Урок-игра "На перекрестках наук"
план-конспект занятия по химии (11 класс) по теме

В занимательной и игровой форме предложены задания с интеграцией с другими науками. Данный урок может быть использован для повторения и обобщения материала не только в 11 классе. Задания могут быть использованы и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-_11_klass_khimiya_i_yazykoznanie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «На перекрестках наук»

       ХИМИЯ И ЯЗЫКОЗНАНИЕ

  1. В русском названии какого химического элемента, состоящего из 7 букв, только 2 буквы не повторяются    (водород)
  2. Переведите на русский язык с английского следующее предложение: «Under usual conditions hydrogen  is a colourless and an odourless gas”   ( При обычных условиях водород  - газ без цвета и запаха)
  3. В названии каких элементов входят местоимения  ( неон, криптон, мышьяк)
  4. Придумайте не менее трех синонимов названия «поваренная соль»   (хлорид натрия, каменная соль, пищевая соль)
  5. Добавьте буквы в начале или в конце слова, чтобы получились названия химических элементов  (бар  -  барий,  ром  -  бром,  желе  -  железо,  ель  -  никель,   тина  -  платина,  маг  -  магний,  ребро  -  серебро, три  - натрий,  лото  -  золото)

Переведите с химического на русский язык фразы:

  1. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине.

(Недосол на столе, пересол на спине)

  1. Уходит как «аш-два-о» в оксид кремния.

(Уходит как вода в песок)

  1. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.

(Алмаз чистой воды)

  1. Прозрачен, как сплав осксида свинца и кремния с карбонатом натрия.

(Прозрачен, как хрусталь)

  1. Много оксида углерода утекло с тех пор.     (Много воды утекло с тех пор).

Переведите фразы, подобрав противоположные по смыслу слова:

  1. Гладь неметалл, пока холодно.  (Куй железо, пока горячо)
  2. Не та грязь, что тусклая.  (Не все то золото, что блестит)
  3.  Звери живут за неметалл.  (Люди гибнут за металл)
  4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы,  (Прошел огонь, воду и медные трубы)
  5. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.

        ХИМИЯ И ЛИТЕРАТУРА

1. Какие поговорки и пословицы включают названия химических элементов ( слово – серебро, молчание – золото)

2. В произведениях какого писателя-фантаста, содержатся более ста научных предсказаний, многие уже получили технические решения  (Жюль Верн)

3. Как следует понимать выражения: «золотая молодежь», «золотая середина»   (богатая, аристократическая молодежь, прожигающая жизнь; оптимальное решение)

4.Вспомните автора строк:

«Я помню время золотое…»     (Тютчев)

«Трава молодая – степной малахит»  (Светлов)

«А за окошком в первом  инее

Лежат поля из алюминия»    (Вознесенский)

5.Отгадайте загадки:

  1. Меня в составе мрамора найди,

Я твердость придаю кости,

В составе извести еще меня найдешь.

Теперь меня ты верно назовешь   (Кальций)

  1. Серебристо-белый и активный очень,

Горит под водой, он, между прочим,

Сверканье бенгальским огням придает

И в Новый год детям радость несет      (Магний)

  1. На букву «и» мое название,

Я с платиной дружу,

И в короне для красавиц

Вместе с золотом вхожу     (Иридий)

  1. Этому металлу  -  хвала и честь,

С  ним получается «белая жесть».

Покрывают им сталь слегка,

Тогда для консервов посуда годна   (Олово)

  1. Я почти что осьминог.

Только в море не живу.

В периодической системе

В группу с платиной вхожу    (Осмий)

  1. К восьмой группе отнесен,

В честь России назван он   (Рутений)

  1. Праславлен всеми письминами

Металл, испытанный огнем.

Манил к себе людей веками.

Алхимик жил с мечтой о нем  (Золото)

  1. Давно известно человеку:

Она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она   (Медь)         

                                 ХИМИЯ И ИСТОРИЯ

1. Во время похода А. Македонского в Индию офицеры его армии страдали кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье были одинаковыми, а вот посуда разная. Из чего была сделана посуда  (серебро)

2. Назовите причину падения Римской империи  (свинец)

3. Какие элементы названы в честь героев Древней мифологии  (титан, тантал, ниобий – дочь Тантала, торий – скандинавское божество)

                                 ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ

1.С какой целью проводят рыхление почвы (увеличивается доступ кислорода из воздуха и уменьшается испарение воды из верхнего слоя почвы)

2.Почему под слой почвы в парниках и теплицах закладывают навоз (при гниении выделяется теплота, образуются вещества, необходимые растениям)

3.Почему запрещается пасти скот, собирать ягоды и грибы в зеленой зоне, прилегающей к автомагистрали (выхлопы автомобилей содержат вредные вещества, которые могут накапливаться в растениях)

4.Какое вещество Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»  (вода)

5.В какой капусте содержится много иода  (морская капуста)

   ХИМИЯ И МЕДИЦИНА

1.Какие вещества используют в медицине ( перманганат калия, перекись водорода, ляпис, хлорид натрия)

2. Недостаток какого элемента в организме вызывает у человека кариес (фтор)

3. Какой металл придает нашей крови красный цвет  (железо)

4. Какая кислота находиться в желудке здорового человека ( соляная)

5. Какой газ использовался в качестве первого наркоза (веселящий газ  - закись азота)        

                                    ХИМИЯ И ГЕОГРАФИЯ

1.Перечислите элементы, названные в честь стран (германий, франций, полоний, рутений, галлий)

2. В названии каких элементов можно прочитать названия рек  (радон, нильборий, индий, полоний)

3. Названия каких элементов произошли от названия столиц европейских государств  (гольмий- Стокгольм, лютеций, гафний – древнее названия Парижа и Копенгагена)

4. Название какого полуострова звучит в названии элемента  (скандий  - скандинавский полуостров)            

                                    ХИМИЯ И ФИЗИКА

1.Можно ли заполнить газообразным кислородом полбаллона ( нельзя, молекулы газа занимают весь предоставленный объем)

2. Почему молекулы газов входящих в состав атмосферы газов, двигаясь во все стороны, не покидают Землю, не улетают в космическое пространство  (скорость молекул меньше скорости, которая необходима для выхода в космос -11,2км/с)

3.Подъемная сила водорода больше, чем у гелия, но для заполнения шаров используют гелий. Почему? (водород взрывоопасен)

4. На листе жести лежит вата смоченная бензином. Рядом зажигаем свечу. Почему через некоторое время вата вспыхивает  (диффузия молекул бензина, высокая летучесть)

Литература:

  1. Дмитриенко Э.М., Шевченко Н.И. и др. Предметная неделя химии в школе, Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.
  2. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии, М.. «5 за знания», 2006.
  3. Маркина И.В. Современный урок химии, Ярославль «Академия развития», 2008.
  4. Сгибнева.Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии, Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Сердце, отданное науке"

Урок-игра по физике предназначена для учащихся 7-8 класса. Игра знакомит с деятельностью жизнью тог или иного ученого. Вопросы, задаваемые во время игры контролируют знания учащихся поданной теме"Меха...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Мастер-класс Академия весёлых наук. Урок – игра «Словесные раскопки»

Внеклассное занятие по русскому языку для 6 класса...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Интел-микс «На перекрестке наук»»

Тип мероприятия: внеклассное мероприятие естественно-научной направленности.Форма проведения: интерактивная игра.Цель: систематизация знаний обучающихся по физике, химии, биологии, экологии и астроном...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...