Статья на тему: «Дифференцированный подход к детям с разной степенью физической подготовленности»
статья на тему

Тимофеева Марина Петровна

в статье раскрываются уровни физического развития детей и подход к работе с  детьми разного уровня физической подготовленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко»

Статья на тему:

«Дифференцированный подход к детям

 с разной степенью физической  подготовленности»

Выполнила

воспитатель

Тимофеева М.П.

Вурнары – 2016

      Вопросы воспитания, образования, в том числе физического воспитания детей дошкольного возраста, в последние годы устойчиво занимают важное место в сфере научных интересов специалистов разного профиля. Повышенное внимание к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлено в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Важное место в успешной реализации этих факторов в педагогической практике принадлежит физической культуре. Без преувеличения можно сказать, что от того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье будущего человека.

      Существующие характеристики и рекомендации в вопросах физического воспитания основаны, как правило, на материалах усредненных показателей нескольких возрастов по физической подготовленности, что является некорректным, так как каждый возрастной период имеет свои морфо-функциональные и психофизические индивидуальные особенности.

Задачей воспитательно – образовательного процесса по физическому воспитанию является достижение высокого уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.

   Уровень физической подготовленности дошкольников зависит от эффективности организации процесса физического воспитания; внедрения оздоровительных программ, здоровьесберегающих технологий, современных форм и методов обучения и инноваций. Уровень физической подготовленности детей так же отражает возможности функционирования систем организма.

   Таким образом, определяя уровень физической подготовленности дошкольников можно проанализировать эффективность работы педагога и физическое состояние детей.

Как определить уровень физической подготовленности детей?

Это вопрос простой и сложный одновременно. Практически во всех программах указан набор тестов необходимых для выполнения детьми, однако, нет единой системы мониторинга физической подготовленности детей.

    В федеральном законе « О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указывается на необходимость разработки новых нормативов физической подготовленности различных категорий населения (ст.6, п.6) и внедрение в учебный процесс дошкольного образовательного учреждения обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста требований (ст. 6, п.7). Так в нормативных документах определяется отношение государства к контролю физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Анализ данных показал, что единых требований к диагностике физической подготовленности нет. Дошкольные образовательные учреждения работают по разным учебным программам, в которых физическая подготовленность дошкольников оценивается по различным тестам и критериям.

Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья:

  • телосложение;
  • основные функциональные параметры;
  • развитие двигательной сферы.

Комплексное изучение данных показателей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка.

Оценка состояния здоровья детей основывается на четырех базовых критериях:

  • наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний;
  • уровень функционального состояния основных систем организма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и мышечной системы и пр.);
  • степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  • уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В ходе медицинского обследования определяются масса и длина тела, окружность грудной клетки, гармоничность телосложения, сила левой и правой кисти руки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), а также артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений в покое (ЧСС). Измерения параметров состояния здоровья и физического развития и их оценка проводятся специалистами органов здравоохранения.

Помимо состояния здоровья, росто-весовых показателей и некоторых функциональных данных для наиболее полной характеристики физического состояния дошкольников важно определение их физической подготовленности. Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, здоровье-сберегающих технологий и инноваций. Вопросу контроля над динамикой физической подготовленности детей  должно уделяться самое пристальное внимание.

Систематическое занятие физкультурой способствует развитию физических качеств, выносливости, укреплению здоровья воспитанников. Это вовсе не означает, что от занятий физической культурой надо освобождать тех детей, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, детям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы даже больше, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья, в частности, с учетом группы здоровья. По мнению специалистов, к группе здоровья следует относиться как к своеобразной форме учёта, а не как к окончательному диагнозу. Тем более что группа здоровья может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья ребёнка. В соответствии с Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей, утверждённой приказом Минздрава России от 30.12.2003 г. № 621 оценка здоровья ребёнка основывается на четырёх базовых критериях: наличие или отсутствие функциональных нарушений и хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям; уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

 1. В I группу здоровья входят дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья.

2. Во II группу входят дети, имеющие какие – либо функциональные изменения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием.

3. III группу составляют дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации.

4. В IV группу входят дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

5. К V относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декампенсации.

Все дошкольники на основании медицинского заключения распределяются на 3 медицинские группы: основную (дети с I группой здоровья, частично – со II группой здоровья, когда имеющееся заболевание на накладывает существенных ограничений на двигательный режим); подготовительную (дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии; недостаточную физическую подготовленность; незначительные отклонения в состоянии здоровья); специальную (дети, чьё состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья).

 На начальном этапе необходимо провести анкетирование родителей с целью получения информации о состоянии физического воспитания детей в семье, с учетом полученных данных, оказание помощи родителям в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий и определение направления психолого – медико – педагогического сопровождения семьи с учётом имеющейся у ребёнка группы здоровья. Необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка, но и учить их проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий в семье, имеющей ребёнка с ОВЗ через разнообразные организационные формы: семинары- практикумы, занятия спортклубов по типу «Папа, мама, я – спортивная семья», открытые просмотры работы с детьми в условиях ДОУ и т.д.

