ступенчатый гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону | гидролиз органических веществ | с.175-186 | |
20(45) | Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | характеризовать необратимый гидролиз; раскрывать практическое применение гидролиза | карточки | таблицы, схемы | необратимый гидролиз | уравнения химических реакций | |||
21(46) | Контрольная работа № 3. «Химические реакции». | урок контроля и учёта знаний | письменная работа по вариантам | умение логически мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы | таблицы | все термины данной темы | химические реакции | повт. тему | |||
Тема 4. Вещества и их свойства (33ч) | |||||||||||
1 (47) | Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). | Л.о.7. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ. Д.1. Коллекция «Классификация неорганических веществ» и образцы представителей классов. | урок изучения нового материала | беседа, работа с учебником, работа со схемами и таблицами, выполнение упражнений, работа в парах | уметь классифицировать неорганические вещества, писать формулы соединений | образцы неорганических веществ; коллекция «Классификация неорганических веществ» | простые и сложные вещества, оксид, основание, кислота, соль, гидроксид | классы неорганических соединений (8кл.) | с.188-189 | ||
2 (48) | Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные и комплексные. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | применять классификацию кислот, оснований, солей; давать характеристику классов неорганических соединений | карточки | таблицы; образцы кислот, оснований, солей | кислота, основание, соль: средняя, кислая, основная, комплексная | классификация оксидов, гидроксидов | с.190-193 | ||
3 (49) | Классификация органических веществ. Углеводороды и классификация веществ в зависимости от строения углеродной цепи и от кратности связей. Гомологический ряд. | Л.о.8. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ. Д.2. Коллекция «Классификация органических веществ» и образцы представителей классов. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа со схемами | уметь классифицировать органические вещества; различать основные группы углеводородов, определять гомологи | карточки | образцы представителей разных классов органических веществ; коллекция «Классификация органических веществ» | органическое вещество, углеводород, кратность, гомологический ряд | строение и свойства углеводородов (10кл.) | с.194-197 | |
4 (50) | Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений, работа в группах | характеризовать производные углеводородов, выявлять особенности строения | карточки | таблицы, образцы представителей разных классов органических веществ | производные углеводородов: галогеналкан, спирт, фенол, альдегид, кетон, карбоновая кислота, простой и сложный эфиры, нитросоединение, амин, аминокислота | функциональные группы | с.197-204 | ||
5 (51) | Металлы. Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева и строение их атомов. Простые вещества - металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Аллотропия. | Д.3. Модели кристаллических решеток металлов. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева | раскрывать особенности строения металлов по их положению в периодической системе Менделеева; объяснять понятие аллотропии | карточки | таблицы, образцы металлов; модели кристаллических решеток металлов | металл, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка, атом-ион, аллотропия | особенности металлов (9кл.) | с.205-209 | |
6 (52) | Общие физические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов. | Д.4. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами | характеризовать физические свойства металлов, приводить примеры | карточки | коллекция металлов с разными физическими свойствами; | интерметаллические соединения, полиморфизм, пластичность, металлический блеск, твёрдость | строение атомов металлов | с.209-218 | |
7 (53) | Общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, с водой, кислотами и солями в растворах, органическими соединениями, со щелочами. Значение металлов в природе и в жизни организмов. | Д.5. Взаимодействие: а) Li,Na,Mg и Fe с кислородом; б) щелочных металлов с водой, спиртами, фенолом; в) цинка с растворами соляной и серной кислот; г) натрия с серой; д) алюминия с йодом; е) железа с раствором медного купороса; ж) алюминия с раствором едкого натра. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами, выполнение упражнений | характеризовать химические свойства металлов; применять ряд стандартных электродных потенциалов; писать уравнения химических реакций | карточки | таблицы, реактивы и оборудование для выполнения демонстрации | неметалл, металл, органическое соединение, щелочь, химические свойства | физические свойства металлов | с.219-224 | |
