Урок в 9 классе. Тема: Аммиак
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
В архиве помещены материалы для проведения урока по теме Аммиак. Презентация, план урока, приложение и видеофрагмент, который является частью презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 9 классе по теме: Аммиак | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
урок по химии в 9 классе. Тема: Аммиак.
Тема урока: Аммиак.
Оборудование:
- Наглядные пособия: ПСХЭ
- ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран, презентация «Аммиак»
- Оборудование для опыта: штатив, спиртовка, спички, 2 пробирки, газоотводная трубка, кристаллизатор или широкий стакан с водой, 2 стеклянные палочки,
Реактивы: Гидроксид аммония 25%; Фенолфталеиновая бумага, р-р фенолфталеина, конц HCl.
- Опорные конспекты: Листы 1,2,3
Опыты:
1. Получение аммиака из гидроксида аммония и его растворение в воде.
2.Проба аммиака фенолфталеиновой бумагой.
3. Проба раствора аммиака на фенолфталеин
4. «Дым без огня» - взаимодействие аммиака с конц соляной кислотой.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.
- Этап проверки знаний
На прошлом уроке мы с вами начали изучение темы Подгруппа азота. Охарактеризовали азот как элемент и как простое вещество. Назвали его физические и химические свойства.
1 человек к доске:
Написать УХР взаимодействия азота с водородом. Охарактеризовать реакцию по всем известным типам. Назвать вещество.
Фронтальный опрос:
1. Каков вид связи в молекуле азота? (КНС, тройная)
2. Является ли молекулярный азот активным веществом? (нет, так как в молекуле очень крепкая связь)
3. Вступает ли азот в химические реакции? (Да, но только при очень жестких условиях)
4 какие условия нужны азоту для вступления в химические взаимодействия? (высокая, температура, давление, электрический ток и прочее)
5. Каково положение азота в ряду электроотрицательности? (3-й после О и F)
6 какие свойства может проявлять азот, как простое вещество? (Может быть окислителем с Ме и Н, а может быть восстановителем с более электроотрицательным Эл-том, например О)
- Этап постановки цели.
На доске написано УХР взаимодействия азота с водородом с получением Аммиака.
Тема нашего сегодняшнего урока: Аммиак. Слайд 2
Цели урока: Слайд 3
1. Рассмотреть строение молекулы аммиака.
2. Изучить получение и физические свойства аммиака.
3. Познакомиться с понятием ВОДОРОДНАЯ СВЯЗЬ.
4. Рассмотреть взаимодействие аммиака с водой и кислотой.
5. Рассмотреть донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония.
6. Формировать химически правильную речь.
Задачи урока:
- Знать:
- Строение молекулы аммиака
- Способы получения аммиака в промышленности и лаборатории
- Физические свойства аммиака
- Образование водородной связи в молекуле аммиака и следствия ее возникновения
- Донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония при взаимодействии аммиака с водой и кислотой.
2. Уметь:
- определять вид химической связи, степени окисления элементов.
- Совершенствовать умение написания схем образования КПС
- Продолжить формирование умений написания УХР
- Этап объяснения нового материала.
- Строение молекулы аммиака. Слайд 4
Вам уже известно, что химическая формула аммиака – NH3
Давайте определим степень окисления элементов в молекуле.
А). Степени окисления элементов: Слайд 5
-3 +
NH3
Каков заряд всей молекулы аммиака? (Молекула нейтральна)
Определите вид химической связи в молекуле аммиака.
Б) Вид химической связи: КПС Слайд 6,7
Давайте запишем схему электронного строения молекулы аммиака. ЛИСТ 1
Схема электронного строения:
;
Вывод: Атом азота способен образовать 3 химические связи за счет общих электронных пар. Кроме того у него есть неподеленная электронная пара.
- Получение аммиака. Слайд 8
А) В промышленности. Слайд 9
Аммиак получают из азота и водорода по уже известной вам реакции.
Запишите уравнения реакций. ЛИСТ 1
Fe,t,p
N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q
Б) В лаборатории. Слайд 10,11,12
Запишите уравнения реакций. ЛИСТ 1
Из солей аммония:
2NH4Cl + Ca(OH)2 → 2NH3↑ + CaCl2 + 2H2O
Демонстрационный эксперимент: Слайд 13
Получение аммиака из гидроксида аммония,
определение запаха,
проба фенолфталеиновой бумажкой,
растворение в воде,
проба раствора фенолфталеином.
III.Физические свойства аммиака. Слайд 14
Запишите физические свойства аммиака, пользуясь Листом №2
Почему же аммиак так хорошо растворим в воде? Слайд 15
Дело в том, что в молекуле аммиака присутствует ВОДОРОДНАЯ СВЯЗЬ. Слайд16
(Это связь между молекулами водорода одной молекулы и сильноэлектроотрицательными элементами другой молекулы).
Найдите определение в учебнике. Стр 113. Прочитайте его. Оставьте место в тетради, для того, чтобы выписать его дома.
В молекуле аммиака присутствуют и водород и сильноэлектроотрицательный элемент N.
Давайте запишем схему образования водородной связи: ЛИСТ 2
Следствиями наличия водородной связи являются: Слайд 17
- Очень хорошая растворимость аммиака в воде. (в 1 л H2O - 700 л NH3 )
- Более высокая температура плавления и кипения.
IV. Химические свойства аммиака. Взаимодействие с водой и кислотой. Слайд 18
Хорошая растворимость в воде обусловлена не только наличием водородной связи, но и тем, что аммиак при растворении в воде, взаимодействует с ней, образуя гидроксид аммония NH4OH.
Давайте разберемся, за счет чего получается это вещество.
Образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму. Слайд 19
В молекуле аммиака 3 связи образованы за счет общих электронных пар, также в молекуле аммиака присутствует неподеленная электронная пара., которая и определяет взаимодействие аммиака с водой. Слайд 20
Электронная формула молекулы воды. Слайд 21
Связь в молекуле тоже КПС. У кислорода 6 электронов. 2 пары и 2 неспаренных электрона. За счет них образованы связи с водородами.
Азот притягивает к себе водород из молекулы воды.
Но так как кислород – сильноэлектроотрицательный элемент, то электрон водорода остается у атома кислорода. Водород же уходит БЕЗ электрона.
Водород потерял электрон, но у него есть свободная незанятая (вакантная) орбиталь. Так как электрон потерян – атом становится положительно заряженным ионом – ПРОТОНОМ водорода.
У частички ОН остался лишний электрон, поэтому вся частица приобрела заряд (-) Это гидроксид-ион.
Образование иона. Слайд 22. ЛИСТ 3
Азот предоставляет свою неподеленную электронную пару – он донор, а водород предоставляет свою незанятую орбиталь – он акцептор.
Образуется связь за счет неподеленной пары азота и орбитали водорода. Связь по ДОНОРНО-АКЦЕПТОРНОМУ МЕХАНИЗМУ.
Так как протон водорода был заряжен положительно, а молекула аммиака нейтрально, то в результате образования 4-й связи вся частица приобретает (+) заряд. Эту частицу называют ИОН АММОНИЯ.
Слайд 23 Ион аммония заряжен положительно, а гидроксид-ион, оставшийся от воды – отрицательно. Они взаимодействуют друг с другом за счет электростатического притяжения. Образовавшееся вещество называется гидроксид аммония.
Слайд24 В результате взаимодействия аммиака с водой образуется гидроксид аммония. Вещество обладает основным характером. Именно поэтому фенолфталеин окрасился в малиновый цвет. Запишите УХР ЛИСТ 3
Слайд 25 Аналогично аммиак взаимодействует и с соляной кислотой.
Демонстрационный опыт – «Дым без огня». Смочить одну стеклянную палочку в гидроксиде аммония, а другую – в конц соляной кислоте и поднести друг к другу.
Запишите УХР, пользуясь ЛИСТОМ 3
- Этап проверки знаний. Слайд 26
Что же мы узнали на уроке:
- Какой вид химической связи в молекуле аммиака?
- какая связь устанавливается между молекулами аммиака?
- Каковы следствия наличия в аммиаке водородной связи?
- Перечислите физические свойства аммиака.
- Какая связь устанавливается между неподеленной электронной парой азота и протоном водорода. Почему эту связь так называют?
- Этап домашнего задания. Слайд 27
На дом: § 24 читать. Вопросы 1-3 устно. Записи учить.(По учебнику О.С.Габриеляна)
- Результаты урока.
Выставить оценки за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Презентация к уроку химии по теме "Аммиак"
Презентация на тему "Аммиак". Урок содержит строение, физические, химические свойства, получение и применение аммиака....