Общие свойства органических и неорганических кислот. Урок в 11 классе
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Сравнивая свойства органических и неорганических кислот, приходим к выводу, что они имеют сходства и различия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_svoystva_organicheskikh_i_neorganicheskikh_kislot.urok_v_11_klasse.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 11 классе по теме
«Общие свойства неорганических и органических кислот»
Цели урока:
- Обучающие
Опираясь на ранее полученные знания, отследить общие свойства неорганических и органических кислот и причину этой общности, проанализировать признаки и условия течения реакций, рассмотрев их с точки зрения ТЭД и ОВР.
- Развивающие
Способствовать развитию у учащихся методов анализа и синтеза, навыков экспериментальной работы на основе личностно-ориентированной, исследовательской технологий.
- Воспитательные
Воспитывать у учащихся стремление и интерес к процессу познания на основе исследовательской деятельности, химическую и экологическую грамотность.
«Нельзя пренебрегать исследованием сущности вещей, ибо это значило бы сознательно закрыть себе путь, ведущий к скрытым тайнам»
(Я. Ван-Дер-Ваальс)
Оборудование: микролаборатории с набором реактивов и химической посуды. Мультимедиасистема
Форма урока: групповая работа
Методы: беседа, применение ИКТ, элементы проблемно - исследовательской технологии, химический эксперимент
Ход урока
- Организационный момент
Цель: проверка готовности к уроку, создание доброжелательной, рабочей атмосферы на уроке
- Основная часть
Мотивация, актуализация темы
Учитель: «Тысячи кислот царят в природе,
И в саду, и дома, в огороде,
В атмосфере и в аптеке каждой,
Потому их свойства знать так важно!»
Ребята, здесь, перед вами, на столе, лишь крошечная часть из бесчисленного мира кислот! И роль их велика (далее рассказ учителя и демонстрация слайдов о представленных кислотах: соляной, азотной, уксусной и т.д., с акцентом на их положительное и отрицательное влияние). Соляная кислота нужна для работы желудка, а избыток её ведёт к медицинским проблемам - изжога; азотная кислота пополняет в почве запас азота, необходимый для роста растений, а выпадая на землю в виде кислотных дождей, ведёт к серьёзным экологическим проблемам. И так можно сказать о любой кислоте. И даже эта маленькая часть царства кислот и незначительное количество примеров позволяют сделать важный вывод. Какой, ребята? Дети: вывод об огромной роли и значении кислот. Я согласна с вами, ребята. Итак: Кислоты влияют на жизнь человека и окружающую среду. А отсюда перед человеком встаёт задача: направить влияние кислот только в нужное русло, сделать его полезным для человека. А поскольку применение всегда основано на свойствах, человек стал детально изучать свойства кислот. Вот и мы сегодня в нашей химической лаборатории побудем в роли исследователей и попытаемся, используя разрозненные знания по теме неорганические и органические кислоты, систематизировать эти знания, найти черты сходства между свойствами органических и неорганических кислот, объяснить причину такого сходства, запишем эти свойства в виде уравнений реакций. Попытаемся сделать вывод о взаимосвязи свойств и значения кислот для человека. Это и будет целью нашего урока. Ребята, как вы поняли цель нашего урока, что мы должны сегодня сделать?
Учащиеся:
- сравнить свойства органических и неорганических кислот;
- установить причину общих свойств;
- сделать вывод о взаимосвязи хим. свойств кислот и их значения для человека.
Да, в ходе хим. эксперимента, опираясь на полученные ранее знания, попытаемся поднять их на уровень обобщённых выводов. И тогда станет понятна причина общности свойств.
Итак, тема нашего урока «Общие свойства неорганических и органических кислот»
IIа. Учитель: Ребята, вы получили задание повторить хим. свойства неорганических и органических кислот. Что же это за вещества - кислоты?
Дети: кислые на вкус, состоят из атомов водорода и кислотных остатков, изменяют цвет индикаторов в результате отщепляющегося иона водорода.
Учитель: С кем же они взаимодействуют? Давайте составим схему(дети заполняют схему)
Учитель: Давайте же проверим, являются ли эти свойства общими для неорг. и орг. кислот?
Итак, приступаем к работе в своих группах (инструктаж, техника безопасности). Перед вами на столах инструкция и оценочный лист, руководитель группы отмечает в оценочном листе участие каждого, обсудив оценку в группе. Внимательно ознакомьтесь и выполняйте работу согласно инструкции.
I.группа исследует свойства неорг. соляной кислоты НCl.
