Рабочая программа курса химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Изварина Надежда Николаевна

Рабочая программа курса химии 8 класса по учебнику автора О.С. Габриелян, 105 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_khimii_8_kl_2014-2015.doc351.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы по предмету «химия» для 9 класса являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03. 2004г.
  • Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по химии
  • Примерная  авторская  программа О.С. Габриеляна, созданная  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по химии
  • Базисный  учебный  план  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03 2004
  • Учебный план МБОУ ООШ №3  для 8 класса
  • Федеральный  перечень  учебников, утвержденных приказом от 31.03.2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

Курс рассчитан на 3 часа в неделю (105 часов) с целью усиления практической направленности предмета.

Предмет Химия входит в образовательную область Естествознание.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

  • материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  • познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
  • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
  • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;

  • наука и практика взаимосвязаны: требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Предлагаемый курс химии построен, исходя из укрупненной дидактической единицы— «химический элемент», который может существовать в виде атомов, образовывать простые вещества и входить в состав сложных. Поэтому за введением в курс химии (первые четыре урока) следуют три темы, которые дают сведения о внутреннем строении и составе химических веществ: «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Соединения химических элементов». Логическим завершением изучения строения и состава веществ является пятая тема «Изменения, происходящие с веществами». Четвертая и пятая части курса химии 8 класса завершается практикумом, цель которого — привить учащимся навыки работы в химическом кабинете (лаборатории).

Вторая часть курса химии 8 класса представляет собой развитие и углубление представлений о химических взаимодействиях. Чтобы охарактеризовать химическую реакцию, важно знать ее закономерности, об этом следующие темы — «Кинетика химических реакций». Большинство химических реакций происходит в растворах, и поэтому курс химии 8 класса заканчивается темой «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

В последующем, втором практикуме учащимся предлагается самостоятельно выполнить серию опытов, демонстрирующих типичные реакции для основных классов неорганических веществ.

В заключение курса 8 класса дается классификация химических реакций по различным признакам, и изучаются окислительно-восстановительные процессы.

Данная программа освобождена от избытка конкретного материала, так как в основу ее положен развивающий принцип.

Введенный в курс химический эксперимент преследует цель сформировать у учащихся практические навыки в проведении основных химических операций, приобщить их к самостоятельной химической работе, обучить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством закрепления знаний, но также способом контроля за качеством их сформированности.

Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2010  г.

Обязательный минимум содержания образовательной программы курса химии по разделам (105 час.)

Введение (10 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи.

  1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
  2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практикум № 1

  1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
  2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Тема 1    Атомы химических элементов (14 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации.

  1. Модели атомов химических элементов.
  2. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеев

Тема 2   Простые вещества (13 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи.

  1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
  2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Тема 3  Соединения химических элементов (15 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.

Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи.

  1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
  3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации.

  1. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей.
  2. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).
  3. Взрыв смеси водорода с воздухом.
  4. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты.

  1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
  2. Разделение смесей.

Практикум № 1

1. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Т е м а 4  Изменения, происходящие с веществами (16 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях, реакциях разложения, реакциях соединения, реакциях обмена, реакциях замещения. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Практикум № 2

  1. Очистка поваренной соли.
  2. Признаки химических реакций.
  3. Получение кислорода и водорода, изучение их свойств

Тема 5   Кинетика химических реакций (7 ч)

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

 Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи.

  1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
  2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
  3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации.

  1. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.
  2. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты.

  1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
  2. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.
  3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
  4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
  5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Т е м а 6   Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (29 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации.

  1. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
  2. Горение магния.
  3. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты.

  1. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).
  2. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).
  3. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II).
  4. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди II).
  5. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).
  6. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практикум № 2

Свойства растворов электролитов

1. Ионные реакции.

2. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

3. Решение экспериментальных задач.

Т е м а 7 (1ч)

Жизнь и деятельность известных химиков древности и современности (Парацельс, Роберт Бойль, М.В. Ломоносов, Антуан Лоран Лавуазье, Дж.Дальтон, Д.И.Менделеев, И.А.Каблуков и др.

Демонстрации.

  1. Портреты
  2. Видеоматериалы.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

По итогам усвоения обязательного минимума содержания образования учащиеся 8 класса основной общеобразовательной школы должны:

1.        Называть:

  1.  Химические элементы по символам.
  2.  Вещества по их химическим формулам.

2. Определять (распознавать, вычислять):

  1. Качественный и количественный состав вещества.
  2. Простые и сложные вещества.
  3. Принадлежность веществ к определенному классу.
  4. Валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях.
  5. Вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях:

а) щелочной металл — галоген; б) водород — типичные неметаллы.

  1. Типы химических реакций: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; б) по выделению или поглощению теплоты; в) по изменению степеней окисления химических элементов; г) по признаку обратимости и необратимости химических реакций.
  2. Продукты химической реакции по формулам исходных веществ.
  3. Исходные вещества по формулам продуктов химической реакции.
  4. Кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей.
  1. Массовую долю химического элемента по формуле вещества; количество вещества (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ.

