Рабочая программа по химии 8-9 класс О.С.Габриелян.
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение Худоеланская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на методическом объединении Протокол №_1__ от «29» августа 2014г. |
«Утверждено» приказом директора МКУ Худоеланская СОШ от 01 сентября № 34 |
Рабочая программа
_________________________по химии _________________________
(наименование учебного предмета/курса/)
_______________________________8-9 класса,__________________________
(уровень, ступень образования)
______________________________2 года_______________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы по химии для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа. 2011г. О.С.Габриелян ___________________________________________
(наименование программы) (автор программы)
Разработчик программы учитель химии и географии
____________О.Н.Шагвалеева_____________
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программы)
с.Худоеланское. 2014 год_____________________
(название населенного пункта, год разработки)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по химии в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ, «Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», автор О.С. Габриелян, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. В учебном плане на химию в 8 - 9 классе выделено по 2 часа.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание курса химии 8 -9 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.
Программа рассчитана на учебник Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2011,
Габриелян О. С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2011.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Изучение химии в 9 классе основано на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, порводиьт элементарный химический эксперимент.
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Учебно-тематический план 8 класс
тема | Кол-во часов | Формы контроля |
| 4 | Текущий контроль |
| 10 | Контрольных работ- 1 Практических работ – 1 Текущий контроль |
| 6 | Текущий контроль |
| 13 | Контрольных работ- 1 Практических работ – 1 |
| 11 | Контрольных работ-1 Практических работ – 1 |
| 2 | Практических работ – 2 |
| 16 | Контрольных работ- 1 Практических работ – 1
|
| 3 | Текущий контроль |
| 5 | Текущий контроль Контрольных работ- 1 |
Учебно-тематический план 9 класс
тема | Кол-во часов | Формы контроля |
1. Повторение вопросов курса 8 класса | 4 | Текущий контроль |
2. Металлы. | 16 | Контрольных работ- 1 Практических работ – 3 Текущий контроль |
3. Неметаллы | 23 | Контрольных работ- 1 Практических работ – 3 Текущий контроль |
4. Органические вещества. | 17 | Контрольных работ- 1 Текущий контроль |
5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. | 10 | Контрольных работ- 1 Текущий контроль |
Содержание учебной дисциплины 8 класс.
№ раздела | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
1 | Введение | Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. Лабораторная работа Правила ТБ при работе в химкабинете. Приемы обращения с химическим оборудованием. | 4 |
2 | Атомы химических элементов | Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | 10 |
3 | Простые вещества | Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ». Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ. | 6 |
4 | Соединения химических элементов | Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества. Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды. Лабораторная работа Анализ почвы и воды. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли | 11+2 |
5 | Изменения, происходящие с веществами | Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды. Лабораторные опыты.1.Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 2. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. | 13 |
6 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
| 16 |
7 | Окислительно-восстановительные реакции | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. Лабораторные опыты. 1. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 2. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 3. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 4 Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 5. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 6. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа). Лабораторная работа Свойства кислот, оснований, солей. | 8 |
Содержание учебной дисциплины 9 класс.
№ раздела | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
1 | Повторение | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Демонстрация. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. | 4 |
2 | Металлы | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Лабораторные опыты. 1 Ознакомление с образцами металлов. 2. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 3. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 4. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 5. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. Практическая работа 1.Получение и свойства соединений металлов. 2.Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. | 16 |
3 | Неметаллы | Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента. Лабораторные опыты. 1.Качественная реакция на хлорид-ион. 2. Качественная реакция на сульфат-ион. 3. Распознавание солей аммония. 4. Получение углекислого газа и его распознавание. 5. Качественная реакция на карбонат-ион. 6. Ознакомление с природными силикатами. 7. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Практическая работа Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» Получение, собирание и распознавание газов. | 23 |
4 | Органические соединения | Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков. Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 3. Взаимодействие крахмала с иодом. Практическая работа Изготовление моделей водородов | 17 |
5 | Обобщение | Химия и здоровее. Бытовая химическая грамотность. Химические загрязнения. Практическая работа Знакомство с образцами химических средств гигиены. | 10 |
Практическая часть в 8 классе (состоит из 6 практических работ)
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Представленные в рабочей программе практические работы отдельными уроками.