8 (54) | Коррозия металлов. Понятие «коррозии металлов». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. | Д.8. Коррозия металлов в зависимости от условий. Д.9. Защита металлов от коррозии: образцы «нержавеек», защитных покрытий. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений | характеризовать виды коррозии металлов; предлагать условия и способы предупреждения коррозии металлов | карточки | коллекция «Антикоррозионное покрытие»; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | коррозия химическая и электрохимическая, деаэрация; электрохимические методы защиты | химические свойства металлов | с.225-231 | |
9 (55) | Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и её виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. | Л.о.9. Ознакомление с коллекцией руд. Д.10. Коллекция руд. | урок формирования и закрепления знаний и умений | письменная работа, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | раскрывать общие способы получения металлов; характеризовать нахождение металлов в природе | коллекция руд, географическая карта | металлургия, пиро-, гидро- и электрометаллургия, руда, месторождение | строение атомов металлов | с.231-234 | ||
10(56) | Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение. | Д.11. Электролиз растворов солей. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами, выполнение упражнений | уметь писать схемы электролиза расплавов и водных растворов электролитов; раскрывать практическое значение электролиза | карточки | реактивы и оборудование для выполнения демонстрации | электролиз, катод, анод, электролит, расплав, раствор | понятие растворов | с.234-240 | |
11(57) | Переходные металлы. Железо. Медь, серебро; цинк, ртуть; хром, марганец (нахождение в природе; получение и применение простых веществ; свойства простых веществ; важнейшие соединения). | Д.6. Оксиды и гидроксиды хрома, их получение и свойства. Д.7. Переход хромата в бихромат и обратно. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений | выявлять особенности строения и свойств переходных металлов | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | переходный металл | строение и свойства металлов | с.240-261 | |
12(58) | Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева, строение их атомов. Электроотрицательность. | Д.12. Модели кристаллических решёток йода, алмаза, графита. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева | характеризовать положение неметаллов в периодической системе Менделеева | карточки | таблицы, схемы; модели кристаллических решёток йода, алмаза, графита. | неметалл, атомное и молекулярное строение | строение атомов неметаллов (9кл.) | с.265-268 | |
13(59) | Инертные газы. Двойственное положение водорода в периодической системе. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева | раскрывать особенности инертных газов; объяснять двойственное положение водорода в периодической системе Менделеева | карточки | таблицы, схемы | инертный или благородный газ; двойственность | ПСХЭ Менделеева | зап. в тетр. | ||
14(60) | Неметаллы – простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. Аллотропия и её причины. | Д.13. Аллотропия фосфора, серы, кислорода. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником | характеризовать атомное и молекулярное строение неметаллов -простых веществ | карточки | таблицы, схемы | аллотропия, неметалл; атомное и молекулярное строение | строение атомов неметаллов | с.268-270 | |
15(61) | Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. | Д.14. Взаимодействие: а) водорода с кислородом; б) сурьмы с хлором; в) натрия с йодом; г) хлора с раствором бромида калия; д) хлорной и сероводородной воды; е) обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева | объяснять окислительные свойства неметаллов, составлять уравнения химических реакций | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | окислитель, окислительные свойства | аллотропия | с.270-273 | |
16(62) | Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со фтором, кислородом, сложными веществами – окислителями (азотной и серной кислотами и др.) | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева | характеризовать восстановительные свойства неметаллов; составлять уравнения химических реакций | карточки | таблицы, схемы | восстановитель, восстановительные свойства | окислительные свойства неметаллов | с.273-275 | ||
17(63) | Водородные соединения неметаллов. Получение их синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов этих соединений. Физические свойства, отношение к воде. Изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. | Д.15. Получение и свойства хлороводорода, соляной кислоты и аммиака. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева, выполнение упражнений | устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | летучее водородное соединение, боран, кислотно-основные свойства | химические свойства неметаллов | с.276-278 | |