3. Характеризовать (описывать):

  1. Химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строению их атомов.
  2. Свойства высших оксидов элементов (№ 1— 20), а также свойства соответствующих им кислот и оснований.
  3. Химические свойства веществ различных классов неорганических соединений.

4. Объяснять (составлять):

4.1.Физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

4.2.Закономерности изменения свойств химических элементов в пределах: а) малых периодов; б) главных подгрупп.

  1. Сходство и различие в строении атомов химических элементов, составляющих: а) один период; б) одну главную подгруппу периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
  2. Причины многообразия веществ: а) различие в качественном составе; б) различие в строении молекул.
  3. Отличие химических явлений от физических явлений.
  1. Сущность реакции нейтрализации.
  2. Формулы веществ различных классов неорганических соединений (по валентности или степени окисления химических элементов).
  3. Схемы строения атомов химических элементов (№ 1—20) с указанием числа электронов в электронных слоях.

4.9.Уравнения химических реакций различных типов.

  1. Уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей.
  2. Полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

5. Следовать правилам:

  1. Пользования химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, нагревательными приборами).
  2. Нагревания, отстаивания, фильтрования и выпаривания.
  3. Оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

Знать:

основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления.

Уметь:

  1. Применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительные атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химические реакции и их классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов.
  2. Разъяснять смысл химических формул и уравнений;
    объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между
    составом вещества и его свойствами.
  3. Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений.
  4. Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Тема «Введение» - 10 часов

Учащиеся должны знать Определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула; различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе, называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Тема 1. Атомы химических элементов -14  часов

Учащиеся должны знать Определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.

Уметь объяснять физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы ( от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять виды    химических связей в соединениях.

Тема 2. Простые вещества -  13 часов

Учащиеся должны знать общие физические свойства металлов. определение понятий «моль», «молярная масса». определение молярного объёма газов.

Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества ( и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа ( и обратные задачи).

Тема 3. Соединения химических элементов – 15 часов

Учащиеся должны знать определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.

Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 16 часов

Учащиеся должны знать Способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии. Определение понятия «химическая реакция».

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудование при проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли. Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего   определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя  ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца

Тема 5. Кинетика химических реакций – 7 часов

Учащиеся должны знать определение понятия «скорость химической реакции», «катализаторы», «ферменты».

Уметь отличать каталитические реакции от некаталитических реакций, обратимые реакции от необратимых. Составлять уравнения химической реакции используя электрохимический ряд напряжения металлов для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот,  вытеснение одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя  ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца

Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 29  часа.

Учащиеся должны знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».

Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.

Тема 7.  Шеренга великих химиков (1 ч)

Учащиеся должны знать важнейшие химические понятия, основные законы и теории химии, через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших их открытие.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

  1. ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ:

теоретик, законов, способов исследований, выведения, доказательства - «5», определение формул, факторов - «4»

фактов - «3»

  1. СТЕПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕРИАЛОМ:

свободное изложение, понимание, применение - «5»

изложение, близкое к тексту, представление, воспроизведение - «4»

изложение по наводящим вопросам, указаниям, узнаваниям - «3»

  1. ПОЛНОТА, ГЛУБИНА: раскрывает все стороны вопросов во взаимосвязи, выделяет главное, свободно, самостоятельно подводит под общее, конкретизирует - «5»

 раскрывает разные /но не все/ стороны, выделяет главное с помощью учителя,  самостоятельно конкретизирует, приводит примеры - «4»

называет отдельные стороны, не выделяет главного, по указанию учителя подводит отдельные факты под известное общее - «3»

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ОПЕРИРОВАНИИ ЗНАНИЯМИ:

применение знаний в измененных условиях творческо-продуктивный уровень - «5» уровень воспроизведения, конструирование - «4»

уровень копирования - «3»

  1. СИСТЕМНОСТЬ:

излагает знания в системе установления взаимосвязи, опирается на межпредметные связи - «5»

излагает знания в логической последовательности, но не выделяет взаимосвязей в качестве обоснования ответа - «4»

изложение бессистемное, устанавливает отдельные взаимосвязи с помощью учителя - «3».

  1. СТЕПЕНЬ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ УМСТВЕННОГО ТРУДА:

свободное, свернутое выполнение действий по требованию учителя, самостоятельное конструирование способа выполнения сложнейшего действия, решение нестандартной задачи - «5»

развернутое выполнение решения типовых задач, конструирование способа решения сложной задачи-с помощью учителя - «4»

выполнение простых типовых действий, воспроизведение сложных действий с
помощью учителя - «3».        ,

  1. ПРАВИЛЬНОСТЬ

не допускает ошибок - «5»

допускает несущественные ошибки - «4»

допускает отдельные грубые ошибки - «3»

