Рабочая программа по химии 10-11 класс О.С.Габриелян
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение Худоеланская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на методическом объединении Протокол №_1__ от «29» августа 2014г. |
«Утверждено» приказом директора МКУ Худоеланская СОШ от 01 сентября № 34 |
Рабочая учебная программа
_________________________по химии _________________________
(наименование учебного предмета/курса/)
_______________________________10-11 класса,__________________________
(уровень, ступень образования)
______________________________2 года_______________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы по химии для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа. 2011г. О.С.Габриелян _______
(наименование программы) (автор программы)
Разработчик программы учитель химии и географии
____________О.Н.Шагвалеева_____________
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программы)
с.Худоеланское. 2014 год____________
(название населенного пункта, год разработки)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по химии на основе программы, разработанной О. С. Габриеляном.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Габриелян О.С. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2011. – 267с.;
Габриелян О.С. Химия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2011.
Программа базового курса химии 10-11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Курс рассчитан на 1ч. в неделю- 35 часов, в том числе на практические и лабораторные работы по 2 часа
Программа:
• позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии школе;
• представляет курс, освобожденный от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
• включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника;
• полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса.
Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии. Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.
Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически — на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:
1.Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
2.Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
3.Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования.
Учебный предмет изучается в 10-11 классе, рассчитан на 35 часа. Содержание программы носит образовательный характер. При проведении уроков используются беседы, работа в группах.
Учебно-тематический план 10 класс
тема | Кол-во часов | Формы контроля |
| 1 | |
| 6 | Текущий контроль Контрольных работ- 1 |
| 8 | Контрольных работ- 1 |
| 9 | Текущий контроль Контрольных работ- 1 |
| 7 | Контрольных работ- 2 Практических работ – 1 |
| 4 | Текущий контроль. Практических работ – 1 |
Учебно-тематический план 11 класс
тема | Кол-во часов | Формы контроля |
| 14 | Текущий контроль Практических работ – 1 Контрольных работ- 2 |
3. Химические реакции. | 10 | Практических работ – 1 Контрольных работ- 1 |
4. Вещества и их свойства. | 11 | Текущий контроль Практических работ – 1 Контрольных работ- 1 |
Содержание учебной дисциплины 10 класса.
№ раздела | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
1 | Введение | Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. | 1 |
2 | Теория строения органических соединений | Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. | 6 |
3 | Углеводороды и их природные источники | Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. Алкадиены и каучук и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки». | 8 |
4 | Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники |
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств. Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ^ полисахарид. Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал. Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала. | 9 |
5 | Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Лабораторные опыты. 14. Свойства белков. Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений | 7 |
6 | Биологически активные органические соединения | Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Лекарства. Лекарственная химия: от иат-рохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция CMC, содержащих энзимы. Испытание среды раствора CMC индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение. Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам. Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков. Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон. | 4 |
Содержание учебной дисциплины 11 класса.
№ раздела | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
1 | Строение атома. Строение вещества. | Основные сведения о строении атома. Ядро. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделева. Ионная химическая связь.. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение. Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток алмаза, графит. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Лабораторные опыты.1. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 2. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.3. Ознакомление с дисперсными системами. | 14 |
2 | Химические реакции | Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты. Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии. Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия. Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации.. Гидролиз карбида кальция. Лабораторные опыты. 1. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 2. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 3.Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. | 10 |
3 | Вещества и их свойства | Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Разбавление концентрированной серной кислоты. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Лабораторные опыты. 1. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 2. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 3. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 4. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов. № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений. | 11 |
Практическая часть в 10 классе (состоит из 2 практических работ)
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Представленные в рабочей программе практические работы проводятся на отдельных уроках.
Практическая работа №1
по теме: «Идентификация органических соединений»
Цель: повторение правил ТБ, идентификация органических соединений.
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2.Задание 1. Идентификация органических соединений ( работа по вариантам)
2.Задание 2. Определение свойств глюкозы.
Практическая работа №2
по теме: «Распознавание пластмасс и волокон»
Цель: повторение правил ТБ, распознавание пластмасс и волокон.
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2.Задание 1. Распознавание пластмасс и волокон.
