Урок по теме "Бензол"
план-конспект урока по химии на тему
Урок по теме " Бензол" с презентацией. Урок построен в технологии проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме " Бензол" | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Бензол» 10 класс
Володина Т.В. учитель химии КОГОБУ СОШ пгт Оричи Кировской области
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Образовательная цель урока:
- сформировать понятие «ароматические углеводороды»;
- познакомить учащихся с новым типом химической связи, характерным для данной группы соединений, на примере бензола; дать понятие ароматичности;
Развивающая цель урока:
- способствовать развитию
учебно-интеллектуальных умений учащихся: диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;
учебно-познавательных умений: участвовать в учебном диалоге, формулировать проблемы, излагать гипотезы, аргументировать, доказывать, исследовать практически (наблюдать, ставить опыты).
Воспитательная цель урока:
- способствовать формированию у учащихся организованности, аккуратности, ответственности, умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач.
Методы обучения:
- методы организации учебной деятельности:
словесные - диалогическое изложение, эвристическая беседа, объяснение,
наглядные - химический эксперимент, демонстрация символико-графических средств наглядности
- методы стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия, актуализация имеющихся знаний и применение полученных знаний на практике, проблемная ситуация, работа в парах, применение ИКТ
- методы контроля и самоконтроля: устный, письменный контроль
Оборудование урока:
- реактивы: бензол, р-р КМnО4, бромная вода;
- шаростержневая модель молекулы бензола (по Кекуле);
- опорные конспекты, таблицы.
- компьютерная презентация,
1 .Орг момент.
2. Мотивация и целеполагание.
( слайд1)
Эпиграф «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». А.Дистервег
Учитель: Предлагаю немного побыть химиками и провести расчеты. Определить: о каком веществе пойдет речь сегодня на уроке?
Решение задачи. ( слайд2)
Анализ жидкости показал, что данное вещество содержит 92, 3% углерода, 7,7 % водорода. Плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,69. Определите формулу данного вещества.
Учитель: Итак, молекулярная формула неизвестного вещества - С6 Н6
Мы познакомимся с загадочным веществом, которое занимало умы многих химиков 19 века на протяжении нескольких десятков лет. Речь пойдет о бензоле – веществе, которое сейчас хорошо знакомо каждому химику.
Постановка проблемного вопроса:
Учитель: Как вы думаете, к какому классу орг. соединений его можно отнести?
Ученик: скорее всего это ненасыщенный углеводород, так как не хватает 8 атомов водорода до полного насыщения.
Учитель: Какова общая формула данного соединения?
Ученик: исходя из молекулярной формулы , получаем СпН2п – 6, он не является ни алканом, ни алкеном, ни алкином.
Учитель: Бензол относится к ароматическим углеводородам.
Постановка цели урока:
Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
Учащиеся формулируют цели урока.( слайд3)
3. Блок усвоения новой учебной информации.
Тема урока «Ароматический» не означает «ароматный» ( слайд4)
У бензола интересная история.( слайд5)
Впервые бензол описал немецкий химик Иоганн Глоубер,
который получил это соединение в 1649 году в результате
перегонки каменноугольной смолы. Но названия вещество
не получило, и состав его был неизвестен.
История открытия бензола.( рассказ учащихся)( слайд 6)
1825 г- Майкл Фарадей установил, что вещество состоит только из водорода и углерода, назвал его «карбюрированным водородом»( слайд7)
1833 г – Эйльгард Мичерлих определил эмпирическую формулу С6 Н6
нагрел негашеную известь CaO с бензойной кислотой C6 H5 COOH (она содержится во многих ягодах, в частности, в клюкве и бруснике, и препятствует их гниению) и получил неизвестную, легкокипящую жидкость с резким запахом. Вот тогда и вспомнили об открытии Фарадея. Он назвал его "бензином" ( слайд8)
( слайд 9)
Наиболее полно свойства бензола описал немецкий химик Фридрих Август Кекуле.