18(64) | Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. | урок формирования и закрепления знаний и умений | письменный опрос, беседа, работа с учебником, работа со схемами | уметь классифицировать и характеризовать оксиды | таблицы, образцы оксидов | оксиды солеобразующие (кислотные, основные, амфотерные) и несолеобразующие | оксиды (8кл.) | с.278-280 | |||
19(65) | Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла. | Л.о.10. Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, серной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой и азотной кислот. Д.16. Свойства соляной, разбавленной серной и уксусной кислот. Д.17. Взаимодействие H2SO4 (конц.), HNO3 (конц.) и HNO3 (разб.) с медью. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | объяснять зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла, изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах | карточки | таблицы, образцы кислот; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов | степень окисления, кислотные свойства, кислородные кислоты | свойства кислот (8кл.) | с.280- 284 | |
20(66) | Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары. Классификация органических и неорганических кислот. | Л.о.11. Свойства соляной, серной (разб.) и уксусной кислот. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | выявлять особенности органических и неорганических кислот, классифицировать кислоты | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения опытов | донор протонов, акцептор протонов, протолитическая теория, сопряженные пары | кислородные кислоты | с.284- 287 | |
21(67) | Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, с основными оксидами, с амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями, образование сложных эфиров. | Д.18. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений, работа с таблицами | характеризовать общие свойства кислот; записывать уравнения химических реакций | карточки | таблицы, реактивы и оборудование для выполнения демонстрации | кислоты органические и неорганические, химические свойства | состав кислот | с.287-289 | |
22(68) | Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | умение составлять уравнения реакций с участием кислот, выявлять особенности свойств некоторых кислот | карточки | реактивы и оборудование для выполнения опытов | концентрированная кислота; кислоты: азотная, серная, уксусная, муравьиная | общие свойства кислот | с.290-291 | ||
23(69) | Основания органические и неорганические. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | выявлять особенности органических и неорганических оснований, классифицировать их | карточки | таблицы, образцы оснований | основания сильные и слабые, стабильные и нестабильные, летучие и нелетучие, растворимые и нерастворимые | основания (8кл.) | с.292-294 | ||
24(70) | Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. | Л.о.12. Взаимодействие NaOH с солями, CuSO4 и NH4Cl. Д.19. Взаимодействие раствора NaOH с кислотными оксидами (СО2), амфотерными гидроксидами (Zn (OH)2). | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами | раскрывать химические свойства щелочей и нерастворимых оснований | карточки | реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов | бескислородное основание, щелочь | классификация оснований | с.294-296 | |
25(71) | Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. | Д.20. Взаимодействие аммиака с хлороводородом и водой. Д.21. Взаимодействие метиламина с хлороводородом и водой. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | характеризовать свойства бескислородных оснований; объяснять взаимное влияние атомов в молекуле анилина | карточки | реактивы и оборудование для выполнения демонстраций | бескислородное основание, взаимное влияние | свойства оснований | с.296-298 | |
26(72) | Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов некоторых металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. | Л.о.13. РазложениеCu(OH)2. Получение Al(OH)3 и изучение его амфотерных свойств. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицей Менделеева | характеризовать амфотерные органические и неорганические соединения; составлять уравнения химических реакций | образцы амфотерных соединений; реактивы и оборудование для выполнения опытов | переходный металл, амфотерность, амфотерные оксиды и гидроксиды | амфотерность | с.299-300 | ||
27(73) | Понятие о комплексных соединениях. Комплексообразователь, лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. | урок изучения нового материала | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | объяснять донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователей и лигандов; составлять формулы комплексных соединений | карточки | таблицы, образцы комплексных соединений | комплексное соединение, лиганд, комплексообразователь, центральный атом, координационное число | особенности солей и их классификация | зап. в тетр. | ||
