«Получение и применение предельных одноатомных спиртов»
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Урок по теме «Способы получения и применение спиртов» является вторым уроком по теме « Кислородосодержащие соединения. Спирты».
Цель урока – познакомить обучающихся со способами получения и применения спиртов.
По форме: урок –исследование, по типу –комбинированный.
Способы работы: беседа, рассказ, самостоятельная работа, практическая работа.
Методы используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт), контроля (устный опрос)
Оборудование урока: химическое оборудование, учебник, презентация, проектор, компьютер, инструктивные карточки.
Оборудование на столах обучающихся: водный раствор яичного белка, этанол, раствор азотной кислоты, пробирки, штатив для пробирок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_primen_spirtov.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: 10 класс
«Получение и применение
предельных одноатомных спиртов»
Хабибярова А.А., учитель химии
Цель урока: познакомить со способами получения и применения спиртов.
Задачи:
1. Обучающие:
- изучить способы получения спиртов и области их применения;
- углубить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.
2. Развивающие:
- развитие умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке,
- навык взаимного сотрудничества при работе в паре;
- навык рефлексии;
- логико-смыслового мышления.
3. Воспитательные:
- расширить кругозор учащихся,
- содействовать формированию научного мировоззрения,
- интереса к химии
- формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению.
Способы работы: беседа, рассказ, самостоятельная работа, практическая работа.
Методы используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт), контроля (устный опрос).
Средства обучения: химическое оборудование, учебник, презентация, проектор, компьютеры.
Оборудование на столах учащихся: водный раствор яичного белка, азотная кислота, этанол, вода, пробирки, штатив для пробирок.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок – исследование.
Ход урока
- Актуализация знаний.
Фронтальный опрос (по цепочке).
Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал.
- какие соединения называют кислородосодержащими?
- перечислить кислородосодержащие группы (-ОН гидроксильная, -СООН карбоксильная, -С=О карбонильная).
- по числу гидроксильных групп на какие группы делятся спирты? (одноатомные, многоатомные).
- по характеру углеводородного радикала? (предельные, непредельные, ароматические)
- по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа (первичные, вторичные, третичные). Четвертичных не бывает, так как атом углерода связан с 4мя другими атомами углерода, поэтому на связь с – ОН нет больше валентности.
- Мотивация.
Учитель: что вы знаете о спиртах? Какими способами получают, и где применяют спирты?
Из материала сегодняшнего урока вы найдете ответы на эти вопросы.
Знать:
- способы получения,
- области применения,
- вредное воздействие этанола на организм человека.
Уметь:
- составлять уравнения химических реакций,
- опытным путём определять негативное воздействие этанола на организм человека,
- делать выводы.
И так, запишите число и тему нашего урока. Сейчас вместе с вами сформулируем цель урока: познакомиться со способами получения и применения спиртов.
- Изучение нового материала
3.1. Учитель: В природе спирты в чистом виде встречаются очень редко, в основном в виде производных – сложные эфиры.
Хотя спирты можно рассматривать как производные углеводородов, получить их непосредственным окислением алканов очень трудно.
Поэтому вначале из предельного углеводорода получают
галогенопроизводное, затем гидролизом получают спирт.
Рассмотрим схему превращений: СnH2n+2 ---- СnH2n+1 Hal ---- СnH2n+1 OH.
Эта схема указывает на генетическую связь между углеводородами и спиртами.
А сейчас рассмотрим на примере уравнений реакций:
C2H6 + Cl2 = C2H5Cl + HCl
C2H5Cl + NaOH -HO -- C2H5OH + NaCl + Н2О
Однако на практике этот способ не применяется.
Учитель: А сейчас рассмотрим основные способы получения спиртов.
Цель: познакомиться с этими способами получения.
1. Гидратация алкенов – присоединение воды по пи-связи молекулы алкена.
СН2 = СН2 + Н2О ----- C2H5OH , такой спирт называется синтетическим.
- Метанол – древесный спирт – указывает на способ его получения – сухая перегонка древесины.
- В промышленности получают при взаимодействии водорода с угарным газом при повышенной температуре, давлении и в присутствии катализатора.
СО + 2Н2 -------- СН3 –ОН
- Брожение пищевого сырья (зерновых культур, картофеля, ягод, отходов сахарного производства).
C6H12О6 --------- 2 C2H5OH + 2 СО2
Спирт, полученный таким способом, называют пищевым или винным.
3.2. Применение спиртов.
Учитель: переходим к сфере применения спиртов.
Цель: выявить области применения спиртов на примере этанола.
Вам предстоит самостоятельно выявить области применения спиртов на примере этанола. Выпишите, пожалуйста, в тетради области применения этанола используя схему №7 на стр.153 учебника.
Учитель: Применение этанола обширно. Он используется в производстве:
( учащиеся перечисляют):
- синтетического каучука,
- лекарственных препаратов,
- как растворитель,
- лаки, краски, парфюмерные средства,
- в медицине – как дезинфицирующее средство ( так как убивает все микробы),
- для приготовления алкогольных напитков.
Остановимся на последнем пункте.
Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, и немало случаев их использования. Все они отличаются по силе и воздействию на организм человека. Но среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный яд, который человек употребляет в ущерб своему здоровью – это этиловый спирт.
Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями.
Статистика:
Учитель: А сейчас, ребята, у вас есть возможность почувствовать себя в роли исследователя, и на практике узнать о процессах разрушения белков в организме под влиянием этанола.