Практическая работа №1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и лабораторным оборудованием.
Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, разнообразная лаботаторная посуда: пробирка, круглодонная и коническая колбы и т.д., спички.
Инструкция по технике безопасности при работе со спиртовкой:
- Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
- Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
- Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Опыт №1. Знакомство с лабораторным оборудованием
а) Устройство лабораторного штатива
б) Приёмы работы со спиртовкой
- Держатель фитиля;
2, 4. Резервуар для спирта;
3. Фитиль;
5. Колпачок.
Практическая работа №2
Анализ почвы и воды
Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.
Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.
Инструкция по технике безопасности:
- Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
- Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
- Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
- Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.
- В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Опыт №1. Механический анализ почвы.
В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку( почвенный раствор).
Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
Опыт №3. Определение прозрачности воды.
Работа по таблице
Практическая работа №3
Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.
Цель: приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли.
Оборудование: пробирка с водой, сахар, весы
1.Приготовьте раствор сахара.
2.Сделайте расчеты массовой доли сахара в растворе
Практическая работа №4
Свойства кислот, оснований и солей.
Цель: изучение свойств кислот, оснований и солей.
Оборудование: кислота, основание, соль, лабораторное оборудование
Инструкция по технике безопасности:
- Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
- Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.
- Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.
1.Работаете по инструкции, приведённой в учебнике.
2.Вывод.
Практическая часть в 9 классе (состоит из 6 практических работ)
Практическая работа №1
по теме: «Получение и свойства соединений металлов»
Цель: повторение правил ТБ, изучение способов получения и свойства металлов.
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2.Задание 1. Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.
3. Задание 2. Подтверждение качественного состава хлорида кальция.
4. Задание 3.Изучение способов получения сульфата железа(II).
Практическая работа №2
по теме: «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»
Цель: повторение правил ТБ, распознавание и получение веществ
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2. Задание 1. Опытным путем определите какие вещества в какой из пробирок (по вариантам).
3. Задание 2. Подтверждение качественного состава железного купороса.
4. Задание 3. Получение оксида железа (III)
Практическая работа №3
по теме: «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»
Цель: повторение правил ТБ, распознавание и получение веществ
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2. Задание 1. Подтверждение качественного состава серной кислоты.
3. Задание 2.Изучение взаимодействия цинка и серной кислоты.
4. Задание 3. Распознавание соляной, серной кислоты и гидроксида натрия.
Практическая работа №4
по теме: «Получение, собирание и распознавание газов»
Цель: повторение правил ТБ, получение, собирание и распознавание газов
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2. Задание 1. Получение, собирание и распознавание водорода.
3. Задание 2. Получение, собирание и распознавание аммиака.
4. Задание 3. Получение, собирание и распознавание кислорода.
5. Задание 3. Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
Практическая работа №5
по теме: «Изготовление моделей водородов»
Цель: повторение правил ТБ, изготовление моделей водородов
Оборудование: набор для изготовление моделей водородов
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2.Изготовление моделей водородов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся 8 класса должны знать:
- основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества);
- основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей;
- типы кристаллического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации;
- название, состав, классификация и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и позиции окисления – восстановления.
Обучающиеся 8 класса должны уметь:
а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярные массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём, число Авогадро, электроотрицательность, степень окисления, валентность, окислительно – восстановительный процесс; химическая связь, её виды и разновидности; химическая реакция и её классификация; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
б) разъяснить смысл химических формул и уравнений; объяснить действия изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества его свойствами;
в) обращаться с лабораторными оборудованиями; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны знать / понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
- Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
- Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
- Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
- Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Список литературы учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методический комплекс химии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Химия»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Учебно-методический комплект учителя:
- 1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
- 2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
- 3. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
- 4. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2008.
