План конспект + презентация урока по химии "Физические и химические явления"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

План-конспект+презентация+дидактический материал к уроку по химии на тему "Физические и химические явления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе

Физические и химические явления. Признаки химических реакций.

Цель урока: совершенствование практических навыков работы в химической лаборатории; умение анализировать полученные результаты; актуализация знаний о химических и физических явлений, признаки химических реакций; воспитание уважительного отношения к мнению других.

Планируемые результаты изучения темы: формировать умения:

  - наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

- проводить химический эксперимент;

- объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

- способствовать усвоению понятий : «физические явления»,  «химические явления», «признаки химических реакций

 Метапредметные  УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: Осознание единства естественно-научной картины мира; Понимание единства естественнонаучной картины мира и значимости естественнонаучных знаний в практической жизни.

Регулятивные: Работа в соответствии с целевой установкой; дополнение, уточнение ответов одноклассников по существу поставленного задания. Осуществление самоконтроля  процесса и результата выполнения задания

Познавательные: Обобщение понятий; осуществление сравнения и классификации; построение логических рассуждений, установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний

Коммуникативные: Восприятие на слух вопросов учителя и ответы учащихся, построение понятных для собеседника речевых  высказываний.

Оборудование: мультимедийное оборудование, пульты для голосования MIMIO Studio, растворы: сульфата меди(2), гидроксид натрия, карбонат натрия, соляная кислота, хлорид аммония, сульфид натрия, перманганат калия, перекись водорода; лабораторная посуда.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Формулирование темы урока
  2. Постановка целей урока
  3. Актуализация знаний
  4. Проведение лабораторных опытов
  5. Проведение онлайн тестирования
  6. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент. Формулирование темы урока

(Учитель проверят готовность класса к уроку)

- Здравствуйте, ребята, у вас на партах стоят химические реактивы для проведения опытов, большая просьба не трогать их до тех пор пока, мы не приступим к практической части урока!

 - В начале нашего урока хочу вам задать вопрос!

- Что такое химия? (Слайд 1)

- Правильно, химия занимается изучением превращения веществ. Теперь посмотрите, пожалуйста, на опыты которые вам сейчас покажу, и скажите в чем разница между ними.

  1. Проведение опытов учителем
  1. Плавление парафина
  2. Реакция взаимодействия раствора перманганата калия с перекисью водорода в мыльном растворе.

2. Формулировка выводов на основании продемонстрированных опытов

- Давайте попробуем сформулировать, что же такого произошло!

(После проведения опытов, учитель предлагает определить ребятам в чем заключалась разница в этих двух опытах?  Какая принципиальная разница ?)

  1. Анализ выводов и наблюдений детей

- Да это существенно разные явления в одном вещество меняет свое агрегатное состояние, но остаётся неизменный состав вещества. А во втором опыте происходит превращение веществ, из одного в другое.

-То есть перед вами происходили два совершенно разных явления одно физическое, а другое химическое!

(Преподаватель подводит детей к тому, что плавление парафина является физическим явлением, а реакция с перманганатом калия химическим явлением)

4. Формулировка темы урока.

- Сегодня на уроке мы как раз и будем заниматься тем, что попытаемся разобраться, какие же явления окружают нас каждый день.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Физические и химические явления»(Слайд 2)

(Дети записывают в тетради тему урока)

  1. Постановка целей урока

- Целями нашего урока будут:

  • формирование знаний о химических реакциях;
  • признаках химических реакций.(Слайд 3)

  1. Актуализация знаний

- А теперь, когда вы уже познакомились с некоторыми явлениями, давайте запишем их определения, откройте учебники на странице 65, прочитайте и запишите определения в тетрадь.

(Ученики в учебнике находят определения физических и химических явлений и записывают в тетради)

  1. Проведение лабораторных опытов

- Нам необходимо определить, как же различать процессы и явления, в которых происходят химические, и физические явления. Для этого мы с вами должны, определить какими же признаками обладают химические явления. 1. Знакомство с техникой безопасности

-Но, перед этим, вспомним правила техники безопасности в химической лаборатории. Посмотрите  на экран. (Слайд 4)

(Дети знакомятся с видеоматериалом)

2. Практическая работа

- Вот наконец-то наступило время практических занятий! У вас на партах лежат карточки с заданиями, а также химические реактивы и посуда. Ваша задача будет состоять в том, что вы должны провести необходимые превращения и записать какие признаки вы наблюдали при проведении реакций.(ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (Слайд 5-6)

Выполнение заданий по карточкам, которые лежат у них на столах.

3. Анализ полученных данных в ходе практической работы

- Отлично, все эксперименты проведены. Какие же признаки вы наблюдали при выполнении опытов?

(Ребята записывают в тетради признаки химических реакций.)

  1. Проведение онлайн тестирования

- Давайте определим, какие явления окружают нас с вами в повседневной жизни. Я выдам вам пульты для интерактивного голосования. Определите физические или химические явления будут перед вами.

