Формирование УУД и познавательных приёмов на уроках химии
статья по химии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преобразование аудиальной информации в визуальный образ в сознании «Лимон» Аудиальный образ Визуальный образ Кислый Чувственный образ Физиологическая реакция
Стратегия «выдвижения гипотез» в решении задач на «избыток-недостаток» Согласно концепции модернизации образования, сегодня «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков» Рассмотрим в этом аспекте различные способы решения следующей задачи на «избыток-недостаток»: «Сколько граммов осадка образуется в результате взаимодействия растворов, содержащих 44 г гидроксида натрия и 47,5 г хлорида магния?» 1-й сп-б : через количество вещества; 2-й сп-б : основанный на составлении пропорции; 3-й сп-б : основанный на законе постоянства состава веществ, лежащего в основе химических формул и уравнений; 4-й сп-б : через выдвижение гипотезы
1-й способ: через количество вещества 1) Рассчитать количество вещества по формулам: 2) Соотнести полученные количества веществ с коэффициентами в уравнении реакции: 0,5 моль 1,1 моль MgCl 2 + 2NaOH = Mg(OH) 2 ↓ + 2NaCl 1 моль 2 моль 3) Путем логических рассуждений и простейших умозаключений сделать вывод, что NaOH взят в избытке
4) Определить количество продукта реакции по веществу, взятому в недостатке т.е. по MgCl 2 : 0,5 моль 0,5 моль MgCl 2 + 2 NaOH = Mg(OH) 2 ↓+ 2NaCl 1 моль 1 моль 5) Рассчитать массу Mg(OH) 2 : m Mg(OH) 2 = ʋ Mg(OH) 2 x M Mg(OH) 2 = 0,5 моль x 58г/моль = 29 г Ответ : m М g(OH) 2 = 29 г Как показывает практика, данный подход в решении задачи вызывает затруднения у части уч-ся. Обычно, это дети с недостаточно развитым логическим мышлением
2-й способ: метод пропорции 1 ) Из наличия в условии задачи масс двух реагирующих веществ сделать вывод о ее типе – «избыток-недостаток» 2 ) Записать уравнение реакции и рассчитать массы веществ, участвующих в реакции, в соответствии с уравнением. Массу одного из реагентов, взятую в условии, принять за неизвестную: 47,5г m г = ? MgCl 2 + 2NaOH = Mg(OH) 2 ↓ + 2NaCl 95 г 80г 3 ) Рассчитать массу этого вещества в соответствии с уравнением реакции: ( рассчитанная масса оказалась меньше, чем в условии задачи (44 г), значит , NaOH дан в избытке ) ;
5 ) Рассчитать массу Mg ( OH ) 2 по веществу, взятому в недостатке - по MgCl 2 методом пропорции: 47 ,5 г m г=? MgCl 2 + 2NaOH = Mg(OH) 2 ↓ + 2 NaCl 95 г 58 г m Mg(OH) 2 = Метод пропорций может быть сложным для учащихся со слабо развитой способностью следовать пошаговым алгоритмическим инструкциям
3-й способ является следствием закона постоянства состава веществ 1) Записать уравнение реакции. Проставить массы, данные в условии, над химическими формулами реагирующих веществ, а массы, рассчитанные в соответствии с уравнением, под формулами: 47,5 г 44г MgCl 2 + 2NaOH = Mg(OH) 2 ↓+ 2NaCl 95г 80г 2) Разделить данные в условии массы каждого вещества на массы, данные в уравнении: ( меньшее значение соответствует веществу, взятому в недостатке = > в недостатке MgCl 2, и расчет нужно делать по нему ) 47,5 г m г=? MgCl 2 + 2NaOH = Mg(OH) 2 ↓ + 2NaCl = > 95г 58г m = 29 г
4-й способ: стратегия «ВЫДВИЖЕНИЯ ГИПОТЕЗ» 1 ) Необходимо посмотреть задачу с позиции конечного результата. Выдвинуть две гипотезы : i . В недостатке MgCl 2 ii. В недостатке NaOH . Поскольку веществ всего два, то одно из них может оказаться в избытке, а другое в недостатке. 2 ) Рассчитать предполагаемую массу продукта по первой гипотезе : записать уравнение реакции и рассчитать массу осадка по MgCl 2 : 47,5г х =29г MgCl 2 + 2NaOH = Mg(OH) 2 ↓+ 2NaCl 95г 58г 3 ) Рассчитать массу продукта в соответствии со второй гипотезой по NaOH : 44г х = 31,9г MgCl 2 + 2NaOH = Mg(OH) 2 ↓+ 2NaCl 80г 58г
4 ) Сравнить полученные массы Mg(OH) 2 по двум гипотезам. Меньшая масса и будет правильным ответом. Этот подход можно назвать стратегией в силу его универсального характера. Стратегия «выдвижения гипотез» может быть перенесена во многие учебные и жизненные задачи. Она направлена на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков Поэтому, если учащийся обретет эту стратегию, то он может стать более успешным во многих других учебных и жизненных делах !
Примеры решения задач методом заполнения таблиц Задача №1 . Смешали 100г 10%-го р-ра NaOH и 100г 10%-го р-ра HCl . Определить массовую долю NaCl в растворе . 1 ) Найдем количества исходных веществ: 2 ) Построим таблицу: Уравнение NaOH + HCl = NaCl +H 2 O ʋ исх , моль 0,25 0,274 ʋ вст / ʋ обр , моль ʋ конечн , моль
Анализ 2-го и 3-го столбцов показывают, что NaOH в недостатке => расчет будем выполнять по NaOH 3 ) Рассчитаем количества веществ, вступивших в реакцию: 4 ) Рассчитаем конечные количества веществ: Уравнение NaOH + HCl = NaCl + H2O ʋ исх , моль 0,25 0,274 ʋ вст / ʋ обр , моль 0,25 0,25 0,25 ʋ конеч , моль Уравнение NaOH + HCl = NaCl + H2O ʋ исх , моль 0 ,25 0,274 ʋ вст / ʋ обр , моль 0,25 0,25 ʋ конеч , моль ___ 0, 024 0,25
5 ) Найдем массовую долю NaCl в растворе: ОТВЕТ: w (NaCl) = 7 ,3%
Задача №2 . Медную пластинку поместили в раствор нитрата серебра. Через некоторое время ее вынули, высушили, взвесили. Оказалось, что масса пластинки увеличилась на 1,52г. Определить массу серебра, осевшего на пластинке Решим задачу методом вычитания масс Расчет массы серебра проведем методом пропорции : Уравнение AgNO 3 +Cu =Cu(NO 3 ) 2 +2Ag ∆ m По уравнению 64 г 2 х 108 = 216 г 152 г По условию m = X г 1,52 г ОТВЕТ: m (Ag) = 2,16 г
Задача №3 . При обработке некоторой массы диенового УВ избытком хлорной воды образовалось 9,8 г тетрахлорпроизводного, а при обработке такой же массы УВ избытком бромной воды - 18,7 г тетрабромпроизводного. Определить молекулярную формулу УВ 1 ) Внесем данные в таблицу. Молярную массу неизвестного УВ обозначим за Х : 2 ) Получим две пропорции: Формула m, г М, г/моль DBr 4 18,7 г Х + 320 DCl 4 9,8 г Х + 142 ∆ m 8,9 г 178
При решении любой пропорции Х = 54 3 ) Исходя из общей формулы алкадиена CnH 2 n - 2 , составим уравнение: 12 n + 2n – 2 =54; 14n = 56; n = 4 => искомая формула С 4 Н 6 ОТВЕТ: С 4 Н 6
Задача №4 . Масса смеси оксидов углерода равна 44 г, объем смеси 28 л(н.у.). Найти соотношение между числом молекул оксида углерода ( II) и оксида углерода (IV) в смеси 1 ) Подставим исходные данные в таблицу: 2 ) Решим полученную систему уравнений: Х + У =28 Вещества V, л m = V / Vm * M, г V, л N CO Х X / 22,4 * 28 15,4 11 CO 2 У Y / 22,4 * 44 12,6 9 ∑ 28 44
У = 12,6; Х = 15,4 Соотношение: N(CO) : N(CO 2 ) = 15 ,4 : 12,6 = 11 : 9 ОТВЕТ: 11 : 9
Спасибо за внимание!
Литература 1. Ахметов М.А. Стратегии успешного изучения химии в школе/ М.А. Ахметов. –М. : Дрофа, 2010. (Учителю новой школы). 2. Иванов Р.Г. О наболевших проблемах методики обучения химии // Химия в школе. – 2007. - №6 3. Новости науки // Химия и жизнь – ХХ I век.-1997. - №2 4. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. Избранные психологические труды. – М. : МПСИ, 2002. 5. Ахметов М.А. Мыслительные стратегии решения творческих задач / М.А.Ахметов, Э.А.Мусенова, М.А.Петухов // Материалы Третьей международной конференции «Стратегии качества в образовании и промышленности». - Болгария: Варна, 2007. 6. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. – Минск: Институт общегуманитарных исследований, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение познавательного интереса и формирование предметной мотивации учащихся на уроках химии с помощью современных ИКТ-технологий
Обобщение опыта работы по заявленной теме...
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности на уроках химии
основные принципы работы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной время....
"Формирование познавательных УУД на уроках химии (на примере темы "Соли") с использованием интерактивной доски.
Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Три слайда для интерактивной доски Smard Board по теме "Соли" в 8 классе....
Формирование УУД и познавательных приёмов на уроках химии.
Сегодня, когда происходит переход к информационному обществу в условиях избытка транслируемой информации, значимым становится формирование у учащихся УУД, а также познавательных приемов, позволяющих б...
Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии
Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образова...