Рабочая программа( технический профиль) по химии
рабочая программа по химии на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее CПО) для специальностей технического профиля: 15.01.30Слесарь, 09.01.02Наладчик компьютерных систем, 15.01.23Наладчик станков и оборудования в механообработке, 29.01.05 Закройщики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.tekh_.profil1-2_kurs.docx | 74.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Среднего профессионального образования
« Саратовский политехникум »
Утверждаю______________
Директор И.И. Муравцов
Рабочая программа учебной дисциплины образовательного цикла.
«Химия».
Для специальностей:
(технический профиль).
2014 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее CПО) для специальностей технического профиля: 15.01.30Слесарь, 09.01.02Наладчик компьютерных систем, 15.01.23Наладчик станков и оборудования в механообработке, 29.01.05 Закройщики.
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Саратовский политехникум»
Разработчики:
Султанова М.К., заместитель директора по УР, преподаватель
Михайлова И.Е., преподаватель высшей квалификационной категории, почетный работник системы НПО, ______________________________
ГАПОУ СО «Саратовский политехникум»;
Лещева Наталья Юрьевна-преподаватель химии
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| 4-7 |
| 7-20 |
| 21-23 |
| 24-26 |
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Химия».
- 1 Область применения учебной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
15.01.30Слесарь, 09.01.02Наладчик компьютерных систем, 15.01.23Наладчик станков и оборудования в механообработке, 29.01.05 Закройщики.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при всех формах подготовки квалифицированных рабочих по профессиям: образовательными учреждениями профессионального образования на территории РФ, имеющими право на реализацию основной образовательной программы по данной профессии.
1.2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Дисциплина «Химия» входит в состав общеобразовательного цикла. Индекс ФГОС – ОДБ 06.
1.3Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать/ Понимать:
смысл понятий: естественно - научный метод познания, вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, Периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
вклад великих ученых в формирование современной естественно- научной картины мира.
Уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность вещества к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов,
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, охраны окружающей среды;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки 171час в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, самостоятельной работы обучающего 57 часов.
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 |
в том числе: лабораторные занятия, практические занятия | 14 21 |
тестирование | 4 |
семинар | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) Проработка конспекта, доклады, рефераты, решение расчётных и расчётно-экспериментальных задач, кроссворды, творческие задания и др. | 57 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта | 1 |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
1 курс
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение. (1ч.) | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | |
1.Общая и неорганическая химия (56ч.) | ||||
1.1.Основные понятия и законы химии. (5 ч.) | Содержание учебного материала. | 5 | 1 | |
1 | Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. | |||
2 | Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. | 1 | ||
3 | П/р №1. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, количества вещества, массы и объема вещества. | 2 | ||
4 | П/р №2. Расчетные задачи на определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | 2 | ||
5 | П/р №3. Расчетные задачи на определение объемной доли растворенного вещества. | 2 | ||
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома (4 ч.) | Содержание учебного материала. | 4 | ||
1 | Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). | 1 | ||
2 | ЛПЗ №1. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. | 2 | ||
3 | Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 2 | ||
4 | П/р №4. Решение качественных задач: расчет количества протонов, нейтронов в атомах различных химических элементов. | 2 | ||
1.3. Строение вещества (8ч.) | Содержание учебного материала. | 8 | ||
1 | Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. | 2 | ||
2 | Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. | 2 | ||
3 | Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. | 2 | ||
4 | Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. | 2 | ||
5 | Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. | 2 | ||
6 | Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | 2 | ||
7 | ЛПЗ №2. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. | 2 | ||
8 | Тестирование №1. | 2 | ||
1.4.Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация (6ч.) | Содержание учебного материала. | 6 | ||
1 | Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. | 2 | ||
2 | П/р №5. Массовая доля растворенного вещества. | 2 | ||
3 | П/р №6. Приготовление раствора заданной концентрации. | 2 | ||
4 | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы | 2 | ||
5 | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. | 2 | ||
6 | П/р №7. Уравнения электролитической диссоциации. | 2 | ||
1.5. Основные классы неорганических соединений и их свойства (11ч.) | Содержание учебного материала. | 11 | ||
1 | Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. | 2 | ||
2 | Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот. | 2 | ||
3 | ЛПЗ №3. Химические свойства кислот. | 2 | ||
4 | Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. | 2 | ||
5 | Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. | 2 | ||
6 | ЛПЗ №4. Химические свойства оснований. | 2 | ||
7 | Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. | 2 | ||
8 | ЛПЗ №5. Химические свойства солей. | 2 | ||
9 | П/р №8. Гидролиз солей. | 2 | ||
10 | Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | 2 | ||
11 | Тестирование №2. | 2 | ||
1.6.Химические реакции (8ч.) | Содержание учебного материала. | 8 | 2 | |
1 | Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. | 2 | ||
