Мероприятие по химии посвященное 300 летию со дня рождения М. В. Ломоносова
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
на примере гениальной и талантливой личности М.В. Ломоносова и его вклада в становление науки показать необходимость учения, самосовершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_lomonosov.pptx | 146.07 КБ |
m._v._lomonosov.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 В А С И Л И Й 2 3 4 5 6 7 8 9
1 В А С И Л И Й 2 М О С К В А 3 4 5 6 7 8 9
1 В А С И Л И Й 2 М О С К В А 3 Г Е Р М А Н И Я 4 5 6 7 8 9
1 В А С И Л И Й 2 М О С К В А 3 Г Е Р М А Н И Я 4 Д Ь Я Ч О К 5 6 7 8 9
1 В А С И Л И Й 2 М О С К В А 3 Г Е Р М А Н И Я 4 Д Ь Я Ч О К 5 Д Е В Я Т Н А Д Ц А Т Ь 6 7 8 9
1 В А С И Л И Й 2 М О С К В А 3 Г Е Р М А Н И Я 4 Д Ь Я Ч О К 5 Д Е В Я Т Н А Д Ц А Т Ь 6 Х О Л М О Г О Р Ы 7 8 9
1 В А С И Л И Й 2 М О С К В А 3 Г Е Р М А Н И Я 4 Д Ь Я Ч О К 5 Д Е В Я Т Н А Д Ц А Т Ь 6 Х О Л М О Г О Р Ы 7 С К О Р П И О Н 8 9
1 В А С И Л И Й 2 М О С К В А 3 Г Е Р М А Н И Я 4 Д Ь Я Ч О К 5 Д Е В Я Т Н А Д Ц А Т Ь 6 Х О Л М О Г О Р Ы 7 С К О Р П И О Н 8 Н О Я Б Р Ь 9
1 В А С И Л И Й 2 М О С К В А 3 Г Е Р М А Н И Я 4 Д Ь Я Ч О К 5 Д Е В Я Т Н А Д Ц А Т Ь 6 Х О Л М О Г О Р Ы 7 С К О Р П И О Н 8 Н О Я Б Р Ь 9 К И Е В
Предварительный просмотр:
Мероприятие по химии
«300летию со дня рождения М. В. Ломоносова посвящается…» Класс: 8, 9
Цели:
- ознакомить учащихся с основными фактами о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
- закрепить умение работать в группах; умение выделять главное, мобилизовать творческие способности учащихся;
- на примере гениальной и талантливой личности М.В. Ломоносова и его вклада в становление науки показать необходимость учения, самосовершенствования.
Оборудование:
мультимедийный проектор,компьютер, презентация, фильм по теме, кроссворд и вопросы к нему на листочках для команд и в электронном виде, элементы костюмов для поэтической сценки о Ломоносове.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя Мы вступили в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в жизни человека. Без знаний скоро нельзя будет работать, приносить пользу обществу, ибо физический труд взяли на себя машины, роботы; все вычисления, чертежи, расчёты, отчеты, планирование выполняют компьютеры. А значит, человеку остаётся только думать, выдвигать новые идеи. Именно поэтому важно приобретать знания, быть профессионалом. История науки знает много примеров гениальных ученых ,которым удалось изменить представления современников о многих явлениях. Среди них имя М. В. Ломоносова занимает особое место.
В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин)..
Ученик:
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучал и цвет.
Он создал Университет.
Своей рискуя головой,
Разряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
И как сказал о нем поэт:
«Он сам был – университет!»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые учащиеся и гости мероприятия! Сегодняшняя наша встреча посвящена выдающемуся ученому-М.В. Ломоносову. Золотыми буквами в историю науки вписано его имя . Образ его вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения прежде всего по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний, поэтому в истории великих людей он представляет особое исключительное явление. Мы постараемся хоть немножко раскрыть тот огромный вклад, который Ломоносов внес в развитие такой науки, как химия.
Итак, нам предстоит узнать прежде всего некоторые факты из жизни Михаила Васильевича. Представляем вашему вниманию отрывок из документального фильма о детстве Ломоносова. Команды, будьте внимательны : ваша задача- ответить на вопросы после просмотра.( 3.26-10.06)
(просмотр фильма; учащиеся двух команд отвечают на вопросы)
Ведущий: А теперь команды по очереди озвучивают вопросы и отвечают на них.
1.Где и когда родился М. В. Ломоносов?
2. Назовите любимые книги юного Ломоносова.
3.Сколько было лет Ломоносову, когда он покинул родной дом и ушел учиться?
4.В какое учебное заведение поступил Ломоносов, скрыв свое крестьянское происхождение?
5.Труды каких ученых повлияли на формирование мировоззрения М. В. Ломоносова?
6. Куда был зачислен Ломоносов после Славяно- греко- латинской академии как один из лучших учеников?
Ведущий:
До Ломоносова химия, в противоположность физике, многими не считалась наукой, а относилась к категории искусств. Ломоносов впервые определил химию как науку о превращениях веществ.
Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Он развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Доказал, что все тела состоят из молекул, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о цвете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на Венере, объяснил происхождение многих полезных ископаемых, открыл первую химическую лабораторию. Давайте вновь обратимся к фильму и посмотрим отрывок , в котором говорится о Ломоносове- ученом.
( просмотр отрывка)(13.48-15.55)
Ведущий: Как вам известно, Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ. Кто может его сформулировать? (учащиеся формулируют закон)
Отлично, а теперь посмотрим опыт, доказывающий этот закон. Ведь какая же химия без опыта?