- Изменение цвета индикатора, как результат диссоциации и отщепления ионов водорода:
HCl → H+ + Cl-
- реакция с металлами до водорода:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ( решают ОВР)
Сu + HCl = (с металлами после водорода не реагирует)
- с оксидами металлов:
СаО +2 HCl = CaCl2 + H2O (решают РИО)
- c основаниями:
NaOH + HCl = NaCl + H2O (РИО)
- с солями (если газ, осадок, сл.электролит):
CaCO3 + 2 HCl = CaCl2 + CO2 + H2O
- со спиртами:
CH3OH + HO-NO2 = CH3-ONO2 + H2O
Все уравнения реакций дети пишут на доске.
II.группа исследует свойства орг. уксусной кислоты, проводя те же самые реакции.
- диссоциация:
CH3COOH ↔ H+ + CH3COO-
- с металлами до водорода:
Mg + 2CH3COOH = H2 + (CH3COO)2Mg (ОВР)
Cu + CH3COOH = (с металлами после водорода не реагируют)
- с оксидами металлов:
СаО + 2CH3COOH = (CH3COO)2Са + Н2О (РИО)
-с основаниями:
NaOH + CH3COOH = CH3COONa + H2O (РИО)
- с солями:
CaCO3 + 2CH3COOH = (CH3COO)2Са + CO2 + H2O
- со спиртами:
CH3COOH + CH3OH ↔ CH3COOСН3 + Н2О
Все реакции учащиеся записывают на доске.
Учитель: Ребята, посмотрите на схему, сравните с результатами работы своей группы и сделайте вывод об общности химических свойств неорганических и органических кислот и причине этой общности.
Учащиеся: И неорганические и органические кислоты имеют сходные свойства и обусловлены они общим ионом водорода.
А как бы вы ответили, ребята, на вопрос о взаимосвязи свойств кислот и их значении (Ответ: многообразие свойств – многообразие влияния).
Итак ребята, исследуя свойства неорг.и орг. кислот, мы сделали вывод об их сходстве, мы установили причину этого сходства и установили причину взаимосвязи кислот и их значимости.
Но… как вы думаете, все ли свойства одинаковы? Ведь есть кислоты предельные и непредельные, концентрированные и разбавленные. (задания из ЕГЭ), есть и специфические свойства кислот (привести примеры из домашнего задания) . И это станет темой следующего урока.
III. А сейчас одна группа выполнит творческое задание: гимн кислотам (плакат, стихи, синквейн). А вторая побудет медиками и рассчитает массу соляной кислоты в ходе решения расчётной задачи.
Задача: За сутки в желудке человека выделяется 800 мл. желудочного сока, плотность 1,065 г/мл., в котором массовая доля соляной кислоты 0,5%. Рассчитать массу соляной кислоты и массу хлорида натрия, необходимого для образования соляной кислоты.
Вот такое количество соли человеку необходимо в сутки, чтобы вырабатывалось необходимое количество соляной кислоты.
- Подведение итогов
- Рефлексия (выбрать лист с текстом, характеризующим настроение на уроке: «проявил в себе исследовательские качества», «задумался о своём предназначении», «увидел себя с иной стороны», «было не интересно», «скучно»)
- Домашнее задание параграф 20, Ответить на творческий вопрос: У вас на участке кислые почвы. Что необходимо вносить в почву, чтобы устранить избыточную кислотность.
«Общие свойства неорганических и органических кислот»
Урок химии в 11 классе
МБОУ РСОШ №10
Учитель: Григоренко Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме: "Органические и неорганические кислоты" 11 класс 02.04.2013
Показано обобщение и углубление знаний в сравнении химических свойств органических и неорганических кислот....
Практическая работа по теме: "Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами)".
Практическая работаТема: Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами).Инструктивная карта № 1«Взаимодействие предельных одноосновных карбоновых кислот с металлами»Инструктивная карта...
Разработка урока по теме "Органические и неорганические кислоты"
Предлагаемые задания помогут обобщить и систематизировать знания учащихся о кислотах. ( урок рассчитан на 90 минут учебного времени)...
"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"
Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....
Конспект урока «Органические и неорганические кислоты»
Цель: Обобщить, углубить и систематизировать знания учащихся о кислотах, выяснить общие и специфические свойства кислот с использованием ЭОР. Задачи:Организовать деятельность обучающихся дл...
урок обобщение кислоты органические и неорганические
Представлена разработка урока по химии в 11 класс по теме кислоты органические и неорганические с ипользованием лабораторного практикума....
Открытый урок в 8 кл на тему "Кислоты органические и неорганические"
Урок в 8 кл изучения нового материала на тему "Кислоты органические и неорганические"...