Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений химического и биологического профилей.
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».
Пояснительная записка
Обеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса на современном этапе. Важнейшая роль принадлежит химизации и защите урожая от вредителей, заболеваний растений, так как внедрение индустриальных технологий практически не возможно без проведения защиты растений от посева до сбора урожая. Сбор больших урожаев овощей и фруктов зависит в значительной мере от умелого и своевременного использования средств борьбы с вредителями и заболеваниями растений, убытки от которых бывают значительными.
Рост производства и обеспечение сельскохозяйственных предприятий высокоэффективными средствами защиты растений, использование их более масштабно среди населения требует подготовки специалистов, знающих правила безопасного применения этих средств с учетом обеспечения охраны окружающей среды.
Изучение элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» взаимосвязана с курсами органической и неорганической химии, а также с ботаникой и зоологией.
Программа курса раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны использования химических и биологических знаний. Изучение программы элективного курса требует от учащихся базовых знаний:
- общая характеристика растворов и способы выражения их составляющих;
- классификация и характерные реакции катионов и анионов;
- методы общего анализа;
- умение и навыки обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- знать строение насекомых, их развитие, общие сведения о физиологии растений, особенности их дыхания, ассимиляции, нарушения жизненных процессов растений.
Большое значение при изучении элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» отводится формированию у учащихся системы главных понятий, которые состоят из четырех этапов:
- первый этап начинается с изучения понятий: строение органических и неорганических веществ, их свойств; насекомые и растения, их морфологические и систематические признаки. Эти понятия должны изучаться до прохождения элективного курса по химии, зоологии, ботаники;
- второй этап предполагает более глубокое раскрытие основных понятий об особенностях строения вредителей, заболеваний растений; изучения метода количественного анализа органических и неорганических веществ;
- на третьем этапе даются сведения о химической и биологической защите растений, состав и применение пестицидов;
- четвертый этап предполагает изучение таких понятий, как исследовательское использование пестицидов при обработке растений и основные правила обработки растений пестицидами.
Программа курса рассчитана на 34 часа: теоретических- 15 часов; практических- 19 часов. Занятия рекомендую начинать, когда учащиеся уже ознакомлены с органической химией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
УВК «Школа-коллегиум»№14 Симферопольского городского совета
Программа элективного курса
для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учебных заведений
химического и биологического профилей
Автор программы элективного курса
Учитель химии высшей категории
Голубятникова Ирина Сергеевна
УВК «Школа-коллегиум»№14 г. Симферополя
Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».
Пояснительная записка
Обеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса на современном этапе. Важнейшая роль принадлежит химизации и защите урожая от вредителей, заболеваний растений, так как внедрение индустриальных технологий практически не возможно без проведения защиты растений от посева до сбора урожая. Сбор больших урожаев овощей и фруктов зависит в значительной мере от умелого и своевременного использования средств борьбы с вредителями и заболеваниями растений, убытки от которых бывают значительными.
Рост производства и обеспечение сельскохозяйственных предприятий высокоэффективными средствами защиты растений, использование их более масштабно среди населения требует подготовки специалистов, знающих правила безопасного применения этих средств с учетом обеспечения охраны окружающей среды.
Изучение элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» взаимосвязана с курсами органической и неорганической химии, а также с ботаникой и зоологией.
Программа курса раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны использования химических и биологических знаний. Изучение программы элективного курса требует от учащихся базовых знаний:
- общая характеристика растворов и способы выражения их составляющих;
- классификация и характерные реакции катионов и анионов;
- методы общего анализа;
- умение и навыки обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- знать строение насекомых, их развитие, общие сведения о физиологии растений, особенности их дыхания, ассимиляции, нарушения жизненных процессов растений.
