Возможности оценивания практических умений и навыков на уроках химии.
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
В системе методов обучения важное место отводится практическим, среди которых в преподавании химии особо выделяется химический эксперимент, определяющий эффективность естественнонаучной подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_pr.r.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности оценивания практических умений и навыков на уроках химии.
Ноздрина Н.Н. учитель химии МАОУ «Лицей» №21 г. Тамбова.
В системе методов обучения важное место отводится практическим, среди которых в преподавании химии особо выделяется химический эксперимент, определяющий эффективность естественнонаучной подготовки учащихся. Он является:
- первоначальным источником познания явлений;
- единственным средством для формирования и совершенствования практических навыков в обращении с оборудованием, веществами, в получении и распознавании веществ;
- важнейшим средством для развития, совершенствования и закрепления теоретических знаний;
- методом проверки знаний и умений учащихся;
- средством формирования интереса учащихся к изучению химии (мотивации учения), развития у них наблюдательности, пытливости, инициативы, стремления к самостоятельному поиску и совершенствованию знаний и применению их на практике .
Учитывая то, что среди факторов, влияющих на продуктивность учебно-воспитательного процесса, такие, как мотивация учения, интерес к учебному труду, познавательной деятельности, интерес к предмету, занимают главенствующее положение , становится понятной важность эффективной организации контрольно-оценочной деятельности учителя по оценке результатов учебной деятельности учащихся на практической работе.
Механизм оценки результатов учебной деятельности учащихся на практической работе с позиций 5-балльной шкалы недостаточно разработан и требует совершенствования.
Практически все умения, которые учащиеся должны продемонстрировать на той или иной практической работе, следует отнести к репродуктивным, т.е. деятельность учащихся на практической работе протекает в основном в рамках 3-го уровня. Исключение составляют практические работы по решению экспериментальных задач, где учащиеся должны проявить исследовательские умения, соответствующие высшему уровню владения экспериментальными умениями.
На основе уровня самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности практические работы можно разделить на проводимые по инструкции и экспериментальные задачи. Уровень самостоятельности учащихся при выполнении практической работы первого типа низкий и, согласно 5-балльной шкалы оценки , результаты учебной деятельности учащихся, даже при идеальном выполнении работы, следует признать соответствующими только 4-му уровню. Однако это противоречит нормам оценки результатов учебной деятельности учащихся, так как «при условии усвоения учащимися учебного материала в соответствии с целями, поставленными на уроке, результаты их учебной деятельности оцениваются отметками от 1 до 5 баллов включительно.
При анализе содержания и структуры всех практических работ в 11классе (базовый уровень) были выделены основные экспериментальные умения и определен уровень их сложности (см. таблицы 1-2). При определении уровня, на котором реализуется то или иное умение, кроме показателя оценки по 5-балльной шкале, были учтены:
- этап изучения химии;
- требования, предъявляемые к результатам учебной деятельности учащихся;
- преобладающая дидактическая цель на данной практической работе;
- дидактическая цель относительно каждого умения (формируется, закрепляется или совершенствуется);
- уровень владения умением (владеет — оценивается соответствующим баллом, частично владеет — оценивается баллом в зависимости от степени владения, не владеет — 0 баллов);
- уровень самостоятельности учащегося при выполнении всего эксперимента или его части;
- уровень самостоятельности и сложность выполняемых учащимися мыслительных операций;
- объемность работы.
Поэтому наиболее оптимальный вариант оценки результатов учебной деятельности учащихся на практической работе видится в рейтинговой системе. Это проиллюстрировано в таблицах. Однако отметка должна быть выставлена учащемуся по 5-балльной шкале, поэтому возникает необходимость перевода рейтингового результата учащегося в 5-балльную систему оценки. Для осуществления перевода следует число набранных учеником баллов разделить на число, соответствующее максимальному баллу для данной практической работы. Полученный результат (в %) соответствует определенному баллу 5-балльной шкалы:
0—50 % — 2 балла;
51—69 % — 3 балла;
70—84 % — 4 балла;
85—100 % — 5 баллов.
Предлагаемые оценочно-аналитические таблицы позволяют учителю:
- производить оперативный контроль владения всеми учащимися тем или иным умением непосредственно на уроке;
- стимулировать учебную деятельность учащихся, так как они могут следить за динамикой своих достижений;
- повысить объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.
