урок обобщение кислоты органические и неорганические
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Представлена разработка урока по химии в 11 класс по теме кислоты органические и неорганические с ипользованием лабораторного практикума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Кислоты органические и неорганические. 11 класс.
Цель:
повторить, систематизировать и углубить знания о номенклатуре, классификации и общих свойствах кислот органических и неорганических. Обсудить роль кислот в повседневной жизни человека.
Задачи:
образовательные:
-систематизировать знания о кислотах;
-сформировать представление об общих свойствах органических и неорганических кислот;
развивающие:
-развить умения пользоваться лабораторным оборудованием, проводить химический эксперимент,
-формировать умения работать с учебной литературой, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов;
-формировать умения обобщать и делать выводы;
-формировать умения работать в группе, аргументировать свою точку зрения, принимать совместные решения.
воспитательные:
-вырабатывать умения самостоятельной аккуратной работы, воспитывать коммуникативные способности;
- сформировать осознание учащимися места кислот в системе естествознания , с функционированием органи зма человека, применения в быту.
Тип урока: систематизация и обобщение материала; вид урока смешанный.
Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы, технология проблемного обучения.
Приемы: работа в группе, «знаю – не знаю», «заполни таблицу», «сравни с эталоном».
Место урока в учебной программе: по плану в данной теме 3 урок, этот урок № 1.
Этапы урока:
1. Организационный.
Прием: организация рабочего места; организация работы в группах; раздача учебного материала.
2. Актуализация знаний. Мотивация и тема урока.
Прием: использование проблемных вопросов.
Курс химии 11 класса предполагает обобщение, систематизацию и углубление ранее полученных знаний. Сегодня мы будем с вами говорить об удивительных веществах, с которыми очень часто встречаемся в своей повседневной жизни. Начнём урок с разминки «Знаю-не знаю».
Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь быстро на них отвечать.
1. Это вещество содержится в листьях крапивы и в выделениях муравьев.
2. У человека это вещество входит в состав желудочного сока.
3. Это вещество образуется в мышцах при интенсивной работе.
4. Это вещество является консервантом, используется в качестве приправы, есть дома на кухне,
5. Этим веществом можно рисовать на стекле.
Сформулируйте тему нашего урока, Запишите в тетрадь.
Сформулировать цели и задачи. Портрет кислоты.
Этап 2. Осмысление.
2.1 Строение и физические свойства кислот.
Сегодня мы с вами будем работать в группах. В каждой группе назначу одного ученика в качестве консультанта. Группа получает задание, после выполнения которого, члены участники группы отчитываются о проделанной работе. При выполнении заданий вы должны воспользоваться учебниками.. По ходу отчета каждой группы все будут заполнять таблицу.
Задание 1 ряд. Дайте определение понятия «кислоты», исходя из их состава, с точки зрения теории электролитической диссоциации. Приведите примеры уравнений диссоциации трех любых кислот, дайте название ионам. (стр.243-244). Записать в таблицу.
Задание 2 ряд. Все существующие ныне кислоты неорганические и органические классифицируют. По таблице на стр. 246-247 учебника расскажите
1) По каким признакам классифицируют кислоты? (признаки перечислить устно).
2) Какие группы кислот выделяют? (записать в таблицу).
3) Приведите примеры (по одной кислоте к каждой группе). Записать в таблицу.
Задание 3 ряд. Перечислите известные вам физические свойства кислот. Охарактеризуйте известные вам: 1 неорганическую и 1 органическую кислоты ( знания, приобретенные ранее). Записать в таблицу.
Представители отчитываются по результатам проведенной работы. Заполняется таблица.
Таблица.1 Классификация кислот.
1.Определение кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. (Записать во 2 столбик). | Кислота – это сложное вещество… | Уравнения диссоциации |
2. Наличие кислорода | ||
3. Основность. | ||
4. Растворимость | ||
5. Степень электролитической диссоциации | ||
6. Стабильность. | ||
7. Формула и название неорганической кислоты. | Физические свойства этой кислоты. | |
8. Формула и название органической кислоты. | Физические свойства этой кислоты. |
Вывод сформулировать вывод об общности неорганичекских и органических кислот.
2.2. Общие химические свойства кислот.
Учитель. А теперь вспомним химические свойства кислот. Продолжаем работать в группах.
