Основания и их свойства
план-конспект урока по химии на тему
ЦЕЛЬ УРОКА:
1.Сформировать понятия об основаниях как классе электролитов.
2. Рассмотреть их классификацию по различным признакам.
3. Познакомить практически с химическими свойствами оснований в свете теории электролитической диссоциации
4. Развивать умения и навыки работы с химическими реактивами и химическим оборудованием.
5. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Совершенствовать умения и навыки в написании формул веществ и уравнений химических реакций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_osnovaniya.doc | 36 КБ |
osnovaniya_prezentatsiya.pptx | 399.07 КБ |
laboratornaya_rabota_osnovaniya.doc | 23.5 КБ |
test_dlya_zakrepleniya_osnovaniya.docx | 11.69 КБ |
osnovaniya_zadaniya_dlya_zakrepleniya.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА : Основания и их свойства
II слайд:
ЦЕЛЬ УРОКА:
1.Сформировать понятия об основаниях как классе электролитов.
2. Рассмотреть их классификацию по различным признакам.
3. Познакомить практически с химическими свойствами оснований в свете теории электролитической диссоциации
4. Развивать умения и навыки работы с химическими реактивами и химическим оборудованием.
5. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Совершенствовать умения и навыки в написании формул веществ и уравнений химических реакций.
Задачи урока:
учиться проводить химические реакции и записывать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах;
различать свойства растворимых и нерастворимых оснований.
Девиз урока: «Все познается в сравнении».
Оборудование и реактивы: образцы оснований: NaOH; KOH; вода; раствор
HCl; CuSO4(раствор), фенолфталеин; спиртовка;
спички; зажим; пробирки; табл « Изменение окраски индикаторов в различной среде»; табл. « Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами».
Ход и содержание урока.
- Орг. момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Какие классы веществ мы знаем?
- Дать определение кислотам в свете теории электролитической диссоциации.
- Какой класс веществ называют основаниями? Дать ответ исходя из строения молекулы данных веществ и теории электролитической диссоциации.
III слайд: Определение оснований.
IV слайд: Составьте формулы оснований, образованных следующими
металлами и назовите их:
- Cu(II)
- Na
- Cr(III)
- Ca
- Ba
- Al
Двое учащихся выполняют задание на доске, а учащиеся на листочках. Затем самопроверка на экране.
V СЛАЙД.
4)запишите уравнения электролитической диссоциации оснований, формулы которых вы составили.
Ответ: самопроверка через экран проектора.
III. Изучение нового материала.
1. Классификация оснований.
Класс оснований очень многочисленный.
На какие группы делятся все основания по отличительным признакам?
VI слайд.
Это самое простое деление. Давайте познакомимся с признаками классификации оснований. (Откройте учебник стр. 160 таб.11)
2. Физические свойства оснований.
Каждое химическое вещество имеет определенные свойства. Они могут быть физическими и химическими. Физические свойства оснований мы уже знаем.
Демонстрация гранул NaOH; KOH; Ca(OH)2
- Какими
3. Химические свойства оснований.
Какими же химическими свойствами обладают основания?
Мы сделали запрос в лабораторию химических исследований и вот какой ответ получили:
СЛАЙД-VII.
Но вы знаете ,что в нашей науке теоретические обоснования необходимо подтвердить практически. Давайте на практике проверим свойства оснований. На столах у вас инструктивные карты, проведем лабораторную работу. Будем работать в парах. Какие же правила безопасности мы должны соблюдать? Таблица с правилами Т Б.
Выполнение лабораторной работы.
На доске и в тетради учащиеся записывают уравнения реакций.
IV.ОБЩИЙ ВЫВОД ПО УРОКУ:
СЛАЙД-VIII.
СЛАЙД-IX. ЗАПОМНИТЕ!
V.Закрепление: Тест»ОСНОВАНИЯ»
Карточки-задания.
VI. ИТОГ УРОКА:
1. Вещества какого класса мы рассмотрели?
2. Дать определение данного класса веществ.
3. Какими свойствами обладают вещества данного класса?
VI. Домашнее задание.
СЛАЙД-X.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ УРОКА: 1.Сформировать понятия об основаниях как классе электролитов. 2. Рассмотреть классификацию оснований по различным признакам. 3. Познакомить практически с химическими свойствами оснований в свете теории электролитической диссоциации. 4. Развивать умения и навыки работы с химическими реактивами и химическим оборудованием. 5. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы. 6. Совершенствовать умения и навыки в написании формул веществ и уравнений химических реакций.
ЗАДАЧИ УРОКА: Учиться проводить химические реакции и записывать уравнения химических реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах; различать свойства растворимых и нерастворимых оснований.
: Основания - это сложные вещества, в которых атом металла связан с одной или несколькими гидроксогруппами (ОН). Названия оснований состоят из двух слов: гидроксид + название металла в родительном падеже. Если металл образует соединения с разными степенями окисления, то степень окисления указывается после названия металла в скобках римской цифрой: Fe(OH) 2 ___ гидроксид железа( II) .
СОСТАВИТЬ ФОРМУЛЫ ОСНОВАНИЙ, ОБРАЗОВАННЫХ СЛЕДУЮЩИМИ МЕТАЛЛАМИ И НАЗВАТЬ ИХ: 1) Cu(II) 2) Na 3) Cr(III) 4) Ca 5) Ba 6) Al
NaOH↔Na + + OH - + Ca(OH) 2 ↔Ca 2+ +2OH - Ba (OH) 2 ↔Ba 2+ +2OH -
Классификация Основания
Химические свойства
1 .Вещества какого класса мы рассмотрели? 2. Дать определение данного класса веществ. 3. Какими свойствами обладают вещества данного класса?
ЗАПОМНИТЕ: ОСНОВАНИЯ ─ сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп . Гидроксогруппа ─ ОН - Растворимые в воде основания ─ щелочи. Щелочи ─ это электролиты, при диссоциации которых образуются катион металла и гидроксид-анионы . При контакте со щелочами фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет, метилоранж ─ в желтый, а универсальный индикатор и лакмус ─ в синий.
Задание на дом:§39; упражнение 3 стр.162.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа.
Химические свойства оснований.
Инструктивная карта.
ОПЫТ № 1.
Возьмите пробирку. Налейте в нее 1 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в нее 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем в нее прилейте 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
ОПЫТ № 2.
В чистую пробирку налейте 1 мл соляной кислоты. Прилейте в нее 2 мл сульфата меди(II). Что наблюдаете? Запишите уравнение этой реакции в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
ОПЫТ № 3.
В пробирку наливаем 1-2 мл раствора гидроксида кальция. Через стеклянную трубку продуваем углекислый газ. Какие изменения произошли? Записать уравнение реакции.
ОПЫТ№4.
Полученный в опыте №2 осадок Cu(OH)2 разделить на две части.
В первую часть осадка гидроксида меди (II) прилейте 2-3 мл соляной кислоты (HCl). Что наблюдаете? Напишите уравнения этой химической реакции в молекулярном и ионном виде.
ОПЫТ№5.
Вторую часть осадка Cu(OH)2 поместите в ручной зажим и нагрейте над спиртовкой. Что наблюдаете?
Давайте выясним Что же произошло?(учитель пишет уравнение реакции разложения гидроксида меди(II).
Предварительный просмотр:
ОСНОВАНИЯ
В-I В-II
1.Даны вещества:
CaO; Al(OH)3; HCl; KOH; Na2SO4; MgO; Ba(OH)2; H2SO4; N2O5; NaOH; HNO3; Ca(OH)2; MgCO3; Fe(OH)3
Выбрать щелочи. Выбрать нерастворимые
Основания.
2.Выбрать оксиды, с которыми реагирует:
NaOH KOH
а)SO2; CO2 а)Na2O; CaO
б)Al2O3; MgO б)CO2; N2O5
в)N2O5; P2O5 в)FeO; K2O
г)CaO; Fe2O3 г)P2O5; SO3
3. Выбрать вещества, с которыми реагирует:
Al(OH)3 Fe(OH)3
а) CO2 а) H3PO4
б)NaOH б)Na2O
в)H2SO4 в)KOH
Предварительный просмотр:
ОСНОВАНИЯ
Основания-это сложные вещества, в которых атомы металла связаны с одной или несколькими гидроксогруппами.
ОН – гидроксогруппа.
Атом металла связывает столько гидроксогрупп, какова его степень окисления: +1—одну гидроксогруппу; +2—две гидроксогруппы; +3 –три гидроксогруппы.
Например:Cu2+(OH)2
Cоставить формулы оснований, образованных металлами:
K; Zn; Al; Na; Ba; Mg; Fe(III); Ca.
ОСНОВАНИЯ.
Выбрать щелочи и нерастворимые основания:
Na2SO4; KOH; MgO; Ba(OH)2; HCl; Al(OH)3 HNO3; NaOH; H2SO4; Cu(OH)2; MgCO3; Fe(OH)3; KNO3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Основания – состав и свойства»
Семинар...
План-конспект урока "Число е. Показательная функция с основанием е, её свойства и график"
Урок открытия особенной показательной функции, основание которой - новое число....
Основания. Номенклатура. Физические свойства. Действие на индикаторы
Урок разработан по ФГОС 2. Ведущее место на уроке отведено самостоятельной работе обучающихся с учебником и лабораторным оборудованием по инструктивным карточкам.К уроку разработана электронная презен...
Разработка урока по теме "Основания, классификация и свойства"
Урок проводится с использованием элементов технологии сотрудничества. Достаточное время отводится химическому эксперименту....
презентация к учебному занятию по теме "Основания и их свойства"
презентация к учебному занятию для обучающихся 1 курса СПО по теме "Основания и их свойства"...
Задачи по теме: "Основания. Химические свойства оснований. Получение и применение оснований"
Данный задачи являются наилучшим способом оценивания знаний учащихся. Есть дополнительный уровень для профильных классов....
Основания, классификация, получение, свойства
Тип урока: урок изучения нового материалаЦели урока: формирование понятия об основаниях как об одном из классов химических соединений; рассмотрение состава, строения, химических свойств; акт...