- увидеть пробелы в знаниях и умениях учащихся и на этой основе осуществлять пролонгированную целенаправленную коррекционную деятельность по совершенствованию экспериментальных умений и знаний учащихся;
- экономить время при подготовке к уроку и рационализировать организацию учебно-воспитательного процесса непосредственно на уроке.
Таким образом, предлагаемый подход к оценке результатов учебных достижений учащихся при выполнении ими практической работы позволяет наиболее полно реализовать основные функции 5-балльной системы оценки:
- образовательную
- стимулирующую
- диагностическую
- контролирующую
- социальную
Практическая работа №1 Получение , собирание и распознавание газов
№ п/п | Контролируемые умения | Уровень | Балл | № ученика по списку | Не умеют | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
1 | Пользуется инструкцией при выполнении работы. | 2 | 2 | |||||||||||
2 | Определяет цель предстоящей деятельности | 4 | 4 | |||||||||||
3 | Соблюдает правила техники безопасности | 3 | 3 | |||||||||||
4 | Собирает прибор и проверяет его на герметичность | 3 | 3 | |||||||||||
5 | Нагревает вещество на пламени спиртовки | 3 | 3 | |||||||||||
6 | Определяет газ | 3 | 5 | |||||||||||
7 | Собирает газ | 3 | 5 | |||||||||||
8 | Описывает физические свойства газа | 5 | 4 | |||||||||||
9 | Распознает газ | 5 | 5 | |||||||||||
10. | Наблюдает и фиксирует наблюдения | 3 | 4 | |||||||||||
11 | Записывает уравнения химических реакций | 5 | 5 | |||||||||||
12 | Делает выводы на основе цели и наблюдений | 4 | 4 | |||||||||||
13 | Оформляет отчет | 3 | 4 | |||||||||||
14 | Соблюдает чистоту и порядок на рабочем месте | 2 | 3 | |||||||||||
Максимальный балл за практическую работу | 54 | |||||||||||||
Не умеет | ||||||||||||||
Индивидуальный балл |
Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ»
№ П/п | Контролируемые умения | уровень | балл | №ученика по списку | Не умеют | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10... | |||||
1 | Пользуется инструкцией при выполнении работы. | 2 | 2 | |||||||||||
2 | Определяет цель предстоящей деятельности | 4 | 4 | |||||||||||
3 | Соблюдает правила техники безопасности | 3 | 4 | |||||||||||
4 | Понимает задачу и строит план её решения | 5 | 5 | |||||||||||
5 | Распознает с помощью индикаторов выданные растворы | 5 | 5 | |||||||||||
6 | Осаждает ионы из предложенного раствора | 5 | 5 | |||||||||||
7 | Проводит качественные реакции | 5 | 5 | |||||||||||
7 | Записывает уравнения реакций | 5 | 5 | |||||||||||
8 | Наблюдает и фиксирует наблюдения | 3 | 4 | |||||||||||
9 | Делает выводы на основе цели и наблюдений | 4 | 4 | |||||||||||
10 | Оформляет отчет | 3 | 4 | |||||||||||
11 | Соблюдает чистоту и порядок на рабочем месте | 2 | 3 | |||||||||||
Максимальный балл за практическую работу | 50 | |||||||||||||
Не умеет | ||||||||||||||
Индивидуальный балл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".
В работе описаны методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...
Из опыта работы учителя географии Королёвой О.В. по формированию практических умений и навыков на уроках географии.
Опыт работы учителя географии по применению практических работ на уроках....
Развитие практических умений и навыков на уроке английского языка в коррекционной школе VII вида
Английский язык сегодня – очень популярная и востребованная область знаний. Людям, его изучающим, он необходим по разным причинам: учёба и работа за границей, продвижение по карьерной лестнице, общени...
Статья "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ"
В статье рассматриваются этапы формирования умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ...
«Привитие практических умений и навыков на уроках столярного дела в коррекционной школе»
У моих учеников, особенно в 8 классе умственное развитие детей весьма разнообразно, поэтому для меня основополагающим стал принцип – индиви...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Методический материал из опыта работы по формированию практических умений и навыков на уроках швейного дела...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую статью «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
В статье подробно рассматривается коррекционное значение трудового обучения для детей с ментальными нарушениями....