2 | ЛПЗ №6.Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. | 2 | ||
3 | Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. | 2 | ||
4 | П/р №9. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 2 | ||
5 | Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. | 2 | ||
6 | Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. | 2 | ||
7 | Химическое равновесие и способы его смещения. | 2 | ||
8 | П/р №10. Реакции ионного обмена. | 2 | ||
1.7. Металлы и неметаллы.(11ч.) | Содержание учебного материала. | 11 | ||
1 | Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. | 2 | ||
2 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. | 2 | ||
3 | Общие способы получения металлов. | 2 | ||
4 | Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии. | |||
5 | Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. | 2 | ||
6 | Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. | 2 | ||
7 | Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. | 2 | ||
8 | Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 2 | ||
9 | П/р №11. Решение расчетных задач на определение практического и теоретического выхода продукта реакции. | 2 | ||
10 | П/р № 12.Решение экспериментальных задач. | 2 | ||
11 | Генетическая связь неорганических соединений. | 2 | ||
12,13 Тестирование №3. | 2 | 2 | ||
2.Органическая химия. (58 часов) | ||||
2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. (10ч.) | Содержание учебного материала. | 10 | ||
1 | Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. | 2 | ||
2 | Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. | 2 | ||
3 | Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. | 2 | ||
4 | Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 2 | ||
5 | ЛПЗ №7.Изготовление моделей молекул органических веществ. | 2 | ||
6 | Классификация органических соединений. Классификация соединений по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. | 2 | ||
7 | Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. | 2 | ||
8 | П/р №13.Название веществ по международной номенклатуре IUPAC. | |||
9 | Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | 2 | ||
10 | Семинарское занятие: «Органические вещества. Роль органических веществ в жизни человека». | 2 | ||
2.2. Углеводороды и их природные источники. (14ч.) | Содержание учебного материала. | 14 | ||
1 | Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура. Химические свойства алканов: (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | 2 | ||
2 | П/р №14. Составление структурных формул изомеров алканов. | 2 | ||
3 | Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. | 2 | ||
4 | П/р №15. Составление структурных формул изомеров алкенов. | 2 | ||
5 | Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. | 2 | ||
6 | Натуральный и синтетические каучуки. Резина. | 2 | ||
7 | П/р №16. Решение расчетных задач по уравнению химических реакций. | 2 | ||
8 | Алкины. Ацетилен. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкинов. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. | 2 | ||
9 | П/р №17. Составление структурных формул изомеров алкинов. | |||
10 | П/р №18. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения. | 2 | ||
11 | Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. | 2 | ||
12 | Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | 2 | ||
13 | ЛПЗ №8.Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов её переработки. | 2 | ||
14 | Тестирование №4. | 2 | ||
2.3. Кислородсодержащие органические соединения. (23ч.) | Содержание учебного материала. | 23 | ||
1 | Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. | 2 | ||
2 | Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | 2 | ||
3 | Двухатомный спирт. Этиленгликоль. Особенности химических свойств, способы получения, практическое применение. | |||
4 | Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. | 2 | ||
5 | ЛПЗ №9. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). | 2 | ||
6 | Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. | 2 | ||
7 | Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. | 2 | ||
8 | Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. | 2 | ||
9 | Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. | 2 | ||
10 | Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | 2 | ||
11 | ЛПЗ №10. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. | 2 | ||
12 | Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. | 2 | ||
13 | Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. СМС. | 2 | ||
14 | ЛПЗ №11.Доказательства непредельного характера жидкого жира. | 2 | ||
15 | П/р №19. Решение расчетных задач по уравнению химических реакций. | 2 | ||
16 | П/р №20. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения. | 2 | ||
17 | Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). | 2 | ||
18 | Моносахариды. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. | 2 | ||
19 | Дисахариды. Строение и химические свойства. Технологические основы производства сахарозы. | |||
20 | Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. Физические и химические свойства, нахождение в природе и биологическая роль. Применение. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы. | |||
21 | Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза⬄ полисахарид. | 2 | ||
22 | ЛПЗ №12. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). | 2 | ||
23 | ЛПЗ №13. Качественная реакция на крахмал. | 2 | ||
2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. (9ч.) | Содержание учебного материала. | 9 | ||
1 | Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. | 2 | ||
2 | Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). | 2 | ||
3 | Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. | 2 | ||
4 | Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. | 2 | ||
5 | ЛПЗ №14. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжёлых металлов и при нагревании. | 2 | ||
6 | Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. | 2 | ||
7 | Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. | 2 | ||
8 | Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 2 | ||
9 | П/р №21.Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон. | |||
Диф.зачет №1. | 2 | 2 | ||
Всего 114часов | ||||
