Урок в 9 классе. Тема: Аммиак
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Кириллова Елизавета Викторовна

В архиве помещены материалы для проведения урока по теме Аммиак. Презентация, план урока, приложение и видеофрагмент, который является частью презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в 9 классе по теме: Аммиак2.28 МБ

Предварительный просмотр:

урок по химии в 9 классе. Тема: Аммиак.                                      

Тема урока: Аммиак.

Оборудование:

  1. Наглядные пособия: ПСХЭ
  2. ТСО: ноутбук, мультимедийный  проектор, колонки, экран, презентация «Аммиак»
  3. Оборудование для опыта: штатив, спиртовка, спички, 2 пробирки, газоотводная трубка, кристаллизатор или широкий стакан с водой, 2 стеклянные палочки,

Реактивы: Гидроксид аммония 25%; Фенолфталеиновая бумага, р-р фенолфталеина, конц HCl.

  1. Опорные конспекты: Листы 1,2,3

Опыты:

1. Получение аммиака из гидроксида аммония и его растворение в воде.

2.Проба аммиака фенолфталеиновой бумагой.

3. Проба раствора аммиака на фенолфталеин

4. «Дым без огня» - взаимодействие аммиака с конц соляной кислотой.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.

  1. Этап проверки знаний

На прошлом уроке мы с вами начали изучение темы Подгруппа азота. Охарактеризовали азот как элемент и как простое вещество. Назвали его физические и химические свойства.

 1 человек к доске:

Написать УХР взаимодействия азота с водородом. Охарактеризовать реакцию по всем известным типам. Назвать вещество.

Фронтальный опрос:

1. Каков вид связи в молекуле азота? (КНС, тройная)

2. Является ли молекулярный азот активным веществом? (нет, так как в молекуле очень крепкая связь)

3. Вступает ли азот в химические реакции? (Да, но только при очень жестких условиях)

4 какие условия нужны азоту для вступления в химические взаимодействия? (высокая, температура, давление, электрический ток и прочее)

5. Каково положение азота в ряду электроотрицательности? (3-й после О и F)

6 какие свойства может проявлять азот, как простое вещество? (Может быть окислителем с Ме и Н, а может быть восстановителем с более электроотрицательным Эл-том, например О)

  1. Этап постановки цели.

На доске написано УХР взаимодействия азота с водородом с получением Аммиака.  

Тема нашего сегодняшнего урока:    Аммиак.  Слайд 2

Цели урока: Слайд 3

1. Рассмотреть строение молекулы аммиака.

2. Изучить  получение и физические свойства аммиака.

3. Познакомиться с понятием ВОДОРОДНАЯ СВЯЗЬ.

4. Рассмотреть взаимодействие аммиака с водой и кислотой.

5. Рассмотреть донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония.

 6. Формировать химически правильную речь.

Задачи урока:

  1. Знать:
  • Строение молекулы аммиака
  • Способы получения аммиака в промышленности и лаборатории
  • Физические свойства аммиака
  • Образование водородной связи в молекуле аммиака и следствия ее возникновения
  • Донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония при взаимодействии аммиака с водой и кислотой.

2. Уметь:

  • определять вид химической связи, степени окисления элементов.
  • Совершенствовать умение написания схем образования КПС
  • Продолжить формирование умений написания УХР

  1. Этап объяснения нового материала.
  1. Строение молекулы аммиака. Слайд 4

Вам уже известно, что химическая формула аммиака – NH3

Давайте определим степень окисления элементов в молекуле.

А). Степени окисления элементов: Слайд 5

                                                                       -3      +  

                                        NH3

Каков заряд всей молекулы аммиака? (Молекула нейтральна)

Определите вид химической связи в молекуле аммиака.

Б)  Вид химической связи: КПС Слайд 6,7

Давайте запишем схему электронного строения молекулы аммиака. ЛИСТ 1

 Схема электронного строения:

 

        ;

Вывод: Атом азота способен образовать 3 химические связи за счет общих электронных пар. Кроме того у него есть неподеленная электронная пара.

  1. Получение аммиака. Слайд 8

А) В промышленности. Слайд 9

Аммиак получают из азота и водорода по уже известной вам реакции.

Запишите уравнения реакций. ЛИСТ 1

                   Fe,t,p

N2 + 3H2  2NH3 + Q

Б) В лаборатории. Слайд 10,11,12

Запишите уравнения реакций. ЛИСТ 1

Из солей аммония:

2NH4Cl + Ca(OH)2  2NH3 + CaCl2 + 2H2O

Демонстрационный эксперимент: Слайд 13

Получение аммиака из гидроксида аммония,

определение запаха,  

проба фенолфталеиновой бумажкой,

растворение в воде,

проба раствора фенолфталеином.

