Программа учебной дисциплины "Основы органической химии"
рабочая программа по химии на тему
Программа учебной дисциплины «Основы органической химии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 111402 Обработка водных биоресурсов в части освоения основного вида профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_op.12._organicheskaya_khimiya_.docx | 44.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 12. Основы органической химии
г. Советская Гавань
2014г
Программа учебной дисциплины «Основы органической химии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего специального образования (далее – СПО)
111402 Обработка водных биоресурсов.
Организация-разработчик:
Разработчик:
Власюк Нина Александровна, преподаватель химии КГБОУ СПО СГПТТ
Координатор (ответственный за разработку) – Пилявская Н.К., заместитель директора по учебно-производственной работе.
Программа учебной дисциплины «Основы органической химии» профессионального цикла по специальности «Обработка водных биоресурсов» рассмотрена, обсуждена и одобрена на заседании методической комиссии
Протокол № __ от _______________2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы органической химии
1.1 Область применения программы:
Программа учебной дисциплины «Основы органической химии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 111402 Обработка водных биоресурсов в части освоения основного вида профессиональной деятельности.
Программа учебной дисциплины может быть использована в рамках специальности СПО 111402 Обработка водных биоресурсов
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина, входящая в профессиональный цикл ОПОП по специальности 111402 Обработка водных биоресурсов в части освоения основного вида профессиональной деятельности.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений;
- применять безопасные приемы при работе с органическими реактивами и химическими приборами;
- проводить реакции с органическими веществами в лабораторных условиях;
- проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- природные источники, способы получения и области применения органических соединений;
- теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и классификацию органических соединений;
- характеристики различных классов органических веществ, входящих, в состав сырья и готовой продукции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 42 |
практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося, (в том числе консультации) | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы органической химии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Теоретические основы органической химии | 7 | |
Тема 1.1 Введение | Содержание учебного материала: Предмет и задачи органической химии. Классификация и номенклатура органических соединений. Понятие о функциональных группах. Основные классы органических соединений. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся - составление схемы классификации органических соединений | 1 | ||
Тема 1.2 Теория строения органических соединений | Содержание учебного материала: Теория строения А.М. Бутлерова. Электронная структура атома углерода и химические связи. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой и конспектирование: "Химические связи в органических веществах". | 2 | ||
Раздел 2 | Углеводороды | 18 | |
Тема 2.1 Насыщенные углеводороды | Содержание учебного материала: Гомологический ряд алканов. Номенклатура и изомерия. Радикалы алканов. Способы получения (из солей карбоновых кислот, реакция Вюрца). Тетраэдрическое строение атома углерода. Образование δ - связей. Реакции свободнорадикального замещения, окисление алканов. Циклоалканы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой и составление таблицы: "Природные источники алканов". - упражнение по номенклатуре и по составлению формул алканов, цепочки превращений | 1 | ||
Тема 2.2 Ненасыщенные углеводороды | Содержание учебного материала: Гомологический ряд, номенклатура алкенов. Строение на примере этилена. Образование π - связи. Структурная и пространственная изомерия. Способы получения – реакции элиминирования. Химические свойства (реакции присоединения, реакции окисления). Правила А.М. Зайцева и В.В. Марковникова. Алкины. Строение на примере ацетилена. Образование δ- и π - связей. Способы получения. Химические свойства алкинов (реакции присоединения, окисления, восстановления, кислотные свойства). Диеновые угдеводороды. | 6 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой и конспектирование: "Отдельные представители алкенов, алкинов, диенов, их применение". - упражнения: выполнение заданий по номенклатуре алкенов, алкинов, цепочек переходов. | 2 | ||
Тема 2.3 Ароматические углеводороды | Содержание учебного материала: Классификация, номенклатура и изомерия аренов. Строение бензола, признаки ароматичности, правило Хюккеля. Реакции электрофильного замещения. Электронодонорные (I рода) и электроноакцепторные (II рода) заместители, их направляющее действие в реакциях SE , реакции окисления, восстановления, боковой цепи. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение заданий по номенклатуре аренов, цепочек переходов | 1 | ||