Большое значение при изучении элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» отводится формированию у учащихся системы главных понятий, которые состоят из четырех этапов:
- первый этап начинается с изучения понятий: строение органических и неорганических веществ, их свойств; насекомые и растения, их морфологические и систематические признаки. Эти понятия должны изучаться до прохождения элективного курса по химии, зоологии, ботаники;
- второй этап предполагает более глубокое раскрытие основных понятий об особенностях строения вредителей, заболеваний растений; изучения метода количественного анализа органических и неорганических веществ;
- на третьем этапе даются сведения о химической и биологической защите растений, состав и применение пестицидов;
- четвертый этап предполагает изучение таких понятий, как исследовательское использование пестицидов при обработке растений и основные правила обработки растений пестицидами.
Программа курса рассчитана на 34 часа: теоретических- 15 часов; практических- 19 часов. Занятия рекомендую начинать, когда учащиеся уже ознакомлены с органической химией.
Учебный план элективного курса «Химическая и биологическая защита растений».
№ занятий | Тема занятий | Часы теоретические | Часы практические |
1 | Способы защиты растений в общей системе способов борьбы с вредителями, заболеваниями сельскохозяйственных культур и сорняками. | 1 | 1 |
2 | Вредители, болезни сельскохозяйственных культур и сорняки. | 2 | |
3 | Насекомые-вредители садовых культур. | 2 | |
4 | Методы борьбы с вредителями, болезнями растений, с сорняками. | 1 | |
5 | Практическая работа №1. Основные правила техники безопасности при работе с химическими и биологическими средствами защиты растений. | 1 | |
6 | Практическая работа №2. Исследование свойств формальдегида | 1 | |
7 | Практическая работа №3. Протравливание семян. | 1 | |
8 | Влияние пестицидов на окружающую среду и санитарно-гигиеническое применение пестицидов. | 1 | |
9 | Химические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. | 2 | |
10 | Практическая работа №4.Качественное и количественное определение хлорофоса. | 2 | |
11 | Биологические способы борьбы с вредителями: синтетические биопрепараты и препараты растительного происхождения. | 2 | |
12 | Практическая работа№5.Способы приготовления и применение препаратов из растений. | 1 | |
13 | Практическая работа №6.Приготовление растворов для опрыскивания растительных культур. | 1 | |
14 | Заболевания растений и борьба с ними. | 3 | |
15 | Практическая работа №7.Приготовление растворов медного и железного купоросов и их анализ. | 3 | |
16 | Практическая работа №8.Приготовление раствора бордовской смеси и ее анализ. | 3 | |
17 | Практическая работа №9.Приготовление серно-известнякового отвара и определение его концентрации. | 1 | |
18 | Гербициды - способ борьбы с сорняками. | 1 | |
19 | Обработка растений пестицидами и другими средствами защиты растений. | 1 | |
20 | Основные правила обработки растений пестицидами и другими средствами защиты растений. | 1 | |
21 | Практическая работа №10.Определение действий хлоридгидроксида меди на листья растений. | 1 | |
22 | Конференция «Что летом уродилось, то зимой пригодилось». | 2 | |
15 | 19 | ||
Всего: | 34 ччччачаса | ||
|
Рекомендации химических и биологических исследований занятий элективного курса «Химическая и биологическая защита растений».