Учебно – методический комплект

  1. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2010 г.
  2. Д.Д. Дзудцова, Л.Б.Бестаева Окислительно-восстановительные реакции, 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.-318, (2)с. - (Темы школьного курса).
  3. А.Е.Насонова  Химия в таблицах 8-11 класс.: справочное пособие, 11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.-92, (4)с.: ил.
  4. В.Г.Иванов  Химия в формулах. 8-11 класс.: справочные материалы,5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.-159, (1)с.: ил.
  5. Габриелян О. С, Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2012.
  6. А.Е.Савельев. Основные понятия и законы химии. Химические реакции-3-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2008.-207с  
  7. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия. Материалы для подготовки к единому госэкзамену и вступительным экзаменам в вузы. .- М.: Дрофа, 2008.-703с.
  8. А.А.Андреева, О.С.Габриелян, Н.Н. Гара и др.4. Химия: большой  справочник для школьников и поступающих в вузы.-3-е изд., перераб.М., Дрофа,2008.-749с.
  9. Г.И.Штремплер Школьный словарь химических понятий и терменов.-М.,: Дрофа, 2008-413с.
  10. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г. Остроумов и др. Химия. Готовимся к единому государственному экзамену.-4-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2010.-131с.

 Дидактические материалы. 

  1. О.С. Габриелян, А.Н. Прошлецов  Химия. Региональные олимпиады 8-11кл..-3-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2010.-287с
  2. Л. Ю. Аликберова Полезная химия: задачи и истории-3-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2008.-287с
  3. Я.Л.Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б.Додонов Сборник задач и упражнений по химии.: Учеб. пособие для учащихся 7-10кл.сред. шк.-М.:Просвещение, 1987.-192с.
  4. Л.И.Некрасова Химия 8 класс. Карточки заданий-Саратов: Лицей, 2008,-2-изд.-112с.
  5. И.Г. Хомченко Решение задач по химии.-М,: ООО «Издательство новая волна» Издатель Умеренков, 2003,-256с.
  6. М.В.Зуева, О.В. Зотова проверочные задания по химии для уч-ся 8-10 кл. ср. школ. Пособие для учителя.-М.:  Просвещение, 1991.-60с.
  7. П.А.Глориозов, В.Л. Рысс Проверочные работы по химии для 7-8 кл. Дидакт. материал. -7-е изд., перераб.-М.: Просвещение,1984.-48с.

Занимательная литература.

  1. Б.Д.Степин. Л.Ю. Аликберова. Занимательные  задания  и  эффектные опыты  по химии.-3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2008.-430с.
  2. В.А.Крицман Книга для чтения по неорганической химии.ч.1 пособие для учащихся.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1983.-320с.
  3. В.А.Крицман  Книга для чтения по неорганической химии. Пособие для учащихся .-М.: Просвещение,1975.-303с

Материально-технические средства обучения.

Комплект электронных пособий

Комплект инструктивных таблиц

Комплект таблиц химические производства

Комплект справочных таблиц

Комплект таблиц по неорганической химии

Комплект таблиц по технике безопасности

Карточка индивидуального задания

Комплект таблиц химические производства.

Методические рекомендации (таблицы по химии) серии 1,2,3

Компьютер, проектор, лабораторное оборудование и химическая посуда.

Содержание учебной дисциплины.

№ п/п темы

Название темы

(раздела)

Количество часов

Введение.

10

1.

Атомы химических элементов.

14

2.

Простые вещества.

13

3.

Соединения химических элементов.

15

4.

Изменения, происходящие с веществами.

16

5.

Кинетика химических реакций

7

6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

29

7.

Шеренга великих химиков

1

Всего

105

Практические занятия.

№ п/п

Тема (раздел)

Контрольно – измерительные материалы

Введение

П.Р. №1 «Правила техники безопасности»

П.Р. №2  «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

1.

Атомы химических элементов.

К.Р. № 1по теме «Атомы химических элементов»

2.

Простые вещества.

П.Р.№3 «Получение водорода, изучение его свойств»

П.Р. №4 «Получение кислорода и изучение его свойств»

К.Р.№2 по теме «Простые вещества»

3.

Соединения химических элементов.

Адм. К.Р. №3  по теме: «Классы веществ»

П.Р. №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».

К.Р. № 4по теме «Соединения химических элементов»

4.

Изменения, происходящие с веществами.

П.Р.№6 «Исследование почвы и воды»

П.Р. №7 «Признаки химических реакций».

Адм.  К.Р. № 5 по теме «Изменения, происходящие с веществами».

5.

Кинетика химических реакций

Самостоятельная работа

6.

Растворение. Растворы. Свойства растворо электролитов.

П.Р. №8 «Ионные реакции, условия протекания до конца химических реакций между растворами электролитов».

К.Р. № 6 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

7.

Шеренга великих химиков

П.Р. №9 «Решение экспериментальных задач».

К.Р. № 7 Итоговая

Календарно-тематический план по химии 8 класс, 105 часов

№ разде

ла

Кол-во час.

Дата план

Дата факт

Наименование поурочных тем

Краткое содержание поурочных тем

Эксперимент, оборудование, наглядные пособия

УМК

Дом. задание

1

2

3

4

5

6

8

10

Введение

1(1)

1

02.09.