( просмотр химического опыта )
Ведущий: В 1745 году М.В.Ломоносов опровергает широко признанное в то время учение Роберта Бойля о том, что в горении участвует особая теплотворная материя «Теплород» или «флогистон».
История о том, как искал секрет горения, и о том, как много сделал для науки великий русский ученый М.В.Ломоносов.
1 ученик: (в руках листы)
Ломоносовым подан рапоʹрт:
«Мне потребно десяток ретоʹрт,
Соли пуд, купороса, угля,
Все химических опытов для.
И дубовых досок для полов».
Отпустили… пятнадцать рублев!
Вставал он ни свет, ни заря,
Ни минуты, потраченной зря.
Только опыт, да точный расчет.
В канцелярию подан отчет.
Что потратил – в отчете есть,
А что сделал – потомкам не счесть.
2 ученик:
Было ложное ученье,
Был неправильный закон:
«Что подвержено горенью,
То содержит флогистон». ( на листе слово Флогистон)
«Флогистон» - горючий значит.
Он из печки в небо скачет.
Если дым со всех сторон –
Разгулялся флогистон.
Ведущий:
Санкт-Петербург, 1750 год.
Собрались мужи ученые,
Занимали кресла точеные,Рукава белели манжетами,
А на шеях – цепочки с ларнетами.
Парики обсыпаны пудрою.
Говорили все речи мудрые.
Обсуждали вопрос горения,
Почерненья веществ, побурения.
1 ученик:
«В полной мере я соглашусь,
Что огонь – материя.»
Теплород – флогистон по-научному.
Рады слову все благозвучному.
«Флогистон объясняет горение».
Все кивнули в знак одобрения.
Ведущий:
Говорит другой:
-Я поверю вам.
Все видали горение дерева.
Потемнеет оно и скрючится:
Флогистон из него улетучится.
Флогистон объясняет горение.
Все кивнули в знак одобрения.
Вдруг Ломоносов входит в зал,
О фартук руки вытер:
Ломоносов:
- Я все проверил, доказал.
- В запаянной реторте
Свинец я грею. Отчего
Металла потемненье?
2 ученик:
- Забрался флогистон в него, С теплом проник он сквозь стекло.
Ломоносов:
- Не в этом суть горенья!
Реторту запаял я сам.
Я верю числам и весам.
Ничуть не изменился вес
Реторты раскаленной.
Нет, сквозь стекло он не пролез,
Ваш флогистон хваленный!
Ведущий:
Молчат ученые мужи!
Ты им попробуй, докажи!
1 ученик:
- А все ж свинец темнее стал!
Ломоносов:
- Часть воздуха вошла в металл,
И оттого он черный!
Ведущий:
Не знали слова кислород,
Но видел далеко вперед
Великий наш ученый!
Ведущий: Подводя итоги жизни и научным изысканиям великого ученого, предлагаем командам кросссворд по теме нашего мероприятия.
- Как звали отца Ломоносова?
- В какой город отправился юный Ломоносов, покинув отчий дом?
- В какой европейской стране учился Ломоносов?
- Кем был первый учитель Ломоносова?
- Сколько было лет Ломоносову, когда он покинул родной дом?
- Около какого города родился Ломоносов?
- Кем по знаку зодиака был Ломоносов?
- В каком месяце родился Михаил Васильевич?
- Куда уходит из Москвы в поисках новых знаний М.В.Ломоносов?
1 | В | А | С | И | Л | И | Й | |||||||
2 | М | О | С | К | В | А | ||||||||
3 | Г | Е | Р | М | А | Н | И | Я | ||||||
4 | Д | Ь | Я | Ч | О | К | ||||||||
5 | Д | Е | В | Я | Т | Н | А | Д | Ц | А | Т | Ь | ||
6 | Х | О | Л | М | О | Г | О | Р | Ы | |||||
7 | С | К | О | Р | П | И | О | Н | ||||||
8 | Н | О | Я | Б | Р | Ь | ||||||||
9 | К | И | Е | В |
Ведущий: Команды прекрасно справились с заданием. Однако мероприятие подходит к логическому завершению. Чем же вам запомнился Ломоносов? Первой команде предлагается подобрать прилагательные( пять), которые описывают великого ученого- каким же он был? А вторая команда подберет пять существительных и ответят на вопрос « Кто такой Ломоносов?»
(Команды работают над заданием)
Ведущий: А.С.Пушкин писал о нем:
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, М.В.Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник. Он создал первый университет, он, лучше сказать, был первым нашим университетом».
Надеемся это мероприятие открыло для вас много нового и интересного. А жизнь и творчество М. В. Ломоносова вдохновят вас на изучение такой интересной и важной науки как химия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный праздник, посвященный 300-летию со дня рождения В.М. Ломоносова
Внеклассное мероприятие....
Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов "Он сам был первым нашим университетом", посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной...
внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....
Игра, посвященная 300-летию со Дня рождения М.В.Ломоносова.
Игра раскрывает все грани таланта Великого русского ученого.Задания, предлагаемые командам, затрагивают не только вопросы химии,но и других предметов. Это дает возможность проявить себя не только тем,...
Внеклассное мероприятие "Пресс-конференция ,посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова" для учеников 4 класса
Задачи занятия: Образовательные: Повторить основные действия с натуральными числами. Познакомиться с деятельностью М. В. Ломоносова. Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных компе...
Внеклассное мероприятие "Северный Леонардо", посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Представлены подробный план проведения мероприятия с презентация PowerPoint...
Методическая разработка литературной игры, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Зпо Познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова, вызвать интерес к литературному творчеству ученого, воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова....