«Получение и применение предельных одноатомных спиртов»
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Хабибярова Ания Адгамовна

Урок по теме «Способы получения и применение спиртов» является вторым уроком по теме « Кислородосодержащие соединения. Спирты».

Цель урока  – познакомить обучающихся со способами получения и применения спиртов.

По форме: урок –исследование, по типу –комбинированный.

Способы работы: беседа, рассказ, самостоятельная работа, практическая работа.

Методы используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт),  контроля (устный опрос)

Оборудование урока: химическое оборудование, учебник, презентация, проектор, компьютер, инструктивные карточки.

Оборудование на столах обучающихся: водный раствор яичного белка, этанол, раствор азотной кислоты, пробирки, штатив для пробирок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_primen_spirtov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Урок по теме:                                         10 класс

«Получение и применение

предельных одноатомных спиртов»

Хабибярова А.А., учитель химии

Цель урока: познакомить со способами получения и применения спиртов.

Задачи:

1. Обучающие:

- изучить способы получения спиртов и области их применения;

- углубить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.

2.  Развивающие: 

- развитие   умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке,    

-  навык взаимного сотрудничества при работе в паре;

-  навык рефлексии;

-  логико-смыслового мышления.

3.  Воспитательные:

- расширить кругозор учащихся,

- содействовать формированию научного мировоззрения,

- интереса к химии

- формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению.

Способы работы: беседа, рассказ, самостоятельная работа, практическая работа.

Методы используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт),  контроля (устный опрос).

Средства обучения:  химическое оборудование,  учебник, презентация, проектор, компьютеры.

Оборудование на столах учащихся: водный раствор яичного белка, азотная кислота, этанол, вода, пробирки, штатив для пробирок.

  Тип урока:  комбинированный.

Форма урока: урок – исследование.

 

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

  Фронтальный опрос (по цепочке).

Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал.

 - какие соединения называют кислородосодержащими?

- перечислить кислородосодержащие группы (-ОН гидроксильная, -СООН карбоксильная, -С=О карбонильная).

- по числу гидроксильных групп на какие группы делятся спирты? (одноатомные, многоатомные).

- по характеру углеводородного радикала? (предельные, непредельные, ароматические)

- по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа (первичные, вторичные, третичные). Четвертичных не бывает, так как атом углерода связан с 4мя другими атомами углерода, поэтому на связь с – ОН нет больше валентности.

  1. Мотивация.

 Учитель: что вы знаете о спиртах? Какими способами получают, и где применяют спирты?

Из материала сегодняшнего урока вы найдете ответы на эти вопросы.

Знать: 

- способы получения,

- области применения,

- вредное воздействие этанола на организм человека.

Уметь: 

- составлять уравнения химических реакций,

     - опытным путём определять негативное воздействие этанола на организм человека,

    - делать выводы.

 И так, запишите число и тему нашего урока. Сейчас вместе с вами сформулируем цель урока: познакомиться со способами получения и применения спиртов.

 

  1.   Изучение нового материала

3.1.   Учитель: В природе спирты в чистом виде встречаются очень редко, в основном в виде производных – сложные эфиры.

Хотя спирты можно рассматривать как производные углеводородов, получить их непосредственным окислением алканов очень трудно.

Поэтому вначале из предельного углеводорода получают

галогенопроизводное, затем гидролизом получают спирт.

Рассмотрим схему превращений: СnH2n+2  ---- СnH2n+1 Hal ----  СnH2n+1 OH.

Эта схема указывает на генетическую связь между углеводородами и спиртами.

А сейчас рассмотрим на примере уравнений реакций:

C2H6 + Cl2 = C2H5Cl + HCl

C2H5Cl + NaOH  -HO -- C2H5OH + NaCl + Н2О

Однако на практике этот способ не применяется.

      Учитель: А сейчас рассмотрим основные способы получения спиртов. 

      Цель: познакомиться  с этими способами получения.

1.    Гидратация алкенов – присоединение воды по пи-связи молекулы алкена.

          СН2 = СН2 + Н2О ----- C2H5OH , такой спирт называется синтетическим.

  1. Метанол – древесный спирт – указывает на способ его получения – сухая перегонка древесины.
  2. В промышленности получают при взаимодействии водорода с угарным газом при повышенной температуре, давлении и в присутствии катализатора.

                  СО + 2Н2 -------- СН3 –ОН

  1. Брожение пищевого сырья (зерновых культур, картофеля, ягод, отходов сахарного производства).

 

                        C6H12О6 --------- 2 C2H5OH + 2 СО2 

Спирт, полученный таким способом, называют пищевым или винным.

3.2.  Применение спиртов.

Учитель: переходим к сфере применения спиртов.

Цель: выявить области применения спиртов на примере этанола.

Вам предстоит самостоятельно выявить области применения спиртов на примере этанола.  Выпишите, пожалуйста, в тетради области применения этанола используя схему №7 на стр.153 учебника.

 

Учитель: Применение этанола обширно. Он используется в производстве:

( учащиеся перечисляют):

- синтетического каучука,

- лекарственных препаратов,

- как растворитель,

- лаки, краски, парфюмерные средства,

- в  медицине – как дезинфицирующее средство ( так как убивает все микробы),

-  для приготовления алкогольных напитков.

 Остановимся на последнем пункте.

   Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, и немало случаев их использования. Все они отличаются по силе и воздействию на организм человека. Но среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный яд, который человек употребляет в ущерб своему здоровью – это этиловый спирт.

    Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями.