- На пульте будут загораться варианты ответов, вы должны выбрать правильный, один из двух.

(Учитель раздает пульты для голосования. На экране появляются вопросы, на которые отвечают.  Подводя итог тестирования определяются  победители. За пять правильных ответов ставиться «5», за четыре - «4». Другие оценки, при проверки первичного восприятия, не выставляются.)

VI. Рефлексия. Домашнее задание.

Подводя итоги нашего урока, давайте закрепим, и вспомним чем мы сегодня занимались на уроке:

Какая была тема сегодняшнего урока?

Какие цели урока мы с вами поставили, достигли мы их или нет?

Что такое химические явления?

Какими признаками сопровождаются химические явления?

Домашнее задание. (Слайд 6)

        

Спасибо за урок.


Технологическая карта урока

Предмет    ХИМИЯ

Класс     8

Автор УМК     Н.С. Новошинская

Тема урока Физические и химические явления

Тип урока урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний

Учитель Третьяков Д.А.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Этап «Актуализация знаний и постановка цели урока»

1. Организует деятельность по актуализации понятия «химия» Предлагает ответить на вопросы:

- Что за наука химия?

- Что она изучает?

 

Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов учащихся

Дают определение Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Обобщение понятий; осуществление сравнения и классификации; построение логических рассуждений, установление причинно-следственных связей.

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний

Работа в соответствии с целевой установкой; дополнение, уточнение ответов одноклассников по существу поставленного задания

Восприятие на слух вопросов учителя и ответы учащихся, построение понятных для собеседника речевых  высказываний

Осознание единства естественно-научной картины мира.

2 Подводит учащихся к теме урока

Демонстрирует опыт показывающие различия между химическими и физическими явлениями

Предлагает сформулировать обучающимся понятие «явления»

Классифицирует явления и определяет разницу между ними

Отвечают на вопросы, анализируют изображения и видеоматериал на экране.

Выдвигают гипотезы.

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений

Осуществление самоконтроля  процесса и результата выполнения задания

Понимание единства естественнонаучной картины мира и значимости естественнонаучных знаний в практической жизни

3. Организует работу по анализу темы урока:

- предлагает озвучить правильный ответ;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

-предлагает сформулировать цели урока.

Отвечают на вопросы учителя, проверяют правильность своих суждений, записывают темы урока в тетради, формулируют цели урока.

Анализ объектов, осознанно и произвольно построение речевых высказываний

Формулировка цель урока и постановка задач, необходимых для ее достижения, планирование своей деятельности и прогнозирование её результатов.

Построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Понимание  границы собственного знания и «незнания»

4. Работа с учебником (параграф 26,27, стр. 150,156).

Оценка правильности определений, данных учениками.

Записывают определения физических и химических явлений в тетради, сверяют их со своими определениями.

Создание обобщений, установка аналогий, осуществление классификаций, делать выводы, получение информации из различных источников.

Осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения задания. Сверка своих действий с целью и корректировка ошибок самостоятельно.

Речевое высказывание в письменной форме.

Осознание единства естественно-научной картины мира.

II. Этап «Изучение нового материала»

1. Организует проведение лабораторных опытов, оформление и обсуждение их результатов:

- предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории;

- предлагает в парах выполнить лабораторные опыты по карточке-инструкции;

- предлагает обсудить результаты эксперимента и сформулировать признаки химических реакций

-предлагает самостоятельно  записать в тетрадь признаки химических реакций, привести примеры химических реакций, сопровождающих повседневную жизнь, а также условия, необходимые для возникновения и протекания реакции и записать их  в тетрадь.

Озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории.

Проводят лабораторные опыты в парах по карточкам-инструкциям.

Обсуждают результаты эксперимента.

Формулируют признаки химических реакций - главный и внешние.

Самостоятельно записывают в тетради признаки химических реакций.

Перечисляют примеры химических реакций, сопровождающих повседневную жизнь

Формулируют условия, необходимых для возникновения и протекания реакции.

Самостоятельно записывают в тетрадь условия протекания реакций.

Самостоятельное проведение наблюдений и эксперимента под руководством учителя.

Самостоятельное описание проведенных экспериментов с использованием языка химии; обобщение и интерпретация информации.

Объяснение явлений, выявленных в ходе эксперимента, построение логических рассуждений, осуществление сравнения,  обобщение материала, формулировка выводов

Проведение наблюдений; построение причинно-следственных связей и логических рассуждений, объяснение наблюдаемых явлений.

Планирование учебной деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата.

Преобразование практической задачи в познавательную

Планирование времени выполнения задания, работа по плану, сверка своих действий с целью.

Установление рабочих отношений в группе, планирование общих способов работы.

Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Построение понятных для собеседника речевых  высказываний.

Построение речевых высказываний в письменной форме.

Грамотное обращение с веществами в химической лаборатории и в быту

Понимание значимости химической науки в практической жизни

2. Закрепление изученного материала

Предлагает провести тестирование с помощью ИКТ.