28(74) | Амфотерность аминокислот: взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами, спиртами, друг с другом, образование внутренней соли. | Д.22. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, выполнение упражнений | сравнивать состав и свойства изученных веществ; составлять уравнения химических реакций | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстрации | аминокислота, амфотерность | амфотерные соединения | с.300-302 | |
29(75) | Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. | Д.23. Осуществление переходов: Ca → CaO →Ca(OH)2; P → P2O5 → H3PO4 →Ca3(PO4)2 Cu → CuO → CuSO4 →Cu(OH)2 →CuO→Cu C2H5OH → C2H4 → C2H4Br2 | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в группах | раскрывать генетическую связь между классами органических и неорганических соединений | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстрации | генетическая связь, генетический ряд | генетическая связь (9кл.) | с.302-303 | |
30(76) | Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (на примере серы и кремния), переходного элемента (на примере цинка). | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами | составлять генетические ряды металла, неметалла, переходного элемента | карточки | таблицы, схемы | генетический ряд металла, генетический ряд неметалла, генетический ряд переходного элемента | генетический ряд | с.304-305 | ||
31(77) | Генетические ряды и генетическая связь в органической химии (для соединений, содержащих два атома углерода в молекуле). | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в парах | составлять генетические ряды органических соединений; находить генетическую связь | карточки | таблицы, схемы | генетический ряд, генетическая связь | генетические ряды неорганических соединений | с.305-306 | ||
32(78) | Единство мира веществ. | урок формирования и закрепления знаний и умений | самостоятельная работа, работа в группах | выявлять и раскрывать единство мира веществ | карточки | таблицы, схемы | единство мира | строение веществ | зап. в тетр. | ||
33(79) | Контрольная работа № 4. «Вещества и их свойства». | урок контроля и учёта знаний | письменная работа по вариантам | умение логически мыслить, составлять уравнения химических реакций, выявлять особенности веществ и характеризовать их свойства | таблицы, схемы | все термины данной темы | вещества и их свойства | повт. тему | |||
Тема 5. Химический практикум (10ч) | |||||||||||
1 (80) | Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | работа в парах | умение получать, собирать и распознавать газы, изучать их свойства | реактивы и оборудование для выполнения практической работы | все термины данной темы | агрегатное состояние вещества | отв. на вопр. | |||
2 (81) | Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | работа в парах | умение применять полученные знания на практике | реактивы и оборудование для выполнения практической работы | все термины данной темы | свойства газов | отв. на вопр. | |||
3 (82) | Скорость химических реакций, химическое равновесие. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | работа в парах | изучать и определять зависимость скорости реакции от различных факторов | реактивы и оборудование для выполнения практической работы | все термины данной темы | скорость химической реакции | отв. на вопр. | |||
4 (83) | Сравнение свойств неорганических и органических соединений. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | работа в парах | умение наблюдать и объяснять химические явления | реактивы и оборудование для выполнения практической работы | все термины данной темы | классификация веществ | отв. на вопр. | |||
5 (84) | Решение экспериментальных задач по теме: «Гидролиз». | урок совершенствования знаний, умений и навыков | работа в парах | совершенствовать навыки практической работы с веществами | реактивы и оборудование для выполнения практической работы | все термины данной темы | гидролиз | отв. на вопр. | |||
6 (85) | Решение экспериментальных задач по неорганической химии. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | работа в парах | систематизировать знания о неорганических веществах; составлять уравнения реакций | реактивы и оборудование для выполнения практической работы | все термины данной темы | свойства неорганических веществ | отв. на вопр. | |||
7 (86) | Решение экспериментальных задач по органической химии. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | работа в парах | проводить химические опыты, соблюдая правила техники безопасности | реактивы и оборудование для выполнения практической работы | все термины данной темы | свойства органических веществ | отв. на вопр. | |||
8 (87) | Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | работа в парах | уметь составлять генетические ряды и писать уравнения реакций; проводить эксперименты | реактивы и оборудование для выполнения практической работы | все термины данной темы | генетическая связь | отв. на вопр. | |||