Тема 2.5 Обобщение по теме "Углеводороды" | Практическое занятие: «Углеводороды» | 2 | 2 |
Раздел 3 | Гомофункциональные и гетерофункциональные соединения. | 35 | |
Тема 3.1. Галогенопроизводные углеводородов | Содержание учебного материала: Классификация. Номенклатура: радикало – функциональная и заместительная. Зависимость свойств галогеналканов от строения радикала и галогена. Реакции нуклеофильного замещения (гидролиз, аммонолиз, взаимодействие с солями циановодородной кислоты). Реакции элиминирования. Реакции ароматических галогенопроизводных. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение заданий по номенклатуре галогеналканов, определению электронных эффектов, цепочек переходов | 1 | ||
Тема 3.2. Кислотно – основные свойства органических соединений. | Содержание учебного материала: Современные представления о кислотах и основаниях. Теория Бренстеда - Лоури. Основные типы органических кислот и оснований. Сопряженные кислоты и основания. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся -работа с учебной литературой по кислотным и основным свойствам органических соединений | 1 | ||
Тема 3.3. Спирты | Содержание учебного материала: Классификация спиртов. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Радикало – функциональная и заместительная номенклатура спиртов. Способы получения одноатомных спиртов. Межмолякулярная водородная связь. Химические свойства: кислотно – основные свойства, реакции нуклеофильного замещения, дегидратации, окисления, восстановления. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий - подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме: «Предельные одноатомные спирты, их практическое значение» «Многоатомные спирты, их характеристика» | 2 | ||
Тема 3.4. Фенолы | Содержание учебного материала: Классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства одноатомных фенолов в сопоставлении со спиртами. Кислотные свойства. Реакции нуклеофильного замещения (взаимодействие с галогенопроизводными). Качественные реакции на фенолы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий - выполнение индивидуальных заданий, цепочек переходов | 1 | ||
Тема 3.5 Оксосоединения | Содержание учебного материала: Электронное строение оксо-группы. Номенклатура, способы получения альдегидов. Реакции нуклеофильного присоединения (взаимодействие с цианидами металлов, спиртами, производными аммиака; окисление, восстановление. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий - подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме: «Применение альдегидов и кетонов» | 1 | ||
Тема 3.6. Карбоновые кислоты. | Содержание учебного материала: Классификация карбоновых кислот. Номенклатура. Способы получения монокарбоновых и дикарбоновых кислот. Строение карбоксильной группы. Химические свойства. Кислотность, реакции этерификации, образование галогенангидридов, амидов по одной и двум карбоксильным группам. Специфические реакции дикарбоновых кислот. Применение в профессиональной деятельности. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка презентаций по темам: «Муравьиная кислота, ее отличие от других карбоновых кислот», « Уксусная кислота», « Щавелевая кислота», «Малоновая кислота», « Янтарная кислота». | 2 | ||
Тема 3.7. Гидроксикислоты | Содержание учебного материала: Классификация гидроксикислот. Номенклатура. Оптическая активность, изомерия. Энантиомеры. Диастереомеры. Рацематы. Мезоформы. Химические свойства гидроксикислот как бифункциональных соединений. Отношение к нагреванию. Применение в профессиональной деятельности. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной и дополнительной литературой и подготовка сообщений: «Молочная кислота. Винная кислота. Лимонная кислота. Применение». | 1 | ||
Тема 3.8. Фенолокислоты | Содержание учебного материала: Кислотность, химические свойства, реакции карбоксильной группы, реакции фенольного гидроксила, декарбоксилирование. Качественные реакции фенолокислот | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся -работа с учебной и дополнительной литературой и подготовка сообщений: «Салициловая кислота. Эфиры салициловой кислоты: ацетилсалициловая кислота» | 1 | ||
Тема 3.9 Амины | Содержание учебного материала: Классификация аминов. Номенклатура. Способы получения. Физические свойства. Взаимное влияние атомов в аминах. Основность. Анилин. Химические свойства алифатических аминов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий - выполнение заданий, цепочек переходов | 1 | ||
Тема 3.10 Аминокислоты | Содержание учебного материала: Классификация аминокислот. Номенклатура. Строение. Химические свойства: реакции карбоксильной группы, реакции аминогруппы. Отношение к нагреванию. Пептидная связь. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий - выполнение индивидуальных заданий. | 1 | ||