На следующем этапе совместно с медицинскими работниками необходимо проанализировать медицинские карты воспитанников. В любую группу детского сада входят дети и основной, и подготовительной группы здоровья в составе основной медицинской группы, поэтому надо дифференцированно подходить к величине физической нагрузки при наиболее часто встречающихся заболеваниях. Для детей с заболеваниями органов дыхания необходимы специальные комплексы упражнений дыхательной гимнастики, в том числе и с нарушениями носового дыхания, ориентированные на особенности именно данной группы детей. В ряду наиболее распространенных заболеваний у детей дошкольного и в дальнейшем школьного возраста отмечаются заболевания опорно-двигательного аппарата и отклонения от его нормального развития. В связи с этим надо включать комплексы упражнений, направленные на формирование мышечного корсета: для укрепления мышц спины, мышц брюшного пресса: «Рыбка», «Морская звезда», «Кораблик», «Русалочка», «Медуза», «Кальмар», «Кит». При организации и проведении занятий по физической культуре обязательно учитывать распределение воспитанников по группам здоровья и осуществлять дифференциацию допустимой нагрузки. Работу с детьми основной группы (группы А) ведёт инструктор по физической культуре, давая детям оптимальный уровень нагрузки. Воспитатель группы отслеживает состояние детей подготовительной группы (группы Б), которые выполняют задания с учётом своих возможностей (упрощённые, более низкой интенсивности, скорости, непродолжительное время). В рамках взаимодействия с воспитателями, инструктором по физкультуре желательно разработать комплексы гимнастики после сна, содержащие элементы корригирующей гимнастики и закаливания (гимнастика после сна в парах – «Делаем дружно», «Наклоны», «Танец», «Шляпа»; гимнастика после сна с мешочками – «Подними мешочек и походи с ним», «Подними мешочек ногами», «Подбрось мешочек»; гимнастика после сна с мячом – «Часики», «Пингвины», «Гуляй, да не теряй»).

Для детей, относящихся к разным группам здоровья, при проведении любых массовых спортивных праздников и развлечений предусматриваются задания с разной степенью нагрузки, интенсивности, сложности, расстояния, соответствующие их индивидуальным возможностям. Детям, возможности которых ограничены по сравнению со сверстниками, подбираются задания или роли, поддерживающие их статус в глазах других детей. С целью систематического применения оздоровительных средств физкультуры в повседневной жизни воспитанников необходимо разработать рекомендации воспитателям и родителям воспитанников: "Значение и планирование упражнений для гимнастики после сна с учетом группы здоровья", "Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке с учётом группы здоровья", "Прогулки – походы за территорию детского сада с учётом индивидуальных физических особенностей детей", "Организация закаливания детей с учётом группы здоровья", "Использование дифференцированных игровых ситуаций в повседневной жизни". С целью создания условий для индивидуализации при проведении физкультурных занятий в детском саду они должны быть построены на дифференцированном использовании средств физической культуры и физической нагрузки с учётом группы здоровья каждого воспитанника. Только тесное взаимодействие и интеграция деятельности всех специалистов детского сада может обеспечить истинно индивидуальный подход к каждому ребёнку. При реализации дифференцированного подхода к организации физкультурных занятий необходимо систематически осуществлять контроль за реакцией организма воспитанников на физическую нагрузку по внешним признакам утомления.

 Использованная литература:

1. Махнева М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1997. – 88с.

2. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 168с.

3. Щербак А.П. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения. – М.: Академия Развития, 2009. – 228с.

4. Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 236с

5. Журнал «Старший воспитатель» № 3, 2007, 16

6. Интернет-ресурсы:

-http://infourok.ru/

-http://zabavasad.ru/

-https://detsad2loev.schools.by/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».

Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...

Доклад на тему: "Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Цели и задачи дифференцированного подхода.Работа по трём уровням сложности(высокий, средний, низкий)....

Обобщение опыта работы по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка»

Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и индивидуализации обучения.  Для обеспечения дифференцированного подхода использую различные тесты...

Статья на тему: "Дифференцированный подход в обучении математики в специальной школе"

Материал на тему:  "Дифференцированный подход в обучении математики в специальной школе"...

Статья. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках «Живой мир» в образовательной организации, реализующей АООП образования, обучающихся с ОУ.

Индивидуально-дифференцированный подход является одной из наиболее важных и сложных задач в работе учителя с детьми. Индивидуальность обучающегося выступает своеобразным условием, обеспечивающим разви...

Статья на тему «Дифференцированный подход в подготовке к ОГЭ»

ОГЭ по английскому языку еще не стал обязательным, но с каждым годом, желающих сдавать его, становится все больше и больше. Замечательно, когда ОГЭ сдают ученики, прошедшие через подготовку к ОГЭ; они...