3. Сделайте вывод
Практическая часть в 11 классе (состоит из 3 практических работ)
Практическая работа №1
по теме: «Получение, собирание и распознавание газов»
Цель: повторение правил ТБ, получение, собирание и распознавание газов.
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2. Задание 1. Получение, собирание и распознавание водорода.
3. Задание 2. Получение, собирание и распознавание аммиака.
4. Задание 3. Получение, собирание и распознавание кислорода.
5. Задание 3. Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
Практическая работа №3
по теме: «Экспериментальные задачи по распознаванию и веществ»
Цель: повторение правил ТБ, распознавание и получение веществ
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2. Задание 1. Опытным путем определите какие вещества находятся в какой из пробирок (по вариантам).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения данного предмета в 10 классе обучающиеся должны
знать / понимать
важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
•называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент.
•использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
•проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Требования к уровню подготовки выпускников.
Ученик должен знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, Электроотрицательность, валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;
Ученик должен уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
- экологически грамотного поведения в о.с.;
- оценки влияния химического загрязнения о.с. на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
- Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Список литературы учебно-методическое обеспечение:
Литература для учителя
1.О.С Габриелян. П.П. Берёзкин, А.А. Ушакова. Контрольные и проверочные работы. Химия. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10-11». «Дрофа», Москва, 2010год.
2.О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии. «Дрофа», Москва, 2004 год.
3.О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Основная школа, средняя ( полная) школа.. Базовый уровень, профильный уровень. «Дрофа», Москва, 2011 год.
4.О.С. Габриелян. Химия 10-11 класс. Базовый уровень. «Дрофа», 2011 год.
5.Химия. 10 кл. Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия.10-11 класс. Базовый уровень» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа
Литература для учащихся:
1.О.С.Габриелян «Химия, 10 класс», М. Дрофа,, 2011г
2.О.С.Габриелян «Мы изучаем химию», М.,Дрофа, 2010г
3.О.С.Габриелян «Химия, 11 класс», М. Дрофа,, 2011г
Мультимедийные пособия:
1.Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий . 8-11 класс. М.: «Глобус» 2009
1.Бердоносов С.С. Мультимедийное приложение к учебнику. 8-11 класс. «Физикон». 2009.
3.Денисова В.Г. Мастер –класс учителя химии 8-11 классы. М.: «Глобус» 2010
Кроме того, при ведении курса на уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанных учителем
Учебный комплект учащихся
1. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. — М.: Дрофа, 2011
2.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2011.
3. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. — М.: Дрофа, 2011
4.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2011.
Учебный комплект учащихся
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Интернет-ресурсы
Тематическое планирование по химии 10 класс.
По учебнику: О.С.Габрелян, Химия -10: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011г.
(35 ч; 1 ч в неделю; контрольных работ -4; практических работ -2.)
№ | Тема | К-во часов | Дата |
Введение | 1 | ||
1 | Предмет органической химии | 1 | |
Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии. | 6 | ||
2 | Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. | 1 | |
3 | Классификация органических соединений. | 1 | |
4 | Основы номенклатуры органических соединений. | 1 | |
5 | Реакции органических соединений. | 1 | |
6 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 | |
7 | Контрольная работа по теме: « Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии». | 1 | |
Углеводороды. | 8 | ||
8 | Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяные газы. Нефть. | 1 | |
9 | Алканы. | 1 | |
10 | Алкены. Этилен. | 1 | |
11 | Алкадиены. Каучуки. | 1 | |
12 | Алкины. Ацетилен. | 1 | |
13 | Арены. Бензол. | 1 | |
14 | Нефть и способы ее переработки. | 1 | |
15 | Контрольная работа№1 «Углеводороды». | 1 | |
Кислородсодержащие органические соединения | 9 | ||
16 | Спирты. | 1 | |
17 | Фенол. | 1 | |
18 | Альдегиды и кетоны. | 1 | |
19 | Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях. | 1 | |
20 | Карбоновые кислоты. | 1 | |
21 | Сложные эфиры. Жиры. | 1 | |
22 | Углеводы. Моносахариды. | 1 | |
23 | Дисахариды и полисахариды. | 1 | |
24 | Контрольная работа№2 «Кислородсодержащие органические соединения». | 1 | |
Азотсодержащие органические соединения | 7 | ||
25 | Амины. Анилин. | 1 | |
26 | Аминокислоты. Белки. | 1 | |
27 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | |
28 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения». | 1 | |
29 | Контрольная работа№3 «Азотсодержащие органические соединения». | 1 | |
30 | Практическая робота№1 «Идентификация органических соединений». | 1 | |
31 | Итоговая контрольная работа за курс органической химии. | 1 | |
Биологически активные вещества | 4 | ||
32 | Ферменты. | 1 | |
33 | Витамины, гормоны, лекарства, минеральные воды. | 1 | |
34 | Искусственные и синтетические органические вещества. | 1 | |
35 | Практическая робота№2 «Распознавание пластмасс и волокон». | 1 |
Составил учитель: ___________/О.Н.Шагвалеева/
Тематическое планирование по химии 11 класс.