Введение. Предмет химии. Вещества.

Т.Б. в кабинете химии.

Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования элемента

Коллекции неорг. изд., КЭП-8кл. §1 МР Серия 1таб.2,3

Уч.§1

Уч.§1,

упр.3,4,8,9

2(2)

1

04.09.4

Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни.

Химические явления, отличие их от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки. Основные законы химии

HCl  мрамор,           известковая вода, КЭП-8кл. §2

Уч.§2

Уч.§2, упр.1-5

3(3)

1

06.09.

История развития химии. Основоположники отечественной химии.

История возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки. Основные законы химии

Портреты основоположников, КЭП-8кл. §3

Уч.§3

Уч.§3, упр.1-5

4(4)

1

09.09.

П.Р. №1 Правила техники безопасности

Инструкция по ТБ, КТ по ТБ таб. №1,2

Изучение инструкции стр 174-175

5(5)

1

11.09.

П.Р. №2 Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Лаб. оборуд.: штатив, спиртовка, посуда., КИТ таб.1,2

№1,2,10,12 КТпоТБ таб №3

Уч. Стр.175-180

6(6)

1

13.09.

Периодическая

Система химических элементов Д.И.Менделеева

Обозначение химических элементов. Происхождение названий химических элементов. Общее знакомство со структурой Периодической таблицы: периоды и группы. Периодическая таблица как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

КЭП-8кл. §4, КСТ  МР Серия1таб №1

Уч.§4

Уч. §4

Упр 5

7(7)

1

16.09.

Знаки химических элементов

Масса атомов и молекул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса

КСТ  МР Серия1таб №1

Изгот-ние карт. хим.элементов

8(8)

1

18.09.

Химические формулы

Химическая формула, индекс, коэффициент: записи и чтение формул.

КЭП-8кл. §5,

Уч.§5

Уч. §5 до  слов «Размеры молекул…»упр 1,2,4

9(9)

1

20.09.

Относительная атомная и молекулярная массы

Масса атомов и молекул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса

КЭП-8кл. §5, КСТ таб.№4

Уч.§5

Уч. §5

упр.3,5,6,7,8

10(10)

1

23.09.

Урок-упражнение по решению задач

Вычисление относительной молекулярной массы

Задание в тетради

1

14

Атомы химических элементов

1(11)

1

25.09.

Основные сведения о строении атома

Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Характеристика нуклонов Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число

КЭП-8кл. §6,

КТНХ таб.№3,4,5

Уч.§6

Уч. §6

упр.3,5

2(12)

1

27.09.

Определение числа протонов, нейтронов и электронов в атоме

Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы, как разновидность атомов одного химического элемента

КЭП-8кл. §8,9

Уч.§6

Уч. §6

таб. Стр. 40-42

3(13)

1

30.09.

Изменение числа протонов в атомном ядре- образование новых химических элементов. Образование изотопов.

Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы, как разновидность атомов одного химического элемента

КЭП-8кл. §7

Уч.§7

Уч. §7

упр.1,2,6

4(14)

1

02.10.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов

Характеристика электронов. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях.

КЭП-8кл. §8

Уч.§8

Уч. §8

упр.1,2

5(15)

1

04.10.

Строение электронных  оболочек атомов элементов малых периодов №1-20

Характеристика электронов атомов малых периодов.  Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях

КЭП-8кл. §8 КСТ таб №4 периодическая таблица Д.И. Менделеева

Уч.§8

Уч. §8

упр.3,5

6(16)

1

07.10.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение

атома

Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы,

 номера периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах

КЭП-8кл. §8 КСТ таб №4 периодическая

таблица Д.И.Менделеева

Уч.§9

Уч. §9

стр. 53-55  

7(17)

1

09.10.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома-образование положительных и отрицательных ионов

Понятие иона. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов.

КЭП-8кл. §9 КСТ таб №4

периодическая таблица Д.И. Менделеева

Уч. §9

стр. 56

8(18)

1

11.10.

Ионная химическая связь

Понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений

КТНХ таб № 7

стр. 56-56 упр. 1-4

9(19)

1

14.10.

Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой. Образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная связь.

Схема образования 2-хатомных молекул (Н2, Cl2, S2, N2). Электронные и структурные формулы.

 Кратность химической связи.

КЭП-8кл. §10-11

Уч.§10

Уч. §10

упр.1,3,4.5

10(20)

1

16.10.

Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой. Образование молекул соединений, ковалентная полярная химическая  связь.

Электроотрицательность

Схемы образования молекул соединений (HCl, Н2О, NН3 и др.). Электронные и структурные формулы.

КЭП-8кл. §10-11

Уч.§11

Уч. §11

упр.1-4

11(21)

1

18.10.

Взаимодействие атомов металлов между собой, образование металлической химической связи

Понятие о металлической химической связи  

КЭП-8кл. §12

Модели кристаллических решеток,

Уч.§12

Уч. §12

упр.1-3

12(22)

1

21.10.

Обобщение и систематизации знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи. Подготовка к контрольной работе

Выполнение упражнений. Подготовка к контрольной работе.

Уч.§1-12

Повто𠧧1-12

13(23)

1

23.10.

Контрольная работа №1по теме «Атомы химических элементов»

Повто𠧧1-12

14 (24)

1

25.10.

Анализ контрольной работы.

Коррекция знаний

2

13

Простые вещества

1(25)

1

28.10.

 Простые вещества металлы. Общие физические свойства металлов.

Характеристика положения металлов в Периодической системе. Строение атомов металлов. Металлическая связь (повторение); физические свойства металлов — простых веществ.

КЭП-8кл. §13

коллекция металлов

Уч.§13

Уч. §13

упр.1,3,4

2(26)

1

30.10.

Простые вещества неметаллы. Физические свойства неметаллов

Положение неметаллов в Периодической системе. Строение их атомов. Ковалентная связь (повторение). Физические свойства неметаллов. Химические формулы. Расчет относительной молекулярной массы.. Относительность понятия «металлические и неметаллические свойства»

КЭП-8кл. §14

коллекция неметаллов

Уч.§14

Уч. §14

стр. 73-75 задание в тетради

3(27)

1

01.11.

Аллотропия

Понятие аллотропии на примере модификаций кислород.  Аллотропия фосфора, олова, углерода.

Белый и красный фосфор, белое и серое олово

Уч.§14

Уч. §14

стр.75-78

Упр 1-5

4(28)

1

11.11.

Количество вещества

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро

КЭП-8кл. §15

Некоторые металлы и неметаллы количеством в 1 моль, 1 кмоль, 1 ммоль

Уч.§15

Уч. §15

Задание в тетради

5(29)

1

13.11.

Решение  задач

определение числа молекул по известному количеству вещества

Решен.  Задач. Задание в тетради

6(30)

1

15.11.

Молярная масса веществ

 Расчет молярных масс по химической формуле. Миллимолярные и киломолярные массы, выполнение упр.с использованием понятий N, n, m

КЭП-8кл. §15

Уч.§15

Уч. §15

 упр 1-5

7(31)

1

18.11.

Молярный объем газообразных веществ

Понятие о молярном объеме газов, миллимолярном и килломолярном  их объеме.

КЭП-8кл. §16

Уч.§16

Уч. §16

 упр 1-5

8(32)

1

20.11.

Урок-упражнение по решению задач

Решение задач и упр.с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов»,

«постоянная Авогадро».

Задания в тетради

9(33)

1

22.11.

Пр №3 «Получение водорода и изучение его свойств»

Лаб.оборуд

10(34)

1

25.11.

Пр. №4 «Получение кислорода и изучение его свойств»

Лаб.оборуд

11(35)

1

27.11.

Обобщение и систематизации знаний

Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе.

Задания в тетради

12(36)

1

29.11.

Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества»

Повто𠧧13-16

13(37)

1

02.12.

Анализ контрольной работы.

Коррекция знаний

3

15

Соединения химических элементов

1(38)

1

04.12.

Степень окисления

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях.

КЭП-8кл. §17

Образцы хлоридов  железа, сульфидов, оксидов металлов

Уч.§17

Уч. §17

упр. 1,2,5,6

2(39)

1

 

06.12.

Важнейшие классы бинарных соединений, оксиды.

Состаление формул  бинарных соединений, общий способ их названий. Характеристика важнейших оксидов

КЭП-8кл. §18

Образцы оксидов неметаллов P2O5, CO2, SiO2, H2O водородных соединений HCl,  NH3 (газы и растворы)

Уч.§18

Уч. §18

упр.1,2,3

3(40)

1

09.12.

Важнейшие классы бинарных соединений, летучие водородные соединения

Состаление формул Характеристика важнейших соединений Расчеты по формулам.

Образцы водородных соединений HCl,  NH3 (газы и растворы)

Уч.§18

Уч. §18

упр.3,4,5.6

4(41)

1

11.12.

Основания

Состав и названия оснований, их классификация. Расчеты по формулам оснований. Представители: NaOH, КОН, Са(ОН)2.

КЭП-8кл. §19

Образцы щелочей (твердых и в растворе) и нерастворимых оснований . Индикаторы

Уч.§19

Уч. §19

Упр.1-6

5(42)

1

13.12.

Кислоты

Состав и названия кислот. Их классификация. Расчеты по формулам кислот. Представители их H2S04, H2COs, Н24.

КЭП-8кл. §20

Образцы кислот:HCl, HNO3, H3PO4, др. органические и неорганические кислоты. индикаторы.

Уч.§20

Уч. §20,

упр.1-4

6(43)

1

16.12.

Соли, как производные кислот и оснований

Состав и названия солей. Расчеты по формулам солей. Представители: NaCl, СаСО3, Са3(РО4)2.

КЭП-8кл. §21

Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных

Уч.§21

Уч. §21,

упр.1-3

7(44)

18.12.

Административная контрольная работа №3  по теме: «Классы веществ». Урок – упражнение в составлении формул солей и их номенклатуре.

Состав и названия солей

Уч.§21

Уч. §22,

упр.4-5

8(45)

1

20.12.

Анализ контрольной работы. Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

Понятия о кристаллической решетке. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи

КЭП-8кл. §22

Модели крист. решеток алмаза, графита, натрия хлористого, металлов, КТНХ таб.№6

Уч.§22

Уч. §22,

упр.1,5,6

9(46)

1

23.12.

Чистые вещества и смеси

Понятие о чистом веществе и смеси, их отличиях. Примеры жидких и газообразных смесей. Способы разделения смесей.

КЭП-8кл. §23

Образцы смесей

Уч.§23

Уч. §23,

упр.1-4

10(47)

1

 

25.12.

Массовая и объемная доли, в том числе и доля примесей.

Понятие о доли компонента смеси. Вычисление ее в смеси и расчет массы или объема вещества в смеси по его доле.

КЭП-8кл. §24

Уч.§24

Уч. §24,

упр.1-3

11(48)

1

27.12.

Расчеты, связанные с понятием «доля»

Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси.

Уч.§24

Уч. §24

12(49)

1

13.01.

 П.Р. №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».

Химическая посуда, реактивы

с.185

13(50)

1

15.01.

17.01.

Обобщение и систематизация знаний по теме

Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе.

Уч.§17-24

§17-24

14(51)

1

Контрольная работа №4 по теме: «Соединения химиче ских элементов»

Повторение изученного материала

15(52)

1

20.01.

Анализ контрольной работы.

Коррекция знаний

§17-24

4

16

Изменения, происходящие с веществами

1(53)

1

22.01.

 Физические явления

Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка питьевой воды. Перегонка нефти.

КЭП-8кл. §25

Парафин, диффузия душистых веществ с поверхности лампы, сравнение скорости испарения капель спирта и воды с фильтров.бумаги. Способы разделения смесей.

Уч.§25

Уч. §25,

упр.2-4

2(54)

1

24.01.

Химические реакции

Понятие о химических явлениях, их отличие от физических. Признаки и условия протекания химических реакций. Реакция горения. Экзо- и эндотермические реакции.

КЭП-8кл. §26

Горение магния, взаимод. мрамора с HCl, получение Cu(OH)2 и растворение его в кислоте, взаимод. CuCl2 

Уч.§26

Уч. §26,

упр.1-3

3(55)

1

27.01.

Химические реакции

Количественная сторона химических реакций в свете учения об атомах и молекулах.

КЭП-8кл. §26

Уч.§26

Уч. §26,

задание в тетради

4(56)

1

29.01.

Химические уравнения

Понятие о химическом уравнении, как об условной записи химической реакции с помощью химических формул. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Уч.§27

Уч. §27,

упр.1-2

5(57)

1

31.01.

Закон сохранения массы вещества.

Значение закона сохранения массы веществ. Роль М. В. Ломоносова и Д. Дальтона в открытии и утверждении закона сохранения массы веществ.

Электролиз воды, разложение KNO3, KMnO4, HNO3, Cu(OH)2

Уч.§27

Уч. §27,

упр.3,4

6(58)

1

03.02.

Расчеты по химическим уравнениям

Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Те же расчеты, но с использованием понятия «доля» (исходное вещество дано в виде раствора заданной концентрации или содержит определенную долю примесей).

КЭП-8кл. §28, 33

Уч.§28

Уч. §28, упр.1-3

7(59)

1

05.02.

Реакции разложения

 Сущность реакций разложения и составление уравнений реакций, проделанных учителем.

КЭП-8кл. §29

разложение KNO3, KMnO4, HNO3, Cu(OH)2

Уч.§29

Уч. §29,

упр.1,2,5

8(60)

1

07.02.

Реакции соединения

 Сущность реакций соединения и составление уравнений реакций, проделанных учителем

КЭП-8кл. §30

Осуществление переходов:

a)S-SO2-H2SO4

б)P-P2O5-H3PO4

в)Ca-CaO-Ca(OH)2

Уч.§30

Уч. §30,

упр 1,2,3.

9(61)

1

10.02.

Реакции замещения

Сущность реакций замещения и составление уравнений реакций, проделанных учителем.

КЭП-8кл. §31

Взаимодействие щелочных Ме с водой, Al  c HCl и H2SO4. Взаимодействие Fe, Al, Zn c CuCl2, AgNO3 

Уч.§31

Уч. §31,

упр 1-5

10(62)

1

12.02.

Реакции обмена

Сущность реакций обмена и составление уравнений реакций, проделанных учителем. Реакции нейтрализации. Условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и солей до конца.

КЭП-8кл. §32

Взаимодействие р-ров щелочей, окрашенных ф-фталеином с растворами кислот. ВзаимодействиеH2SO4 c BaCl2, HCl, AgNO3, NaOH, Fe(SO4)3 

Уч.§32

Уч. §32,

упр.1-6

11(63)

1

14.02.