III.Физические свойства аммиака. Слайд 14

Запишите физические свойства аммиака, пользуясь Листом №2

Почему же аммиак так хорошо растворим в воде? Слайд 15

Дело в том, что в молекуле аммиака присутствует ВОДОРОДНАЯ СВЯЗЬ. Слайд16

(Это связь между молекулами водорода одной молекулы и сильноэлектроотрицательными элементами другой молекулы).

Найдите определение в учебнике. Стр 113. Прочитайте его. Оставьте место в тетради, для того, чтобы выписать его дома.

В молекуле аммиака присутствуют и водород и сильноэлектроотрицательный элемент N.

Давайте запишем схему образования водородной связи: ЛИСТ 2

Следствиями наличия водородной связи являются: Слайд 17

  1. Очень хорошая растворимость аммиака в воде. (в 1 л H2O - 700 л NH3 )
  2. Более высокая температура плавления и кипения.

IV. Химические свойства аммиака. Взаимодействие с водой и кислотой. Слайд 18

Хорошая растворимость в воде обусловлена не только наличием водородной связи, но и тем, что аммиак при растворении в воде, взаимодействует с ней, образуя гидроксид аммония NH4OH.

Давайте разберемся, за счет чего получается это вещество.

Образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму. Слайд 19

В молекуле аммиака 3 связи образованы за счет общих электронных пар, также в молекуле аммиака присутствует неподеленная электронная пара., которая и определяет взаимодействие аммиака  с водой. Слайд 20

Электронная формула молекулы воды. Слайд 21

Связь в молекуле тоже КПС. У кислорода 6 электронов. 2 пары и 2 неспаренных электрона. За счет них образованы связи с водородами.

Азот притягивает к себе водород из молекулы воды.

Но так как кислород – сильноэлектроотрицательный элемент, то электрон водорода остается у атома кислорода. Водород же уходит БЕЗ электрона.

Водород потерял электрон, но у него есть свободная незанятая (вакантная) орбиталь. Так как электрон потерян – атом становится положительно заряженным ионом – ПРОТОНОМ водорода.

У частички ОН остался лишний электрон, поэтому вся частица приобрела заряд (-) Это гидроксид-ион.

Образование иона. Слайд 22. ЛИСТ 3

Азот  предоставляет свою неподеленную электронную пару – он донор, а водород предоставляет свою незанятую орбиталь – он акцептор.

Образуется связь за счет неподеленной пары азота и орбитали водорода. Связь по ДОНОРНО-АКЦЕПТОРНОМУ МЕХАНИЗМУ.

Так как протон водорода был заряжен положительно, а молекула аммиака нейтрально, то в результате образования 4-й связи вся частица приобретает (+) заряд. Эту частицу называют ИОН АММОНИЯ.

Слайд 23 Ион аммония заряжен положительно, а гидроксид-ион, оставшийся от воды – отрицательно. Они взаимодействуют друг с другом за счет электростатического притяжения. Образовавшееся вещество называется гидроксид аммония.

Слайд24  В результате взаимодействия аммиака с водой  образуется гидроксид аммония. Вещество обладает основным характером. Именно поэтому фенолфталеин окрасился в малиновый цвет. Запишите УХР ЛИСТ 3

Слайд 25 Аналогично аммиак взаимодействует и с соляной кислотой.

Демонстрационный опыт – «Дым без огня». Смочить одну стеклянную палочку в гидроксиде аммония, а другую – в конц соляной кислоте и поднести друг к другу.

Запишите УХР, пользуясь ЛИСТОМ 3

  1. Этап проверки знаний.  Слайд 26

Что же мы узнали на уроке:

  1. Какой вид химической связи в молекуле аммиака?
  2. какая связь устанавливается между молекулами аммиака?
  3. Каковы следствия наличия в аммиаке водородной связи?
  4. Перечислите физические свойства аммиака.
  5. Какая связь устанавливается между неподеленной электронной парой азота и протоном водорода. Почему эту связь так называют?
  1. Этап домашнего задания.  Слайд 27

На дом: § 24 читать. Вопросы 1-3 устно. Записи учить.(По учебнику О.С.Габриеляна)

  1. Результаты урока.

Выставить оценки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Презентация к уроку химии по теме "Аммиак"

Презентация на тему "Аммиак". Урок содержит строение, физические, химические свойства, получение и применение аммиака....