- 5. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа 2005 г.
- 6. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2007.
- 1.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2008.
- 2.Габриелян О. С Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» О. С. Габриелян, П. Н.Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
- 3. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2007.
- 4. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
- 5.Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
- 6.Габриелян О.С., Яшукова А.В.. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8». – М.: Дрофа, 2005 – 2006.
- Учебный комплект обучающихся
- 1. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009
- 2.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2008.
- О.С.Габриелян «Химия, 9 класс», М. Дрофа,, 2009г
- О.С.Габриелян «Мы изучаем химию, 9 класс», М.,Дрофа, 2003г
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2008.
Мультимедийные пособия:
1.Бердоносов С.С. Мультимедийное приложение к учебнику. 8 класс. «Физикон». 2009
2.Бердоносов С.С. Мультимедийное приложение к учебнику. 9 класс. «Физикон». 2009
3.Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий . 8-9 класс. М.: «Глобус» 2009
4.Денисова В.Г. Мастер –класс учителя химии 8-11 классы. М.: «Глобус» 2010
Кроме того, при ведении курса на уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанных учителем
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- - учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- - учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- - инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- - варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- - материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Интернет-ресурсы
Тематическое планирование по химии 8 класс.
По учебнику: О.С.Габрелян, Химия -8: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006г.
(70 ч; 2 ч в неделю; контрольных работ -5; практических работ -6)
№п/п | Темы | Час. | Дата |
Введение | 4 | ||
1 | Предмет химии. Вещества. | 1 | |
2 | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. | 1 | |
3 | Знаки химических элементов. Таблица Д.И.Менделеева. | 1 | |
4 | Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. | 1 | |
Тема 1. Атомы химических элементов. | 10 | ||
5 | Основные сведения о строении атомов. | 1 | |
6 | Изотопы. | 1 | |
7 | Строение электронных оболочек атомов. | 1 | |
8 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома. | 1 | |
9 | Ионная химическая связь. | 1 | |
10 | Ковалентная химическая связь. | 1 | |
11 | Металлическая химическая связь. | 1 | |
12 | Обобщение по теме 1. | 1 | |
13 | Контрольная работа №1 | 1 | |
14 | Практическая работа №1. Правила ТБ. Приёмы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием. | 1 | |
Тема 2. Простые вещества | 6 | ||
15 | Простые вещества – металлы. | 1 | |
16 | Простые вещества – неметаллы. | 1 | |
17 | Количество вещества. Молярная масса. | 1 | |
18 | Молярный объём газов. | 1 | |
19 | Решение задач. | 1 | |
20 | Обобщение по теме 2. | 1 | |
Тема 3. Соединения химических элементов | 13 | ||
21 | Степень окисления. | 1 | |
22 | Оксиды. | 1 | |
23 | Основания. | 1 | |
24 | Кислоты. | 1 | |
25,26 | Соли. | 2 | |
27 | Решение задач. | 1 | |
28 | Кристаллические решётки. | 1 | |
29 | Чистые вещества и смеси. | 1 | |
30 | Массовая и объёмная доли компонентов в смеси. | 1 | |
31 | Решение задач. | 1 | |
32 | Контрольная работа №2. | 1 | |
33 | Практическая работа № 2. Приготовление растворов с заданной массовой долей вещества | 1 | |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами | 11 | ||
34 | Физические явления. | 1 | |
35 | Химические реакции. | 1 | |
36 | Практическая работа №3. Признаки химических реакций. | 1 | |
