Рабочая программа по химии, 10 класс, 1,2 часа в неделю
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

УМК к рабочей программе Габриелян О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 10_kl._1_i_2_chasa.zip79.09 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет                                                      

химия

Класс

10

Образовательная область

естествознание

МО

предметов естественного цикла

Учебный год

2014-2015

Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

 Программа рассчитана на 35 часов (один раз в неделю).

Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и контрольных работ.

     Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной)  школы по органической химии на базовом уровне; календарно-тематическое планирование; примеры контрольных измерителей.

   Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

  Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Габриелян О. С. Химия 10 класс (базовый уровень). Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008. – 192 с.) и методическое пособие для учителя (Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2005. – 78 с.).

    В связи с тем, что урок «Сложные эфиры. Жиры» выпадает на 23 февраля, он будет проведен за счет одного резервного часа повторения в конце года.

  1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004).

2.

Федеральный базисный учебный план для образовательных  учреждений РФ (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004).

3.

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов. М.: Дрофа, 2005.

  1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Компетенции

Общеучебные

Информационные: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться, аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для других форме.

Социальные:  использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.

Предметно-

Ориентированные

Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Предметно-

Ориентирован-ные

Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Компоненты

     Региональные

Химико-экологические проблемы  Ростовской области.

     Школьные

Элементы физики, литературы, истории, экологии

3. СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (тема)

количество

 часов

Контр.работы

Практ.работы

1.

Введение.

1

2.

Теория химического строения А.М.Бутлерова

7

№1

3.

Углеводороды

8

№2

4.

Кислородсодержащие органические вещества

10

№3

5.

Азотсодержащие соединения. Полимеры

6

№1, №2

6.

Химия и жизнь.

2

1

Всего

35

4. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Стартовый контроль:

1. Число электронов в атоме углерода равно:

а) 10                               б) 4                                 в) 6                           г) 12

2. Атому кислорода соответствует электронная формула:

а) 1s22s22p2                 б) 1s22s22p6 3s23p4             в) 1s22s22p6                   г) 1s22s22p4     

3. Сотнесите тип химической связи   и  химическую формулу вещества:

  1. Ионная                                                а) Н2О
  2. Ковалнтная неполярная                    б) К
  3. Ковалентная полярная                      в) Al
  4. Металлическая                                   г) NaCl

                                                             д) О2

4.Определите тип химической реакции:

а) Mg + CuSO4  = MgSO4 +        Cu

б) CaO + CO2 = CaCO3

в) Zn(OH)2 = ZnO + H2O

г) AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3  

5. Вычислите объем углекислого газа (н.у.), который образуется при сгорании угля массой 9 г в избытке кислорода.

6. Из данного перечня веществ выберите органические вещества: серная кислота, этанол, гидроксид натрия, бензол, глюкоза, хлорид магния, ацетилен, медь, уксусная кислота, оксид углерода (IV).

7. Составьте структурные формулы углеводородов, в молекулах которых:

а) 2 атома углерода и 4 атома водорода;

б) 3 атома углерода и 8  атомов водорода;

в) 1 атом углерода и 4 атом водорода.

Назовите эти вещества.

 

Итоговый контроль: 

                                                Вариант  № 1.

Часть А.

1. (1балл).  Общая формула алканов:

а) CnH2n                               б) CnH2n+1                      в)  CnH2n+2                  г)  CnH2n -2 

2. (1 балл).  Какая группа является функциональной группой альдегидов:

           O                                     O

           //                                     //

а)  - С -  ОН                    б) – С – Н                            в) – NH2                         г) - ОН

3. 1 балл).  Название вещества, формула которого СН3 – СН – СН – СН3

                                                                                                     ׀        ׀

                                                                                                    СН3   ОН              

а) бутанол-2            б) пентанол-2           в) 2-метилбутанол-3         г) 3-метилбутанол-2

4.  (1 балл). Укажите формулу гомолога пропена:

а) С5 Н12                   б) С5Н10                    в) С5Н8                                г) С4Н10

                                                        СН3

5. (1 балл). Изомером вещества  СН – СН3   является:

                                                        СН3 

а) СН3 – СН2 – СН2 – СН3     б) СН3 – СН – СН3            в) СН3-СН-СН2-СН3        г) Н2С - СН2

                                                                 ׀

                                                                 СН3                                  СН3                          Н2С - СН2 

6. (1 балл). Химическая реакция, уравнение которой

 СН3-СН2-СН2-СН3  T, катализатор   СН2=СН-СН2-СН3 + Н2        относится к реакциям:

а) присоединения                 б) замещения                 в) разложения             г) изомеризации

7.  (1 балл). Этановая кислота не вступает в реакцию с веществом, формула которого:

а) Ag                                   б) NaOH                                 в)   HBr                           г)   CH3COОH

8. (1 балл). Карбоновую кислоту можно получить реакцией:

а) гидратацией алкена                                                                    в) гидратацией алкина                                              б) тримеризацией алкина                                                               г) окислением альдегида.

