«УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
На прошлом уроке учащиеся знакомились с темой «Физические явления», а ранее знакомились с понятием «химическая реакция» и ее признаками. Логично, что теперь они познакомились с понятиями «уравнения химических реакций», «коэффициент».
Следующий урок – закрепляющий, для чего и нужны знания, полученные на предыдущих уроках. А затем по плану идет изучение типов химических реакций, где как раз и пригодится материал, изученный ранее.
Специфика данного урока состоит в том, что присутствуют демонстрационные опыты, на основе которых дети сами делают выводы, опорные схемы- алгоритмы, с помощью которых ребята учатся правильно составлять уравнения химических реакций, на основе теории поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина, а также присутствовало нестандартное задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».
Тип урока: изучение нового материала
Учебник: Габриелян О.С. «Химия. 8 класс»,Из-во «Дрофа»
Номер урока по планированию -№35, в теме «Изменения, происходящие с веществами»- №2.
Задачи:
1.Образоватетельные:1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.
2.Развивающие:1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать позн авательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.
3.Воспитывающие:1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.
ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.
ХОД УРОКА.
1.Организация начала урока (2 мин.).
Тема сегодняшнего урока: «Уравнения химических реакций».
Задача: Мы сегодня с вами познакомимся с условной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлять уравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.
2.Проверка домашнего задания(5 мин.).
Давайте с вами повторим, какие явления называются физическими?
Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел и агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.
А какие явления называются химическими?
Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями, или химическими реакциями.
Какие признаки химических реакций вы знаете?
- Изменение окраски
- Появление запаха
- Образование осадка
- Растворение осадка
- Выделение газа
- Выделение или поглощение тепла, иногда выделяется свет.
А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.
3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).
Сейчас я проведу несколько опытов, и мы с вами попробуем составить схему наблюдаемого превращения.
Опыт 1.Горение магния.
Что вы наблюдаете? Составим схему наблюдаемого явления.
Магний + кислород → оксид магния
Исходные вещества продукт реакции
Mg+O2 → MgO
Эта условная запись называется схемой реакции. В левой части схемы записывают исходные вещества (т. е. те вещества, которые были взяты для взаимодействия), в правой части — продукты реакции (т. е. те вещества, которые образовались в результате взаимодействия).
Опыт 2. Получение углекислого газа
В пробирку положим кусочек мела, нальем 1—2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?
Составим с помощью химических формул схему наблюдаемого превращения:
карбонат кальция + соляная кислота →
исходные вещества
СаСО3+ HCl→
хлорид кальция + вода +углекислый газ
продукты реакции
СаСl2 + Н2О + СО2↑
4.Усвоение нового материала (10-15мин).
Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.
Сейчас мы с вами узнаем о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.
Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).
Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.
Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.
Задание 1 (для групп). Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции. 1. Вычислите число атомов:
а) водорода: 8NH3, NaOH, 6NaOH, 2NaOH, НзРО4, 2H2SO4, 3H2S04, 8H2SO4;
6) кислорода: C02, 3C02, 2C02, 6CO,, H2SO4, 5H2SO4, 4H2S04, HN03.
2. Вычислите число атомов: а) водорода:
1) NaOH + HCl 2)CH4+H20 3)2Na+H2
б) кислорода:
1) 2СО + 02 2) С02 + 2Н.О. 3)4NO2 + 2H2O + O2
Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций ( источник: Боровских Т. А. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс», М. «Экзамен», 2011г)
Порядок выполнения операций | пример |
1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции | А1 + О2→ А12О3 А1-1 атом А1-2 атома О-2 атома 0-3 атома |
2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше | О-2 атома слева О-3 атома справа |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения | НОК = 6 |
4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения | 6:2 = 3 Аl + ЗО2→Аl2О3 |
5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения | 6:3 = 2 А1 + ЗО2→2А12О3 |
6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз. | А1 + ЗО2→2А12О3 А1 — 1 атом А1 — 4 атома НОК = 4 4:1=4 4:4=1 4А1 + ЗО2→2А12О3 |
5.Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин.). Формирование
. В левой части схемы два атома кислорода, а в правой — один. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Подведем итог работы на уроке:
1)2Mg+O2 →2MgO
2) СаСО3+ 2HCl→ СаСl2 + Н2О + СО2↑
Задание 2
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):
Fe2O3 + А1 → А12О3 + Fe;
Mg + N2 → Mg3N2;
Al + S → A12S3;
A1 + С→A14C3;
Al + Cr203 →Cr + A12O3;
Ca + P→Ca3P2;
С + H2→CH4;
Ca + С→СаС2;
Fe + O2→Fe3O4;
Si + Mg→Mg2Si;
Na + S→Na2S;
CaO + С→CaC2 + CO;
Ca + N2 →Ca3N2;
Si + C12 →SiCl4;
Ag + S→Ag2S;
Упражнение (резерв)3.