Статистика:

     Учитель: А сейчас, ребята, у вас есть возможность почувствовать себя в  роли исследователя, и на практике узнать о процессах разрушения белков в организме под влиянием этанола.

   

  1. Практическая работа:«Влияние этанола на молекулы белков».

Учитель: Проведем небольшое исследование. Вы должны проверить опытным путем влияние этанола на молекулы белков.

Работа будет проходить   в парах. Перед тем, как приступить к эксперименту, необходимо повторить Правила техники безопасности при проведении практических работ.

 

Инструктивная карта № 1.

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания.

Клеточные катализаторы называют ферментами. Каталитическая активность ферментов исключительно велика. Они ускоряют реакции в десятки, сотни миллионов раз. По химической структуре ферменты – белки.

Почти каждая химическая реакция в клетке катализируется особым ферментом.

Цель эксперимента:

Выявить последствия воздействия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетке.

Ход эксперимента:

 Добавьте   в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый  спирт, 3 пробирка –азотную  кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

 

Инструктивная карта № 2.

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания.

 В состав эритроцитов входит белковое вещество гемоглобин, которое определяет красный цвет крови. Поэтому эритроциты называют красными кровяными клетками. Гемоглобин состоит из двух частей: белковой – глобина и железосодержащей – гемма.

Цель эксперимента:

Выявить причину разрушения молекулами спирта красных кровяных клеток и последствия этого процесса.

Ход эксперимента:

 Добавьте по отдельности  в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый  спирт, 3 пробирка –азотную  кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Инструктивная карта № 3.

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания.

 Бактерии имею очень малые размеры и различную форму. Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и капсулой. Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана. Плазматическая мембрана состоит из липидов и белков.

Бактериальная клетка содержит богатый набор ферментов и биологически активных веществ.

Цель эксперимента:

Объяснить, почему спирт обладает дезинфицирующими свойствами ( вызывает гибель бактериальных клеток)

Ход эксперимента:

 Добавьте по отдельности  в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый  спирт, 3 пробирка –азотную  кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Учитель: Ребята, давайте подведем итог по практической частью нашего урока:

- как влияет этанол на ферменты клетки?

- что происходит с эритроцитами под влиянием этанола?

- как влияет этанол на живые клетки?

Вывод: этиловый спирт вызывает гибель  белковых молекул. Опасен для живого организма.

  1. Сведения из области медицины.

Цель: расширить кругозор учащихся по данной теме.

Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, молекулы спирта поступают в желудочно –кишечный тракт. В отличие от других многих веществ спирт быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая клеточные мембраны, через час достигает максимальной концентрации в крови. Быстро всосавшись в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма.

Учеными установлено, что нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении 100 грамм пива погибает около 3000 клеток головного мозга, 100 грамм вина -5000 клеток, 100 грамм водки -7500, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.

В одной бутылке пива содержится 100 грамм водки.

Учитель: а теперь, предлагаю  посмотреть небольшой видеоролик и слайды презентации о вредном воздействии этилового спирта на организм человека.

Вывод:

- этанол незаменим в медицине, т.к. обладает множеством полезных свойств.

- частое потребление этанола может вызвать алкогольную зависимость.

-  при злоупотреблении человек может нанести непоправимый вред          своему организму, т.к. этанол оказывает негативное влияние на все системы органов.

Знать: 

- способы получения,

- области применения,

- вредное воздействие этанола на организм человека.

Уметь: 

- составлять уравнения химических реакций,

     - опытным путём определять негативное воздействие этанола на организм человека,

    - делать выводы.

  1. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель: а теперь, для закрепления изученного материала, выполним следующее задание.

Работая индивидуально, выполните одно задание (по выбору).

* - задание на «3».

Закончите уравнение реакции.

СН2 = СН2 + Н2О =               - первый вариант

СО + 2Н2 =                            - второй  вариант

                                           

 ** -задание на «4»

 Закончите следующие уравнения реакций:

C2H6 + Cl2 =

C2H5Cl + NaOH  -HO --

*** - задание на «5»

 Осуществите следующее превращение для соединения с тремя атомами углерода.

 СnH2n+2  ---- СnH2n+1 Hal ----  СnH2n+1 OH.

 Выставление оценок.

Домашнее задание: Сочинение – рассуждение «Спирт: друг или враг?»

Ребята, дайте оценку своей деятельности на уроке.

  1. Рефлексия

  • Усвоил(а) ли ты материал урока?
  • Что этому способствовало?
  • Было ли тебе интересно?
  • Сумел(а) ли ты получить новые знания?
  • Ты сумел(а) показать свои знания?

        Спасибо за урок !

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кислородсодержащие органические соединения. Предельные одноатомные спирты.

В разработке представлены материалы для урока химии в 10 классе при изучении темы "Кислородсодержащие органические соединения. Предельные одноатомные спирты": ключевые моменты, используемые фо...

Предельные одноатомные спирты

Учебная презентация к уроку: функциональная группа, изомерия, свойства и получение спиртов....

Одноатомные спирты. Химические свойства (план урока)

Урок по теме: "Химические свойства одноатомных спиртов"...

презентация по химии по теме "Предельные одноатомные спирты"

данную презентацию можно использовать на уроках химии в 9 и 10 классе при изучении темы "Предельные одноатомные спирты"...

Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей № 47"г. Саратов. Подготовка ЕГЭ.. Химические свойства предельных одноатомных спиртов ( конспект лекции для учащихся )

Подготовка к ЕГЭ.Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Учащиеся воспользовшись предложенным конспектом смогут ответить на следующие вопросы:1. Какие типы химических реакций  будут х...

Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм

Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм...