Разработка урока по теме "Соединения железа"
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему
Формирование новых знаний о соединениях железа, их свойствах проводится с помощью эксперементальной работы. К уроку составлена технологическая карта согласно требований ФГОС второго поколения. На уроке использованы элементы технологий КРИЗ, ИКТ, личностно-ориентированное обучение, здоровьесозидание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_soedin_zheleza.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме
«Соединения железа» в 9 классе
Учитель химии ГБОУ гимназия № 622
Выборгского района Санкт-Петербурга
Мокрова Ирина Михайловна
Цель урока: формирование новых знаний у учащихся о соединениях железа.
Задачи урока
- Формировать представление о составе, характере и свойствах гидроксидов железа;
- Знакомить с качественными реакциями на катионы железа (двух - и трех- зарядных);
- Развивать умение устанавливать взаимосвязь между составом и свойствами веществ;
- Развивать исследовательские навыки, совершенствовать технику безопасного труда;
- Стимулировать развитие познавательного интереса к предмету с помощью демонстрации практического значения химии.
План урока
№ п/п | Виды деятельности | Время |
1 | Организационный момент | 1 |
2 | Стадия вызова
| 3 |
3 | Актуализация знаний
| 4 |
4 | Логический переход к изучению нового материала | 3 |
5 | Изучение нового материала
| 18 |
6 | Первичная проверка знаний, закрепление изученного материала по данной теме.
| 3 |
7 | Итоги урока | 2 |
8 | Рефлексия
| 7 |
9 | Обратная связь | 3 |
10 | Домашнее задание | 1 |
Технологическая карта урока «Соединения железа»
Этапы урока | Деятельность (способ формирования навыков) | Прогнозируемые результаты | ||
учителя | ученика | Предметные | Метапредметные (УУД) | |
Организационный момент | Приветствует обучающихся, организует внимание, готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность | Навык внутренней и внешней организации обучающихся | |
Стадия вызова. Задание «Отсроченная отгадка» . Фронтальная беседа | Задает проблемный вопрос Предлагает самостоятельно сформулировать тему , цель и задачи урока. Обобщает, корректирует учебные цели и учебные задачи урока | Анализируя имеющиеся знания предлагают варианты ответов на поставленный вопрос На основании анализа полученной информации и своей деятельности самостоятельно формулируют тему, цель,задачи урока . (обобщающий характер) | Знание общих свойств металлов и их соединений | Коммуникативные: Взаимодействие с учителем во время опроса, умение строить понятное для собеседника высказывание, слушать собеседника. Регулятивные: Целеполагание Личностные: Развитие познавательного интереса и мотива, направленных на изучение темы. |
Актуализация знаний Фронтальный опрос. Работа по карточкам | . Задает вопросы | Отвечают на вопросы. Записывают в бланк ответы на вопросы из карточки. | Знание положения элемента в периодической системе, физического смысла порядкового номера, номера группы , периода для показа строения атома. | Коммуникативные: Взаимодействие с учителем во время опроса, умение строить понятное для собеседника высказывание, слушать собеседника. Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять и уточнять высказывания Познавательные: Установление причинно-следственных связей, построение устных и письменных высказываний. |
Логический переход к изучению нового материала. | Задает вопросы, необходимые для логического перехода к изучению нового материала: ? Какие классы соединений может образовывать железо?; ? Какие степени окисления характерны железу? | Анализируя теоретическую часть проверки задания, обучающиеся планируют ответы в соответствии с поставленным вопросом; выделяют три класса соединений: оксиды, гидроксиды, соли. Указывают степень окисления ионов железа в данных формулах веществ. | Знание классов соединений, умение определять степени окисления | Коммуникативные: Уметь корректно вести диалог, участвовать в дискуссии; Регулятивные: Строить сообщения в соответствии с учебной задачей. Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи ,осуществлять сравнения и классификацию. |
Предлагает внести необходимую информацию в таблицу «Сравнительная характеристика соединений железа (II), (III).» и сделать самостоятельный вывод о проявлении химических свойств. | Записывают формулы веществ по классам в предлагаемую таблицу Работают с предоставленной информацией, вносят записи в таблицу. Планируют устный ответ. | Знание характера гидроксида в зависимости от его степени окисления | ||
Предлагает озвучить самостоятельно сформулированные выводы. Корректировка выводов. | Слушая объяснения одноклассников, определяют правильность или ошибочность своей аналитической работы. Вносят коррективы в свои записи. | |||
Изучение нового материала
| Предоставляет информацию о кислотно-основных свойствах оксидов и гидроксидов. Предлагает выдвинуть гипотезу об основно-кислотных свойствах соединений железа. | Выдвигают гипотезу об основно-кислотных свойствах соединений железа. | Продолжить формирование представлений о многообразии соединений железа, навыков получения гидроксидов, изучения их химических свойств. | Коммуникативные: Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Регулятивные: Планирование деятельности. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, планирование. Познавательные: Работа с информацией, построение устных и письменных высказываний. |
Экспериментальная работа «Получение и исследование свойств гидроксидов железа» | Предлагает воспользоваться инструкцией, соблюдая ТБ, провести исследовательскую работу по теме «Получение и исследование свойств гидроксидов железа» Актуализирует внимание обучающихся на объект исследования и цели исследования. | Руководствуясь инструкцией и соблюдая ТБ, выполняют экспериментальную часть . Уравнения химических реакций, признаки реакций заносят в таблицу. Формулируют самостоятельный вывод по экспериментальной части. | Продолжить совершенствование практических навыков проведения эксперимента; познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы. | Коммуникативные: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: Использование практических работ для доказательства выдвигаемых гипотез. Описание результатов работ. Познавательные: Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. |
Предлагает озвучить вывод экспериментальной части. Корректировка выводов. | Слушая выводы одноклассников, определяют правильность или ошибочность своей работы. Вносят коррективы в свои записи. | Сформировать умение анализировать, обобщать полученную информацию, делать логические заключения и выводы. | ||
Анализ экспериментальной работы «Получение и исследование свойств гидроксидов железа». | Актуализирует внимание обучающихся на то, что реакция получения гидроксидов железа может служить качественной реакцией на ионы железа. Обращает внимание на окисление гидроксида железа со степенью окисления +2 в гидроксиде железа со степенью окисления +3. | Формулируют вывод по экспериментальной части. | Продолжить совершенствование практических навыков проведения эксперимента; познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы | |
Предлагает озвучить вывод экспериментальной части. Корректировка выводов. | Слушая выводы одноклассников, определяют правильность или ошибочность своей работы. Вносят коррективы в свои записи. | Сформировать умение анализировать, обобщать полученную информацию, делать логические заключения и выводы. | ||
Первичное осмысление и закрепление знаний | Предлагает выполнить задание «Проверь себя», практико-ориентированное задание. | Выполняют задание «Проверь себя», практико-ориентированное задание. | Знание химических свойств гидроксидов железа. | Коммуникативные: Сравнивать разные точки зрения. Регулятивные: Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: Анализировать информацию, структурирование знаний. |
Итоги урока | Задает вопрос о выполнении поставленных задач | Отвечают на вопрос учителя | Знание состава свойств соединений железа | Коммуникативные: Планировать сотрудничество с учителем и сверстниками; Регулятивные: Самооценка Познавательные: Работа с информацией, построение устных высказываний. |
Рефлексия. Метод «Шесть шляп» | Просит определить главные моменты изучаемого материала на данном уроке. | Озвучивают названия, отличительные признаки изученных групп, запомнившиеся названия веществ и групп, называют виды деятельности на уроке. | Выявление уровня сформированности познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение новой темы. | Коммуникативные: Умение выступать перед аудиторией. Познавательные: Построение устных и письменных высказываний. |
Обратная связь
| Предлагает оценить свою деятельность на этом уроке. | Оценивают свою деятельность на уроке | Научиться объективно оценивать свою работу на уроке и работу своих одноклассников. | Личностные: Проявление соответственного отношения к данной теме; развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение. Коммуникативные: Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью перед аудиторией Регулятивные: самооценка – выявление и понимание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить , осознание качества уровня усвоения. |
Домашнее задание | Озвучивает §44 и предлагает выбрать печатный вариант домашнего задания (по уровню сложности) | Записывают домашнее задание (в дневники) | Закрепить полученные знания, умения и навыки на данном уроке | Познавательные: Работа с информацией, умение самостоятельно применять знания. |
Методическое обеспечение урока
Использованы элементы технологий:
- Технология критического мышления включает 3 стадии: 1. Стадия вызова включает задание: «Отсроченная отгадка» 2. Стадия осмысления нового материала – включает задания: работа по карточкам, работа с информационной моделью химических свойств железа, выполнение лабораторного опыта по изучению свойств ионов железа, получение гидроксидов железа. 3. Рефлексия – выполнение задания «6 шляп критического мышления».
- ИКТ;
- Личностно-ориентированное обучение (дифференцированные задания)
- Здоровьесозидание ( число видов деятельности, плотность урока, средняя продолжительность видов учебной деятельности, наличие эмоциональных разрядок, место и длительность использования ТСО, психологический климат).
- Традиционное обучение (актуализация знаний, изложение нового материала, закрепление, домашнее задание);
- Развивающее обучение (позитивная взаимозависимость, личное взаимодействие, навыки общения)
- Проблемно-исследовательская
Дидактические материалы и средства обучения:
- Мультимедийный проектор, компьютер.
- Электронные образовательные ресурсы (презентация «Соединения железа»)
- Материалы и оборудование для практической работы: яблоко,шесть шляп из бумаги, растворы сульфата железа (II)(FeSO4), хлорида железа(Ш) FеС13), гидроксида натрия (NaOH), соляной кислоты (HCl), пробирки.
- Печатные – раздаточные материалы (инструкция, задания, бланки для выполнения практической работы).
Кадровые ресурсы: учитель химии
Методические ресурсы:
- Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014
- .Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя». М.: Просвещение, 2005.
Интерет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии "Железо и его соединения"""
Общая характеристика железа.. Производство стали на Оскольском электро-металлургическом комбинате....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"
Разработка урока по теме: "Железо: физические и химические свойства"...
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.
Данное занятие может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМ (Технологии развития...
Разработка урока химии "Соединения железа"
Разработка урока химии "Соединения железа" для учащихся 9 класса (базовый уровень)Цели урока: Образовательная: Закрепить знания учащихся о химических свойствах железа, особенностях с...
Разработка урока по теме "Железо"
Работа включает в себя сценарий урока с приложениями и презентацией по теме "Железо"....