9 (88) | Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | работа в парах | осуществлять и характеризовать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ | реактивы и оборудование для выполнения практической работы | все термины данной темы | основные классы веществ | отв. на вопр. | |||
10(89) | Распознавание пластмасс и волокон. | урок совершенствования знаний, умений и навыков | работа в парах | распознавать образцы пластмасс и волокон, характеризовать их свойства | реактивы и оборудование для выполнения практической работы | все термины данной темы | свойства пластмасс и волокон | отв. на вопр. | |||
Тема 6. Химия и общество (9ч) | |||||||||||
1 (90) | Химия и производство. Химическая промышленность, химическая технология. Сырье для химической промышленности. вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. | урок изучения нового материала | беседа, работа с учебником, работа в группах, заслушивание сообщений и их обсуждение | раскрывать значение воды и энергии в химической промышленности; раскрывать научные принципы химического производства; предлагать меры по защите окружающей среды | таблицы, схемы | химическая промышленность, химические технологии | защита окружающей среды, свойства воды | с.310-318 | |||
2 (91) | Основные стадии химического производства (аммиака и метанола). Сравнение производства этих веществ. | Д.1. Модели производства серной кислоты и аммиака. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа с таблицами и схемами | сравнивать производство аммиака и метанола; характеризовать основные стадии химического производства | карточки | таблицы, схемы; модели производства серной кислоты и аммиака. | аммиак, метанол, стадия химического производства | свойства и строение аммиака и метанола | с.318-324 | |
3 (92) | Химия и сельское хозяйство. Химизация сельского хозяйства и её направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК). Удобрения и их классификация. | Л.о.14. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. Д.2. Коллекция удобрений и пестицидов. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений | раскрывать роль химии в сельском хозяйстве; характеризовать основные группы удобрений | карточки | таблицы, схемы; реактивы и оборудование для выполнения демонстраций и опытов | химизация, удобрение, почвенный поглощающий комплекс | группы удобрений (9кл.) | с.325-337 | |
4 (93) | Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений | характеризовать химические средства защиты растений; раскрывать отрицательные последствия применения пестицидов | карточки | таблицы, схемы; коллекции пестицидов | пестицид, гербицид, инсектицид, фунгицид, ферромон | растения и животные (биология) | с.337-347 | ||
5 (94) | Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений | характеризовать химическое загрязнение окружающей среды; предлагать меры по охране гидросферы; раскрыть влияние химических веществ на живую и неживую природу | карточки | таблицы, схемы, плакаты, графики | экология, химическое загрязнение, гидросфера, почва | экология (биология) | с.348, 354-360 | ||
6 (95) | Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, работа в группах | характеризовать основные соединения, загрязняющие окружающую среду; раскрывать влияние химических соединений на флору и фауну | карточки | таблицы, схемы, плакаты, графики, фотографии | флора, фауна, атмосфера, биотехнология, генная инженерия | атмосфера (6кл.) | с.349-354 | ||
7 (96) | Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптечка. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. | Л.о.15. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению. Д.3. Образцы средств бытовой химии и лекарственных препаратов. Д.4. Коллекции средств гигиены и косметики, препаратов бытовой химии. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений | раскрывать влияние химических веществ на живые организмы и роль химии в повседневной жизни человека | карточки | моющие и чистящие средства, косметика, лекарственные препараты домашней аптечки; образцы средств бытовой химии | домашняя аптечка, дезодорант, моющие и чистящие средства личной гигиены, бытовые насекомые, косметика | гигиена человека (8кл.) | с.360-377 | |
8 (97) | Химия и пища. Маркировка упаковок пищевых продуктов и промышленных товаров и умение их читать. | урок формирования и закрепления знаний и умений | устный опрос, работа по карточкам, беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений | уметь читать маркировки пищевых продуктов | карточки | образцы пищевых продуктов с этикетками | жир, углевод, белок, минеральная соль, маркировка упаковки | органические вещества | с.378-394 | ||
9 (98) | Экология жилища. Химия и генетика человека. | урок формирования и закрепления знаний и умений | беседа, работа с учебником, заслушивание сообщений, работа в группах | раскрывать влияние химии на наследственность человека | таблицы, схемы | генетика человека, ген, хромосома, наследственность, жилище | генетика человека (биология) | зап. в тетр. | |||
Повторение (4ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....