Возможности оценивания практических умений и навыков на уроках химии.
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

В системе методов обучения важное место отводится практическим, среди которых в преподавании химии особо выделяется химический эксперимент, определяющий эффективность естественнонаучной подготовки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_pr.r.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности оценивания практических умений и навыков на уроках химии.

Ноздрина Н.Н. учитель химии МАОУ «Лицей» №21 г. Тамбова.

В системе методов обучения важное место отводится практическим, среди которых в преподавании химии особо выделяется химический эксперимент, определяющий эффективность естественнонаучной подготовки учащихся. Он является:

  • первоначальным источником познания явлений;
  • единственным средством для формирования и совершенствования практических навыков в обращении с оборудованием, веществами, в получении и распознавании веществ;
  • важнейшим средством для развития, совершенствования и закрепления теоретических знаний;
  • методом проверки знаний и умений учащихся;
  • средством формирования интереса учащихся к изучению химии (мотивации учения), развития у них наблюдательности, пытливости, инициативы, стремления к самостоятельному поиску и совершенствованию знаний и применению их на практике .

Учитывая то, что среди факторов, влияющих на продуктивность учебно-воспитательного процесса, такие, как мотивация учения, интерес к учебному труду, познавательной деятельности, интерес к предмету, занимают главенствующее положение , становится понятной важность эффективной организации контрольно-оценочной деятельности учителя по оценке результатов учебной деятельности учащихся на практической работе.

Механизм оценки результатов учебной деятельности учащихся на практической работе с позиций 5-балльной шкалы недостаточно разработан и требует совершенствования.

Практически все умения, которые учащиеся должны продемонстрировать на той или иной практической работе, следует отнести к репродуктивным, т.е. деятельность учащихся на практической работе протекает в основном в рамках 3-го уровня. Исключение составляют практические работы по решению экспериментальных задач, где учащиеся должны проявить исследовательские умения, соответствующие высшему уровню владения экспериментальными умениями.

На основе уровня самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности практические работы можно разделить на проводимые по инструкции и экспериментальные задачи. Уровень самостоятельности учащихся при выполнении практической работы первого типа низкий и, согласно 5-балльной шкалы оценки , результаты учебной деятельности учащихся, даже при идеальном выполнении работы, следует признать соответствующими только 4-му уровню. Однако это противоречит нормам оценки результатов учебной деятельности учащихся, так как «при условии усвоения  учащимися  учебного  материала  в соответствии с целями, поставленными на уроке, результаты их учебной деятельности оцениваются отметками от 1 до 5 баллов включительно.

      При анализе содержания и структуры всех практических работ в 11классе (базовый уровень) были выделены основные экспериментальные умения и определен уровень их сложности (см. таблицы 1-2). При определении уровня, на котором реализуется   то  или   иное   умение,   кроме показателя оценки по  5-балльной шкале,  были учтены:

  • этап изучения химии;
  • требования, предъявляемые к результатам учебной деятельности учащихся;
  • преобладающая дидактическая цель на данной практической работе;
  • дидактическая цель относительно каждого умения (формируется, закрепляется или совершенствуется);
  • уровень владения умением (владеет — оценивается соответствующим баллом, частично владеет — оценивается баллом в зависимости от степени владения, не владеет — 0 баллов);
  • уровень самостоятельности учащегося при выполнении всего эксперимента или его части;
  • уровень самостоятельности и сложность выполняемых учащимися мыслительных операций;
  • объемность работы.

Поэтому наиболее оптимальный вариант оценки результатов учебной деятельности учащихся на практической работе видится в рейтинговой системе. Это проиллюстрировано в таблицах. Однако отметка должна быть выставлена учащемуся по 5-балльной шкале, поэтому возникает необходимость перевода рейтингового результата учащегося в 5-балльную систему оценки. Для осуществления перевода следует число набранных учеником баллов разделить на число, соответствующее максимальному баллу для данной практической работы. Полученный результат (в %) соответствует определенному баллу 5-балльной шкалы:

               0—50  %   —  2 балла;

51—69 %   — 3 балла;

70—84 %   — 4 балла;

85—100  %   —  5 баллов.

Предлагаемые оценочно-аналитические таблицы позволяют учителю:

  • производить оперативный контроль владения всеми учащимися тем или иным умением непосредственно на уроке;
  • стимулировать учебную деятельность учащихся, так как они могут следить за динамикой своих достижений;
  • повысить объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.
  • увидеть пробелы в знаниях и умениях учащихся и на этой основе осуществлять пролонгированную целенаправленную коррекционную деятельность по совершенствованию экспериментальных умений и знаний учащихся;
  • экономить время при подготовке к уроку и рационализировать организацию учебно-воспитательного процесса непосредственно на уроке.

Таким образом, предлагаемый подход к оценке результатов учебных достижений учащихся при выполнении ими практической работы позволяет наиболее полно реализовать основные функции 5-балльной системы оценки:

  • образовательную
  • стимулирующую
  • диагностическую
  • контролирующую
  • социальную  

Практическая работа №1 Получение , собирание и распознавание газов

п/п

Контролируемые умения

Уровень

Балл

№  ученика по списку

Не умеют

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Пользуется инструкцией при выполнении работы.

2

2

2

Определяет цель предстоящей деятельности

4

4

3

Соблюдает правила техники безопасности

3

3

4

Собирает прибор и проверяет его на герметичность

3

3

5

Нагревает вещество на пламени спиртовки

3

3

6

Определяет газ

3

5

7

Собирает газ

3

5

8

Описывает физические свойства газа

5

4

9

Распознает газ

5

5

10.

Наблюдает и фиксирует наблюдения

3

4

11

Записывает уравнения химических реакций

5

5

12

Делает выводы на основе цели и наблюдений

4

4

13

Оформляет отчет

3

4

14

Соблюдает чистоту и порядок на рабочем месте

2

3

Максимальный балл за практическую работу

54

Не умеет

Индивидуальный балл

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ»

П/п

Контролируемые умения

уровень

балл

№ученика по списку

Не умеют

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10...

1

Пользуется инструкцией при выполнении работы.

2

2

2

Определяет цель предстоящей деятельности

4

4

3

Соблюдает правила техники безопасности

3

4

4

Понимает задачу и строит план её решения

5

5

5

Распознает с помощью индикаторов выданные растворы

5

5

6

Осаждает ионы из предложенного раствора

5

5

7

Проводит качественные реакции

5

5

7

Записывает уравнения реакций

5

5

8

Наблюдает и фиксирует наблюдения

3

4

9

Делает выводы на основе цели и наблюдений

4

4

10

Оформляет отчет

3

4

11

Соблюдает чистоту и порядок на рабочем месте

2

3

Максимальный балл за практическую работу

50

Не умеет

Индивидуальный балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".

В работе описаны  методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...

Критерии оценивания знаний, умений и навыков по географии учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида

1.Основные требования к знаниям, умениям учащихся.2.Критерии оценок по географии....

Развитие практических умений и навыков на уроке английского языка в коррекционной школе VII вида

Английский язык сегодня – очень популярная и востребованная область знаний. Людям, его изучающим, он необходим по разным причинам: учёба и работа за границей, продвижение по карьерной лестнице, общени...

Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса

В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....

Статья "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ"

В статье рассматриваются этапы формирования умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ...

«Привитие практических умений и навыков на уроках столярного дела в коррекционной школе»

             У моих учеников, особенно в 8 классе умственное развитие детей весьма разнообразно, поэтому для меня основополагающим стал принцип – индиви...