- Практическая работа:«Влияние этанола на молекулы белков».
Учитель: Проведем небольшое исследование. Вы должны проверить опытным путем влияние этанола на молекулы белков.
Работа будет проходить в парах. Перед тем, как приступить к эксперименту, необходимо повторить Правила техники безопасности при проведении практических работ.
Инструктивная карта № 1. Влияние этанола на молекулы белков. Опорные знания. Клеточные катализаторы называют ферментами. Каталитическая активность ферментов исключительно велика. Они ускоряют реакции в десятки, сотни миллионов раз. По химической структуре ферменты – белки. Почти каждая химическая реакция в клетке катализируется особым ферментом. | Цель эксперимента: Выявить последствия воздействия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетке. Ход эксперимента: Добавьте в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый спирт, 3 пробирка –азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс? |
Инструктивная карта № 2. Влияние этанола на молекулы белков. Опорные знания. В состав эритроцитов входит белковое вещество гемоглобин, которое определяет красный цвет крови. Поэтому эритроциты называют красными кровяными клетками. Гемоглобин состоит из двух частей: белковой – глобина и железосодержащей – гемма. | Цель эксперимента: Выявить причину разрушения молекулами спирта красных кровяных клеток и последствия этого процесса. Ход эксперимента: Добавьте по отдельности в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый спирт, 3 пробирка –азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс? |
Инструктивная карта № 3. Влияние этанола на молекулы белков. Опорные знания. Бактерии имею очень малые размеры и различную форму. Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и капсулой. Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана. Плазматическая мембрана состоит из липидов и белков. Бактериальная клетка содержит богатый набор ферментов и биологически активных веществ. | Цель эксперимента: Объяснить, почему спирт обладает дезинфицирующими свойствами ( вызывает гибель бактериальных клеток) Ход эксперимента: Добавьте по отдельности в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый спирт, 3 пробирка –азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс? |
Учитель: Ребята, давайте подведем итог по практической частью нашего урока:
- как влияет этанол на ферменты клетки?
- что происходит с эритроцитами под влиянием этанола?
- как влияет этанол на живые клетки?
Вывод: этиловый спирт вызывает гибель белковых молекул. Опасен для живого организма.
- Сведения из области медицины.
Цель: расширить кругозор учащихся по данной теме.
Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, молекулы спирта поступают в желудочно –кишечный тракт. В отличие от других многих веществ спирт быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая клеточные мембраны, через час достигает максимальной концентрации в крови. Быстро всосавшись в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма.
Учеными установлено, что нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении 100 грамм пива погибает около 3000 клеток головного мозга, 100 грамм вина -5000 клеток, 100 грамм водки -7500, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.
В одной бутылке пива содержится 100 грамм водки.
Учитель: а теперь, предлагаю посмотреть небольшой видеоролик и слайды презентации о вредном воздействии этилового спирта на организм человека.
Вывод:
- этанол незаменим в медицине, т.к. обладает множеством полезных свойств.
- частое потребление этанола может вызвать алкогольную зависимость.
- при злоупотреблении человек может нанести непоправимый вред своему организму, т.к. этанол оказывает негативное влияние на все системы органов.
Знать:
- способы получения,
- области применения,
- вредное воздействие этанола на организм человека.
Уметь:
- составлять уравнения химических реакций,
- опытным путём определять негативное воздействие этанола на организм человека,
- делать выводы.
- Первичное закрепление изученного материала.
Учитель: а теперь, для закрепления изученного материала, выполним следующее задание.
Работая индивидуально, выполните одно задание (по выбору).
* - задание на «3».
Закончите уравнение реакции.
СН2 = СН2 + Н2О = - первый вариант
СО + 2Н2 = - второй вариант
** -задание на «4»
Закончите следующие уравнения реакций:
C2H6 + Cl2 =
C2H5Cl + NaOH -HO --
*** - задание на «5»
Осуществите следующее превращение для соединения с тремя атомами углерода.
СnH2n+2 ---- СnH2n+1 Hal ---- СnH2n+1 OH.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Сочинение – рассуждение «Спирт: друг или враг?»
Ребята, дайте оценку своей деятельности на уроке.
- Рефлексия
- Усвоил(а) ли ты материал урока?
- Что этому способствовало?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел(а) ли ты получить новые знания?
- Ты сумел(а) показать свои знания?
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кислородсодержащие органические соединения. Предельные одноатомные спирты.
В разработке представлены материалы для урока химии в 10 классе при изучении темы "Кислородсодержащие органические соединения. Предельные одноатомные спирты": ключевые моменты, используемые фо...
Предельные одноатомные спирты
Учебная презентация к уроку: функциональная группа, изомерия, свойства и получение спиртов....
Одноатомные спирты. Химические свойства (презентация).
Урок по химии в 11 классе....
Одноатомные спирты. Химические свойства (план урока)
Урок по теме: "Химические свойства одноатомных спиртов"...
презентация по химии по теме "Предельные одноатомные спирты"
данную презентацию можно использовать на уроках химии в 9 и 10 классе при изучении темы "Предельные одноатомные спирты"...
Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей № 47"г. Саратов. Подготовка ЕГЭ.. Химические свойства предельных одноатомных спиртов ( конспект лекции для учащихся )
Подготовка к ЕГЭ.Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Учащиеся воспользовшись предложенным конспектом смогут ответить на следующие вопросы:1. Какие типы химических реакций будут х...
Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм
Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм...