Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Гудкова Наталья Александровна

Предложенный материал позволяет в игровой форме обобщить знания о свойствах основных классов неорганических соединений, закрепить понятия о генети­ческом ряде элементов, развить умение осуществлять пе­реходы от одного класса соединений к другим. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Цели:

  • обобщить знания о свойствах основных классов неорганических соединений;
  • закрепить понятия о генетическом ряде элементов;
  • развить умение осуществлять переходы от одного класса соединений к другим.

Ход урока.

Вступительная часть.

Сегодня у нас урок-игра, подведение итогов наших визитов в мир неорганических соединений. Они живут в удивительной стране, которая называется «Неорганическая химия».

Перед вами «визитные карточки» жителей этой страны. Что нужно сделать? Распределите их по семействам! А какие классы неорганических соединений вы знаете? (Оксиды, основания, кислоты, соли.) Как их узнать?

Задание. Распределите вещества-карточки по классам (задание из 4 вариантов). Вещества задают вам вопрос: «Родственники ли мы?» (Постановка проблемной задачи, переход к основной части урока.)

Примерный вариант карточки:

CO2

H2O

H3PO4

CaCl2

HCl

Zn(NO3 )2

Fe(OH)3

HgO

Ba(OH)2

K2O

N2O

Sn(OH)2

CuCl2

H2S

FeO

H2SO4

Основная часть.

  1. Понятие о генетической связи (связь по происхождению).
  2. Игра «Найдите родственников!»

Составьте из предложенных веществ схему генетической связи и напишите уравнения реакций.

CO2       CaSO4       H2SO4       Ca(OH)2       MgO       CaO       Al       Cl2       Ca       AlCl3       H2O       SO2       MgSO3       Fe2O3       CaSO4        H2SO3       S       CaCO3

  1. Пришло сообщение: «Пропало вещество, вместо него появилось неизвестное с наименованием С. Назовите пропавшее вещество» (письменно)

P → P2O5 + H2O → A

Ca → CaO + H2O → И

А + В → С

  1. Игра «Кто быстрее угадает?»

1 вариант

Где получится FeSO4?

а) SO2 + Fe(OH)2 → ….

б) Fe + Zn SO4→ ….

в) FeO + H2SO4→ ….

г) Fe2O3 + H2SO4→ ….

2 вариант

Где получится H2O?

а) Ca + HI → ….

б) NaOH + HI→ ….

в) CaO + H2O→ ….

г) SO3 + H2O→ ….

  1. Игра «Спортивная».

Учитель – нападающий, ученики – защитники (бросок – вопрос, отражение атаки - ответ).

Какие пары веществ взаимодействуют? Если реакция идёт, напишите её.

а) CO2  и  H2O

б) MgO и HCl

в) SO3 и CO2

г) K2SO4 и HCl

д) SiO2 и H2O

е) NaOH и HCl

ж)Cu и HCl

з) CaCl2 и Na2CO3

  1. Игра «Остров Вундеркиндий»

Учёный попал на необитаемый остров Вундеркиндий. В его распоряжении четыре вещества: карбонат кальция, сульфат меди (II), гидроксид натрия и вода. Чтобы вернуться домой ему нужно получить: а) три оксида, б) две соли; в) два гидроксида.

Вариант ответа:

CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4 (первый гидроксид и первая соль)

Cu(OH)2 → CuO + H2O (первый оксид)

CaCO3 → CaO + CO2 (второй и третий оксиды)

CaO + H2O → Ca(OH)2 (второй гидроксид)

CO2+ 2NaOH → Na2CO3 +  H2O (вторая соль)

Заключительная часть.

  1. Составить генетический ряд и проиллюстрировать его примерами.
  2. Как доказать, что оксиды, кислоты, основания и соли взаимосвязаны между собой?
  3. Почему они объединены в группу важнейших неорганических соединений?

Классы сложных веществ очень разнообразны по свойствам. Однако у каждого класса имеется общность химических свойств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотр знаний "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений".

Обобщающий урок по химии в 8 классе с использованием ИКТ. Содержит разноуровневые, дифференцированные упражнения, задания творческого характера. Будет полезен как начинающим, так и опытным учителям....

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели урока: Разработать с  учащимися алгоритм решения  цепочек превращений. Развивать у учащихся нав...

генетическая связь между основными классами неорганических соединений

презентация на тему "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений", с техникой безопасности...

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»

Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Вводится понятие генетической связи, генетического ряда и правил осуществления генетической цепочки....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Цель урока:Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.Формируемые УУДПредметные:1.    Обобщить и системати...