9.  (2 балла).  В реакции присоединения могут вступать все вещества, принадлежащие группе:

а) С2Н4, СН3ОН, С4Н10                                                                 в) С2Н2, С4Н8, С3Н6                                  б) С2Н5ОН, С2Н5Br, С2Н6                                                             г) CH4, C3H7OH, CH3Cl

10. (2балла). Объем оксида углерода(IV), который образуется при сгорании 1,12л пропана (н.у.) равен:

а) 22,4л                                    б) 33,6л                         в) 5.6л                              г) 11,2л

Часть В. Задания со свободным выбором ответа.

11. (5баллов) Составьте уравнения реакций по приведенной ниже схеме и укажите условия их осуществления.                        О                                 О                                  О

                                                        //                                 //                                  //

С2Н4   →      С2Н2     →     СН3 – С – Н    →       СН3 – С – ОН      →   СН3 – С – ОNa

12.  (5 баллов)  Какой объем углекислого газа (н.у.) выделиться при взаимодействии 200г известняка, содержащего 20% примесей, с уксусной кислотой.

               

                               

Вариант № 2.

Часть А.

1. (1балл).  Общая формула алкенов:

а) CnH2n                               б) CnH2n+1                      в)  CnH2n+2                  г)  CnH2n -2 

2. (1 балл).  Какая группа является функциональной группой спиртов:            

а)  - С ООН                    б) – С ОН                            в) – NH2                         г) – ОН

                                                                                                                          О

                                                                                                                         //      

3. (1 балл).  Название вещества, формула которого СН3 – СН2 – СН – С - Н

                                                                                                               ׀        

                                                                                                              СН3                 

а) 3-метилбутанол            б) пентаналь           в) 2-метилбутаналь         г) 3-метилпентаналь

4.  (1 балл). Укажите формулу гомолога пропина:

а) С5Н10                                 б) С5Н12                      в) С5Н8                                г) С4Н10

                                                         

5. (1 балл). Изомерами является пара веществ:                                       СН3

                                                             

а)  СН3 – СН3  и СН2 = СН2        б) СН3 – СН – СН2 – СН3       и  СН3 – С – СН3

                                                                     ׀               О                                                                                 СН3                                          СН3                     //

в) СН3 – СН2 – ОН   и   СН3 – ОН                   г) СН3 – СН2 – СООН   и     СН3 – СН2 – С - Н                        

6. (1 балл). Химическая реакция, уравнение которой

 СН2= СН - СН2-СН3  T, катализатор   СН2=С - СН3         относится к реакциям:

                                                                   ׀

                                                                   СН3

а) присоединения                 б) замещения                 в) разложения             г) изомеризации

7.  (1 балл). Муравьиная  кислота вступает в реакцию с веществом, формула которого:

а) Cu                                 б) KOH                               в)   HBr                         г)   Br2 (водный).

8. (1 балл). Сложный эфир  можно получить реакцией:

а) этерификации                                                                      в) гидратации                                              б) гидрирования                                                                       г) дегидратации.

9.  (2 балла).  В реакции замещения могут вступать все вещества, принадлежащие группе:

а) C2H6, C6H14, C4H10                                                               б) С2Н5ОН, С2Н5Cl, С2Н6     

 в) C6H5OH, C6H6, C2H4                                                           г) CH3COOH, CH3COOC2H5, C2H6

10. (2 балла). Объем кислорода (н.у.), который потребуется для  сгорания 10 л этана  равен:

а) 30л                                    б) 35л                         в) 10л                              г) 25л

Часть В. Задания со свободным выбором ответа.

11. (5 баллов) Составьте уравнения реакций по приведенной ниже схеме и укажите условия их осуществления.                            

этан   →      этен     →     этанол  →       уксусный альдегид      →   уксусная кислота

12.  (5 баллов)  Рассчитайте массу сложного эфира, полученного при взаимодействии 46г 50% раствора муравьиной кислоты и этилового спирта.

Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки:

 0 – 7 баллов          -    «2»     (0-32%)                          14- 19 баллов        -    «4»     (60-86%)

 8 – 13 баллов        -    «3»     (33-59%)                        20- 22 балла          -    «5»     (87-100%).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ

тема

1

Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями).

2

Изготовление моделей молекул органических соединений.

3

Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и подсолнечном масле.

4

Качественные  реакции на альдегиды.

5

Качественные  реакции на многоатомные спирты.

6

Качественные  реакции на крахмал.

7

Качественные  реакции на белки.

8

Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями).

9

Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских препаратов, изучение инструкций к ним.

