Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины химия ( технический профиль)
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа общеобразовательной учебной учебной дисциплины химия ( технический профиль)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud.09_himiya_tehnicheskiy_profil.docx | 141.21 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ «УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
13.01.10 (140446.03) Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) |
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) |
09.02.03 Программирование в компьютерных системах |
13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) |
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений |
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта |
Код, профессия,
специальность:
Профиль профессионального образования: технический
Дисциплина: базовая
Урай
2016
ОДОБРЕНА Цикловой методической комиссией ______________________________ Протокол №____ От «____»_________20_____ | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413 с учетом приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 мая 2012 г., рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 06-259), в соответствии с Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины « Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»). |
Председатель ЦМК _____________/________________
Заместитель директора _____________/________________
Составители (авторы): Дюба Нина Михайловна, преподаватель химии БУ «Урайский политехнический колледж» высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
- Характеристика основных видов учебной деятельности
- Контроль и оценка результатов обучения
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 7 июня 2012 года, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 06-259), на основе примерной программы по дисциплине «Химия», рекомендованной ФГАУ ФИРО (протокол №3 от 21 июля 2015 г.).
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристику основных видов учебной деятельности, контроль и оценку результатов обучения.
1.1. Профиль освоения образовательной программы – технический. Уровень освоения дисциплины – базовый.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины обеспечивается отбором профессионального значимого учебного материала по химии и его структурирования на основе межпредметных связей. Особое внимание уделяется темам «Основные понятия и законы химии», «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», « Металлы и неметаллы». Связь дисциплины «Химия» с профессиональными дисциплинами осуществляется при выполнении лабораторных работ и результатов выполнения практических заданий.
Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине включает в себя самостоятельное изучение учебного материала, проведение исследовательской работы, систематизацию учебного материала, оформление лабораторных и практических работ др. Результаты самостоятельной работы представляются в следующих формах: конспекты изученного материала, рефераты, доклады, презентации, сравнительные обобщающие таблицы, структурно-логические схемы, наглядные пособия.
1.2.Общая характеристика учебной дисциплины
Рабочая программа дисциплины «Химия» обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам основного общего образования.
Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращениях, значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятельности человека. Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на усвоение обучающимися основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
В процессе изучения химии у обучающихся развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
При структурировании содержания общеобразовательной учебной дисциплины, осваиваемой в рамках ОПОП СПО на базе основного общего образования, учитывалась объективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий. Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
- процессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими занятиями. Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
1.3. Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Химия» относится к предметной области «Естественные науки» и входит в общеобразовательный учебный цикл как базовая учебная дисциплина.
Дисциплина реализуется в рамках освоения ППКРС 13.01.10 (140446.03) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» , 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» и ППССЗ 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины
1.4.1. Личностные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности.
1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере.
1.4.3. Предметные результаты освоения программы общеобразовательной дисциплины «Химия» отражают:
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить − расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.5. Формы промежуточной аттестации.
Формами контроля освоения рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом являются: дифференцированный зачет во 2 и 4 семестрах в рамках освоения ППКРС, дифференцированный зачет во 2 семестре в рамках освоения ППССЗ.