( слайд 10)
успех пришел к нему во сне: "...Моя лаборатория находилась в переулочке, и даже днем в ней царил полумрак. Для химика, который проводит целые дни в лаборатории, это не было помехой. Я занимался работой над своим учебником, но что-то мне мешало, и мои мысли где-то витали. Я повернул кресло к камину и задремал. Атомы принялись танцевать перед моими глазами. На этот раз маленькие группы держались скромно на втором плане. Мой взор, обостренный от повторения одних и тех же образов, обратился скоро к более крупным фигурам различной формы. Длинные нити очень часто сближались и свертывались в трубку, напоминая двух змей. Но что это? Одна из них вцепилась в собственный хвост, продолжая насмешливо кружиться перед моими глазами. Я внезапно пробудился и на этот раз провел остаток ночи, чтобы изучить следствия из моей гипотезы..."
Он же предложил циклическую формулу бензола в 1865 г.
Проблемный вопрос:
Учитель: Какие можно сделать предположения о строении бензола?
( слайд 11, 12)
Выдвигаем гипотезу:
Ученик: По молекулярной формуле бензол относится к ненасыщенным углеводородам. Это можно доказать экспериментально.
Если бензол дает качественные реакции на кратную связь, значит он относится к непредельным соединениям.
Опыты с обесцвечиванием бромной воды и перманганата калия.( слайд 13)
Опровержение гипотезы:
Ученик: Бензол не обесцвечивает бромную воду и перманганат калия, поэтому опыт позволяет предположить, что бензол не образует прямую или разветвленную цепь, в которой находятся двойные или тройные связи.
Учитель: Каково же строение бензола? ( проблема)
Самостоятельная работа
используя дидактические материалы и учебник с. 117-118 ( вставить пропущенные слова в текст) подготовить ответ на проблемный вопрос.
Ответы на слайде:( слайд 14)
- Возбужденном
- sp²
- 1s и 2p
- 3 гибридных облака
- 120°
- σ – связи
- p – электронное облако
- p – электронные облака
- Перпендикулярной
- 0,139 нм
- плоскостное
Учитель:
Современное представление об электронной природе связей в бензоле основывается на гипотезе Лайнуса Полинга, который предложил изображать молекулу бензола в виде шестиугольника с вписанной окружностью, подчёркивая тем самым отсутствие фиксированных двойных связей и наличие единого электронного облака, охватывающего все шесть атомов углеродного цикла.
Плоскость в которой расположены атомы углерода, называется бензольным ядром или бензольным кольцом. Связь в бензольном ядре часто называют ароматической. Отсюда название .( слайд 15-17)
Попробуем сформулировать определение ароматических углеводородов или аренов.
Ароматические углеводороды, или арены — это углеводороды, в молекулах которых имеется одно или несколько бензольных колец.
Каковы свойства аренов? ( стр 119 )
Физические свойства:
( слайды18-20)
Легкокипящая бесцветная жидкость, имеет специфический запах, не растворяется в воде, растворяется в органических растворителях, сам является растворителем.
При охлаждении легко застывает и превращается в белую кристаллическую массу с температурой плавления 5.5 °С.
Токсичен, опасен для окружающей среды, огнеопасен.
- Закрепление учебного материала
Ответы на вопросы теста стр. 121 №1-4 ( «Задачник по химии 10 класс» Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин )
- Информация о домашнем задании ( слайд 21)
§18 прочитать, записи выучить, № 2 - 5, 7 стр. 121 ( задачник)
- Рефлексия.
Цель: оценить, насколько проведенное занятие было познавательным для учащихся.
1) В какой мере ты удовлетворен занятием?
3- полностью удовлетворен
2 - в основном
1 - частично
0 - не удовлетворен
2) В какой мере ты проявил себя на занятии?
3- в полной мере
2 - в значительной мере
1 - частично
0 - не и проявил себя
3) В какой мере ты усвоил материал?
3- в полной мере
2 - в значительной мере
1 - частично
0 - не усвоил
4) Насколько занятие было полезным для тебя?
3- полезно во всем
2 — много было полезно
1 - не очень полезно
0 - бесполезно
5) В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами на занятиях?
3- в полной мере
2 - в значительной мере
1 - частично
0 - не удовлетворен
6) Насколько новым был для тебя материал этого занятия?
3- все было новым
2 — многое было новым
1 - многое уже известно
0 - ничего нового
Обработка результатов
Подсчитывается общее количество набранных баллов
Количество баллов | Уровень эффективности занятия |
0 -- 6 | низкий |
7 — 15 | средний |
16 - 21 | высокий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...