Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
статья по химии (10 класс) по теме
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологи в преподавании химии.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
-условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
-отсутствие назидательности и авторитарности
-элементы индивидуализации обучения
-наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
-интерес к учебе, желание идти в школу
-наличие физкультминуток
-наличие гигиенического контроля
-воспитание, а не изучение культуры здоровья.
Здоровьесберегающий урок должен:
-воспитывать
-стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми
-учить их ощущать радость от каждого прожитого дня
-показывать им, что жизнь - это прекрасно
-вызывать у них позитивную самооценку.
Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.
Критерии здоровьесбережения на уроке:
1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей
2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Нормой считается 4-7 видов за урок.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут.
4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок.
5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
(свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами..
8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
9. Физкультминутки и физкульт-паузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока.
10. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
11. Благоприятный психологический климат на уроке.
Предмет химия изучает не только природу, обеспечивает обучающихся знаниями для практической деятельности, а также умение использовать знания для сохранения своего здоровья.
В своей работе я использую материал С.А. Поповой « Национально- региональный компонент в преподавании химии» Методическое пособие для учителя. Сыктывкар, КРИРОиПК,2004.- 52 с.
Здоровьесберегающие технологи в преподавании химии.
Цель: научить детей бережно относится к своему здоровью.
8 КЛАСС:
Тема урока «Состав воздуха». Рассматриваем какие отрасли промышленности являются крупнейшими загрязнителями окружающей среды в РК, уровень загрязненности по административным районам, состав веществ - загрязняющих атмосферу. Творческая работа - как ограничить выбросы в атмосферу.
Тема урока «Состав кислот. Соли». Обращаю внимание на содержание аскорбиновой, лимонной и бензойной кислот в ягодах клюквы, брусники. Роль этих кислот на организм человека.
Тема урока «Соли». Уделяем внимание истории и перспективам развития Серёговского месторождения поваренной соли. Польза и вред поваренной соли.
Тема урока «Вода».Рассматриваем характеристики загрязнения речных вод РК, наличие в питьевой воде опасных химических веществ и их воздействие на организм человека.
Тема урока «Галогены». Дефицит йода в природных средах (вода, почва) является причиной развития врожденных аномалий, снижения умственных способностей у детей и взрослых, болезни эндокринной системы.
Тема урока «Хлор». Диоксины и хлорорганические соединения вызывают мутагенный эффект, аллергические реакции, подавляют иммунитет.
9 КЛАСС:
Тема урока «Сера. Соединения серы». Вспоминаем понятие «кислотные дожди», воздействие на организм человека.
Тема урока «Соли азотной кислоты». Выявлена прямая зависимость между случаями возникновения злокачественных опухолей и интенсивностью поступления в организм нитратов.
Тема урока «Углерод. Аллотропные соединения углерода. Адсорбция». Использование активированного угля для глубокой очистки воды, изготовление медицинских препаратов.
Тема урока «Соли угольной кислоты».Подземные минеральные воды и их лечебное воздействие.
Тема урока «Алюминий». Использование алюминиевой посуды для приготовления пищи не рекомендуется т. к. является катализатором превращения нитратов в нитриты. Необходимо соблюдать правила пользования алюминиевой посудой.
Тема урока «Железо». Повышенное содержание железа в питьевой воде приводит к увеличению инфарктов, заболеваниям печени и репродуктивной функции.
10 КЛАСС.
Тема урока «Бензол». Бензол является канцерогном, является причиной лейкемии, образования злокачественных новообразований.
Тема урока « Природный и попутный нефтяной газы». Соблюдение техники безопасности при использовании в быту природного или сжиженного газа. Обнаружение утечки по запаху.
Тема урока «Нефть». Предупреждение экологических последствий разлива нефти и воздействие на окружающую среду нефтяных выбросов.
Тема урока «Спирты». Механизм воздействия этилового спирта на подростков, увеличение количества больных хроническим алкоголизмом, рост смертности населения, увеличение дорожно-транспортных присшествий.
Тема урока «Альдегиды».Повышенное содержание формальдегида в атмосфере приводит к увеличению заболеваемостью бронхиальной астмой.
Тема урока « Целлюлоза».Бережное отношение к такому богатству как лес.
Тема урока «Высокомолекулярные соединения». ПВХ постепенно окисляясь на воздухе образует диоксины. Они отрицательно влияют на иммунную и эндокринную систему, поражают печень, раздражают кожу, вызывают раковые заболевания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям на уроках химии
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному и...
Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем вра...
Здоровьесберегающие технологиии на уроках химии
Материал является выступлением на психолого-педагогическом семинаре в училище...
Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
несколько технологий на уроках химии...