2.1. СТРУКТУРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов | |
ППКРС | ППССЗ | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 | 78 |
в том числе: | ||
лабораторные работы | - | - |
практические занятия | 20 | 20 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (всего) | 57 | 39 |
2.2.1. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» по программам подготовки ППКРС:
13.01.10 (140446.03) Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
Введение | Введение. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования. | 2 | 1,2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 1 | ||||
Раздел 1. Общая и неорганическая химия | |||||
| Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | ||
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него. | |||||
Лабораторно-практические занятия | - | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 3,5 | ||||
Раздел 1.2. | |||||
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала | ||||
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 8 | 1,2 | |||
Лабораторно-практические занятия | - | - | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 6 | ||||
Раздел 1.3. | |||||
Содержание учебного материала | |||||
1.3. Строение вещества | Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | 8 | 1,2 | ||
Лабораторно-практические занятия Практическая работа №1 Ознакомление со свойствами дисперсных систем | 2 | ||||
Контрольная работа№1 | 2 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 7.5 | ||||
Раздел 1.4. | |||||
1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала | ||||
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. | 6 | 1,2 | |||
Лабораторно-практические занятия Лабораторная работа № 2 Приготовление раствора заданной концентрации | 2 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 7 | ||||
Раздел 1.5. | |||||
Содержание учебного материала | |||||
1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства | Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | 4 | 1,2 | ||
Лабораторно-практические занятия Лабораторная работа №3 Решение задач на массовую долю растворенного вещества Лабораторная работа №4 Испытание растворов кислот индикаторами Лабораторная работа №5 Взаимодействие металлов с кислотами Лабораторная работа №6 Получение и свойства оснований | 8 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 6 | ||||
Раздел 1.6. | |||||
Раздел 1.6. Химические реакции | Содержание учебного материала | ||||
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 5 | 1,2 | |||
Контрольная работа №2. Дифференцированный зачет. | 2 | ||||
Лабораторно-практические занятия Лабораторная работа № 7 Факторы влияющие на скорость химической реакции Лабораторная работа № 8 Получение ,собирание и распознавание газов Лабораторная работа № 9 Решение задач Лабораторная работа № 10 Решение экспериментальных задач | 8 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 2 | ||||
Итого за 1курс | 96 | ||||
Раздел 1.7 | |||||
1.7. Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала | ||||
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы — простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Демонстрации Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с йодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия. Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами. Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.). | 8 | 1,2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 5 | ||||
Раздел 2. Органическая химия | |||||
2.1.Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | ||||
Раздел 2.1. | |||||
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | 8 | 1,2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 4,5 | ||||
2.2. Углеводороды и их природные источники | Раздел 2.2 | ||||
Содержание учебного материала | |||||
Алканы.Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | 12 | 1,2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 3,5 | ||||
Контрольная работа№3 | |||||
2.3.Кислородсодержащие органические соединения | Раздел 2.3 | ||||
Содержание учебного материала | |||||
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Углеводы.Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид. | 10 | 1,2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 6 | ||||
2.4.Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. | Раздел 2.4.Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. | ||||
Содержание учебного материала | |||||
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 10 | 1,2 | |||
Контрольная работа № 4 | 2 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 6 | ||||
Всего | 171 |
2.2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия» по программам подготовки ППССЗ:
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям)
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Введение | Введение. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования. | 1 | 1 | |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия | ||||
| Содержание учебного материала | 5 | 1,2 | |
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него. | ||||
Лабораторно-практические занятия | - | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 4 | |||
Раздел 1.2. | ||||
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала | |||
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 6 | 1,2 | ||
Лабораторно-практические занятия | - | - | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 5 | |||
Раздел 1.3. | ||||
1.3.Строение вещества | Содержание учебного материала | |||
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | 8 | 1,2 | ||
Лабораторно-практические занятия Практическая работа №1 Ознакомление со свойствами дисперсных систем | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 4 | |||
Раздел 1.4. | ||||
1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала | |||
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. | 1 | 1,2 | ||
Лабораторно-практические занятия Лабораторная работа № 2: Приготовление раствора заданной концентрации | 2 | |||
Контрольная работа №1 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 2,5 | |||
Раздел 1.5. | ||||
1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала | |||
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | 4 | 1,2 | ||
Лабораторно-практические занятия Лабораторная работа № 3 Исследование растворов кислот Лабораторная работа № 4 Получение и свойства оснований | 4 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 5 | |||
Раздел 1.6. | ||||
1.6. Химические реакции | Содержание учебного материала | |||
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 4 | 1,2 | ||
Лабораторно-практические занятия Практическая работа № 5 Факторы влияющие на скорость химической реакции | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 1 | |||
Раздел 1.7 | ||||
1.7. Металлы и неметаллы | Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы — простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Демонстрации Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с йодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия. Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами. Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.). | 1 | 1,2 | |
Лабораторно-практические занятия Практическая работа №6 Получение, собирание и распознавание газов Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач | 4 | |||
Контрольная работа№2 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 2,5 | |||
Раздел 2. Органическая химия | ||||
2.1.Основные понятия органической химии и теория строения органических соединениий | Раздел 2.1. | |||
Содержание учебного материала | ||||
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | 5 | 1,2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 3 | |||
2.2. Углеводороды и их природные источники | Раздел 2.2 | |||
Содержание учебного материала | ||||
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | 7 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 4,5 | |||
Лабораторно-практические занятия | - | |||
2.3.Кислородсодержащие органические соединения | Раздел 2.3 | |||
Содержание учебного материала | ||||
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид. | 7 | 1,2 | ||
Лабораторно-практические занятия Практическая работа №8 Химические свойства одноатомных, многоатомных спиртов и карбоновых кислот | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 5 | |||
2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. | Раздел 2.4. | |||
Содержание учебного материала | ||||
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 1 | 1,2 | ||
Лабораторно-практические занятия Практическая работа № 9 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений Практическая работа №10 Изучение свойств пластмасс и волокон | 4 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Решение задач и упражнений | 2,5 | |||
Контрольная работа № 3 | 2 | |||
Дифференцированный зачет | 2 | |||
Всего | 117 |
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете химии.