Тема занятий | Исследования |
Исследование свойств Формальдегида. | 1.Качественные реакции на формальдегид: А) цветная реакция с резорцином; Б) реакция с фуксиносероводородной кислотой; 2.Окисление формальдегида: А) аммиачным раствором гидроксида серебра; Б) гидроксидом меди. |
Протравливание семян. | 1.Приготовление раствора перманганата калия заданной концентрации. 2.Проведение протравливания семян. |
Качественное и количественное определение хлорофоса. | 1.Приготовление раствора хлорофоса. 2.Качественный анализ хлорофоса: А) реакция с гидроксидом натрия Б) реакция с раствором нитрата серебра. 3.Количественный анализ хлорофоса методом нейтрализации. |
Способы приготовления и использования препаратов из растений. | 1.Приготовление настоев из растений: А) лука; Б) табака; В) ромашки; Г) чеснока. |
Изготовление ловушек и их использование. | 1.Изготовление ловушек на основе химических средств борьбы с вредителями. 2. Сравнение химического метода борьбы с другими методами. |
Приготовление и анализ растворов медного и железного купоросов. | Приготовление растворов: А) медного купороса; Б) железного купороса. 2. Качественный анализ раствора медного купороса: А) реакция с раствором аммиака; Б) реакция с хлоридом бария. 3. Качественный анализ раствора железного купороса; А) реакция с гексоцианофератом (111)калия; Б) реакция с хлоридом бария. Количественный анализ растворов: А) медного купороса методом йодометрии; Б) железного купороса методом перманганатометрии. |
Приготовление раствора бордовской смеси и ее анализ. |
|
Приготовление известково - серного отвара. | 1.Приготовление известково-серного отвара и определение его плотности и концентрации. |
Изучение воздействия хлороксида меди на листья растений. | 1.Приготовление раствора хлороксида меди нужной концентрации. 2.Изучение действия раствора хлороксида меди на листья растений. |
Основные требования к знаниям и навыкам учащихся после изучения элективного курса «Химическая и биологическая защита растений»:
- Требования к знанию теоретического материала:
а) знать основные признаки царства Фауны, сведения о строении, процессы жизнедеятельности и многообразие видов животных;
б) понимать взаимосвязь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности животных, а также с их средой обитания;
в) знать основные группы вредителей растений, часто встречающиеся заболевания сельскохозяйственных культур и их причины, а также сорняки;
г) Владеть знаниями основных методов аналитической химии, общей характеристикой растворов и способами выражения их составляющих; суть классификации катионов и анионов и методы их определения; знать методы количественного анализа, значение каждого из них;
д) уметь пользоваться понятиями эквивалент, молярная масса, титр; знать химические и биологические средства защиты растений, их особенности и регламент применения.
2.Требования к выполнению химического эксперимента:
А) знать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
Б) иметь навыки пользования лабораторными весами, мерной посудой, владеть методом титрования, приготовления растворов нужной концентрации, уметь выполнять нужные расчеты;
В) знать качественные реакции на катионы и анионы, и органические соединения.
3. Требования к выполнению биологического эксперимента:
А) проводить наблюдения за живыми организмами в природе;
Б) уметь определять виды живых организмов, пользуясь определенными таблицами.
4. Требования к знаниям химии:
А) уметь составлять уравнения реакций, характеризующие свойства органических и неорганических веществ.
Учебно – тематическое планирование.
Тема | Всего часов | Аудиторных Аудиторных | Внеаудиторных | Практических | Формы контроля |
Способы защиты растений в об- щей системе борьбы с вредителями ми и болезнями растений. | 1 | 1 | Устный опрос | ||
Вредители, болезни сельскохозяйственных культур и сорняки. | 2 | 2 | Устный опрос | ||
Насекомые - вредители садовых культур. | 2 | экскурсия | Отчет по экскурсии | ||
Методы борьбы с вредителями и болезнями растений. | 1 | 1 | Устный опрос | ||
Практическая работа№1.Правила ТБ при работе с химическими и биологическими средствами защиты растений. | 1 |
| 1 | Устный опрос | |
Практическая работа№2.Иссле дование свойств формальдегида. | 1 |