Самостоятельная работы: 1. Проработка конспекта . 2. Решение задач. 3. Составление кроссвордов, творческих заданий и др. 4.Подготовка докладов, рефератов: 57 часов Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века. Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. Витализм и его крах. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. Современные представления о теории химического строения. Экологические аспекты использования углеводородного сырья. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. Углеводородное топливо, его виды и назначение. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы. Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе. Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества. Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов. Углеводы и их роль в живой природе. Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения. Развитие сахарной промышленности в России. Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности. Метанол: хемофилия и хемофобия. Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика. Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность. Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности. Муравьиная кислота в природе, науке и производстве. История уксуса. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения. Мыла: прошлое, настоящее, будущее. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки. Аммиак и амины – бескислородные основания. Анилиновые красители: история, производство, перспектива. Аминокислоты – амфотерные органические соединения. Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул. Синтетические волокна на аминокислотной основе. «Жизнь это способ существования белковых тел…» Структуры белка и его деструктурирование. Биологические функции белков. Белковая основа иммунитета. СПИД и его профилактика. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы. Химия и биология нуклеиновых кислот. |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- Ознакомленный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.Условия реализации программы дисциплины.
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- аудиторная доска с набором приспособлений для крепления плакатов, таблиц;
- штатив для плакатов, таблиц;
-комплект учебно-наглядных материалов и реактивов, химической посуды по программе дисциплины;
-комплект заданий для текущего и итогового контроля результатов освоения дисциплины.
Технические средство обучения:
-Компьютер;
-Мультимедийный проектор;
-Телевизор;
-Видеоплеер;
-Видеомагнитофон на DVD-носителях.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Для обучающихся
- Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.
- Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
- Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
Для преподавателей
- Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2009.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2009.
- Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
- Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
- Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 20010.
- Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко «Задачи по химии для поступающих в Вузы.» М. «Высшая школа»1993.
- Габриелян О.С. ,Остроумов И.Г. «Химия: Пособие для поступающих в Вузы» М.2005.
Интернет-ресурсы:
- http://him.1 september.ru
- http://chem..msu.su
- http://www.xumuk.ru
- http://moikompas.ru
- http://www.college.ru(chemistry)
- http://schoolchemistry.by.ru
- http://www.rusedu.ru
- http://www.hvsh.ru
- http://cnit.seau.ru(organics)
10.http://www.auk-olymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7html
11.http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
12.http://www.ikt.ru
13.http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
14.http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
15.http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
16.http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен уметь: называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность вещества к различным классам органических соединений; характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений; общие химические свойства основных классов органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, охраны окружающей среды; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации. Знать: понятия : валентность, степень окисления, углеродный скелет, изомерия, изомер, гомология, гомолог, гибридизация, функциональная группа; важнейшие вещества и материалы : природный газ, метан, этилен, ацетилен, пластмассы, каучуки, бензол, метанол и этанол, уксусная кислота, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна; теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова; вклад великих ученых в формирование современной естественно- научной картины мира. | Текущий контроль в форме: самостоятельных работ; лабораторных и практических работ; тематических тестов; химических диктантов; контрольных работ по темам учебной дисциплины. Текущий контроль в форме: самостоятельных работ; лабораторных и практических работ; тематических тестов; химических диктантов; контрольных работ по темам учебной дисциплины. Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ 11 КЛАСС (профиль) на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного ...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины химия ( технический профиль)
Рабочая программа общеобразовательной учебной учебной дисциплины химия ( технический профиль)...
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...
рабочая программа 11 профиль обществознание
Рабочая программа 11 профиль обществознание.Состав УМК: учебник «Обществознание 11 класс: базовый уровень» под ред. Боголю...
Рабочая программа "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей" 2023-2024 уч.гг.
Рабочая программа "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей"...
Рабочая программа Технического модуля «Робототехника»
Рабочая программаТехнического модуля «Робототехника»Для реализации содержания предметной области "Технология"на базе высокооснащённых ресурсных центров.Вариант сетевого взаимодей...
Рабочая программа по общеобразовательной дисциплине "Химия" для специальностей естественнонаучного профиля среднего профессионального образования
ОУД. П.10 изучается как профильная учебная общеобразовательная дисциплина специальности СПО 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» есте...