Оборудование учебного кабинета:
– рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;
– комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);
– наглядные пособия (схемы, таблицы);
– комплект компьютерных презентаций.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением;
– проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основные источники
- Габриелян О.С., Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, – М., 2015
- Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М.,2014
- Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2014.
3.2.2. Дополнительные источники
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2008.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2008.
- Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. –
М., 2005.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2007.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2007.
- Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2009.
3.2.3. Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- www.krugosvet.ru/ универсальная энциклопедия «Кругосвет»/;
- http://scitecIibrary.ru/ научно-техническаябиблиотека/
- www.auditorium.ru/ библиотека института «Открытое общество»/
- http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости
- http://www.it-n.ru/ - сетевое сообщество учителей химии
- http://chemistry-chemists.com/ – «Химия и Химики» - форум журнала (эксперименты по химии, практическая химия, проблемы науки и образования, сборники задач для подготовки к олимпиадам по химии).
3.2.4. Учебно-методический комплекс (систематизированный по компонентам) включает:
- Учебный план
- Рабочую программу
- Календарно-тематический план
- Методические рекомендации к лабораторным работам и практическим занятиям, методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе
- Комплект оценочных средств
- ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Важнейшие химические понятия | Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология. |
Основные законы химии | Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д.И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева. |
Основные теории химии | Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений. |
Важнейшие вещества и материалы | Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс. |
Химический язык и символика | Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. |
Химические реакции | Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов. |
Химический эксперимент | Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента. |
Химическая информация | Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. |
Расчеты по химическим формулам и уравнениям | Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям. |
Профильное и профессионально значимое содержание | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников. |
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины включает результаты текущего контроля и промежуточной аттестации (по всем семестрам), включая оценку лабораторных и практических занятий, тестирования, заданий для внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований).
Результаты освоения учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины |
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; | Текущий контроль Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения программы дисциплины при:
Промежуточная аттестация Оценка при проведении промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. |
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; | |
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; | |
сформированность умения давать количественные оценки и производить − расчеты по химическим формулам и уравнениям; | |
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; | |
сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД .02 иностранный язык (немецкий) для профессии социально – экономического профиля: 43.01.02 Парикмахер
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОУД.02. «Иностранный язык» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и Приме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины МАТЕМАТИКА для специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
Математика входит в цикл общеобразовательных дисциплин (ООД) среднего (полного) общего образования. Изучение дисциплины направлено на формирование общих компетенций согласно ФГОС по специальности 15.0...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отрасл...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортаДля преподавателей русского языка...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.05 Физическая культура по специальностям среднего профессионального образования: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов автомобилей
Профильная направленность дисциплины реализуется за счет выполнения обучающимися практических и самостоятельных работ профессионально направленного содержания....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 «Обществознание» Специальность: 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Данная модифицированная рабочая программа по обществознанию может быть использованна преподавателями СПО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 «История» 23.02.06 «Специальность: «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Данная модифицированная рабочая программа по обществознанию может быть использованна преподавателями СПО....