На партах находятся учебник, реактивы на подносе. Учащиеся в группах выполняют лабораторные опыты. Обращаем внимание на необходимость соблюдать правила безопасного поведения при обращении с веществами и лабораторным оборудованием.
Инструктивная карточка для группы №1.
Задание № 1.
Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Запишите уравнения диссоциации кислот, сделайте вывод.
Задание № 2 Показать взаимодействие этих кислот с металлами, стоящими в ряду напряжения до водорода(Zп – цинком), провести химическую реакцию: поместите в 2 пробирки по 2 гранулы цинка, прилейте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций. Сделайте вывод.
Инструктивная карточка для группы №2.
Задание № 1.
Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.
Задание №2. Проведите химические реакции хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот с оксидами металлов (оксидом цинка). Насыпьте в 2 пробирки небольшое количество оксида цинка и добавьте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций. Сделайте вывод.
Инструктивная карточка для группы №3.
Задание№1.
Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.
Задание№ 2.Проведите химические реакции хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот с основаниями (NaOH- гидроксид натрия). Прилейте в 2 пробирки по 1 мл гидроксида натрия, добавьте по капле фенолфталеина, обратите внимание на изменение окраски индикатора, затем добавьте в каждую пробирку по 1мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Отметьте наблюдаемые явления, напишите уравнения реакций. Сделайте выводы.
Инструктивная карточка для группы №4.
Задание № 1.
Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.
Задание № 2. Показать взаимодействие хлороводородной ( HCI )и уксусной ( CH3COOH ) кислот с солями(CaCO3- карбонатом кальция). Налейте в 2 пробирки по 1 мл кислот, добавьте по кусочку карбоната кальция. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках.
Напишите уравнения происходящих реакций. Сделайте вывод .
Отчет о проделанной работе оформите в таблице.
Таблица 2. Общие химические свойства кислот.
Название опыта | Уравнение химической реакции. Наблюдения. | Выводы |
Группа 1. Задание 1. | ||
Группа 1. Задание 2. | ||
Группа 2. Задание 1. | ||
Группа 2. Задание 2. | ||
Группа 3. Задание1. | ||
Группа 3. Задание 2. | ||
Группа 4. Задание 1 | ||
Группа 4. Задание 2. |
Сделайте общий вывод о химических свойствах кислот.
Почему кислоты органические и неорганические обладают общими свойствами?
Учитель. В качестве закрепления проведём тест.
Выбери правильный ответ.
1 вариант.
А-1 С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота: а)Al б)Hg в)Zn А-2 В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты: а)синий б)малиновый в)красный А-3 Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется: а)замещения б)нейтрализации в)соединения А-4 В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает: а)чёрный осадок
б)красный осадок
в) белый осадок
А-5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
2 вариант
А-1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
А-2 Кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
А-3. Самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
А-4.
Первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
А-15. Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
Демонстрируем правильные ответы, учащиеся осуществляют самопроверку, выставляют себе оценку: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Домашнее задание: §20,упр.4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Обобщение сведений по классам неорганических соединений.
Обобщить, систематизировать, проконтролировать знания учащихся по данной теме и развить у них познавательный интерес....
Урок-обобщение по теме: "Классы неорганических соединений с использованием интерактивной доски", 8 класс химия
Урок, созданный с целью: - акцентировать внимание учащихся на основных признаках и свойствах веществ, как представителей классов нео...
Обобщающий урок по теме: "Органические и неорганические кислоты" 11 класс 02.04.2013
Показано обобщение и углубление знаний в сравнении химических свойств органических и неорганических кислот....
Урок-обобщение "Классы органических соединений". 10 класс
Обобщить материал по классам органических соединений....
Разработка урока по теме "Органические и неорганические кислоты"
Предлагаемые задания помогут обобщить и систематизировать знания учащихся о кислотах. ( урок рассчитан на 90 минут учебного времени)...
Методическая разработка теоретического занятия "Водородные соединения неметаллов. Оксиды. Кислоты органические и неорганические"
Предлагаемая методическая разработка предназначене для учащихся 11 - класса, а также для студентов I курса медицинских колледжей....
Открытый урок в 8 кл на тему "Кислоты органические и неорганические"
Урок в 8 кл изучения нового материала на тему "Кислоты органические и неорганические"...