Урок по химии 10 класс по теме "Алканы"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Разработка урока по химии 10 класс по теме "Алканы" с применением ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_khimii_s_primeneniem_ikt_po_teme.docx | 18.42 КБ |
pril_alkany.ppt | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по химии с применением ИКТ по теме "Алканы"
Анциферова Светлана Владимировна, учитель химии
Цель урока: познакомить учащихся с алканами и выявить важную их роль в промышленности.
Задачи урока:
Образовательная: рассмотреть гомологический ряд предельных углеводородов, строение, физические и химические свойства, способы их получения при переработке природного газа, возможности их получения из природных источников: природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.
Развивающая: развить понятие о пространственном строении алканов; развитие познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием новых технологий.
Воспитательная: показать единство материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов, получаемых при переработки природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. (Сообщить цель и тему урока).
II. Изученного нового материала.
Учитель
Тема урока: "Алканы". Слайд № 1
План изучения алканов. Слайд № 2
Определение. Общая формула класса углеводородов.
Гомологический ряд.
Виды изомерии.
Строение алканов.
Физические свойства.
Способы получения.
Химические свойства.
Применение.
Алканы. (Предельные углеводороды. Парафины. Насыщенные углеводороды.)
Алканы - углеводороды в молекулах которых все атомы углерода связаны одинарными связями и имеют общую формулу: CnH2n+2 Слайд № 3
- Что такое гомологи?
Гомологический ряд метана
СН4 метан
С2H6 этан
C3H8 пропан
C4H10 бутан
C5H12 пентан
C6H14 гексан
C7H16 гептан
C8H18 октан
C9H20 нонан
C10H22 декан Слайд № 4
Гомологи - это вещества, сходные по строению и свойствам и отличающиеся на одну или более групп СH2.
Структурная изомерия:
Алгоритм.
1. Выбор главной цепи: Слайд № 5
2. Нумерация атомов главной цепи: Слайд № 6
3. Формирование названия: Слайд № 7
2 - метилбутан
Строение алканов.
Атом углерода во всех органических веществах находится в "возбуждённом" состоянии, имеет на внешнем уровне четыре неспаренных электрона.
Каждое электронное облако обладает запасом энергии: s- облако имеет меньший запас энергии, чем р-облако, в атоме углерода они находятся в разных энергетических состояниях. Поэтому при образовании химической связи происходит гибридизация, т. е. выравнивание электронных облаков по запасу энергии. Это отображается на форме и направленности облаков, происходит перестройка (пространственная) электронных облаков.
В результате sp3 - гибридизации все четыре валентных электронных облака гибридизованы: валентный угол между этими осями гибридизованных облаков 109° 28', поэтому молекулы имеют пространственную тетраэдрическую форму, форма углеродных цепей зигзагообразна; атомы углерода не находятся на одной прямой, т. к. при вращении атомов валентные углы остаются прежними.
Все органические вещества построены в основном за счёт ковалентных связей. Углерод - углеродные и углерод - водородные связи относятся к сигма - связям - это связь, образующаяся при перекрывании атомных орбиталей по линии, проходящей через ядра атомов. Возможно вращение вокруг сигма - связей, поскольку эта связь имеет осевую симметрию. Слайд № 13
Физические свойства.
СН4:C4Н10 - газы
T кипения: -161,6:-0,5 °C
T плавления: -182,5:-138,3 °C
С5Н12:C15Н32 - жидкости
T кипения: 36,1:270,5 °C
T плавления: -129,8:10 °C
С16Н34:и далее- твёрдые вещества
T кипения: 287,5 °C
T плавления: 20 °C
С увеличением относительных молекулярных масс предельных углеводородов закономерно повышаются их температуры кипения и плавления. Слайд № 14
Получение.
В промышленности
1) крекинг нефтепродуктов:
C16H34 -> C8H18 + C8H16
2) В лаборатории:
а) Гидролиз карбидов:
Al4C3 +12 H2O = 3 CH4 + 4 Al(OH)3
б) Реакция Вюрца:
C2H5Cl + 2Na -> C4H10 + 2NaCl
в) Декарбоксилирование натриевых солей карбоновых солей:
СН3СООNa + 2NaОН -> СН4 + Nа2СО3 Слайд № 15
Химические свойства
Для алканов характерны следующие типы химических реакций:
Замещение атомов водорода;
Дегидрирование;
Крекинг;
Окисление.
1) Замещение атомов водорода:
А) Реакция галогенирования:
CH4 +Cl2 -> CH3Cl + HCl
Б) Реакция нитрования (Коновалова):
CH4 + HNO3 -> CH3-NO2 + H2O + Q
В) Реакция сульфирования:
CH4 + H2SO4 -> CH3-SO3 H + H2O + Q
2) Реакция изомеризации:
CH3-CH2-CH2-CH2-CH3 -> СН3-СН-СН2-СН3
СН3
3) Реакция с водяным паром:
CH4 + H2O = CO + 3H2
4) Реакция дегидрирования:
2СН4 -> НС=СН + 3Н2 + Q
5) Реакция окисления:
CH4 + O2 -> Н2C=О + H2O
6) Горение метана:
CH4 + 2O2 > CO2 + 2H2O + Q Слайд № 20
Применение.
(Возможно, заранее подготовленные выступления учащихся.)
Широко используются в качестве топлива, в том числе для
двигателей внутреннего сгорания, а также при производстве сажи
(1 - картриджи; 2 - резина; 3 - типографическая краска), при получение органических веществ (4 - растворителей; 5 - хладогентов, используемых в холодильных установках; 6 - метанол; 7 - ацетилен) Слайд № 21
III. Закрепление.
Составьте все возможные изомеры для гептана и назовите их.
Составьте 2 ближайших гомолога для пентана и назовите их.
Определить предельный углеводород, плотность паров которого по воздуху равна 2. (C4H10).
Учебник: №12 (стр. 33).
IV. Домашнее задание: Учебник О.С. Габриелян (10 класс базовый уровень): 3, упр. 4, 7, 8 (стр. 32).
Литература.
Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О. С. Габриеляна и др., 10 (11) класс. М.: "ВЕКО", 2008 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ХИМИИ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ VII класс
В помощь учителю...
Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» (технология критического мышления)
Урок по технологии "Критического мышления" в 8 классе по химии. Это урок один из первых уроков в 8 классе, в задачу которого входит формирование мотивации школьников к изучению химии....
Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...
презентация к уроку по химии " Классы неорганических веществ"
повторение по теме классы веществ...
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...