37 | Химические уравнения. Реакции разложения. | 1 | |
38 | Реакции соединения. | 1 | |
39 | Реакции замещения. | 1 | |
40 | Реакции замещения. | 1 | |
41,42 | Расчёты по химическим уравнениям. | 2 | |
43 | Обобщение знаний по теме. | 1 | |
44 | Контрольная работа № 3. | 1 | |
Тема 5. Простейшие операции с веществом | 2 | ||
45 | Практическая работа №4. Получение водорода и изучение его свойств. | 1 | |
46 | Практическая работа №5. Получение кислорода и изучение его свойств. | 1 | |
Тема № 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 16 | ||
47 | Растворение. Растворимость веществ в воде. | 1 | |
48 | Электролитическая диссоциация | 1 | |
49 | Основные положения ТЭД. | 1 | |
50 | Ионные уравнения | 1 | |
51 | Реакции нейтрализации. | 1 | |
52,53 | Кислоты в свете ТЭД. Ионные уравнения. | 2 | |
54,55 | Основания в свете ТЭД. | 2 | |
56,57 | Соли в свете ТЭД. | 2 | |
58,59 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 2 | |
60 | Обобщение знаний по теме 6. | 1 | |
61 | Контрольная работа № 4. | 1 | |
62 | Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач. | 1 | |
Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции | 3 | ||
63 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | |
64 | Составление уравнений ОВР. | 1 | |
65 | Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. | ||
Повторение. | 5 | ||
66 | Генетическая связь между классами соединений. | 1 | |
67 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | |
68 | Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса, решение расчетных задач. | 1 | |
69 | Итоговая контрольная работа №5 | 1 | |
70 | Решение задач. | 1 |
Составил учитель: ___________/О.Н.Шагвалеева/
Тематическое планирование по химии 9 класс.
По учебнику: О.С.Габрелян, Химия -9: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
(70 ч; 2 ч в неделю; контрольных работ -4; практических работ -6).
№ | Тема | К-во часов | Дата |
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса | 4 | ||
1 | Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И.Менделеева. | 1 | |
2 | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | |
3 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | |
4 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний. Тестирование. | 1 | |
Металлы | 16 | ||
5 | Век медный, бронзовый, железный. | 1 | |
6 | Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. | 1 | |
7 | Физические свойства металлов. | 1 | |
8 | Сплавы. | 1 | |
9 | Химические свойства металлов. Ряд активности металлов. | 1 | |
10 | Получение металлов. | 1 | |
11 | Коррозия металлов. | 1 | |
12 | Щелочные металлы. Соединения щелочных металлов. | 1 | |
13 | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. | 1 | |
14 | Алюминий. | 1 | |
15 | Железо. | 1 | |
16 | П/р№1 «Осуществление цепочки химических превращений». | 1 | |
17 | П/р№2 «Получение и свойства соединений металлов». | 1 | |
18 | П/р№3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ». | 1 | |
19 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | 1 | |
20 | Контрольная работа№1 «Металлы». | 1 | |
Неметаллы | 23 | ||
21 | Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух. | 1 | |
22 | Химические элементы в клетках живых организмов. | 1 | |
23 | Водород. | 1 | |
24 | Галогены. | 1 | |
25 | Соединение галогенов. | 1 | |
26 | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. | 1 | |
27 | Кислород. | 1 | |
28 | Сера. | 1 | |
29 | Соединения серы. | 1 | |
30 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | |
31 | П/р№4 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | |
32 | Азот. | 1 | |
33 | Аммиак. | 1 | |
34 | Соли аммония. | 1 | |
35 | Кислородные соединения азота. | 1 | |
36 | Фосфор и его соединения. | 1 | |
37 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация по теме «Подгруппы азота». | 1 | |