Типы химических реакций на примере воды

Особенности химических реакций в водной среде и с участием воды

Уч.§33

Уч. §33,

упр.1-5

12(64)

1

17.02.

П.Р. №6 «Анализ почвы и воды»

Пробирки, фарфоровая чашка, воронка, спиртовка, почва

 с.  181

13(65)

1

19.02.

П.Р. №7 «Признаки химических реакций».

с. 183-184

14(66)

1

21.02

Обобщение и систематизация знаний по теме

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

§25-28

15(67)

1

24.02.

    Административная                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        контрольная работа №5 по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

Повторение изученного материала

16(68)

1

26.02.

Анализ контрольной работы.

Коррекция знаний

§25-28

5

7

Кинетика химических реакций

1(69)

1

28.02.

Скорость химических реакций

Понятие скорости . единицы скорости, понятие химической кинетики.  Гомогенные и гетерогенные реакции и их скорости

Прибор для иллюстрации зависимости скорости хим реакц. от условий. Взаимодействие Zn (гранул и порошка) c HCl

конспект

2(70)

1

03.03.

Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.

Зависимость скорости от различных факторов. Основной закон химической кинетики

( закон действующих масс) правило Вант-Гоффа

Взаимодействие Zn, Mg, Fe c р-ром  HCl.

Взаимодействие р-ра H2SO4 р-ром тиосульфата натрия различной концентрации.

Взаимодействие  Zn c H2SO4  и тиосульфата натрия с  H2SO4  при разл. темпер.

конспект

3(71)

1

05.03.

Катализ и катализаторы

Понятия катализатора, ингибитора. Катализ Ферменты.

Разложение H2O2 в присутствии MnO2. горение сахара в присутствии свежего сигаретного пепла.

конспект

4(72)

1

07.03.

Обратимые и необратимые реакции

Понятие обратимых и необратимых реакций .

правило Бертолле.

Примеры необратимых реакций, протекающих в растворах с образованием газа, осадка или воды, а также реакций горения. Примеры обратимых реакций.

конспект

5(73)

1

10.03.

Химическое равновесие и способы его смещения

Состояние химического равновесия. Принцип Ле Шателье и влияние изменения концентрации, температуры и давления на смещение равновесия.

Смещение равновесия химической реакции, протекающей между NH4SCN и FeCl3

конспект

6(74)

1

12.03.

Обобщение и систематизация знаний по теме

Решение задач и упражнений. Подготовка к самостоятельной работе.

Задания в тетради

7(75)

1

14.03.

Самостоятельная робота по теме

6

29

Растворение. Свойства растворов электролитов.

1(76)

1

17.03.

Растворение, как физико-математический процесс

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы.

КЭП-8кл. §34, Растворение безв. CuSO4 (11) в воде

Уч.§34

§34

Стр 186

2(77)

1

19.03.

Растворимость. Типы растворов.

Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Различная растворимость веществ. Зависимость ее от температуры.

Растворимость веществ при разных температурах. Тепловые явления при растворимости.

Уч.§34

§34

Стр 188

Упр 1-7

3(78)

1

21.03.

Электролитическая диссоциация

Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с разным типом связи.

КЭП-8кл. §35, Набор для опытов по химии с электрическим током. Испытание веществ на электропроводно-ь.

Уч.§35

§35

Упр.1-6

 

4(79)

1

31.03.

Электролитическая диссоциация

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Зависимость ЭД  уксусной к-ты от разбавления.

Задание в тетради

5(80)

1

02.04.

Основные положения теории электролитической диссоциации

Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу (простые и сложные), по заряду (катионы и анионы), по наличию водной оболочки (гидратированные и негидратированные).

КЭП-8кл. §36, Движение окрашенных ионов в электрическом поле

Уч.§36

§36

Упр.1-5,6

 

6(81)

1

04.04.

Ионные уравнения реакций

Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций (молекулярных, полных и сокращенных ионных) при помощи таблицы растворимости.

КЭП-8кл. §37, Примеры реакций идущих до конца

Уч.§37

§37

Упр.1-5

 

7(82)

1

07.04.

Ионные уравнения реакций

Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций (молекулярных, полных и сокращенных ионных) при помощи таблицы растворимости.

КЭП-8кл. §37, Примеры реакций идущих до конца

Уч.§37

§37

Упр.6

 

8(83)

1

09.04.

Практическая работа

№ 8 «Ионные реакции. Условия течения химических реакций  между растворами электролитов до конца»

Определение качественного состава солей BaCl2, MgSO4, (NH4)2CO3

Стр 237

9(84)

1

11.04.

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Определение кислот, как электролитов, их диссоциация. Классификация кислот по различным признакам. Взаимодействие кислот с металлами, условия течения этих реакций. Электрохимический ряд напряжения металлов. .Взаимодействие кислот с оксидами металлов и основаниями.

КЭП-8кл. §38, ЭД кислот HCl, H2SO4

Уч.§38

§38

Упр.1-4

 

10(85)

1

14.04.

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Реакции нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости веществ в воде для характеристики химических свойств кислот.

Реакции кислот HCl, H2SO4

Уч.§38

§38

Упр.5,6

 

11(86)

1

16.04.

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства

Определение оснований, как электролитов, их диссоциация. Классификация оснований по различным признакам. Взаимодействие оснований с кислотами (повторение).

КЭП-8кл. §39, ЭД оснований  NaOH, NH4OH

Уч.§39

§39

Упр.1-3

 

12(87)

1

18.04.

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства

Взаимодействие щелочей с солями (работа с таблицей растворимости) и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.

Реакции оснований

Уч.§39

§39

Упр.4,5

 

13(88)

1

21.04.

Оксиды, их классификация и свойства

Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и солеобразую щие (кислотные и основные)

КЭП-8кл. §40, Изучение свойств оксидов на примере CaO кислотных оксидов на примере CO2

Уч.§40

§40

Упр.1-3

 

14(89)

1

23.04.

Оксиды, их классификация и свойства

Свойства кислотных и основных оксидов

Уч.§40

§40

Упр.4,5

 

15(90)

1

25.04.

Соли в свете ТЭД, их свойства

Понятие солей ( средние, кислые, основные). Диссоциация солей. Ряд напряжения металлов.

КЭП-8кл. §41, Примеры химич. св-в солей

§41

Упр.1,2,3

 

16(91)

1

28.04.

Соли в свете ТЭД, их свойства

Взаимодействие солей со  щелочами, кислотами, металлами   и друг с другом  (работа с таблицей растворимости

Уч.§41

§41

Упр.3,4

 

17(92)

1

30.04.

Генетическая связь между классами неорганических веществ

Генетическая связь между классами неорганических веществ

КЭП-8кл. §42 Осуществление переходов:

а) P-P2O5-H3PO4-Ca3(PO4)2 

б)Ca-CaO-Ca(OH)2- Ca3(PO4)2

Уч.§42

§42

Упр.1-5

 

18(93)

1

02.05.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

Задания в тетради

19(94)

1

05.05.

Контрольная работа №6 по теме: «Растворение. Свойства растворов электролитов.

20(95)

1

07.05.

Анализ контрольной работы.

Коррекция знаний

21(96)

1

12.05.

Классификация химических реакций

Различные признаки классификации химических реакций.

Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов

Примеры реакций соединения, разложения, замещения, обмена, гомо- и гетерогенных, зкзо- и эндотер-мических, ката-литических и некаталитичес-ких.

конспект

22(97)

1

14.05.

Окислительно-восстановительные реакции.

Реакции окислительно-восстановительные и реакции ионного обмена, их отличия. Понятие об окислителе и восстановителе, окислении и восстановлении.

КЭП-8кл. §43 Взаимодействие Zn c HCl, S, CuCl2

Уч.§43

§43

Упр.1-3

 

23(98)

1

16.05.

Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса

Уч.§43

§43

Упр.4-8

 

24(99)

1

19.05.

Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса

Конспект

Задания в тетради

25(100)

1

21.09.

Свойства изученных классов веществ в свете ОВР

Характеристика свойств простых веществ металлов и неметаллов, а также кислот и солей в свете ОВР

Конспект

задания в тетради

26(101)

1

23.05.

Практическая работа №9 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Решение экспериментальных задач»

H2SO4, HCl,Zn растворы BaCl2 NaOH, AgNO3,FeCl3

Стр 241

27(102)

1

26.05.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

Задания в тетради

28(103)

1

28.05.

Итоговая контрольная работа №7

29(104)

1

30.05.

Анализ контрольной работы.

Коррекция знаний

7

Шеренга великих химиков

1(105)

1

30.05.

Жизнь и деятельность

 Д. И. Менделеева Выдающиеся химики

Портреты

Сокращения :

КЭП-комплект электронных пособий

КИТ-комплект инструктивных таблиц

КТХП-комплект таблиц химические производства

КСТ-комплект справочных таблиц

КТОХ-комплект таблиц по органической химии

КТНХ-комплект таблиц по неорганической химии

КТТБ-комплект таблиц по технике безопасности

КИЗ-карточка индивидуального задания

МР С 1,2,3-методические рекомендации (таблицы по химии) серии 1,2,3

Контрольных работ -7

Практических работ- 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ В 10-11 КЛАССАХ

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы «Химия» Г.Е.Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана  для 8-9 кл, 10-11 кл., общеобразовательных учреждений (базовый уровень)– (Программы для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ В 8-9 КЛАССАХ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Химия» Г.Е.Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана  для 8-9 кл, 10-11 кл., общеобразовательных учреждений (базовый уровень)– (Программы для ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

рабочая программа курса "Химия в задачах" 11 класс

Аннотация к рабочей программе учебного курса химия в задачах10-11 класс  При составлении рабочей программы  «химия в задачах» использовалась Программа элективного курса "Решение х...

Рабочая программа курса химии 9 класс

Рабочая программа курса химии 9 класса по учебнику автора О.С. Габриелян, 70 часов...

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...