Рабочая программа по химии, 10 класс, 1,2 часа в неделю
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | химия |
Класс | 10 |
Образовательная область | естествознание |
МО | предметов естественного цикла |
Учебный год | 2014-2015 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программа рассчитана на 35 часов (один раз в неделю).
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и контрольных работ.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по органической химии на базовом уровне; календарно-тематическое планирование; примеры контрольных измерителей.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Габриелян О. С. Химия 10 класс (базовый уровень). Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008. – 192 с.) и методическое пособие для учителя (Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2005. – 78 с.).
В связи с тем, что урок «Сложные эфиры. Жиры» выпадает на 23 февраля, он будет проведен за счет одного резервного часа повторения в конце года.
- НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ | Нормативные документы |
1. | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004). |
2. | Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004). |
3. | Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов. М.: Дрофа, 2005. |
- ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Компетенции | ||
Общеучебные | Информационные: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. | |
Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться, аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для других форме. | ||
Социальные: использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях. | ||
Предметно- Ориентированные | Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. | |
Предметно- Ориентирован-ные | Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. | |
Компоненты | ||
Региональные | Химико-экологические проблемы Ростовской области. | |
Школьные | Элементы физики, литературы, истории, экологии |
3. СТРУКТУРА КУРСА
№ | Модуль (тема) | количество часов | Контр.работы | Практ.работы |
1. | Введение. | 1 | ||
2. | Теория химического строения А.М.Бутлерова | 7 | №1 | |
3. | Углеводороды | 8 | №2 | |
4. | Кислородсодержащие органические вещества | 10 | №3 | |
5. | Азотсодержащие соединения. Полимеры | 6 | №1, №2 | |
6. | Химия и жизнь. | 2 | ||
1 | ||||
Всего | 35 |
4. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Стартовый контроль: 1. Число электронов в атоме углерода равно: а) 10 б) 4 в) 6 г) 12 2. Атому кислорода соответствует электронная формула: а) 1s22s22p2 б) 1s22s22p6 3s23p4 в) 1s22s22p6 г) 1s22s22p4 3. Сотнесите тип химической связи и химическую формулу вещества:
д) О2 4.Определите тип химической реакции: а) Mg + CuSO4 = MgSO4 + Cu б) CaO + CO2 = CaCO3 в) Zn(OH)2 = ZnO + H2O г) AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3 5. Вычислите объем углекислого газа (н.у.), который образуется при сгорании угля массой 9 г в избытке кислорода. 6. Из данного перечня веществ выберите органические вещества: серная кислота, этанол, гидроксид натрия, бензол, глюкоза, хлорид магния, ацетилен, медь, уксусная кислота, оксид углерода (IV). 7. Составьте структурные формулы углеводородов, в молекулах которых: а) 2 атома углерода и 4 атома водорода; б) 3 атома углерода и 8 атомов водорода; в) 1 атом углерода и 4 атом водорода. Назовите эти вещества.
|
Итоговый контроль: Вариант № 1. Часть А. 1. (1балл). Общая формула алканов: а) CnH2n б) CnH2n+1 в) CnH2n+2 г) CnH2n -2 2. (1 балл). Какая группа является функциональной группой альдегидов: O O // // а) - С - ОН б) – С – Н в) – NH2 г) - ОН 3. 1 балл). Название вещества, формула которого СН3 – СН – СН – СН3 ׀ ׀ СН3 ОН а) бутанол-2 б) пентанол-2 в) 2-метилбутанол-3 г) 3-метилбутанол-2 4. (1 балл). Укажите формулу гомолога пропена: а) С5 Н12 б) С5Н10 в) С5Н8 г) С4Н10 СН3 5. (1 балл). Изомером вещества СН – СН3 является: СН3 а) СН3 – СН2 – СН2 – СН3 б) СН3 – СН – СН3 в) СН3-СН-СН2-СН3 г) Н2С - СН2 ׀ СН3 СН3 Н2С - СН2 6. (1 балл). Химическая реакция, уравнение которой СН3-СН2-СН2-СН3 T, катализатор СН2=СН-СН2-СН3 + Н2 относится к реакциям: а) присоединения б) замещения в) разложения г) изомеризации 7. (1 балл). Этановая кислота не вступает в реакцию с веществом, формула которого: а) Ag б) NaOH в) HBr г) CH3COОH 8. (1 балл). Карбоновую кислоту можно получить реакцией: а) гидратацией алкена в) гидратацией алкина б) тримеризацией алкина г) окислением альдегида. 9. (2 балла). В реакции присоединения могут вступать все вещества, принадлежащие группе: а) С2Н4, СН3ОН, С4Н10 в) С2Н2, С4Н8, С3Н6 б) С2Н5ОН, С2Н5Br, С2Н6 г) CH4, C3H7OH, CH3Cl 10. (2балла). Объем оксида углерода(IV), который образуется при сгорании 1,12л пропана (н.у.) равен: а) 22,4л б) 33,6л в) 5.6л г) 11,2л Часть В. Задания со свободным выбором ответа. 11. (5баллов) Составьте уравнения реакций по приведенной ниже схеме и укажите условия их осуществления. О О О // // // С2Н4 → С2Н2 → СН3 – С – Н → СН3 – С – ОН → СН3 – С – ОNa 12. (5 баллов) Какой объем углекислого газа (н.у.) выделиться при взаимодействии 200г известняка, содержащего 20% примесей, с уксусной кислотой.
Вариант № 2. Часть А. 1. (1балл). Общая формула алкенов: а) CnH2n б) CnH2n+1 в) CnH2n+2 г) CnH2n -2 2. (1 балл). Какая группа является функциональной группой спиртов: а) - С ООН б) – С ОН в) – NH2 г) – ОН О // 3. (1 балл). Название вещества, формула которого СН3 – СН2 – СН – С - Н ׀ СН3 а) 3-метилбутанол б) пентаналь в) 2-метилбутаналь г) 3-метилпентаналь 4. (1 балл). Укажите формулу гомолога пропина: а) С5Н10 б) С5Н12 в) С5Н8 г) С4Н10
5. (1 балл). Изомерами является пара веществ: СН3
а) СН3 – СН3 и СН2 = СН2 б) СН3 – СН – СН2 – СН3 и СН3 – С – СН3 ׀ О СН3 СН3 // в) СН3 – СН2 – ОН и СН3 – ОН г) СН3 – СН2 – СООН и СН3 – СН2 – С - Н 6. (1 балл). Химическая реакция, уравнение которой СН2= СН - СН2-СН3 T, катализатор СН2=С - СН3 относится к реакциям: ׀ СН3 а) присоединения б) замещения в) разложения г) изомеризации 7. (1 балл). Муравьиная кислота вступает в реакцию с веществом, формула которого: а) Cu б) KOH в) HBr г) Br2 (водный). 8. (1 балл). Сложный эфир можно получить реакцией: а) этерификации в) гидратации б) гидрирования г) дегидратации. 9. (2 балла). В реакции замещения могут вступать все вещества, принадлежащие группе: а) C2H6, C6H14, C4H10 б) С2Н5ОН, С2Н5Cl, С2Н6 в) C6H5OH, C6H6, C2H4 г) CH3COOH, CH3COOC2H5, C2H6 10. (2 балла). Объем кислорода (н.у.), который потребуется для сгорания 10 л этана равен: а) 30л б) 35л в) 10л г) 25л Часть В. Задания со свободным выбором ответа. 11. (5 баллов) Составьте уравнения реакций по приведенной ниже схеме и укажите условия их осуществления. этан → этен → этанол → уксусный альдегид → уксусная кислота 12. (5 баллов) Рассчитайте массу сложного эфира, полученного при взаимодействии 46г 50% раствора муравьиной кислоты и этилового спирта. Примерная шкала перевода в пятибалльную систему оценки: 0 – 7 баллов - «2» (0-32%) 14- 19 баллов - «4» (60-86%) 8 – 13 баллов - «3» (33-59%) 20- 22 балла - «5» (87-100%).
