Генетическая связь между различными классами неорганических соединений.
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Меньшикова Анастасия Александровна

Урок обобщения и систематизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока по химии в 8 классе

  Тема учебного занятия: "Генетическая связь между различными классами неорганических соединений"

ЦЕЛИ УРОКА

Для учителя – продолжить формирование естественно - научного мировоззрения и целостности картины мира на примере классификации неорганических веществ и их взаимосвязи.

Для учащихся – закрепить понятия о классах неорганических веществ и об их химических свойствах. 

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Воспитание активности и самостоятельности при обобщении знаний о различных классах неорганических соединений.
  2. Развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез) при выполнении упражнений.
  3. Организовать деятельность учащихся на усвоение

Знаний: понятия «генетическая связь», «реакция нейтрализации».

Умений: называть соединения  различных классов неорганических соединений, уметь записывать уравнения реакций получения различных неорганических веществ, на основе знаний химических свойств.

Навыков: различать друг от друга различные неорганические вещества.

 Метод: Частично - поисковый.

 Оборудование и реактивы: химические пробирки, пробиркодержатель, индикаторы (фенолфталеин), NaOH(р-р), HCl, спиртовка, пипетка.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Этап урока

Содержание

Формы, методы, приемы организации учебной деятельности.

 Целеполагание

(3 мин.)

Вспомнить свойства различных классов неорганических веществ. Объединить в общую схему взаимодействия между собой различных классов неорганических веществ.

Актуализация знаний

(10 мин.)

Учащиеся делятся на группы по 4 человека, у каждой группы на столе задание

1 группа: «Выделите из ниже приведенных веществ только оксиды. Запишите  молекулярные формулы в таблице с учетом их классификации».

2 группа: «Выделите из ниже приведенных веществ только основания. Запишите их молекулярные формулы в таблице».

3 группа: «Выделите из ниже приведенных веществ только кислоты. Запишите  молекулярные формулы в таблице с учетом их классификации».

4 группа: «Выделите из ниже приведенных веществ только соли. Запишите  молекулярные формулы в таблице с учетом их классификации ».

Вещества: Железо, алюминий, хлорид натрия, сульфат кальция, углекислый газ, кислород, озон, карбонат кальция, серебро, сера, вольфрам, азот, перманганат калия, фосфор, магний, сульфид железа, гидроксид  кальция, соляная кислота, золото, свинец, водород, серная кислота, хлор, сода, едкий натр, сернистый газ (SO2), йод, хлорид калия, оксид фосфора (V), оксид железа (III), оксид магния, оксид натрия, оксид серы (VI), оксид кальция, хлорид алюминия, оксид кремния, сульфид натрия, оксид железа (II), оксид меди(II), фосфат кальция, силикат кальция.

оксиды

основания

кислоты

соли

 

Групповая форма

Изучение нового материала

(10 мин.)

Демонстрационный опыт (7 мин.)

Совершенствование

(10 мин.)

Контроль (5 мин.)

Учащиеся остаются в тех же группа, в которых были на этапе актуализации знаний. У каждой группы на столе задание (одинаковое):

«Расшифруйте ниже приведенную схему взаимодействия  различных классов неорганических веществ и приведите пример».

1.В Пробирку налили 2 мл. раствора NaOH и добавили 2 капли фенолфталеина. Раствор окрасился в малиновый цвет. С помощью пипетки к полученному раствору прибавляем соляную кислоту. Окраска раствора постепенно меняется, пока совсем не исчезнет малиновый цвет, и раствор стал прозрачным. Окраска раствора исчезла, потому что прошла химическая реакция, и среда из щелочной превратилась в нейтральную. Индикатор фенолфталеин приобрел окраску свойственную ему в нейтральной среде, т.е бесцветную.

NaOH+ HCl = NaCl + H2O

2. В фарфоровой чашке выпарили досуха полученный раствор. На дне чашки осталась белая соль – хлорид натрия, а вода испарилась.Вывод: Реакция между кислотой и щелочью называется реакцией нейтрализации, т.е после окончания реакции среда в растворе становится нейтральной.

Учитель раздает учащимся карточки с заданиями и алгоритм их выполнения.

Карточка №1

«Составьте уравнения реакции и назовите полученные вещества».

а) H2SO4 + X = K2SO4 + H2O

б)  H2SO4 + MgO = Z + H2O

Карточка №2

«Составьте уравнения реакции и назовите полученные вещества».

а) KOH + D = K2CO3 + H2O

б) CO2 + MgO = Y

Карточка №3

« Осуществите цепочку превращений» :

Ca         CaO          A

                                              C

 S            SO3          B

Карточка №4

« Составьте генетические схемы для элементов»:

Fe          Fe2O3        G

                                                   E

S            SO3                  T

Карточка №5

« Составьте генетические схемы для элементов»:

Na           Na2O           J

                                                     X

C              CO2            U

Карточка №6

« Составьте генетические схемы для элементов»:

Mg             X              Mg(OH)2

                                                                                                   Z

P                P2O5               Y

Алгоритм выполнения заданий:

1.Прочитайте, внимательно, задание написанное  на карточке.

2. Используя, схему взаимодействия различных классов неорганических веществ выполните, предлагаемое вам в карточке, задание.

3.После выполнения задания, отдайте его на проверку своему соседу по парте.

4. Проверьте правильность выполнения заданий, сделанных соседом.

5. Оцените работу своего товарища.

Групповая форма

Алгоритм выполнения задания:

1.прочитайте внимательно задание.

2.обсудите с товарищами по группе возможные варианты заполнения схемы.

3. заполните схему.

4. приведите пример.

Пары постоянного состава (методика взаимообмена заданий)

Взаимопроверка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотр знаний "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений".

Обобщающий урок по химии в 8 классе с использованием ИКТ. Содержит разноуровневые, дифференцированные упражнения, задания творческого характера. Будет полезен как начинающим, так и опытным учителям....

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели урока: Разработать с  учащимися алгоритм решения  цепочек превращений. Развивать у учащихся нав...

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Предложенный материал позволяет в игровой форме обобщить знания о свойствах основных классов неорганических соединений, закрепить понятия о генети­ческом ряде элементов, развить умение осуществлять пе...

генетическая связь между основными классами неорганических соединений

презентация на тему "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений", с техникой безопасности...

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»

Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Вводится понятие генетической связи, генетического ряда и правил осуществления генетической цепочки....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Цель урока:Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.Формируемые УУДПредметные:1.    Обобщить и системати...