Тема 3.11 Обобщение по теме «Гомофункциональные и гетерофункциональные соединения» | Лабораторно – практическое занятие : Гомофункциональные и гетерофункциональные соединения. | 2 | 2 |
Раздел 4 | Природные органические соединения. | 16 | |
Тема 4.1 Углеводы | Содержание учебного материала: Классификация. Номенклатура. Строение. Цикло – оксо – таутомерия. Оптическая изомерия моносахаридов. Формулы Фишера и Хеуорса. Химические свойства моносахаридов. Реакции полуацетального гидроксила, реакции спиртовых гидроксилов, окисления, восстановления. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды (полиозы). Классификация. Принцип строения. Гомополисахариды: крахмал (амилоза, амилопектин), гликоген, целлюлоза, декстраны, инулин. Гидролиз полисахаридов и их эфиров. Роль водородных связей в формировании вторичной структуры полисахаридов. Связь структурных особенностей целлюлозы с механическими свойствами и химической устойчивостью. Пектиновые вещества, нахождение в природе; представление о строении. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий - подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме: «Свойства и применение углеводов (глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы) в будущей профессиональной деятельности» | 2 | ||
Тема 4.2 Жиры. | Содержание учебного материала: Классификация. Номенклатура. Общая характеристика строения жиров. Физические свойства жиров. Химические свойства. Кислотный и щелочной гидролиз, гидрогенизация жидких жиров. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий - подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме: «Характеристика жиров их применение в профессии» | 2 | ||
Тема 4.3 Белки. | Содержание учебного материала: Строение. Пептидная связь. Пептидная цепь. Первичная и вторичная структура белков. Денатурация белка. Качественные реакции на белки. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий - подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме: «Белки, как продукты питания» | 2 | ||
Тема 4.4 Заключительное занятие. | Лабораторно – практическое занятие : "Качественный анализ органических соединений" | 2 | 2 |
Дифференцированный зачет | |||
Итого всего/ аудиторно: | 72/48 |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
3.1 Требования к минимальному материально – техническому оборудованию.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии. Он же может являться и лабораторным кабинетом для выполнения практических занятий.
Оборудование учебного кабинета:
- Портреты известных ученых в области органической химии.
- Таблицы
- Аптечка.
Технические средства обучения:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Телевизор
- Видеомагнитофон
- Видео- и DVD-фильмы
Оборудование лабораторий и рабочих мест лаборатории:
- Электрическая плитка
- Баня водяная
- Огнетушители, песок
- Термометр химический
- Сетки металлические асбестированные
- Штатив металлический с набором колец и лапок
- Штатив для пробирок
- Спиртовка
- Пробирки
- Воронка лабораторная
- Колба коническая разной емкости
- Палочки стеклянные
- Пипетки
- Стаканы химические разной емкости
- Цилиндры мерные
- Чашка выпарительная
- Бумага фильтровальная
- Вата гигроскопическая
- Держатель для пробирок
- Штатив для пробирок
- Ерши для мойки колб и пробирок
- Карандаши по стеклу
- Ножницы
- Кружки фарфоровые
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Захарова Т.Н. Органическая химия. СПО.- М.: «Академия», 2012 г.
2. Пустовалова Л.М., Органическая химия. СПО.- Ростов на/Д «Феникс», 2005 г.
Дополнительные источники:
- Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян – 3-е изд., перераб – М.: Дрофа, 2007г
- Габриелян О.С. Химия 10класс Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.Н. Теренин; под редакцией В.Н. Теренина. – 7-е изд, перераб. – М.: Дрофа, 2005г
- Ю.М. Ерохин, Химия, Москва, Издательство центр "Академия", 2007 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - составлять и изображать структурные полные и сокращенные формулы органических веществ и соединений; | Выполнение самостоятельной работы по теме по индивидуальным карточкам- заданиям |
- проводить химический анализ органических веществ и оценивать его результаты | Выполнение лабораторно-практических работ. Решение тестовых заданий. |
- классифицировать органические вещества по кислотно – основным свойствам. | Решение тестовых заданий. |
- проводить реакции с органическими веществами в лабораторных условиях; | Выполнение лабораторно-практических работ. |
Знания: - природные источники, способы получения и области применения органических соединений; | Устный опрос Решение тестовых заданий. |
- теоретические основы строения органических веществ, номенклатуру и классификацию органических соединений; | Решение тестовых заданий. Решений задач. |
- характеристики различных классов органических веществ, входящих, в состав сырья и готовой продукции | Устный, письменный опрос Решение тестовых заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...