38 | Углерод. | 1 | |
39 | Кислородные соединения углерода | 1 | |
40 | П/р№5 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода». | 1 | |
41 | Кремний и его соединения. | 1 | |
42 | П/р№6 «Получение, собирание и распознавание газов». | 1 | |
43 | Контрольная работа№2 «Неметаллы». | 1 | |
Первоначальные представления об органических веществах. | 17 | ||
44 | Предмет органической химии. | 1 | |
45 | Предельные углеводороды. | 1 | |
46 | Непредельные углеводороды. | 1 | |
47 | Этилен. | 1 | |
48 | Спирты. | 1 | |
49 | Трехатомный спирт – глицерин. | 1 | |
50 | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. | 1 | |
51 | Сложные эфиры. | 1 | |
52 | Жиры. | 1 | |
53 | Аминокислоты. | 1 | |
54 | Белки их структура, функции и цветные реакции. | 1 | |
55 | Углеводы. | 1 | |
56 | Полимеры. | 1 | |
57 | Пластмассы и волокна. | 1 | |
58 | Решение задач и упражнений. | 1 | |
59 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Первоначальные представления об органических веществах». | 1 | |
60 | Контрольная работа№3 «Первоначальные представления об органических веществах». | 1 | |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. | 10 | ||
61 | ПЗ и ПС химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | |
62 | Строение вещества. Химические реакции. | 1 | |
63 | Классы химических соединений в свете ТЭД. | 1 | |
64 | Генетическая связь веществ. Обобщение и систематизация знаний за курс химии 9 класса. | 1 | |
65 | Контрольная работа №4. Итоговая. | 1 | |
66 | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. | 1 | |
67 | Химия и здоровье. | 1 | |
68 | Бытовая химическая грамотность. Химия и пища. | 1 | |
69 | Природные источники углеводородов и их применение. | 1 | |
70 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствие. Обобщение и систематизация знаний. | 1 |
Составил учитель: ___________/О.Н.Шагвалеева/
Тематическое планирование по химии 9 класс.
№ | Тема | К-во часов | Домашнее задание | Дата |
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса | 4 | |||
1 | Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И.Менделеева. | 1 | &1,упр.4,6,10. | |
2 | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | &2,упр.2,3(б). | |
3 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | &3,упр.4-7. | |
4 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний. Тестирование. | 1 | ||
Металлы | 16 | |||
5 | Век медный, бронзовый, железный. | 1 | &4,упр.3-6. | |
6 | Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. | 1 | &5,упр.2,3. | |
7 | Физические свойства металлов. | 1 | &6,упр.3,4. | |
8 | Сплавы. | 1 | &7,упр.2-4. | |
9 | Химические свойства металлов. Ряд активности металлов. | 1 | &8,упр.2,6,7 | |
10 | Получение металлов. | 1 | &9,упр.3,4,6. | |
11 | Коррозия металлов. | 1 | &10,упр.3,6. | |
12 | Щелочные металлы. Соединения щелочных металлов. | 1 | &11,упр1(б),4,5 | |
13 | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. | |||
14 | Алюминий. | |||
15 | Железо. | 1 | &12,упр.1-3,5,7. | |
16 | П/р№1 «Осуществление цепочки химических превращений». | 1 | &13,упр.1,4,6-8. | |
17 | П/р№2 «Получение и свойства соединений металлов». | 1 | &14,упр.2,4,5. | |
18 | П/р№3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ». | 1 | Стр.84. | |
19 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | 1 | Стр.84-85. | |
20 | Контрольная работа№1 «Металлы». | 1 | Стр.86-87. | |
Неметаллы | 23 | |||
21 | Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух. | 1 | &15,упр.3-6. | |
22 | Химические элементы в клетках живых организмов. | 1 | &16,упр.3-5. | |
23 | Водород. | 1 | &17,упр.2-4. | |
24 | Галогены. | 1 | &18,упр.2,4,6. | |
25 | Соединение галогенов. | 1 | &19,упр.3,4. | |
26 | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. | 1 | &20,упр.1,2,4,5,7. | |
27 | Кислород. | 1 | &21,упр.2,7. | |