|
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ
№ | тема |
1 | Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями). |
2 | Изготовление моделей молекул органических соединений. |
3 | Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и подсолнечном масле. |
4 | Качественные реакции на альдегиды. |
5 | Качественные реакции на многоатомные спирты. |
6 | Качественные реакции на крахмал. |
7 | Качественные реакции на белки. |
8 | Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями). |
9 | Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских препаратов, изучение инструкций к ним. |
ПЕРЕЧЕНЬ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ
1 | Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. |
2 | Шаростержневые и объемные модели метана, этена, этанола, н-бутана, изобутана. |
3 | Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт). |
4 | Получение этилена из этанола. |
5 | Качественные реакции на двойную связь. |
6 | Получение ацетилена из карбида кальция. |
7 | Качественные реакции на тройную связь. |
8 | Изучение свойств бензолсодержащих растворителей («Сольвент») |
9 | Знакомство со свойствами карбоновых кислот: действие индикатора, взаимодействие с металлами, взаимодействие с основаниями, взаимодействие с солями. |
10 | Ознакомление с образцами сложных эфиров, животных и растительных жиров. |
11 | Ознакомление с образцами углеводов и изделий из них. |
12 | Знакомство с образцами витаминных препаратов, демонстрация фотографий человека и животных с различными формами авитаминоза. |
КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА
1 | Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Гомологи, изомеры. Номенклатура органических веществ. |
2 | Предельные углеводороды. Строение, физические и химические свойства |
3 | Непредельные углеводороды. Строение, физические и химические свойства |
4 | Ароматические углеводороды. Строение, физические и химические свойства |
5 | Природные источники углеводородов. |
6 | Предельные одноатомные спирты, строение, физические и химические свойства. |
7 | Многоатомные спирты, фенол, строение, физические и химические свойства |
8 | Альдегиды, строение, физические и химические свойства |
9 | Карбоновые кислоты, строение, физические и химические свойства |
10 | Сложные эфиры, жиры, строение, физические и химические свойства |
11 | Углеводы, строение, физические и химические свойства |
12 | Амины, строение, физические и химические свойства |
13 | Аминокислоты, строение, физические и химические свойства |
14 | Белки, строение, физические и химические свойства |
,ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ
1 | Контрольная работа № 1 по теме «Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. |
2 | Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды» |
3 | Контрольная работа №3 по теме «Кислородсодержащие орг.вещества» |
4 | Зачет по курсу органической химии |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1 | Решение экспериментальных задач по курсу органической химии |
2 | Распознавание пластмасс и волокон |
- КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
сроки | № | Тема урока | Виды контроля | |||
ДО | ЛО | ПР | КР | |||
Тема 2. Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова (7час). | ||||||
6.10.14 | 1 | Изомерия, ее виды.Гомологи. Гомологический ряд. | ||||
13.10.14 | 2 | Типы химических реакций в органической химии. | ||||
20.10.14 | 3 | К.Р. №1 по теме «Теория строения орг.веществ» | + | |||
Тема 3. Углеводороды (8 час). | ||||||
27.10.14 | 4 | Природные источники углеводородов. | 1 | |||
10.11.14 | 5 | Алканы. | 3 | 2 | ||
17.11.14 | 6 | Алкены. | 4,5 | 2 | ||
24.11.14 | 7 | Алкадиены. | ||||
1.12.14 | 8 | Алкины. | 6,7 | 3 | ||
8.12.14 | 9 | К.Р. № 2 по теме «Углеводороды» | + | |||
15.12.14 | 10 | Арены. | 8 | |||
22.12.14 | 11 | Генетическая связь между классами углеводородов. | ||||
Тема 4. Кислородсодержащие органические вещества (10 час). | ||||||
29.12.14 | 12 | Одноатомные спирты. | ||||
12.1.15 | 13 | Многоатомные спирты. | 4 | |||
19.1.15 | 14 | Фенол. | ||||
26.1.15 | 15 | Альдегиды. | 5 | |||
2.2.15 | 16 | Карбоновые кислоты. | 9 | |||
9.2.15 | 17 | Генетическая связь кислородсодержащих соединений. | ||||
16.2.15 | 18 | Сложные эфиры. Жиры. | 10 | |||
2.3.15 | 19 | К.Р. № 3.по теме «Кислородсодержащие орг.вещ» | ||||
16.3.15 | 20 | Углеводы. | 11 | |||
6.4.15 | 21 | Крахмал. Целлюлоза. | 6 | |||
Тема 5. Азотсодержащие соединения. Полимеры (6 час). | ||||||
13.4.15 | 22 | Амины. | ||||
20.4.15 | 23 | Аминокислоты. | 7 | |||
27.4.15 | 24 | П.Р. №1.»Решение экспериментальных задач по органической химии | + | |||
4.5.15 | 25 | Высокомолекулярные соединения. | 8 | |||
11.5.15 | 26 | П.Р. № 2. «Распознавание пластмасс и волокон» | + | |||
18.5.15 | 27 | Зачет по курсу органической химии. | + | |||
Тема 6. Химия и жизнь (2 час). | ||||||
25.5.15 | 28 | Химия и здоровье. | 12 | 9 |
- ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЯМ
Модуль 1. Введение (1 час). Понятие органической химии. Историческая справка. Причины многообразия органических веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Модуль 2. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова (7 час). Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. Основные положения теории. Углеродный скелет. Функциональные группы. Качественный и количественный состав вещества. Классификация органических веществ по углеродному скелету и функциональной группе. Основы номенклатуры. Изомерия, ее виды: структурная и пространственная. Гомологический ряд, гомологи. Химическая связь в органических соединениях. Радикалы. Классификация химических реакций в органической химии и их особенности. Модуль 3. Углеводороды (8 час). Углеводороды: алканы, алкены, диены, алкины, арены. Строение, физические и химические свойства: реакции окисления; замещения (хлорирование); присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратации); полимеризации. Основные способы получения углеводородов. Применение. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Генетическая связь между классами углеводородов. Модуль 4. Кислородсодержащие органические вещества (10 час). Одно- и многоатомные спирты. Фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Строение. Физические и основные химические свойства: окисление; восстановление; дегидратация; взаимодействие с индикатором, металлом, оксидом металла, основанием, солью; реакции этерификации; гидролиз. Основные способы получения. Применение. Кислоты в природе. Отдельные представители. Генетическая связь между классами кислородсодержащих соединений. Воздействие фенола на живые организмы. Эссенции. Калорийность жиров и углеводов. Модуль 5. Азотсодержащие соединения. Полимеры (6 час). Амины. Аминокислоты. Белки. Строение. Физические и основные химические свойства: горение, взаимодействие с водой, кислотой. Пептидная связь. Понятие о нуклеиновых кислотах. Качественные реакции на белки. Пластмассы. Каучуки. Волокна. Модуль 6. Химия и жизнь (2 час). Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. |
7. УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
Модуль (тема) | знать | уметь |
1. Введение. | Особенности состава органических веществ. | Понимать причины многообразия органических веществ. |
2. Теория химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. | Теория химического строения органических веществ. Углеводородный скелет, функциональная группа, изомерия, гомологи | Определять принадлежность веществ к различным классам углеводородов. |
3. Углеводороды | Метан, этилен, ацетилен, бутадиен, бензол, полимеры, каучук. Физические и химические свойства. | Называть углеводороды по международной номенклатуре (С1-С4). Характеризовать строение различных классов углеводородов, объяснять зависимость свойств от их состава и строения. |
4. Кислородсодержащие органические вещества. | Строение кислородсодержащих органических соединений. Функциональная группа, изомерия, гомология. Представители: этанол, уксусная кислота. Фенол, жиры, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка. Физические и химические свойства. | Называть по международной номенклатуре вещества, определять принадлежность веществ к различным классам кислородсодержащих соединений, характеризовать строение и свойства, выполнять эксперимент по распознаванию кислородсодержащих органических веществ. |
5. Азотсодержащие органические соединения. | Амины, аминокислоты, белки, волокна. Функциональные группы. Физические и химические свойства. | Определять принадлежность вещества к классу азотсодержащих органических соединений; называть по международной номенклатуре, характеризовать строение и химические свойства данных веществ. |
6. Химия и жизнь. | Правила экологически грамотного поведения в окружающей среде, безопасного обращения с горючими и токсичными веществами. | Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту. |
- ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Габриелян О.С. | Программа курса химии для 8-11 классов. | 2005. | Дрофа, |
2 | Габриелян О.С. | « Химия-10». Базовый уровень | 2007-2008 | Дрофа |
3 | Габриелян О.С. | « Настольная книга для учителя». | 2002 | М. Блик и К |
4 | Габриелян О.С. | « Контрольные и проверочные работы. Химия 10 класс». | 2003 | Дрофа |
Дополнительная литература:
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. | Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. | 2003. | Дрофа |
2 | Гара Н.Н., Зуева М.В. | Контрольные и проверочные работы. 10 класс | 2003. | Дрофа |
3 | Габриелян О.С., Ватлина Л.П. | Химический эксперимент в школе. 10 класс. | 2005 | Дрофа |
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
К/Р | Контрольная работа |
П/Р | Практическая работа |
ДО | Демонстрация |
ЛО | Лабораторный опыт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 10 кл. 6 часов в неделю.по учебникам А.Н.Колмогорова.Л.С.Атанасяна.
Рабочая программа по математике для 10 класса,6 часов в неделю,общеобразовательный класс.Преподавание по учебникам: алгебра 10-11.Авторы:А.Н.Колмогоров,А.М.Абрамов,Ю.П.Дудницын,Б.М.Ивлев.С.И.Шварцбурд...
Рабочая программа Никольский 5 класс математика 5 часов в неделю
Никольский 5 класс математика 5 часов в неделю...
Рабочая программа по химии, 8 кл., 2 часа в неделю, учебник Новошинских
Данная рабочая программа по химии является переработкой программы по химии 8 класса авторов Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Включает в себя пояснительную записку, основное содержание тем курса, тре...
рабочая программа 5-6 класс ФГОС 2 часа в неделю
Программа расчитана не на 3 часа в неделю, а на 2 часа в неделю. Программа составленна на основе спортивных игр, добавлена спортивная игра гандбол...
Рабочая программа для 10 класса (5-6 часов в неделю)
Данная рабочая программа составлена для 10 класса (5-6 часов в неделю) к УМК О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой....
Рабочая программа для 11 класса (5-6 часов в неделю)
Данная рабочая программа составлена для 11 класса (5-6 часов в неделю) для УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой....
Рабочая программа математика 5 класс мерзляк 5 часов в неделю
Рабочая программа, планирование....