Закрепляют полученную информацию на уроке с помощью элементов ИКТ.

Отвечают на заданные вопросы в группах.

Обобщение, установление аналогий, формулировка выводов с применением средств ИКТ.

Планирование времени выполнения заданий.

Овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Принятие решений и осознанного выбора.

Выражение аргументации в пользу своей точки зрения.

Работа в группах.

Понимание значимости химических знаний в практической жизни.

III. Этап «Рефлексия и домашнее задание»

Рефлексия

Предлагает вспомнить о целях урока и оценить степень ее достижения

Фронтально отвечают на заданные вопросы.

Обобщение, способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа и

реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в учебной деятельности).

Понимание и сохранение учебной задачи урока.

Адекватное использование речевых средств, построение монологических высказываний, умение слушать собеседника и принятие его мнения.

Понимание значимости химических знаний в практической жизни.

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. § 26-27 учебника.

2. Ответить на вопросы 1 – 4 после текста параграфа.

3. Выпо2лнить задания 5 или 7 (по выбору учащегося)

Записывают домашнее задание.

Адекватное восприятие оценки учителя.

Анализ урока

Формы проведения урока и требования, предъявляемые к современному уроку полностью соответствует принципам ФГОС ООО.

Грамотно выбраны приемы мотивации обучающихся.

Выдержана структура урока (постановка целей, логическая связь этапов, оценивается четкость завершения каждого этапа урока).

Приемы, используемые на уроке оптимально подобраны и разнообразны.

Применение ТСО целесообразно.

Достигнута высокая активность обучающихся.

Цели урока достигнуты, задачи выполнены.          


Инструкция по выполнению
лабораторного опыта

  1. Налейте в пробирку 1-2 мл сульфата меди (II) и добавьте примерно такой же объём гидроксида натрия. Что наблюдаете ?
  2. Налейте в пробирку 1-2 мл карбоната натрия и добавьте примерно такой же объём соляной кислоты. Что происходит ?
  3. Налейте в пробирку 1-2 мл хлорида аммония и добавьте примерно такой же объём гидроксида натрия. Оцените изменение температуры пробирки. Что наблюдаете?
  4. Налейте в пробирку 1-2 мл сульфида натрия и добавьте примерно такой же объём соляной кислоты. Что происходит?
  5. Налейте в пробирку 1-2 мл хлорида железа(III) и добавьте примерно такой же объём роданида калия. Что наблюдаете?

Порядковый номер опыта

Признак который наблюдали

1

2

3

4

5

Сульфат меди 2-

Гидроксид натрия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое ХИМИЯ?

Слайд 2

Тема урока: Физические и химические явления

Слайд 3

формирование знаний о химических реакциях, признаках химических реакций Цель урока:

Слайд 4

Техника безопасности в химической лаборатории

Слайд 5

Налейте в пробирку 1-2 мл сульфата меди ( II ) и добавьте примерно такой же объём гидроксида натрия. Что наблюдаете ? Налейте в пробирку 1-2 мл карбоната натрия и добавьте примерно такой же объём соляной кислоты. Что видите ? Налейте в пробирку 1-2 мл хлорида аммония и добавьте примерно такой же объём гидроксида натрия. Оцените изменение температуры пробирки. Что наблюдаете ? Налейте в пробирку 1-2 мл сульфида натрия и добавьте примерно такой же объём соляной кислоты. Что произошло? Инструкция по выполнению лабораторного опыта

Слайд 6

Порядковый номер опыта Признак, который наблюдаем 1. 2. 3. 4.

Слайд 7

Тема сегодняшнего урока? Какие цели урока мы с вами поставили, достигли ли их или нет? Что такое химические явления? Какими признаками сопровождаются химические явления? Закрепим материал:

Слайд 8

§ 26-27 учебника. Ответить на вопросы 1 – 4 после текста параграфа. Выполнить задания 5 или 7 (по выбору) Д омашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии "Физические и химические явления" 8 класс (УМК Рудзитис Г.Е.)

Конспект урока представлен  в форме технологической карты   в свете  требований ФГОС второго поколения. Содержит разделы: деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД, ресуры. Проек...

План- конспект + презентация урока по географии 6 класс на тему " Рельеф суши .Равнины"

Разработка урока по данной теме, относится к разделу изучения Строение земли. земные оболочки. литосфера....

План конспект + презентация урока по географии 6 класс по теме "Рельеф суши . Равнины "

Данный материал используется при изучении раздела " Строение Земли. земные оболочки. Литосфера "...

План-конспект открытого урока по теме "Тепловые явления" 8 класс

План-конспект открытого урока по теме "Тепловые явления" 8 класс (уч. "Физика. 8 класс" А.В.Перышкин)...

Презентация по химии "Физическое и химическое явление"

Данная презентация поможет провести урок по химии в 8-м классе по теме "Физические и химические явления"...

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...