28 | Сера. | 1 | &22,упр.1,3. | |
29 | Соединения серы. | 1 | &23,упр.2,6-8 | |
30 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | Схема. | |
31 | П/р№4 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». | 1 | Стр.187-188 | |
32 | Азот. | 1 | &24,упр2,4(б) | |
33 | Аммиак. | 1 | &25,упр.7-10. | |
34 | Соли аммония. | 1 | &26,упр.4,5. | |
35 | Кислородные соединения азота. | 1 | &27,упр2, 4-6. | |
36 | Фосфор и его соединения. | 1 | &28,упр.2,3,5. | |
37 | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация по теме «Подгруппы азота». | 1 | ||
38 | Углерод. | 1 | &29,упр.5,6,8. | |
39 | Кислородные соединения углерода | 1 | &30,упр3,6(б),7 | |
40 | П/р№5 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода». | 1 | Стр.188-189. | |
41 | Кремний и его соединения. | 1 | &31,упр.3,4(б),6. | |
42 | П/р№6 «Получение, собирание и распознавание газов». | 1 | Стр.189-192. | |
43 | Контрольная работа№2 «Неметаллы». | 1 | ||
Первоначальные представления об органических веществах. | 17 | |||
44 | Предмет органической химии. | 1 | &32,упр.1,2,6. | |
45 | Предельные углеводороды. | 1 | &33,упр.4,5. | |
46 | Непредельные углеводороды. | 1 | &34,упр.1,3. | |
47 | Этилен. | 1 | &34, | |
48 | Спирты. | 1 | &35,упр.4. | |
49 | Трехатомный спирт – глицерин. | 1 | &35,упр.5(б). | |
50 | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. | 1 | &36,упр1,2. | |
51 | Сложные эфиры. | 1 | &36,упр3. | |
52 | Жиры. | 1 | &37,упр.1,4. | |
53 | Аминокислоты. | 1 | &38,упр.2. | |
54 | Белки их структура, функции и цветные реакции. | 1 | &38,упр.4. | |
55 | Углеводы. | 1 | &39,упр.2,3,6. | |
56 | Полимеры. | 1 | &40,упр.1,2. | |
57 | Пластмассы и волокна. | 1 | &40,упр. 4,5 | |
58 | Решение задач и упражнений. | 1 | ||
59 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Первоначальные представления об органических веществах». | 1 | Схема. | |
60 | Контрольная работа№3 «Первоначальные представления об органических веществах». | 1 | ||
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. | 10 | |||
61 | ПЗ и ПС химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | Таблица. | |
62 | Строение вещества. Химические реакции. | 1 | Таблица. | |
63 | Классы химических соединений в свете ТЭД. | 1 | Схема. | |
64 | Генетическая связь веществ. Обобщение и систематизация знаний за курс химии 9 класса. | 1 | Схема. | |
65 | Контрольная работа №4. Итоговая. | 1 | ||
66 | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. | 1 | Конспект. | |
67 | Химия и здоровье. | 1 | Конспект. | |
68 | Бытовая химическая грамотность. Химия и пища. | 1 | Конспект. | |
69 | Природные источники углеводородов и их применение. | 1 | Конспект. | |
70 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствие. Обобщение и систематизация знаний. | 1 | Защита проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по химии 8-11 класс О.С.Габриелян
Настоящие рабочие учебные программы базового курса «Химия» для 8-11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федеральног...
Рабочая программа по химии в 10 классе (О.С.Габриелян) 1 час
Рабочая программа по химии в 10 классе по учебнику О.С.Габриеляна. 1 час в неделю, всего 34 часа (базовый уровень). Содержит все требования стандарта среднего образования, календарно-тематическое план...
Рабочие программы по химии 8-9 классы (О.С.Габриелян)
Рабочие программы по химии 8-9 классы к учебникам О.С.Габриеляна...
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Рабочая программа по химии 10-11 класс О.С.Габриелян
Рабочая программа....
Рабочая программа по химии 7-9 класс О.С. Габриелян
Приводится рабочая программа по химии в 7-9 классе. УМК О.С. Габриеляна (ФГОС)...
Рабочая программа по химии 8-9 класса О.С.Габриелян ФГОС
Рабочая программа по химии 8-9 класс ФГОС по УМК О.С. Габриелян 2 часа в неделю...