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):
Н2 + С12 → НС1;
N2+ O2→NO;
СО2+ С →СО;
HI → Н2 + 12;
Mg + НС1 → MgCl2 + Н2;
FeS + НС1 → FeCl2 + H2S;
Zn+ HC1 → ZnCl2 + H2;
Br2+ KI→KBr+ I2;
Si + HF(r) → SiF4 + H2;
HCl+Na2C03 →C02+H2O+ NaCl;
KC1O3 + S→KC1+ SO2;
C12+ KBr →KC1 + Br2;
SiO2 + С → Si + CO;
SiO2 + С → SiC + CO;
Mg + SiO2 → Mg2Si + MgO
Mg2Si + HC1 →MgCl2 + SiH4
6.Подведение итогов(2 мин.).
Итак, мы сегодня с вами познакомились с понятием «уравнение химических реакций», учились расставлять коэффициенты в этих уравнениях на основе закона сохранения массы.
Что такое уравнение химической реакции?
Что записывают в правой части уравнения? А в левой?
Что означает знак «+» в уравнении?
Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций?
7.Домашнеее задание. § 27, упр. 1,3(пис.).
Оценки за урок.
Раздаточный материал:
Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций
Порядок выполнения операций | пример |
1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции | А1 + О2→ А12О3 А1-1 атом А1-2 атома О-2 атома 0-3 атома |
2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше | О-2 атома слева О-3 атома справа |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения | НОК = 6 |
4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения | 6:2 = 3 Аl + ЗО2→Аl2О3 |
5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения | 6:3 = 2 А1 + ЗО2→2А12О3 |
6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз. | А1 + ЗО2→2А12О3 А1 — 1 атом А1 — 4 атома НОК = 4 4:1=4 4:4=1 4А1 + ЗО2→2А12О3 |
Упражнение 2
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):
Fe2O3 + А1 → А12О3 + Fe;
Mg + N2 → Mg3N2;
Al + S → A12S3;
A1 + С→A14C3;
Al + Cr203 →Cr + A12O3;
Ca + P→Ca3P2;
С + H2→CH4;
Ca + С→СаС2;
Fe + O2→Fe3O4;
Si + Mg→Mg2Si;
Na + S→Na2S;
CaO + С→CaC2 + CO;
Ca + N2 →Ca3N2;
Si + C12 →SiCl4;
Ag + S→Ag2S;
Упражнение 3*.
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):
Н2 + С12 → НС1;
N2+ O2→NO;
СО2+ С →СО;
HI → Н2 + 12;
Mg + НС1 → MgCl2 + Н2;
FeS + НС1 → FeCl2 + H2S;
Zn+ HC1 → ZnCl2 + H2;
Br2+ KI→KBr+ I2;
Si + HF(r) → SiF4 + H2;
HCl+Na2C03 →C02+H2O+ NaCl;
KC1O3 + S→KC1+ SO2;
C12+ KBr →KC1 + Br2;
SiO2 + С → Si + CO;
SiO2 + С → SiC + CO;
Mg + SiO2 → Mg2Si + MgO
Mg2Si + HC1 →MgCl2 + SiH4
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.
Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ....
к уроку "Уравнения химических реакций"
Презентация с небольшими комментарии поможет создать свой великолепный урок!...

Учимся записывать уравнения химических реакций.
Умение правильно записывать уравнения химических реакций- одна из наиболее трудных задач для восьмиклассников.Помочь в решении этой важной учебной задачи поможет алгоритм- определенная последовательно...
расчеты по уравнениям химических реакций
Алгоритм решения задач на нахождение массы (объема) веществ по уравнениям химических рекций...
Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...

Карточка "План составления ионных уравнений по молекулярному уравнению химической реакции"
Раздаточный материал, полезный как при изучении темы в 8 классе, так и при повторении в непрофильном 11 классе....