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ

1

Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.

2

Шаростержневые и объемные модели метана, этена,  этанола, н-бутана, изобутана.

3

Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).

4

Получение этилена из этанола.

5

Качественные реакции на двойную связь.

6

Получение ацетилена из карбида кальция.

7

Качественные реакции на тройную связь.

8

Изучение свойств бензолсодержащих растворителей («Сольвент»)

9

Знакомство со свойствами карбоновых кислот: действие индикатора, взаимодействие с металлами, взаимодействие с основаниями, взаимодействие с солями.

10

Ознакомление с образцами сложных эфиров, животных и растительных жиров.

11

Ознакомление с образцами углеводов и изделий из них.

12

Знакомство с образцами витаминных препаратов, демонстрация фотографий человека и животных с различными формами авитаминоза.

КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА

1

Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Гомологи, изомеры. Номенклатура органических веществ.

2

Предельные углеводороды. Строение, физические и химические свойства

3

Непредельные углеводороды. Строение, физические и химические свойства

4

Ароматические  углеводороды. Строение, физические и химические свойства

5

Природные источники углеводородов.

6

Предельные одноатомные спирты, строение, физические и химические свойства.

7

Многоатомные спирты, фенол, строение, физические и химические свойства

8

Альдегиды, строение, физические и химические свойства

9

Карбоновые кислоты, строение, физические и химические свойства

10

Сложные эфиры, жиры, строение, физические и химические свойства

11

Углеводы, строение, физические и химические свойства

12

Амины, строение, физические и химические свойства

13

Аминокислоты, строение, физические и химические свойства

14

Белки, строение, физические и химические свойства

,ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

1

Контрольная работа № 1 по теме  «Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.

2

Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды»

3

Контрольная работа №3 по теме «Кислородсодержащие орг.вещества»

4

 Зачет по курсу органической химии

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1

Решение экспериментальных задач по курсу органической химии

2

Распознавание пластмасс и волокон

  1.   КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

сроки

Тема урока

Виды контроля

ДО

ЛО

ПР

КР

Тема 2. Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова (7час).

6.10.14

1

Изомерия, ее виды.Гомологи. Гомологический ряд.

13.10.14

2

Типы химических реакций в органической химии.

20.10.14

3

К.Р. №1 по теме «Теория строения орг.веществ»

+

Тема 3. Углеводороды (8 час).

27.10.14

4

Природные источники углеводородов.

1

10.11.14

5

Алканы.

3

2

17.11.14

6

Алкены.

4,5

2

24.11.14

7

Алкадиены.

1.12.14

8

Алкины.

6,7

3

8.12.14

9

К.Р. № 2 по теме «Углеводороды»

+

15.12.14

10

Арены.

8

22.12.14

11

Генетическая связь между классами углеводородов.

Тема 4. Кислородсодержащие органические вещества (10 час).

29.12.14

12

Одноатомные спирты.

12.1.15

13

Многоатомные спирты.

4

19.1.15

14

Фенол.

26.1.15

15

Альдегиды.

5

2.2.15

16

Карбоновые кислоты.

9

9.2.15

17

Генетическая связь кислородсодержащих соединений.

16.2.15

18

Сложные эфиры. Жиры.

10

2.3.15

19

К.Р. № 3.по теме «Кислородсодержащие орг.вещ»

16.3.15

20

Углеводы.

11

6.4.15

21

Крахмал. Целлюлоза.

6

           Тема 5. Азотсодержащие соединения. Полимеры (6  час).

13.4.15

22

Амины.

20.4.15

23

Аминокислоты.

7

27.4.15

24

П.Р. №1.»Решение экспериментальных задач по органической химии

+

4.5.15

25

Высокомолекулярные соединения.

8

11.5.15

26

П.Р. № 2. «Распознавание пластмасс и волокон»

+

18.5.15

27

Зачет по курсу органической химии.

+

Тема 6.  Химия и жизнь (2 час).

25.5.15

28

Химия и здоровье.

12

9

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЯМ

Модуль 1. Введение (1 час).  

   Понятие органической химии. Историческая справка. Причины многообразия органических веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Модуль 2. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова (7 час).

   Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Основные положения теории. Углеродный скелет. Функциональные группы. Качественный и количественный состав вещества. Классификация органических веществ по углеродному скелету и функциональной группе. Основы номенклатуры. Изомерия, ее виды: структурная и пространственная. Гомологический ряд, гомологи. Химическая связь в органических соединениях. Радикалы. Классификация химических реакций в органической химии и их особенности.

Модуль 3. Углеводороды (8 час).

      Углеводороды: алканы, алкены, диены, алкины, арены. Строение, физические и химические свойства: реакции окисления;  замещения (хлорирование);  присоединения  (гидрирование, галогенирование, гидратации);  полимеризации. Основные способы получения углеводородов.  Применение.  Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Генетическая связь между классами углеводородов.

Модуль 4.  Кислородсодержащие органические вещества (10 час).

     Одно- и многоатомные спирты. Фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Строение. Физические и основные химические свойства: окисление; восстановление; дегидратация; взаимодействие с индикатором, металлом, оксидом металла, основанием, солью; реакции этерификации; гидролиз. Основные способы получения. Применение.  Кислоты в природе. Отдельные представители. Генетическая связь между классами кислородсодержащих соединений. Воздействие фенола на живые организмы. Эссенции. Калорийность жиров и углеводов.

Модуль 5.  Азотсодержащие соединения. Полимеры (6 час).

     Амины. Аминокислоты. Белки. Строение. Физические и основные химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотой. Пептидная связь. Понятие о нуклеиновых кислотах. Качественные реакции на белки. Пластмассы. Каучуки. Волокна.

Модуль 6. Химия и жизнь (2 час).

     Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.  Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

7. УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

  Модуль (тема)

                  знать

                  уметь

1. Введение.

Особенности состава органических веществ.

Понимать причины многообразия органических веществ.

2. Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.

Теория химического строения органических веществ. Углеводородный скелет, функциональная группа, изомерия, гомологи

Определять принадлежность веществ к различным классам углеводородов.

3. Углеводороды

Метан, этилен, ацетилен,  бутадиен, бензол, полимеры, каучук. Физические и химические свойства.

Называть углеводороды по международной номенклатуре

14). Характеризовать строение различных классов углеводородов, объяснять зависимость свойств от их состава и строения.

4. Кислородсодержащие органические вещества.

Строение кислородсодержащих органических соединений. Функциональная группа, изомерия, гомология. Представители: этанол, уксусная кислота. Фенол, жиры, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка. Физические и химические свойства.

Называть по международной номенклатуре вещества, определять принадлежность веществ к различным классам кислородсодержащих соединений, характеризовать строение и свойства, выполнять эксперимент по распознаванию кислородсодержащих органических веществ.

5. Азотсодержащие органические соединения.

Амины, аминокислоты, белки, волокна. Функциональные группы. Физические и химические свойства.

Определять принадлежность вещества к классу азотсодержащих органических соединений; называть по международной номенклатуре, характеризовать строение и химические свойства данных веществ.

6. Химия и жизнь.

Правила экологически грамотного поведения в окружающей среде, безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.

Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту.

  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Габриелян О.С.

Программа курса химии для 8-11 классов.

2005.

Дрофа,

2

Габриелян О.С.

« Химия-10».  Базовый уровень

2007-2008

Дрофа

3

Габриелян О.С.

« Настольная книга для учителя».

2002

М. Блик и К

4

Габриелян О.С.

« Контрольные и проверочные работы. Химия 10 класс».

2003

Дрофа

Дополнительная литература:

№  

Авторы

Название

        Год издания

Издательство

1

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е.  

Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях.  10 класс.

                 2003.

Дрофа

2

Гара Н.Н., Зуева М.В.

Контрольные и проверочные работы. 10 класс

2003.

Дрофа

3

Габриелян О.С., Ватлина Л.П.

Химический эксперимент в школе. 10 класс.

2005

Дрофа

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

К/Р

 Контрольная работа

П/Р

Практическая работа

ДО

Демонстрация

ЛО

Лабораторный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 10 кл. 6 часов в неделю.по учебникам А.Н.Колмогорова.Л.С.Атанасяна.

Рабочая программа по математике для 10 класса,6 часов в неделю,общеобразовательный класс.Преподавание по учебникам: алгебра 10-11.Авторы:А.Н.Колмогоров,А.М.Абрамов,Ю.П.Дудницын,Б.М.Ивлев.С.И.Шварцбурд...

Рабочая программа Никольский 5 класс математика 5 часов в неделю

Никольский 5 класс математика 5 часов в неделю...

Рабочая программа по химии, 8 кл., 2 часа в неделю, учебник Новошинских

Данная рабочая программа по химии является переработкой программы по химии 8 класса авторов Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Включает в себя пояснительную записку, основное содержание тем курса, тре...

рабочая программа 5-6 класс ФГОС 2 часа в неделю

Программа расчитана не на 3 часа в неделю, а на 2 часа в неделю. Программа составленна на основе спортивных игр, добавлена спортивная игра гандбол...

Рабочая программа для 10 класса (5-6 часов в неделю)

Данная рабочая программа составлена для 10 класса (5-6 часов в неделю) к УМК  О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой....

Рабочая программа для 11 класса (5-6 часов в неделю)

Данная рабочая программа составлена для 11 класса (5-6 часов в неделю) для УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой....