урок "Нефть." Презентация к уроку
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Урок "Нефть" является основным в теме Природные источники углеводородов. Урок-конференция. Учащиеся знакомятся стеориями происхождения нефти, способами переработки ее. Прямая перегонка нефти-разделение нефти на фракции. Крекинг- расщепление нефтепродуктов на углеводороды, составляющие бензин. На данном уроке показано, что нефть являетя не только топливом , но исырьем органического синтеза. Уделяется внимание экологии.Данный урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 15»
НЕФТЬ.
СПОСОБЫ ПЕРЕРАБОТКИ.
НЕФТЕПРОДУКТЫ.
Учитель химии МБОУ «СОШ № 15»
Ляхова Светлана Тимофеевна
Г. Братск 2012г.
Девиз урока
Узнать можно лишь тогда, когда учишься,
Дойти можно лишь тогда, когда идешь.
(Вьетнамская пословица)
Цели урока:
- Обучающие:
- Познакомить учащихся с природным источником углеводородов – нефтью, ее составом, свойствами, способами переработки.
- Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей и переработкой нефти.
- Развивающие:
- Создать условия для становления навыков самостоятельной и коллективной работы.
- Осуществлять формирование общекультурных навыков владения культурой мышления и способности формировать понятия и суждения.
- Воспитательные:
- Формировать умение видеть перспективы развития и основные подходы к решению проблем современности.
- Формировать гуманное отношение к биосфере в целом и человечеству в частности.
Задачи урока:
- Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.
- Создать условия для целостного осмысления и обобщения информации учащимися.
- Сформировать у каждого учащегося собственное отношение к изучаемому материалу.
Оборудование:
- Пробирки с нефтью, вода, стаканы, коллекция «Нефть. Продукты переработки»
- Презентация.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества был каменный и железный век. Как знать, может быть, историки назовут наш век нефтяным или пластмассовым.
Нефть – титулованное полезное ископаемое. Ее величают и «королевой энергетики», и «царицей плодородия», а ее королевский сан в органической химии – «черное золото».
Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию.
И еще одно направление – микробиологическая переработка нефти на белок. Нашлись бактерии, которые хорошо живут на нефти, потребляя ее в пищу. Нефть исчезает, а бактерии растут. Постепенно образуется масса клеток бактерий, в основном – это белок. И, по всем данным хороший кормовой белок. Не изменит ли это баланс путей переработки нефти? Не изменит ли это структуру сельского хозяйства?
И так, сегодня на уроке мы говорим о нефти.
У вас на столах листочки с текстом:
ЧТО ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТОМ?
Прочтите текст и сделайте пометки
+ - знаю, ? - не знаю, не уверен, хочу узнать.
1. Нефть - основной источник углеводородного сырья.
2. Нефть - сложная смесь - алканов, циклоалканов, ароматических углеводородов.
3.Чтобы разделить нефть на фракции ее подвергают перегонке.
4. При прямой перегонке нефти - бензин получается некачественный и небольшое количество.
5. Крекинг- вторичная переработка нефтепродуктов.
6. Крекинг-процесс разложения углеводородов нефти.
7. Крекинг - бензин более качественный.
8. Что означают марки бензина - А-92, А-80, А-96 ?
9. Нефть не только сырье топливной промышленности, но и сырье для органического синтеза.
10. 1литр разлитой нефти загрязняет 40 тысяч литров морской воды.
Поднимите руки те, у которых поставлены вопросы.
Внимательно работаем на уроке, делая записи в тетради, чтобы убрать эти вопросы.
С одной стороны, нефть – эффективное топливо, с другой – из нее можно получить много ценных продуктов.
В рамках нашего урока мы постараемся высказать свое видение, свое отношение к данной проблеме. Возможно в дальнейшем, вы в своей практической деятельности сможете предложить пути решения данной проблемы. Для этого необходимо выявить более узкие вопросы, касающиеся данной темы, осветить и разобрать их.
Сегодня мне помогает группа учащихся 10 класса.
Стадия осмысления.
Нефть – как источник углеводородов.
- Исторические сведения.
Нефть известна очень давно. Археологи установили, что ее добывали и использовали уже за 5 тысяч лет до н.э. Наиболее древние промыслы известны на берегах Евфрата, в Керчи, в китайской провинции Сычуань. Происхождение самого слова «нефть» следует искать в языках народов Малой Азии, «набата» - просачиваться. Упоминание о нефти, так же встречается во многих рукописных книгах. В библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мертвого моря (СЛАЙД).
- Теории происхождения нефти.
Их три: минеральная, органическая, космическая.
Минеральная теория. Первым высказал эту теорию А. Гумбольдт. Опыты ученых 1860 – 1870 годов по неорганическому синтезу углеводородов послужили основой для развития этой теории. В 1867 году Д.И. Менделеев сформулировал гипотезу минерального происхождения нефти, согласно которой нефть образуется на больших глубинах при высокой температуре при взаимодействии воды с корбидами металлов:
2FeC + 3H2O = Fe2O3 + C2H6
В первой половине 20 века интерес к гипотезе минерального происхождения нефти угас.
Органическая теория. Основы этой теории были положены М.В. Ломоносовым в середине 18 века. Биогенной теории придерживались академики В.И. Вернадский и И.М. Губкин. Нефть образовалась из остатков наземной растительности, которые сносились в водоемы. Один из доводов в пользу этой теории – наличие в составе нефти спор и пыльцы растений, азотсодержащих соединений, ведущих свое происхождение из хлорофила растений и гемоглобина животных.
Космическая теория. В 1892 году М.А. Соколовым была выдвинута гипотеза космического происхождения нефти. Суть ее сводилась к минеральному синтезу углеводородов из простых веществ, но на первоначальной, космической стадии формирования Земли. В основе этой гипотезы были данные о наличии углерода и водорода в хвостах комет и углеводородов в метеорита.
Но «ко времени, когда из Земли будет извлечен последний баррель нефти, еще не будут создана гипотеза ее образования» С. Пауэрс (геолог).
Нефть – одно из достояний Земли, но до сих пор так и нет ни одной правильной версии о ее происхождении.
- Состав нефти.
В химическом отношении нефть сложная смесь углеводородов и углеродистых соединений. Она состоит из следующих элементов (СЛАЙД).
C – 83-87%
H – 12-14%
O, N, S – 1-2%
Углеводороды
Алканы Циклоалканы Ароматические
70%
Неуглеводороды + H2O 1%
Сера Азот Кислород Водород
29%
- Физические свойства (СЛАЙД)
На столах учащихся пробирки с нефтью.
а) рассмотрите пробирку с нефтью, определите цвет, запах, физическое состояние
б) поместите несколько нефти капель в воду, что наблюдаете?
- Добыча нефти.
Добывают нефть посредством скважин, фонтанным способом. Этот способ применяется с 60-ых годов 19 века. В пластах нефть находится под давлением и вытесняется на поверхность, но постепенно давление выравнивается, и тогда его создают искусственно. Бурят 2 скважины – в одну пускают газ под определенным напором, через другую скважину вытесняется нефть.
- Основные месторождения (СЛАЙД)
В мире открыто более 27 тысяч нефтяных месторождений. Анализируя распределение мировых ресурсов приходим к выводу, что исключительная роль приходится на юго-западную Азию, а именно 2/3 мировых ресурсов нефти залегают в странах Персидского залива (СА, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран). В России около 2/3 нефти добывается в Тюменской области, около 1/4 нефти в Волго-Уральском районе. На все остальные районы приходится лишь 7/8 общероссийской нефти. На территории Иркутской области расположены Верхнечонское месторождение, Савостьяновское нефтяное месторождение. На сегодня Восточная Сибирь по величине прогнозных ресурсов нефти и газа относится к числу наиболее благоприятных геологических объектов в материковой части России. Общая оценка прогнозных извлекаемых ресурсов углеводородов в пределах Иркутской области составляет по нефти 2050 млн. тонн.
Велико значение строящегося нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Нефтепровод ВСТО способствует освоению территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это строительство стимулирует поиск новых и ввод в эксплуатацию существующих нефтяных месторождений.
- Способы переработки нефти
- Физический способ (первичная переработка нефти)
- Химический способ (вторичная переработка, перерабатывается не сама нефть, а фракции, полученные в процессе первичной переработки нефти)
Физический способ.
Историческая справка (СЛАЙД)
Впервые создали устройство для перегонки нефти братья Дубинины. С 1823 года они стали вывозить фотоген (керосин) многими тысячами пудов из Моздока внутрь России. Завод был прост: котел в печке, из котла идет труба через бочку с водой в пустую бочку. Бочка с водой – холодильник, пустая – приемник для керосина. Из 30 ведер нефти получали 16 ведер керосина.
Современная перерабатывающая установка.
Состоит из трубчатой печи и ректификационной колонны (СЛАЙД). По трубопроводу в печь подается нефть, где она нагревается до температуры 3200-3500 и в виде смеси жидкости и паров поступает в колонну. Внутри колонна имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну через отверстия, поднимаются вверх постепенно, охлаждаются и сжижаются. Менее летучие остаются на первых тарелках, более летучие поднимаются вверх. При этом выделяют следующие фракции (классу заполнить таблицу). Учебник стр. _______
Фракции нефти | Состав фракций | Температурный интервал | Применение |
Остаток после перегонки – мазут, тоже подвергают вакуумной переработке (при пониженном давлении) и получают солярные масла, смазочные масла, оставшаяся часть – гудрон.
Недостаток перегонки – малый выход бензина (20%).
Химический способ.
Крекинг нефтепродуктов (выход бензина до 70%) (СЛАЙД, видеофильм)
Данный способ изобретен русским инженером В.Г. Шуховым в 1891 году. В России стал осуществляться только после Великой Октябрьской революции. Цель – получение бензинов, непредельных углеводородов. Сырье – соляровые фракции. Процесс крекинга заключается в расщеплении молекул углеводорода с длинной углеродной цепью на более короткие под действием температуры
C16H34 C8H18 + C8H16
Гексадекан октан октен
C8H18 C4H10 + C4H8
Октан бутан бутен
C4H10 C2H6 + C2H4
Бутан этан этен
При термическом крекинге образуется много микромолекул, которые можно использовать для получения спиртов, карбоновых кислот, ВМС. Бензин получается низкого качества.
Каталитический крекинг происходит в присутствии катализатора. Наряду с реакциями расщепления идут реакции изомеризации, образуется разветвленные углеводороды. Непредельных углеводородов нет, поэтому бензин более устойчив, качество высокое. Получают авиационный бензин.
Для улучшения качества бензина проводят:
Пиролиз – разложение нефтепродуктов при температуре 7000. Получают этилен, ацетилен.
Риформинг – процесс ароматизации бензина (получают ароматические углеводороды). СЛАЙД
- Характеристика бензина. (СЛАЙД)
Октановое число. Детонационная стойкость бензина.
- «Нефть – не топливо. Топить можно и ассигнациями» Д.И. Менделеев.
Изучая природные богатства России, Д.И. Менделеев в первые указал на необходимость использования нефти в качестве химического сырья, не топлива (СЛАЙД).
Анилин | Нафталин | Растворители |
Мыло | Толуол | |
Каучук | Бензол | |
Волокна | Нефть | Парафин |
Этиловый спирт | Лаки | |
Полиэтилен | Лечебные мази | |
Полипропилен |
Между нефтью – топливом, и нефтью – химическим сырьем идет борьба. Продукты переработки нефти широко используются, но они создают большие экологические проблемы.
- Экологические проблемы (СЛАЙД) «Нефтяная чума» (Сообщение)
- Заключительный этап. Рефлексия. Составление Синквейна.
Нефть
Маслянистая, темная
Горит, растекается, разлагается
Нефть – топливо и сырье для синтеза
Богатство страны
Домашняя работа:
- Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
- Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.
Анализ урока «Состав и переработка нефти. Нефтепродукты»
Данный урок второй в теме «Природные источники углеводородов». При изучении данного вопроса мною были поставлены следующие цели
1. Обучающие:
- Познакомить учащихся с природным источником углеводородов – нефтью, ее составом, свойствами, способами переработки.
- Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей и переработкой нефти.
2. Развивающие:
- Создать условия для становления навыков самостоятельной и коллективной работы.
- Осуществлять формирование общекультурных навыков владения культурой мышления и способности формировать понятия и суждения.
3. Воспитательные:
- Формировать умение видеть перспективы развития и основные подходы к решению проблем современности.
- Формировать гуманное отношение к биосфере в целом и человечеству в частности.
В ходе урока использованы слайды презентации и видеофильм «Каталитический крекинг», что способствовало наличию наглядности при работе с темой. При рассмотрении вопросов экологии использовались материалы интернета. Учащиеся самостоятельно подготовили презентацию, включили в нее фрагмент школьного фильма.
Структура урока соответствует ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия.
На стадии вызова прозвучало сообщение о получении комового белка на базе нефти и предложено 10 вопросов, которые проанализированы учащимися с помощью знаков. На стадии осмысления ребята получают информацию через сообщения учащихся, презентацию, самостоятельное заполнение таблицы с помощью учебника о фракциях нефти, полученных прямой перегонкой. Составляются кластеры – графическое оформление способов переработки нефти и продуктов органического синтеза на основе нефтехимии. На стадии размышления (рефлексии) проведен анализ изучения материала с помощью приема «Синквейн».
Краткий план урока
- Вызов. Вступительное слово учителя; работа с таблицей: знаю + , ? – не знаю, хочу узнать.
- Осмысление. Нефть источник углеводородов. Способы переработки.
- Исторические сведения
- Теория происхождения нефти
- Состав нефти; л/о физические свойства нефти.
- Добыча нефти – фонтанный способ.
- Основные месторождения нефти.
- Способы переработки нефти.
- Физический
- Историческая справка;
- Прямая перегонка
- Работа учащихся с таблицей и учебником
- Химический
- Крекинг термический
- Каталитический
- Бензин. Октановая шкала. Детонация.
- Нефть – не топливо. Создание кластера.
- Экологические проблемы.
- Рефлексия. Составление «Синквейна»
- Заключительное слово учителя.
- Домашнее задание на карточках.
Литература:
1. Г.Е.Рудзитис Ф.Г. Фельдман Химия учебник 10кл. изд Просвещение,2012г.
2. А.С.Егоров Репетитор по химии Ростов н/Д: Феникс,2011г..
3 А.Ю.Стахеев Вся химия в 50 таблицах МИРОС Москва 2005г
4 И.В.Маркина Современный урок химии Ярославль Академия развития 2008г
5 Э.С. Григорьева Использование технологии критического мышления
на уроках химии . Интернет ресурсы
6 http://www.chem.km.ru- мир химии ( образовательный сайт)
Продукты прямой перегонки нефти
Фракции нефти | Состав фракций | Температурный интервал | Применение |
ЧТО ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ ОБ ЭТОМ?
Прочтите текст и сделайте пометки
+ - знаю, ? - не знаю, не уверен, хочу узнать.
1. Нефть - основной источник углеводородного сырья.
2. Нефть - сложная смесь - алканов, циклоалканов, ароматических углеводородов.
3.Чтобы разделить нефть на фракции ее подвергают перегонке.
4. При прямой перегонке нефти - бензин получается некачественный и небольшое количество.
5. Крекинг- вторичная переработка нефтепродуктов.
6. Крекинг-процесс разложения углеводородов нефти.
7. Крекинг - бензин более качественный.
8. Что означают марки бензина - А-92, А-80, А-96 ?
9. Нефть не только сырье топливной промышленности, но и сырье для органического синтеза.
10. 1литр разлитой нефти загрязняет 40 тысяч литров морской воды.
Домашняя работа:
- Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
- Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.
Домашняя работа:
- Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
- Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.
Домашняя работа:
- Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
- Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.
Домашняя работа:
- Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
- Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.
Домашняя работа:
- Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
- Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.
Домашняя работа:
- Задача: найти формулу углеводорода, если массовая доля в нем углерода 92,3%, водорода 7,7%, плотность газа по водороду равна 39.
- Найти объем воздуха, который потребуется для сжигания 1 моль бензина состава С7Н16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация к уроку по физкультуре по теме: Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Физические качества" для учащихся 5-9 классов
В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств....
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"
Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)
Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...