По учебнику: О.С.Габрелян, Химия -11: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011г.
(35 ч; 1 ч в неделю; контрольных работ -4ч; практических работ -3ч.)
№ | Тема | К-во часов | Дата |
Периодический закон и строение атома | 4 | ||
1 | Основные сведения о строении атома. | 1 | |
2 | Особенности строения электронных оболочек переходных элементов. Орбитами s- и p-. | 1 | |
3 | Периодический закон и строение атома. | 1 | |
4 | Контрольная работа№1 «Периодический закон и строение атома». | 1 | |
Теория строения химических веществ. | 10 | ||
5 | Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. | 1 | |
6 | Ионная химическая связь. | 1 | |
7 | Ковалентная химическая связь. | 1 | |
8 | Металлическая химическая связь. | 1 | |
9 | Водородная химическая связь. Полимеры. | 1 | |
10 | Газообразные вещества. | 1 | |
11 | Практическая работа№1 «Получение, собирание и распознавание газов». | 1 | |
12 | Жидкие вещества. | 1 | |
13 | Твердые вещества. | 1 | |
14 | Контрольная работа№2 «Теория строения химических веществ». | 1 | |
Химические реакции | 10 | ||
15 | Дисперсные системы. | 1 | |
16 | Состав веществ. Смеси. | 1 | |
17 | Решение задач на массовую долю. | 1 | |
18 | Решение задач на молярную концентрацию. | 1 | |
19 | Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. | 1 | |
20 | Роль воды в химических реакциях. | 1 | |
21 | Гидролиз. | 1 | |
22 | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. | 1 | |
23 | Практическая работа№2 «Химические свойства кислот». | 1 | |
24 | Контрольная работа№3 «Химические реакции». | 1 | |
Химические реакции. | 10 | ||
25 | Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ. | 1 | |
26 | Классификация химических реакций, протекающих с изменением состава веществ. | 1 | |
27 | Скорость химической реакции. | 1 | |
28 | Обратимость химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 1 | |
29 | Металлы. Неметаллы. | 1 | |
30 | Кислоты. | 1 | |
31 | Основание. | 1 | |
32 | Соли. | 1 | |
33 | Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. | 1 | |
34 | Итоговая контрольная работа№4 | 1 | |
35 | Практическая работа№3 «Распознавание веществ». | 1 |
Составил учитель: ___________/О.Н.Шагвалеева/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по химии 8-11 класс О.С.Габриелян
Настоящие рабочие учебные программы базового курса «Химия» для 8-11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федеральног...
Рабочая программа по химии в 10 классе (О.С.Габриелян) 1 час
Рабочая программа по химии в 10 классе по учебнику О.С.Габриеляна. 1 час в неделю, всего 34 часа (базовый уровень). Содержит все требования стандарта среднего образования, календарно-тематическое план...
Рабочие программы по химии 8-9 классы (О.С.Габриелян)
Рабочие программы по химии 8-9 классы к учебникам О.С.Габриеляна...
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Рабочая программа по химии 8-9 класс О.С.Габриелян.
Рабочая программа....
Рабочая программа по химии 7-9 класс О.С. Габриелян
Приводится рабочая программа по химии в 7-9 классе. УМК О.С. Габриеляна (ФГОС)...
Рабочая программа по химии 8-9 класса О.С.Габриелян ФГОС
Рабочая программа по химии 8-9 класс ФГОС по УМК О.С. Габриелян 2 часа в неделю...