| 1 | Оформление таблицы | |
Практическая работа№3. Про- травливание семян. | 1 | 1 | Отчет | ||
Влияние пестицидов на окружающую среду, использование пестицидов. | 1 | 1 | УО | ||
Химические способы борьбы с вредителями. | 2 | 2 | УО | ||
Практическая работа№4.Качест венное и количественное опре- деление хлорофоса. | 2 | 2 | Оформление таблицы | ||
Биологические способы борьбы с вредителями. | 2 | 2 | УО | ||
Практическая работа№5.Способы приготовления и использования препаратов из растений. | 1 | 1 | Отчет о практической работе. | ||
Практическая работа№6.Изготовление ловушек и их применение. | 1 | 1 | Изготовить ловушку для насекомых. | ||
Заболевания растений и борьба с ними. | 3 | 2 | 1 | Устный опрос | |
Практическая работа№7. Приготовление растворов медного и железного купоросов, их анализ. | 3 | 1 | 2 | Отчет о практической работе. | |
Практическая работа№8.Приготов ление раствора бордовской смеси | 3 | 1 | 2 | Отчет о практической работе | |
Практическая работа№9.Приго- товление известково-серного отва- ра и определение концентрации. | 1 | 1 | Отчет о практической работе. | ||
Гербициды как средство борьбы с сорняками. | 1 | 1 |
| ||
Обработка растений пестицидами И другими средствами защиты растений. | 1 | 1 | 1 | Устный опрос | |
Основные правила обработки растений по защите от вредителей | 1 | 1 | |||
Практическая работа№10.Определение действия хлорокиси меди на листья растений. | 1 | 1 | Отчет о практической работе | ||
Итоговая конференция. | 2 | 2 | Задания к рефератам. | ||
Список рекомендованной литературы
1.Альманах сад и огород.- М. , Агропромиздат, 1991.- 65с.
2.Афанасьев А.И., Груздев Г.С., Дмитриев Л.Б. Практикум по химической защите растений. – М.Колос,1983.- 223с.
3.Волевачев В.Н. Применение пестицидов сократилось.//Защита растений.- 1995.- №9.- с.12-13.
4. Груздев Г.С., Зинченко В.С., Калинин В.А. Химическая защита растений. - М. Колос, 1980.-448с.
5.Грапов А.Ф. Пестициды разумный риск.// Химия и жизнь.- 1991.- №1.- С.8-14.
6.Давидов В.Д., Черкесова Д.И.В саду, на огороде, пасеке.- К. Урожай, 1992.-228с.
7.Держаков В.Д. Сад и огород любителя. Донецк: Литера, 1991.-336с.
8.Коппел Х., Мертинс Дж. Биологическое подавление вредных насекомых.- М. , Мир,1980.-500с.
9.Корчагин В.Н. Защита растений от вредителей и болезней на садово-огородном участке.- М., Агропромиздат,1988.-317с.
10.Логвинов Н.Я., ВоскресенскийА.Г. Аналитическая химия.- М., Просвещение,1991.
11.Савковский П.П. Атлас вредителей плодовых и ягодных культур. К., 1990.
12.Смолина Т.А., Васильева Н.В.Практические работы по органической химии. - М., Просвещение.
13. zarip-ovosch.ru/bolezni. Защита растений от болезней и вредителей.
14.sibbio.ru/products/protect. Биологические средства защиты растений.
15.agromagistral.ru/protection. Средства защиты растений.
16.landart.ru/03- uhod/b – sovet/03boszr1.htm. Средства защиты растений от болезней, вредителей и сорняков.
17.chem 21.info. Средства и методы защиты растений, борьба с вредителями.
18.cnshb.ru/akdil/0038/base/k123.shtm. Насекомые вредители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"
Курс является элективным и предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"
Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»
Данный курс нацелен на углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...
Учебно-методический материал. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Введение в инженерную графику"
Особенность курса «Черчение» в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе для 9 классов – его чрезмерная сжатость, всего один час ...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Рабочая учебная программа элективного курса по математике для 10 класса общеобразовательных школ "Уравнения и неравенства:нестандартные способы решения".
Данная рабочая программа элективного курса предоставляет учащимся более полное обощение материала школьного курса уравнений и нераавенств, знакомит с нестандартными способами решения и позволяет качес...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы "Экология и безопасность"
Рабочая программа элективного курса для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы "Экология и безопасность"...